Правовые аспекты саморегулирования в рекламной деятельности в России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы и правила общественного контроля в свете реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Нормативные.
Advertisements

Ассоциация экспортеров Узбекистана Идея создания Ассоциации экспортеров Узбекистана: Концепция и Цели.
Заседанию Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности года Июнь 2012 Роль национальных объединений в системе.
Основные направления деятельности Союза Российских Пивоваров на гг. А.О.Артемьев Заместитель Председателя Совета Союза Президент ОАО «Пивоваренная.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (проект) Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» |
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Защита прав субъектов коммерческих отношений Тема 10.
11 ноября 2009 г. Докладчик: Кононов Петр Владимирович – начальник отдела ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «Уголовно-исполнительное право» Презентация на тему: «Понятие уголовно-исполнительной политики и её место в политике государства в сфере.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Создание саморегулируемых организаций в транспортной и других отраслях экономики Владимир Сергеев, председатель Совета директоров Российской Ассоциации.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Детские и молодежные общественные объединения и организации.
Детские и молодежные общественные организации как партнеры ученического самоуправления.
Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики.
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
42 ВСЕМИРНЫЙ РЕКЛАМНЫЙ КОНГРЕСС ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва, 2010 г. С.А. Пузыревский, начальник.
Роль саморегулирования на фармацевтическом розничном рынке Докладчик: Неволина Е.В., Исполнительный директор НП «Аптечная гильдия»
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Транксрипт:

Правовые аспекты саморегулирования в рекламной деятельности в России

Саморегулирование рассматривается и как закрепляемый законом способ регулирования общественных отношений. Вполне справедливо утверждение, что саморегулирование существует не изолированно, а в одной системе с государственным регулированием, взаимодействует с ним и в отдельных случаях заменяет его. Саморегулирование находится в рамках закона, не противоречит, а дополняет и конкретизирует установленные законом правила и формирует практику их применения. В 1990-х гг. система саморегулирования находилась в стадии институционального становления. Федеральным законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" предусматривалось право субъектов рекламной деятельности на создание различных профессиональных объединений в рассматриваемой сфере. Однако их формирование происходило бессистемно, а их деятельность не имела четких правовых очертаний, требующих признания международных актов, включающих обычаи и правила делового оборота рекламы как разновидности нормативных регуляторов на территории Российской Федерации

Саморегулирование и саморегулируемые организации в рекламе: отечественная практика Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" содержит "общее" легальное понятие саморегулирования. Согласно пункту 1 ст. 2 этого Закона под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль над соблюдением требований стандартов и правил в этой области. В отличие от легального понятия более "емкое" определение саморегулирования звучит следующим образом: регулирование субъектами рынка своей деятельности и контроль над соблюдением установленных ими же правил. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" не содержит определения саморегулирования. Однако, как представляется, оно немногим отличается от указанного выше, которое может быть, в частности, адаптировано под определение сущности и практики саморегулирования в рекламе. Выделение в отдельных сферах деятельности саморегулирования как самостоятельного правового и общественного института имеет свое определенное значение для их функционирования. В широком смысле саморегулирование является необходимым элементом развитого гражданского общества, частью механизмов негосударственного регулирования общественной жизни

Значение саморегулирования в рекламной деятельности может быть определено рядом важных положений. Так, саморегулирование: - обеспечивает установление неформальных и необходимых правил поведения субъектов рекламного рынка; - заменяет государственное регулирование экономических процессов в сферах, где государственное регулирование показало свою неэффективность и нецелесообразность; - способствует доверию к рекламе со стороны потребителей, а также добросовестной конкуренции субъектов рекламного рынка; - способствует совершенствованию действующего законодательства в сфере рекламы

Предметом саморегулирования в сфере рекламы выступает, как правило, предупреждение негативного воздействия рекламы на ее потребителей. В частности, тематика саморегулирования сводится в основном к запрету неэтичной, заведомо ложной, недостоверной, недобросовестной, скрытой рекламы. Проблема становления и дальнейшего развития саморегулирования в рекламе связывается с отдельными факторами, в своей совокупности способными ускорять либо замедлять процесс институционализации саморегулирование. Саморегулируемость в сфере рекламы зависит от следующих факторов: - представление рекламодателя своему сообществу; - взаимодействие с антимонопольным органом; - возможности обжалования в арбитражный суд нормативных актов о рекламе; - разработка, установление и опубликование правил рекламы, обязательных для рекламного сообщества; соблюдение требований в сфере рекламы; - рассмотрение жалоб на действия рекламодателей; - сбор, обработка и сохранение информации о деятельности СРО, раскрытие которой осуществляется в форме отчетов, в порядке и с периодичностью, которые установлены учредительными иными документами СРО. Приведенные факторы в эффективной динамике позволяют влиять на деятельность участников рекламных правоотношений, характеризующихся обилием и многообразием правовых взаимосвязей.

