Левина Оксана Евгеньевна 1. В процессе формирования познавательной самостоятельности старшеклассников учебная и внеурочная деятельность должны выступать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опытно-экспериментальная работа Учитель истории и обществознания Новичкова Т.В. Г.Саратов, МОУ «МБЛ»
Advertisements

Цель: разработка и реализация программы организации проектной деятельности участников образовательного процесса в системе образования школы с целью создания.
Общественное обсуждение результатов апробации электронной среды для подготовки и самоподготовки представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МНОГОМЕРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГИМНАЗИИ МОУ Гимназия 44 г.Краснодара.
«Система работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта» Методика организации внеурочной деятельности по биологии.
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Николаева.
Оценка воспитательной деятельности реализуемой в классе, как неотъемлемая часть реализации программы по духовно-нравственному развитию. Ульянова Елена.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Проект «Воспитываем гражданина и патриота». Государственно-общественное управление в образовательном учреждении : организация ученического самоуправления.
Управление процессом становления и развития нового качества образования.
Представление мини-проекта: «»Мониторинг и оценка внеурочной деятельности школьников в условиях внедрения ФГОС ООО»
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Сущность и функции педагогического проектирования Проектирование – это создание опережающей проекции того, что затем должно быть создано Под педагогическим.
«Работа с одарёнными детьми в сельской школе» 2008 год.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Транксрипт:

Левина Оксана Евгеньевна 1

В процессе формирования познавательной самостоятельности старшеклассников учебная и внеурочная деятельность должны выступать как равноправные компоненты единой целенаправленной педагогической деятельности. Научно-исследовательская деятельность старшеклассников, учебно-исследовательские экспедиции, полевые практики, научно-практические конференции, олимпиады, тематические вечера, диспуты являются мощными стимулами развития познавательной самостоятельности учащихся. О.В. Петунин 2

Поиск перспективных форм обучения – актуальная педагогическая проблема, обусловленная спецификой современного этапа развития образования, который характеризуется исследователями как переход от педагогики, ориентированной на учебную деятельность, к педагогике, ориентированной на личность. Важным становится развитие ключевых компетенций личности, ее способности адаптироваться к условиям динамично изменяющегося мира, формирование гражданского идеала, органично объединяющего ценности личной свободы и активного участия в социальной жизни. Помимо учебных занятий, задаче формирования компетенций может быть подчинена организация внеклассной работы. Внеклассная работа как совокупность видов деятельности, осуществляемой педагогом, часто по инициативе и в сотрудничестве с обучающимися, обеспечивает условия для их личностного развития, которые часто отсутствуют в учебном занятии. 3

4

Одной из перспективных форм внеклассной работы, позволяющей школьникам пережить ценный опыт самостоятельного исследования, является ученическая исследовательская конференция. В настоящее время исследовательское движение школьников пользуется государственной поддержкой, приносит ощутимые выгоды участникам, но далеко не во всех случаях количественные показатели переходят в качественные. В связи с этим нам представляется актуальным исследование способов формирования ключевых компетенций в обществоведческом образовании и, в частности, такой формы внеклассной работы, как ученическая исследовательская конференция. 5

Потребность в формах организации учебного процесса, отвечающих современным требованиям компетентностного подхода Отсутствие согласованных представлений о специфике, целях, путях организации, критериях оценки ученической конференции 6

Мы выделяем противоречие в современной образовательной практике: с одной стороны, потребность в адекватном педагогическом инструментарии осознается достаточно остро, перспективность учебно-исследовательской конференции в формировании ключевых компетенций признается практиками; с другой стороны, отсутствует согласованное представление о специфике, целях, путях организации, критериях оценки качества данной формы работы. И это негативно сказывается на практике проведения ученических исследовательских конференций. Работа направлена на поиск путей решения проблемы, при соблюдении каких педагогических условий ученическая исследовательская конференция достигает своих целей и выступает средством формирования ключевых компетенций обучающихся. 7

При соблюдении каких педагогических условий ученическая исследовательская конференция достигает своих целей и выступает средством формирования ключевых компетенций? 8

Объект исследования Формирование ключевых компетенций во внеклассной работе по обществознанию Предмет исследования Ученическая исследовательская конференция как одна из форм внеклассной работы Ученическая исследовательская конференция как одна из форм внеклассной работы 9

