Учитель географии МОУ «Покровская СОШ» истринского района Московской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель географии МОУ «Покровская СОШ» Истринского района Московской области.
Advertisements

Учитель географии МОУ Сош ст. Елюзань Галямова Светлана Александровна.
География населения мира Численность и воспроизводство населения.
Численность и воспроизводство населения мира Подготовили:Варнавский Александр и Томашевич Константин.
Муниципальное учреждение «Служба управления образованием г. Кировска» Муниципальное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования.
Контрольный тест Тема : Естественное движение населения. Два типа воспроизводства населения в мире.
Численность и воспроизводство населения мира Демографическая политика.
1. Сформировать представление: о численности населения земли; о типах воспроизводства населения; о демографической политике в разным темпом воспроизводства.
1. Главной причиной быстрого увеличения численности населения Земли является … А. резкое увеличение рождаемости Б. снижение смертности.
Подготовила: учитель географии высшей категории Животенко Ирина Михайловна Панинская СОШ Воронежской области.
Данная работа может использоваться для тренинга, закрепления знаний по теме «Население мира» Данная работа может использоваться для тренинга, закрепления.
Дорогой друг! Его первый уровень представляет собой тренажёр, с помощью которого ты можешь вспомнить особенности возрастного и полового состава стран.
Кугут Ирина Анатольевна, учитель географии МОУ СОШ 32 «Эврика - развитие» г. Волжский Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика.
Тема : « Численность и воспроизводство населения мира ».
ТЕМА 3: География населения мира Численность и воспроизводство населения Урок географии в 10 классе ГОУ школы «ТУТТИ» Учитель: Троицкая Г.Ю.
Урок географии. 10 класс. Численность и воспроизводство населения мира Млрд.чел Годы нашей эры Рождаемость – Смертность = Естественный прирост Воспроизводство.
Рост численности населения Подготовил студент группы ЭПбо 2-4 Галушка Михаил.
Тема урока: Численность и воспроизводство населения мира.Демографическая политика. Учитель географии: Устьянцева Л.В 2009.
Для этого типа характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста Для этого типа характерны невысокие показатели.
Численность населения мира в настоящее время составляет 6,438 млрд. человек (2005 год) Страны мира резко различаются по числу жителей Более половины населения.
Транксрипт:

Учитель географии МОУ «Покровская СОШ» истринского района Московской области

Учитель географии МОУ «Покровская СОШ» Истринского района Московской области Учитель географии МОУ «Покровская СОШ» Истринского района Московской области

Цели урока: 1 сформировать представление у учащихся и численности населения Земли и типах воспроизводства;Цели урока: 1 сформировать представление у учащихся и численности населения Земли и типах воспроизводства; 2 выявить закономерности динамики численности населения в мире с различным типом воспроизводства;2 выявить закономерности динамики численности населения в мире с различным типом воспроизводства;

3 совершенствовать навыки работы со статистическим материалом и другими источниками знаний;3 совершенствовать навыки работы со статистическим материалом и другими источниками знаний; 4 подготовка к сдаче ЕГЭ. 4 подготовка к сдаче ЕГЭ.

1 этап. Работа с понятиями. Вспомните, что означают следующие понятия:Вспомните, что означают следующие понятия: - Демография -- Демография - - Воспроизводство –- Воспроизводство – - Естественный прирост -- Естественный прирост - - Демографический кризис -- Демографический кризис - - Демографический взрыв –- Демографический взрыв – -ВВП--ВВП- Экономически развитая страна-Экономически развитая страна- Экономически развивающая страна-Экономически развивающая страна-

Воспроизводство - совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и сену людских поколений.Воспроизводство - совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и сену людских поколений. Естественный прирост – разница между рождаемостью и смертностью.Естественный прирост – разница между рождаемостью и смертностью.

Демографический кризис резкий спад численности населения.Демографический кризис резкий спад численности населения. Демографический взрыв резкое увеличение численности населения.Демографический взрыв резкое увеличение численности населения.

Изучаемая тема входит в проверку знаний освоения стандартом по географии в соответствие со спецификацией КИМов ЕГЭ под номерами Изучаемая тема входит в проверку знаний освоения стандартом по географии в соответствие со спецификацией КИМов ЕГЭ под номерами А8-А11, В8 С2А8-А11, В8 С2

Что нужно сделать, чтобы решить эти задания?Что нужно сделать, чтобы решить эти задания?