Субъектами саморегулирования в широком смысле являются некоммерческие (также называемые неправительственные) организации, чьими участниками являются представители рекламного рынка. Потребность развития и функционирования института саморегулирования в рекламе обусловлено общей концепцией перспективного развития общественных отношений с учетом особенностей действующей экономической формации. Внедрение механизма саморегулирования предполагает передачу части контрольных функций на уровень СРО, объединяющих профессиональных участников рекламного рынка. Сообщества профессионалов освобождают государство от выполнения ряда функций, "разгружают" государственные органы. Кроме того, увеличение масштабов рекламного рынка сужает возможности прямого воздействия государства на деятельность его участников. Кроме того, это позволяет поднять на высокий профессиональный уровень применяемые методы воздействия, определять перспективу, пользуясь авторитетом и методами убеждения взамен неэффективного применения юридической ответственности

Отдельную проблему составляют и ограниченные возможности действующего законодательства. Централизованное законодательное регулирование зачастую не учитывает особенности рекламной деятельности, в том числе создания конкретных рекламных продуктов. В связи с этим, наряду с наличием законодательной возможности запрета недостоверной или вводящей в заблуждение рекламы при рассмотрении конкретной ситуации всегда остается налет субъективизма. Кроме того, новые рекламные приемы возникают чаще, чем это можно отразить в законе. И здесь саморегулирование естественным образом может отражать практику решения проблем рекламы и пресечения злоупотреблений со стороны участников рекламного рынка.

Институт саморегулируемых организаций первоначально был введен специальными федеральными законами, первым из которых стал Закон о рекламе 1995 г. В статье 28 этого Закона было предусмотрено, что органы саморегулирования в области рекламы - общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц. В Законе не нашла отражения однозначная видовая характеристика конкретной формы юридического лица, используемого для создания СРО. Это могли быть, как правило, общественное объединение (в форме общественной организации) или ассоциация (союз) юридических лиц. Общие права, предоставляемые законом, практически не указывали на какие-то особые признаки организации, скорее, имелись в виду "стандартные" партнерские отношения государства и некоммерческой организации. Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением (ст. 31 Закона о рекламе 2006 г.). Из предложенного легального определения СРО выявляются особенности их видовой характеристики, в то время как организационно-правовые особенности и конструктивные признаки даются непосредственно в законодательстве о саморегулируемых организациях

Это организации, основанные на членстве. К ним относятся общественные объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Среди основных признаков саморегулирования, выделяемых учеными, называют самообязательство, когда совпадает круг лиц, принимающих и исполняющих решение, добровольность и заинтересованность в принятии и реализации решения, коллегиальная основа, само ответственность. Иногда указание на "добровольность" членства отсутствует, хотя она подразумевается, поскольку приводятся конкретные организационные формы СРО: как указано выше, объединение рекламодателей, реклама изготовителей, рекламораспространителей и иных лиц создается в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства (Статья 31 Закона о рекламе 2006 г.). По общему правилу членство в СРО подразумевается добровольное, однако весь механизм правового регулирования предпринимательских отношений построен на постулате членства в какой-либо саморегулируемой организации, а отсутствие членства в такой организации затрудняет или делает невозможной деятельность такого субъекта. Отсюда можно сделать вывод о некоторой декларативности положения относительно добровольности членства в саморегулируемых организациях