Ученическая исследовательская конференция станет средством формирования ключевых компетенций при соблюдении следующих педагогических условий: создание образовательной среды, мотивирующей педагогов и обучающихся на самостоятельное творческое исследование; актуальность проблематики ученического исследования для молодежной аудитории; привлечение к обсуждаемым вопросам широких социальных слоев; выдержанность всех этапов организации и проведения конференции, так как при этом удастся достичь оптимального уровня реализации целей мероприятия. 10

11

выявить педагогические условия, влияющие на формирование ключевых компетенций в процессе участия в ученической исследовательской конференции; разработать модель ученической исследовательской конференции как средства формирования ключевых компетенций во внеклассной работе по обществознанию; разработать методические рекомендации по организации и проведению ученической исследовательской конференции в образовательном учреждении. 12

анализ философской, педагогической, психологической литературы; анализ практики организации ученических конференций; педагогическое наблюдение; педагогическое моделирование; социологические методы (анкетный опрос); методы статистической обработки данных, полученных в ходе анкетного опроса. 13

Нормативными документами, регулирующими преподавание обществознания, определен перечень ключевых компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников в процессе получения обществоведческого образования. Мы выделяем смысловые блоки ключевых компетенций: «саморазвитие», «взаимодействие с государством», взаимодействие с широким социумом», «взаимодействие в малой группе», «работа с информацией». 14

Саморазвитие Взаимодействие с широким социумом Взаимодействие в малой группе Работа с информацией Взаимодействие с государством 15

16

17

18

19

Анализ опыта участия в конференциях разного уровня позволяет сделать вывод о том, что не всегда конференция способствует формированию ключевых компетенций у обучающихся. В практике проведения конференций отмечается ряд организационных, методических, кадровых, материальных проблем, снижающих качество мероприятия. 20

21

22

23

24 Цели: социальные, психологические, дидактические Функции: обучающие, развивающие, воспитательные Содержание деятельности Организационные формы, методы, средства Этапы организации и проведения Критерии и показатели оценки качества

Модель ученической исследовательской конференции, разработанная нами в рамках данного исследования, ориентирована на создание условий, при которых данная форма организации учебного процесса будет способствовать формированию ключевых компетенций у обучающихся, способствовать развитию их творческого, исследовательского потенциала. 25

создание образовательной среды, мотивирующей педагогов и обучающихся на самостоятельное творческое исследование актуальность проблематики ученического исследования для молодежной аудитории привлечение к обсуждаемым вопросам широких социальных слоев выдержанность всех этапов организации и проведения конференции 26

Социальные создание возможностей для широкого обсуждения актуальных молодежных проблем с представителями различных социальных слоев и государственных структур Психологические создание развивающей образовательной среды, побуждающей обучающихся занимать позицию исследователя, познающего и критически осмысляющего социальную реаль Дидактические создание условий для формирования ключевых компетенций обществоведческого образования 27

28

формирование у обучающихся способности к продуктивному взаимодействию в социуме и малой группе Обучающие развитие у обучающихся правовой, информационной и исследовательской культуры Развивающие воспитание у обучающихся гражданской позиции и нравственных качеств Воспитывающие 29

Содержание модели ученической исследовательской конференции определено содержанием учебной программы по обществознанию и широким комплексом социальных проблем, способных вызвать отклик в молодежной аудитории. Содержание каждого конкретного мероприятия вариативно и ориентировано на исследование социальной реальности, что создает условия для формирования ключевых компетенций. 30

Учебная программа Комплекс социальных проблем Жизненный опыт участников Содержание обсуждаемых вопросов 31

32

исследовательский; поисковый; проектный; организации дискуссии; командный 33

нормативно-правовое обеспечение; диагностическое обеспечение; методическое обеспечение. 34

этап, предшествующий конференции; этап организации конференции; этап работы конференции; этап анализа и оценки качества конференции 35

36 3. Планирование 4. Реализация и координация 5. Анализ результатов 1. Исследование перспектив 2. Творческая разработка

Задействованная в конференции Внутренняя (люди, входящие в организацию) Внешняя (приглашенные участники) Имеющая отношение к обсуждаемым проблемам Первичная (инициирующая обсуждение) Вторичная (формирующая общественное мнение) 37