Тесты КИМов Уровень А.Уровень А. 1 В какой из перечисленных стран доля неграмотных в населении лиц, старше 15 лет наибольшая: 1 Аргентина 2 Китай 3 Эфиопия 4 Мексика.1 В какой из перечисленных стран доля неграмотных в населении лиц, старше 15 лет наибольшая: 1 Аргентина 2 Китай 3 Эфиопия 4 Мексика. 2 В какой из перечисленных стран доля детей в структуре населения наибольшая: 1 Испания 2 Алжир 3 Австралия 4 Греция.2 В какой из перечисленных стран доля детей в структуре населения наибольшая: 1 Испания 2 Алжир 3 Австралия 4 Греция. 3 В какой из перечисленных стран доля лиц пожилого возраста в структуре населения наибольшая: 1 Аргентина 2 Мексика 3 Бразилия 4 Япония.3 В какой из перечисленных стран доля лиц пожилого возраста в структуре населения наибольшая: 1 Аргентина 2 Мексика 3 Бразилия 4 Япония.

Уровень В.Уровень В. Расположимте страны в порядке убывания в них естественного прироста населения на 1 тысячу жителей.Расположимте страны в порядке убывания в них естественного прироста населения на 1 тысячу жителей. А Украина Б Аргентина В США А Украина Б Аргентина В США Г ЭфиопияГ Эфиопия

Уровень С.Уровень С. Используя приведенные данные в таблице. Установить, в какой стране А.Б,В, доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения наибольшая. Для обоснования ответа приведите необходимые расчеты или рассуждения. Укажите не менее 2 причин более высокой доли пожилых людей в населении страны.Используя приведенные данные в таблице. Установить, в какой стране А.Б,В, доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения наибольшая. Для обоснования ответа приведите необходимые расчеты или рассуждения. Укажите не менее 2 причин более высокой доли пожилых людей в населении страны.

Показатели СтранаАСтранаБ Страна В Общая числ. Насел, млн чел Числ насел в возр. До 15 лет, млн чел Числ. Насел, старше 65, млн чел Рождаемость в промилле Смертность в промилле Ожидаемая продолжительность жизни

Доля городского о населения,% Средняя плотность населения, чел / км

3 этап 3 этап Формирование представлений о численности населения в мире и его неравнозначном приросте в различных регионах.Формирование представлений о численности населения в мире и его неравнозначном приросте в различных регионах..

В мире издавна существовал интерес к численности населения. (Почему?)В мире издавна существовал интерес к численности населения. (Почему?)

1 Возможности для формирования армии, налогов и сборов 1 Возможности для формирования армии, налогов и сборов 2 численность рабочей силы.2 численность рабочей силы. Впервые учет численности осуществлялся в странах Востока: Египте, Китае, Индии более 4 тысяч лет назад, Впервые учет численности осуществлялся в странах Востока: Египте, Китае, Индии более 4 тысяч лет назад, позднее в древнем Риме и древней Греции.позднее в древнем Риме и древней Греции. Сегодня проводится учет во всех странах мира. Кроме Катара и Омана Сегодня проводится учет во всех странах мира. Кроме Катара и Омана

Рассмотрите рис. 10 в учебнике. Ответьте на вопрос.Рассмотрите рис. 10 в учебнике. Ответьте на вопрос. В какой период времени произошел демографический взрыв населения? Причины медленного роста населения до этого времени.В какой период времени произошел демографический взрыв населения? Причины медленного роста населения до этого времени.

Проанализируйте таблицу 1 (на столе у учащихся комплект таблиц). Дайте ответ на вопрос.Проанализируйте таблицу 1 (на столе у учащихся комплект таблиц). Дайте ответ на вопрос. В каких регионах прирост численности населения выше?В каких регионах прирост численности населения выше?

Таблица 1 Темпы прироста населения в странах мира.( Данные на 2009 год) Страна Процент прироста населения Страна ОАЭ3.69Бразилия 1.20 НИГЕР3.68Морокко 1.20 КУВЕЙТ3.55Нидерланды 041 Эфиопия 3.21Норвегия 0.34 Сомали 2.82Япония 0.19 Индия 1.41Чехия 0.09 Суринам 1.10Австрия 0.05

Таблица 2 Численность населения стран мира. ( Данные на 2009 год) Страначисленность Страна численность Китай Россия Индия Япония США Мексика Индонезия Лихтенштейн Бразилия Сан- Марино Пакистан Сен - Мартен Бангладеш Ватикан 826 Нигерия Ост. Питкэрн 48

Страны – «Рекордсмены по численности»

Этап 3. Определение типов воспроизводства и различий между ними.Определение типов воспроизводства и различий между ними.