Итак, отметив общие характерные признаки саморегулируемой организации применительно к рекламной деятельности, следует остановиться на практике создания и деятельности рекламных объединений, основанных на принципах саморегулирования. Прежде всего среди таких организаций стоит выделить Общественный совет по рекламе, созданный в России с 1995 г., представляющий собой саморегулируемую организацию. Основными задачами Общественного совета являются: - организация взаимодействия между рекламодателями, рекламораспространителями, рекламопроизводителями и потребителями рекламной продукции, а также государственными органами; - предупреждение и содействие разрешению споров и конфликтов в рекламной сфере; - разработка и реализация системы мер, направленных на создание условий и развитие механизмов саморегулирования рекламной деятельности, формирование цивилизованных норм и правил проведения на рекламном рынке; - содействие созданию правовых условий, обеспечивающих гармоничное взаимодействие интересов заказчика, производителя, распространителя и потребителя рекламы; - развитие профессиональных связей с творческими союзами, общественными организациями как в России, так и за рубежом; - организация и проведение мероприятий (конференций, семинаров, конкурсов), направленных на освещение деятельности рекламного бизнеса, поддержку добросовестной конкуренции, творчества в рекламе; - содействие подготовке высокопрофессиональных кадров для рекламного бизнеса и защиты авторских прав; - проведение независимой экспертизы рекламной продукции. В 1999 г. Общественный совет по рекламе трансформировался в Рекламный совет России (РСР), который в 2001 г. принял Российский рекламный кодекс.

Из "Положения о Комитете по выработке этических норм (стандартов) рекламной деятельности" Рекламного Совета России. 1.1 Комитет по выработке этических норм (стандартов) рекламной деятельности (далее именуется - Комитет) является постоянно действующим рабочим органом Общественного Совета по рекламе, осуществляющим формирование этических норм и выработку стандартов рекламной деятельности. 1.2 Комитет в своей деятельности руководствуется федеральными законами, иными нормативными актами, регулирующими вопросы рекламы на территории Российской Федерации, настоящим Положением, и также решениями Общественного Совета по рекламе. III. ФУНКЦИИ КОМИТЕТА 3.1 Комитет: осуществляет разработку требований в части этики и стандартов рекламной деятельности; подготавливает предложения и осуществляет разработку соответствующих проектов решений Общественного совета по рекламе, законов и нормативных правовых актов; осуществляет координацию деятельности комитетов, комиссий и рабочих групп Общественного Совета по рекламе в сфере формирования этических норм и выработки стандартов рекламной деятельности; проводит предварительную экспертизу рекламы на предмет установления ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и принятым нормам делового оборота; направляет соответствующие рекомендации субъектам рекламной деятельности; организует и проводит мероприятия (конференции, симпозиумы, семинары, конкурсы и т.д.), связанные с этикой и стандартами рекламной деятельности; периодически обобщает и анализирует информацию по вопросам этических норм и стандартов рекламной деятельности и представляет ее Общественному Совету. 3.2 Комитет принимает, в пределах своей компетенции, решения по вопросам выработки этических норм и стандартов рекламной деятельности. По вопросам, требующим решения Общественного Совета по рекламе, Комитет представляет соответствующие предложения.

Кроме того, в Российской Федерации существует ряд организаций, объединяющих субъектов рекламного бизнеса. К ним относятся: - Ассоциация рекламодателей, учрежденная 16 июля 1997 г., которая в качестве основной цели своей деятельности рассматривает создание и утверждение в России системы надежных гарантий свободы рекламы; Наиболее важные задачи: защита интересов членов Ассоциации в отношениях с органами государственной власти, рекламными агентствами, СМИ и широкой общественностью; содействие становлению и развитию эффективной системы саморегулирования рекламной деятельности в России. Основные направления деятельности и субъекты взаимодействия: Федеральное Собрание - раннее оповещение о законодательных инициативах, продвижение собственных законодательных инициатив, поддержка не связанных с конкурентной борьбой индивидуальных интересов членов Ассоциации; Министерство по антимонопольной политике - мониторинг практики применения рекламного законодательства, защита интересов членов Ассоциации; Рекламный Совет России - совершенствование норм саморегулирования рекламной деятельности и практики их применения, защита интересов членов Ассоциации; Объединения потребителей - консультации, экспертиза, поиск взаимоприемлемых решений; Корпоративные объединения участников рекламного рынка - правила делового сотрудничества участников рекламного рынка, взаимоприемлемая система установления цен на размещение рекламы. НП Медиа Комитет - развитие систем измерения телевизионной аудитории. Специальные направления деятельности Ассоциации: вопросы государственного регулирования потребительского рынка; Члены Ассоциации рекламодателей "Аэрофлот", "Бритиш Американ Тобакко«, "ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН«, "Джапан Тобакко Интернешнл«, "Дэнди дистрибьюшн«, "Колгейт-Палмолив«, "Кока-кола«, "Красный Октябрь«, "Лиггетт-Дукат«, "Марс«, "Нестле«, "Пепси-кола«, "Проктер энд Гэмбл«, "РЕЕМТСМА-Россия«, "Русский продукт«, "Сан Интербрю«, "Свобода«, "Трансаэро«, "Филип Моррис«, "Юнилевер«, "Юнайтед Дистиллерс энд. Винтнерс«, "Юроп Фудс ГБ"