Важно понимать, что цели мероприятия могут различаться при его проведении на внутреннюю и внешнюю аудиторию. В первом случае в большей степени реализуются педагогические цели, во втором – цели развития имиджа образовательного учреждения. Хотя в случае с ученической исследовательской конференцией конфликта целей, как правило, не наблюдается. Однако, проводя «большую» конференцию, важно предусмотреть реализацию целей внутренней аудитории. Помимо этого, необходимо учитывать первичную аудиторию – непосредственных участников мероприятия, и вторичную – тех, кто в конференции участия не принимает, но обсуждаемые вопросы их все же касаются. В случае проведения ученической исследовательской конференции обществоведческой тематики вторичной аудиторией могут быть участники социальных процессов (в случае, если конференция резонансная, ее материалы опубликованы в СМИ, к обсуждаемым вопросам привлечено внимание общественности). Поэтому, исследуя перспективы конференции, нужно определить: зачем мы проводим мероприятие: зачем люди принимают в нем участие; какие последствия для социума могут иметь обсуждаемые вопросы. Для этого возможно использование различного диагностического инструментария (SWOT-анализ, анализ внешней среды, анкетный опрос, интервью в фокус-группах, экспертное мнение и др.). 38

39

40

41

формулирование целей и задач мероприятия для участников; составление общего списка всех работ, которые предстоит сделать в процессе подготовки; определение ключевых дат – контрольных точек, в которых проверяется, насколько успешно осуществляется план; соотнесение ключевых дат с планом работы школы, календарем участия в других мероприятиях; согласование плана с коллегами, приглашенными участниками конференциями (представителями органов управления, общественных организаций); учет ресурсов (временных, информационных, кадровых, финансовых, технических). В случае недостатка внутренних ресурсов нужно определить, из каких источников вы будете привлекать внешние ресурсы; составление календарного плана подготовки конференции; составление поминутного плана мероприятия. 42

43

Регистрация участников Общая координация конференции Техническое ассистирование Координация перемещений участников Поддержание порядка Фотосъемка Анкетный опрос участников 44

Пленарное заседание Работа в секциях «Круглый стол» Стендовый доклад Мастер-класс Выставка Конкурс исследовательских работ, социально значимых проектов Тренинг Командная игра по социальному проектированию 45

Анализ оценочных анкет участников. Подготовка выводов о достижении целей мероприятия. Статистический анализ состава участников. Фотоотчет о мероприятии. Размещение материалов конференции и отчета о ней на сайте образовательного учреждения. Подготовка окончательной и уточненной базы участников для рассылки финального благодарственного письма. Анализ проекта конференции с точки зрения организации и рекомендации для следующего мероприятия («разбор полетов»). Публикация и рассылка сборника материалов конференции. 46

Непосредственный интерес, проявляемый в ходе конференции Активность участия во всех программных мероприятиях конференции Позитивная обратная связь от участников 47

Владение навыками публичного выступления Владение навыками дискуссии, диалога Владение навыками ученического исследования 48

Качество исследовательской работы: владение научным аппаратом Глубина исследования Самостоятельность исследования 49

Насыщенность программы конференции различными мероприятиями Уровень научного руководства со стороны педагогов Взаимодействие взрослой и детской аудитории – обучающая роль педагогов Наличие и характер сборника материалов конференции 50

Сроки и способы оповещения о конференции Наличие и качество документов конференции Выдержанность регламента Наличие имиджевой продукции Условия, обеспечивающие комфортность участников 51

52

алгоритм организации и проведения конференции, способы оценки ее качества, характеристика диагностического инструментария, примеры нормативно-правовой документации 53

мониторинг результативности конференции; апробация модели ученической исследовательской конференции в других образовательных учреждениях; обоснование и разработка диагностических процедур по выявлению уровня ее результативности 54

В заключение отметим, что внеклассная работа по предмету представляет широкие возможности для социализации личности. Ученическая исследовательская конференция обеспечивает включение ученика в широкий социальный контекст как содержанием (самостоятельное исследование), так и формой (научный диалог). И поэтому мы считаем эту форму внеклассной работы одной из наиболее перспективных. 55

, Кемеровская область, г. Березовский, ул. 8 Марта, 14 Адрес для контактов: Телефон: (38445) Факс: (38445) : МОУ «Лицей 17»