Задание 3 для учащихся. Распределите государства по степени естественного прироста ( используя данные таблицы 3 и карты атласа - «Рождаемость», «Смертность», «Естественный прирост») в колонки соответственно:Распределите государства по степени естественного прироста ( используя данные таблицы 3 и карты атласа - «Рождаемость», «Смертность», «Естественный прирост») в колонки соответственно:

Очень высокий и высокий уровень естественно го прироста От 30 до 15 на 1000 Средний уровень естественно го прироста от 15 до 10 на 1000 Низкий уровень естественно го прироста 2-10 на 1000 Очень низкий менее 2 на 1000

Таблица 3. Естественный прирост населения мира 1Йемен США1.8 2Оман Канада 1.2 3Мадагаскар Болгария 4.6 4Уганда Латвия 4.9 5Сомали Украина 6.2 6Монголия Россия 5.5 7Филиппины Германия-2 8Индия Италия-1.2 9Бангладеш Австрия-0.7

Естетсвенный прирост населения мира

Выделите красным цветом государства с высокой степенью прироста населения и синим государства с низким уровнем прироста. Сделайте вывод, какие государства по уровню развития относятся к первым, а какие - ко вторым. Выделите красным цветом государства с высокой степенью прироста населения и синим государства с низким уровнем прироста. Сделайте вывод, какие государства по уровню развития относятся к первым, а какие - ко вторым.

Проверка заполнения таблицы. Очень высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Очень высокий Йемен ФилиппиныБразилия Германия Оман КолумбияАргентина Италия Мадагаск ар Индия БолгарияАвстрия Уганда БангладешЛатвия Швеция Сомали ПакистанУкраина Бельгия Монголия Турция. Куба Россия

Определение типов воспроищзводства 1 тип воспроизводства простой. Это страны с низкой и очень низкой степенью естественного прироста (депопуляция), низкой рождаемостью и смертностью. К ним относятся страны Европы и Северной Америки.1 тип воспроизводства простой. Это страны с низкой и очень низкой степенью естественного прироста (депопуляция), низкой рождаемостью и смертностью. К ним относятся страны Европы и Северной Америки.

2 тип воспроизводства расширенный, для него характерны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. К ним относятся развивающиеся страны.( Страны Азии, Африки, Латинской Америки).2 тип воспроизводства расширенный, для него характерны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. К ним относятся развивающиеся страны.( Страны Азии, Африки, Латинской Америки).

Воспроизводство населения

Типы воспроизводства.

Этап 5. Выявление причин высокого и низкого уровня естественного прироста. для групп учащихся. Распределите небольшие тексты между собой. Прочитайте. Обсудите вместе и выявите социально экономические причины низкой (1 тип воспроизводства) или высокой степени естественного прироста (2 тип воспроизводства), а так же глобальные проблемы, охватывающие весь мир.для групп учащихся. Распределите небольшие тексты между собой. Прочитайте. Обсудите вместе и выявите социально экономические причины низкой (1 тип воспроизводства) или высокой степени естественного прироста (2 тип воспроизводства), а так же глобальные проблемы, охватывающие весь мир.

Впишите данные в соответствующий столбик таблицы. Впишите данные в соответствующий столбик таблицы. Причины низкого уровня естественного прироста 1 тип воспроизводства Причины высокого уровня воспроизводства, 2 тип воспроизводства

Причины низкого уровня Высокий уровень урбанизации Высокий уровень урбанизации Высокая степень доступности медицинских услуг Высокая степень доступности медицинских услуг Грамотность и образованность населения Грамотность и образованность населения Эмансипация женщин Эмансипация женщин Увеличение возраста вступления в брак Увеличение возраста вступления в брак Увеличение доли пожилых людей Увеличение доли пожилых людей

Гуманитарная помощь. Международные организации и развитые страны мира оказывают голодающим странам Африки посильную гуманитарную помощь.Международные организации и развитые страны мира оказывают голодающим странам Африки посильную гуманитарную помощь.

Демографический кризис. Не менее напряжённая ситуация в развитых странах. Ведь там – демографический кризис!Не менее напряжённая ситуация в развитых странах. Ведь там – демографический кризис! Развитые страны мира стремительно стареют!Развитые страны мира стремительно стареют!