- Международная ассоциация рекламы (IAA) - российское отделение. Эта организация создана в 1938 г., а в России свою деятельность ведет с 1994 г. Ее задача состоит в продвижении идей саморегулирования в области рекламы во всех странах, объединении создателей рекламного рынка: рекламодателей, рекламных агентств, средств массовой информации; IAA объединяет корпоративных и индивидуальных членов: рекламодателей, производителей рекламы и СМИ, представляющих наиболее известные структуры, действующие на мировом и российском рекламном рынке. Приоритетами миссии IAA являются: Ценность рекламы - пропаганда высокой значимости рекламы для развития здоровой экономики, ее роли как инструмента обеспечения независимости средств массовой информации и их многообразия, как основы современного гражданского общества; Защита - защита права на потребительский выбор и свободу коммерческого слова; Реклама саморегулирования - поощрение широкой практики саморегулирования, в т. ч. саморегулирования рекламы; Профессиональное развитие - содействие специальному высшему образованию и переподготовке специалистов по рекламе и другим маркетинговым коммуникациям; Бизнес-форум - содействие глобальному партнерству всех субъектов рекламного рынка, всех профессионалов в сфере маркетинговых коммуникаций в условиях быстро меняющегося мира.

Рекламная федерация регионов (РСФ) - некоммерческая общественная организация, основанная в 2000 г. и объединяющая региональные рекламные агентства; Национальная ассоциация наружной рекламы и информации (НАНРИ), учрежденная 31 мая 2003 г. Ее задачей является развитие саморегулирования в сфере рекламы, разработка стандартов деятельности и общего подхода к размещению наружной рекламы, введение разумных самоограничений, внедрение информационных технологий; - Ассоциация коммуникационных агентств России, созданная в 1992 г. как первая Российская ассоциация рекламных агентств (РАРА), активно участвовавшая в развитии рекламного бизнеса и совершенствовании законодательства. В 2003 г. она переименована в Ассоциацию коммуникационных агентств России, что позволило расширить ее состав и включить не только рекламные агентства, но и агентства, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, PR-агентства. Ее учредителями выступили рекламные агентства: "Аврора", "Видео интернешнл", "ИМА-пресс", "Максима", "Трансконтинентальная Медиа Компания", "Премьер-СВ", "Р.И.М", "Третья Точка". Cегодня Ассоциация объединяет более 80 российских рекламных агентств.

Основными целями Ассоциации являются: Создание условий для развития цивилизованного рынка рекламы в России. Защита интересов российских производителей товаров и услуг в области рыночных коммуникаций. Защита прав и интересов Членов Ассоциации. Продвижение и защита рекламы как важной составляющей жизни общества. Координация Членов Ассоциации по развитию рекламного предпринимательства России. Принципы деятельности Ассоциации: Создание благоприятных условий для деятельности Членов Ассоциации. Доверие и взаимопомощь в отношениях между Членами Ассоциации. Компромиссное принятие решений с учетом интересов всех Членов Ассоциации. Пребывание в Ассоциации не накладывает на ее Членов никаких ограничений в профессиональной, коммерческой, общественной и иной деятельности. Приоритетные направления в деятельности РАРА: Формирование нормативов деятельности рекламного сообщества, тарификация рекламных услуг и соблюдение этических норм участниками рынка. Работа с государственными органами власти (законодательными и исполнительными), в т.ч. разработка законодательных предложений и рекомендаций, относящихся к рекламной деятельности. Образовательная деятельность. Сотрудничество с Международными рекламными организациями EACA, IAA. Проведение конференций, семинаров, организация конкурсов, выставок и фестивалей рекламы.

Ассоциация является учредителем Российской Академии Рекламы. Руководство Ассоциацией осуществляет Президент. Высший орган управления Ассоциацией - это Конференция РАРА, которая созывается не реже одного раза в год. В период между заседаниями Конференции работу Ассоциации координирует Совет РАРА. В состав Совета могут входить только представители Действительных Членов Ассоциации. Мероприятия, проводимые РАРА или при участии Ассоциации: Всероссийская конференция заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных дисциплин; "Выставка достижений рекламного хозяйства" (г. Санкт-Петербург); Конкурс "Молодые креаторы" (Московский Международный Фестиваль Рекламы); Презентация Международного фестиваля рекламы "Каннские львы"; Всероссийский конкурс наружной рекламы; "Дни российской рекламы" (г. Санкт-Петербург); Фестиваль региональной рекламы "ДА…ЕЖ!" (г. Казань); Всероссийский Фестиваль малобюджетной рекламы "Идея" в Новосибирске; Конкурс "Чарт лучших работ в области" в Воронеже; Фестиваль социальной рекламы в Нижнем Новгороде; Конференции, семинары и круглые столы в рамках других мероприятий. Ассоциация является учредителем Высшей школы рекламы /ВУЗ/.

В Ассоциации предусмотрены следующие виды участников: действительные ассоциированные коллективные "Действительными" участниками Ассоциации участниками Ассоциации могут быть юридические лица, зарегистрированные на территории РФ, при соблюдении следующих условий: а) располагать необходимым штатом квалифицированных специалистов по рекламе; б) оказывать профессиональные услуги по рекламе, перечень которых устанавливается Конференцией Ассоциации; в) иметь рекомендацию двух членов Совета Ассоциации; г) проходить испытательный срок не менее года "Ассоциированным" членом Ассоциации; "Ассоциированными" участниками участниками могут быть рекламные агентства при соблюдении всех вышеуказанных требований, за исключением пункта "а", "г". "Коллективными" участниками участниками являются общественные и другие организации, осуществляющие свою деятельность в области рекламного предпринимательства, разделяющие цели и задачи, определенные Уставом Ассоциации. Годовой членский взнос : действительные члены РАРА - эквивалент $ в год ассоциированные члены РАРА - эквивалент 700 $ в год коллективные члены РАРА - эквивалент $ в год Руководство Ассоциацией осуществляет Президент. Органами управления Ассоциацией являются Конференция, Совет Ассоциации, Исполнительный директор. Высшим органом управления Ассоциацией является Конференция, которая созывается не реже одного раза в год. В период между заседаниями Конференции работу Ассоциации организует Совет.

Союз создателей социальной рекламы (СССР), созданный 12 февраля 2003 г. для изменения отношения к институту социальной рекламы и воздействия в этой области на органы государственной власти; Перед Союзом создателей социальной рекламы стоят следующие цели и задачи: Цели Становление и развитие института социальных коммуникаций в России как эффективного механизма утверждения социальных стандартов и морально-этических норм общества. Организация российского рынка государственной и социальной рекламы, его законодательное и структурное оформление. Задачи Участие в законодательном оформлении института социальных коммуникаций (социального маркетинга) в России. Участие в создании инфраструктуры государственной и социальной рекламы в России. Взаимодействие с федеральными и региональными органами исполнительной власти по вопросам создания государственной социальной рекламы. Взаимодействие с коммерческими и некоммерческими организациями, политическими партиями и движениями, средствами массовой информации и другими заинтересованными организациями по вопросам создания социальной (общественной) рекламы. Установление сотрудничества с зарубежными и международными организациями в сфере социальных коммуникаций для изучения и использования позитивного опыта, обмена информацией, подготовки и реализации совместных проектов и программ. Разработка и развитие системы оценок и экспертиз для создания максимально ясной системы идентификации государственной и социальной рекламы. Приоритетные направления деятельности Участие в разработке рекламного законодательства и иных нормативных актов, связанных с социальными коммуникациями и СМИ. Выработка подходов и механизмов применения в отношение социальной рекламы Консолидированного кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты Всемирной организации бизнеса (ICC) глобальной этической платформы рекламного бизнеса. Привлечение к процессу создания социальных коммуникаций всех заинтересованных организаций и частных лиц. Формирование портфеля социальной рекламы. Взаимодействие со СМИ Вся деятельность Союза максимально открыта для средств массовой информации. Пресс-секретарь оказывает информационное содействие журналистам. Кроме того, СМИ могут являться членами Союза.

- Экспертный совет по рекламе, созданный 27 июня 2007 г. при Государственной Думе. Рекламный совет России - член Европейского альянса по стандартам в рекламе (EASA), объединяющего 28 национальных организаций саморегулирования рекламы из 26 стран Основными задачами Экспертного совета являются: экспертиза и оценка содержания рекламы, представленной на рассмотрение Экспертного совета; оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации; экспертиза добросовестности рекламы и соответствия действительности сведений, сообщаемых в рекламе; взаимодействие с органами саморегулирования рекламы, ассоциациями и общественными объединениями профессиональных участников рекламного рынка; общественными объединениями, выражающими позицию различных групп населения - потребителей рекламы; подготовка информационных и разъяснительных материалов для субъектов рекламной деятельности; подготовка материалов для публикации в средствах массовой информации по актуальным вопросам регулирования и государственного контроля рекламной деятельности; подготовка предложений в ФАС России по совершенствованию законодательства о рекламе.