Бесконтрольная рождаемость. Неконтролируемая рождаемость в странах третьего мира, ведёт к голоду и чрезвычайно высокой детской смертности. Неконтролируемая рождаемость в странах третьего мира, ведёт к голоду и чрезвычайно высокой детской смертности.

Причины высокого уровня Низкий уровень жизни Низкий уровень жизни Преобладание сельского образа жизни Преобладание сельского образа жизни Религиозные обычаи, поощрение многодетности Религиозные обычаи, поощрение многодетности Подневольное положение женщин Подневольное положение женщин Неполноценное питание Неполноценное питание

Глобальные проблемы человечества Вывод: Глобальными являются экологические проблемы, которые порождаются высокими темпами прироста населения в регионах Африка. Азия. Латинская Америка :Вывод: Глобальными являются экологические проблемы, которые порождаются высокими темпами прироста населения в регионах Африка. Азия. Латинская Америка :

1. продовольственная нехватка полноценной и здоровой пищи;1. продовольственная нехватка полноценной и здоровой пищи; 2. чистой питьевой воды;2. чистой питьевой воды; загрязнение окружающей среды как следствие высокой степени урбанизации;загрязнение окружающей среды как следствие высокой степени урбанизации; 4. истощение земель из-за нерационального природопользования вследствие разрешения продовольственной проблемы.4. истощение земель из-за нерационального природопользования вследствие разрешения продовольственной проблемы.

И низким приростом в странах Европы и Америки:И низким приростом в странах Европы и Америки: Старение населения.Старение населения.

Уровень А.Уровень А. 1 В какой из перечисленных стран доля неграмотных в населении лиц, старше 15 лет наибольшая: 1 Аргентина 2 Китай 3 Эфиопия 4 Мексика.1 В какой из перечисленных стран доля неграмотных в населении лиц, старше 15 лет наибольшая: 1 Аргентина 2 Китай 3 Эфиопия 4 Мексика. 2 В какой из перечисленных стран доля детей в структуре населения наибольшая: 1 Испания 2 Алжир 3 Австралия 4 Греция.2 В какой из перечисленных стран доля детей в структуре населения наибольшая: 1 Испания 2 Алжир 3 Австралия 4 Греция. 3 В какой из перечисленных стран доля лиц пожилого возраста в структуре населения наибольшая: 1 Аргентина 2 Мексика 3 Бразилия 4 Япония.3 В какой из перечисленных стран доля лиц пожилого возраста в структуре населения наибольшая: 1 Аргентина 2 Мексика 3 Бразилия 4 Япония.

В 1 Расположите страны в порядке возрастания в них естественного прироста населения на 1 тысячу жителей. А Судан Б Россия В США 4 Бразилия.В 1 Расположите страны в порядке возрастания в них естественного прироста населения на 1 тысячу жителей. А Судан Б Россия В США 4 Бразилия. В 2 Расположимте страны в порядке убывания в них естественного прироста населения на 1 тысячу жителей. А Украина Б Аргентина В США Г ЭфиопияВ 2 Расположимте страны в порядке убывания в них естественного прироста населения на 1 тысячу жителей. А Украина Б Аргентина В США Г Эфиопия В1 БВГА В2 ГБВАВ1 БВГА В2 ГБВА

Страна Б, т.к.Страна Б, т.к. 1 Выше доля пожилых 1 Выше доля пожилых 2 Низкая рождаемолсть 2 Низкая рождаемолсть 3 Высокая доля пожилых в связи с высокой продолжительностью жизни и высоким уровнем урбанизации.3 Высокая доля пожилых в связи с высокой продолжительностью жизни и высоким уровнем урбанизации.

Домашнее задание Домашнее задание Для тех, кто испытывал трудности на уроке, Прочитать учебник – тама 3. параграф 1Для тех, кто испытывал трудности на уроке, Прочитать учебник – тама 3. параграф 1 Для тех, кто справился со всеми заданиями – выучить новые понятия по теме Попробовать решить задание уровня СДля тех, кто справился со всеми заданиями – выучить новые понятия по теме Попробовать решить задание уровня С Для творческих учащихся – Составить презентацию «Глобальные проблемы населения» не менее 1 0 слайдов Для творческих учащихся – Составить презентацию «Глобальные проблемы населения» не менее 1 0 слайдов

Спасибо за урок Спасибо за урок