8 июля 2011 г. состоялось очередное заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе (ФАС России). Экспертный совет по итогам рассмотрения рекламы телевизионного канала «Новгородское областное телевидение» с изображением козла и выражением «Он не смотрит Новгородское телевидение. А ты?!» пришел к выводу, что реклама формирует негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром, так как из использованного в рекламе выражения следует, что такие лица приравниваются к животным. Совет рекомендовал территориальному управлению ФАС России возбудить дело по факту нарушения пункта 4 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». По итогам обсуждения рекламы препарата «Зидена» с выражениями «Куй – железо!», «Грех не попробовать!» члены Экспертного совета пришли к выводу об отсутствии в ней непристойных или оскорбительных образов или выражений. При этом Совет учел, что эта реклама выявлена в печатных раздаточных материалах и не размещалась в наружной рекламе, в связи с чем, не была доступна широкому кругу лиц, в том числе несовершеннолетних. В то же время в рекламе выявлено отсутствие предусмотренного частью 7 статьи 24 закона о рекламе предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Экспертный совет рекомендовал ФАС России дополнительно исследовать вопрос о наличии у рекламируемого препарата государственной регистрации в качестве лекарственного средства и наличия в рекламе признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе». В результате обсуждения рекламы мебельного магазина «Икеа» с описанием ситуации нарушения режима тишины (проведение шумной семейной вечеринки в ночное время, вызвавшей возмущение соседей) члены Совета, с учётом общего восприятия рекламы, признали в ней наличие признаков нарушения пункта 1 части 4 статьи 5 закона о рекламе. Совет пришел к такому выводу, поскольку в этой рекламе в качестве преимущества объекта рекламирования (мебели) демонстрируется возможность использовать его в целях нарушения режима тишины. Совет рекомендовал антимонопольному органу возбудить дело по факту распространения такой рекламы. Экспертный совет рассмотрел рекламу майонеза «Слобода» с высказываниями героев ролика о причинах похудения и пришел к заключению об отсутствии в нем нарушения законодательства о рекламе, в том числе формирования негативного отношения к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром (пункт 4 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»). Также на рассмотрение Совета была вынесена реклама «Безлимитный интернет с телефона» ОАО «Мобильные Теле Системы», рассмотрев которую, Совет не усмотрел в ее содержании и прямых призывов к насильственным действиям в отношении животного либо иных субъектов. Вместе с тем Совет рекомендовал ФАС России направить субъектам рекламной деятельности письмо с указанием на нежелательность акцентирования внимания потребителей в рекламном сюжете, особенно в общедоступной телевизионной рекламе, на сценах агрессии и насилия. Экспертный совет также рассмотрел наружную рекламу услуги «Обещанный платеж» ОАО «Мобильные Теле Системы», в которой демонстрируется разочарование молодого человека при встрече девушкой (предположительно несовершеннолетних), носящей брекеты. По итогам рассмотрения рекламы Совет пришел к выводу, что она формирует у несовершеннолетних комплекс неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью, так как в рекламе наличие у девушки брекетов вызывает у молодого человека неприязнь и нежелание знакомиться. Совет принял решение рекомендовать территориальному управлению ФАС России возбудить дело по факту нарушения требований пункта 8 статьи 6 Федерального закона «О рекламе».

Среди подобных организаций активной и довольно результативной деятельностью отличаются Национальная рекламная ассоциация, Комитет по рекламе ТПП России, Национальная ассоциация наружной рекламы и информации, Индустриальная комиссия по этике и добросовестности в рекламе Совета ассоциаций медийной индустрии (САМИ) и др. Итак, количественный рост саморегулируемых организаций в сфере рекламы безусловно свидетельствует об уровне, качестве демократии, но не отражает в полной мере противоречивый процесс институционализации этой сферы. Однако применительно к СРО в сфере рекламы можно увидеть, что помимо создания объединений рекламщиков возникает потребность в координирующем институте, консолидирующем интересы всех участников возникающих отношений. В связи с этим возникает потребность в создании органа наподобие Судебной палаты по информационным спорам, которая существовала в начале 1990-х гг. при Президенте РФ. Опыт деятельности данной структуры был отмечен весьма положительно.

Положительные результаты деятельности саморегулируемых организаций заключаются в том, что они способны более быстро и динамично реагировать на явления и процессы, происходящие в обществе. Они могут устанавливать этические нормы для всех участников и в то же время защищать рекламодателей от перегибов со стороны государственных органов. Саморегулируемые организации необходимы для реализации таких целей, как: - консолидация рекламных агентств на определенных принципах; - координация предпринимательской деятельности участников - членов ассоциации; - формирование инновационных систем и потоков; - проведение консультаций, семинаров и форумов; - организация презентаций; - участие в PR-компаниях; - установление "цеховых", межрегиональных и международных связей; - представление и защита общих имущественных интересов ассоциации (следует организовать некоммерческое объединение - ассоциацию рекламных агентств)

Развитие саморегулируемых организаций может способствовать решению ряда проблем, связанных с регламентацией рекламной деятельности. Так, активное участие системы саморегулирования в вопросе сокращения спама наряду с сугубо правовыми механизмами поможет достичь желаемого результата. В механизме саморегулирования решающую роль играют нормативные акты, принимаемые на добровольных началах и в таком же порядке используемых на практике всеми участниками рекламной деятельности. Субъекты рекламной деятельности, несмотря на стремление к свободе, пытаются избегать ситуации полного отсутствия законодательных норм в условиях пока еще слабых позиций инструментов саморегулирования. Нормативный вакуум, безусловно, становится катализатором для различного рода злоупотреблений, способствующих росту нарушений прав потребителями и рекламодателями. Однако, как справедливо полагают в литературе, передача государственным органам всех рычагов управления в значительной степени ущемляла бы интересы участников рекламного процесса

Отечественная практика также воспринимает нормотворческий зарубежный опыт в данной сфере, примером чему является Российский рекламный кодекс (подписан 21 марта 2001 г. всеми общественными организациями, действующими в рекламном поле). Инициативу в создании данного Кодекса проявил Рекламный совет России (с 1995 по 2000 г. - Общественный совет по рекламе - ОСР). Кодекс был принят при поддержке Совета ассоциаций медийной индустрии (САМИ) в 2003 г. как первый системный акт саморегулирования, направленный на формирование цивилизованного рынка рекламы, развитие здоровой конкуренции, появление на рынке добросовестной рекламы, защиту детей, прописывающий требования к отдельным видам рекламы, основания ответственности различных субъектов рекламного рынка. Нормы данного Кодекса во многом опираются на положения Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты и дополняются этическими нормами из ранее действовавшего "Свода обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации". Механизм действия данного нормативного документа во многом основан на добровольном исполнении его норм субъектами рекламной деятельности, что отражает и в последующем закрепляет положительную практику и добросовестное поведение в деятельности конкретного участника рекламных правоотношений. Как отмечают специалисты, при подготовке Кодекса учитывались европейский опыт применительно к российской специфике развития рекламного рынка и сегодняшнее понимание сущности рекламы как средства обмена информацией между продавцами и потребителями.

система саморегулирования показывает явные преимущества: - быстрота, гибкость, эффективность регулирования; - низкие затраты; - актуальность и малая формализованность применяемых правил; - воздействие на нерегулируемые государством аспекты рекламной деятельности (язык, вкус, этика); - высокий профессиональный уровень и авторитет регулирования. Последнее десятилетие все же определяет положительную динамику постепенного уменьшения государственного регулирования рекламного рынка в пользу общественного регулирования и саморегулирования

Новый этап в развитии системы саморегулирования рекламы в России связывается с созданием Совета ассоциаций медийной индустрии (САМИ). В него вошли практически все основные субъекты медийного рынка - Медиасоюз, Гильдия издателей периодической печати, Ассоциация коммуникационных агентств, Ассоциация рекламодателей, Российская ассоциация по связям с общественностью, Национальная ассоциация телерадиовещателей и т.д. Только с помощью viribus unitis (лат. - объединенные усилия) профессионалов можно построить цивилизованный и эффективно функционирующий рынок рекламы. Права саморегулируемой организации в сфере рекламы Итак, под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление ее стандартов и правил, а также контроль над соблюдением их требований (ст. 2 Закона N 315-ФЗ). СРО в рекламе представляют собой систему различных субъектов рекламной деятельности, объединенных общими интересами. Обращение непосредственно к анализу прав саморегулируемых организаций в рекламном бизнесе, указанных в статье 32 Закона о рекламе, позволяет более полно уяснить их природу, назначение, особенности и проблемы правового статуса. Основное полномочие СРО - представление законных интересов членов саморегулируемой организации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления. Эффективное взаимодействие с органами государственного регулирования является важнейшей задачей системы саморегулирования. При этом, как полагает С.Ф. Богацкая, взаимодействие в России проявляется в совместной работе над проектами законов, обращениях государственных органов к органам саморегулирования в целях мониторинга, контроля, экспертизы и оценки рекламы, участии органов саморегулирования в разрешении споров. В свою очередь, активное функционирование общественных институтов делает систему регулирования гибкой, своевременно реагирующей на любые изменения на самом рынке указанных услуг. Кроме того, необходимо взаимодействие между рекламщиками, предпринимателями, потребителями, государством. Исходя из этого, некоторые функции СРО выполняет, например, Комитет по рекламе Торгово-промышленной палаты РФ.

Продолжением права СРО в сфере рекламы на эффективное взаимодействие с органами исполнительной власти можно назвать их право участвовать в рассмотрении антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения членами СРО законодательства Российской Федерации о рекламе. Данное право способствует установлению механизма эффективного взаимодействия СРО в области рекламы с антимонопольными органами в процессе контроля соблюдения рекламного законодательства. Следующим является право СРО обжаловать в арбитражный суд нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Правда, смысловая нагрузка данной нормы в известной степени шире ее реального содержания и предполагает использование в более узком, предметном контексте. Впрочем, на некорректность формулировки уже указывалось в литературе. А.В. Басова справедливо отмечала: речь должна идти о возможности обжалования не любых нормативных правовых актов, а только нарушающих права и законные интересы саморегулируемых организаций в сфере рекламы, а также их членов.

Весьма существенным полномочием саморегулируемых организаций, имеющих стимулирующее действие на их участников, является право применять к членам объединения предусмотренные учредительными и иными документами СРО меры ответственности, в том числе исключение из ее членов. Последнее полномочие, как представляется, значительным образом может повлиять на статус участника рекламной деятельности. Во-первых, исключение из числа членов организации может следовать за достаточно грубые нарушения участника, и само по себе свидетельствовать о ненадлежащей деловой практике данного субъекта. Во-вторых, факт участия в объединении со временем приобретает характер неотъемлемого элемента репутации его участника, которая может сильно пострадать в результате его исключения, в том числе в отношениях с третьими лицами. В-третьих, высока вероятность, что впоследствии обязательность наличия членства субъекта рекламной деятельности в соответствующей саморегулируемой организации будет являться определяющей для осуществления предпринимательской деятельности. Не следует также забывать: в действующей практике имеется опыт, когда возможность профессиональной деятельности, риск от которой подлежит обязательному страхованию, ставится в зависимость от членства в соответствующем объединении, берущем на себя часть профессиональных рисков участника. В этом случае обязательный характер членства в объединении уже не вызывает сомнений. Важным и, можно сказать, "профильным" правом саморегулируемых организаций является их право разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми членами правила профессиональной деятельности в сфере рекламы. Прежде всего нужно отметить: это - право СРО, а не обязанность.

По мнению отдельных исследований, при определении полномочий СРО в некоторых случаях полезно обращаться и к зарубежной практике. В частности, рассматривая процесс саморегулирования в Великобритании, О.А. Филатова полагает целесообразным включить рассмотрение жалоб от потребителей рекламы, в том числе пользователей Интернета, в полномочия саморегулируемых организаций. Это представляется интересной идеей, безусловно заслуживающей внимания. На фоне активизации потребителей в вопросах влияния на деятельность предпринимательских структур через доступные большинству пользователей интернет-ресурсы увеличивается потребность в оценке со стороны рекламных СРО размещаемой информации о членах объединения. По крайней мере, это может стать известной "компенсацией" уже упомянутого выше изъятия права саморегулируемых организаций обращаться в защиту прав потребителей в судебные инстанции. Внимание законодателя к подобным вопросам свидетельствует о существенном развитии и директивном обогащении саморегулирования в рекламной сфере и признании высокой социальной значимости этого явления в современной России. В целом характеристиками российской системы саморегулирования рекламы сегодня являются многообразие существующих организаций, нечеткое разграничение их функций и компетенции, направленность их деятельности прежде всего на защиту собственных интересов субъектов рекламного рынка, а не потребителей рекламы.