« ЖИЗНЬ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ » Составитель : Пурей О. А. Учитель : Битюцкая И. Р. 2007 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Целью моей работы является изучить богатства, которые отданы людям. Целью моей работы является изучить богатства, которые отданы людям. Задачей работы.
Advertisements

Авторы : Александр Агарков и Сергей Скалыга Павел Михайлович Третьяков российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного.
Государственная Третьяковская галллерея Подготовил: ученик 8В класса МБОУ СОШ «Дневной пансион-84» Душкин Григорий.
Государственная Третьяковская галерея. Павел Михайлович Третьяков
Третьяковская галерея. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье, где за оградой стоит здание Третьяковской галереи, знают не только.
Презентация на тему: Ставропольский краевой музей изобразительных искусств. Подготовила студентка группы и 4 и Тарасова Мария.
И.Крамской. ПОРТРЕТ П.М.ТРЕТЬЯКОВА. "Моя идея была - наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы обществу в каких-либо полезных учреждениях",
Третьяковская галерея. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье, где за оградой стоит здание Третьяковской галереи, знают не только.
Третьяковская галереяТихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье, где за оградой стоит здание Третьяковской галереи, знают не только москвичи.
Третьяковская галерея. Работа Калинина Дмитрия 8 "Б".
Государственная Третьяковская галерея. Основатель галереи Государственная Третьяковская галерея, ГТГ (известна также как Третьяковка) художественный музей.
Третьяковская галерея. Государственная Третьяковская галерея, ГТГ (изве стна также как Третьяковка) художественный музей в Москве, основанный в 1856 году.
Тема урока: «Музеи в жизни города». 3 класс, 4 четверть. Что такое галерея? Какая самая знаменитая находится в Москве?
ЭРМИТАЖ Автор : Гулямова Парване Алиевна. ЭРМИТАЖ - ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ МИРА, ЭКСПОЗИЦИЯ КОТОРОГО РАСПОЛОЖЕНА В БОЛЕЕ, ЧЕМ 350 ЗАЛАХ.
"Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств,
Архитектурные памятники Москвы. Красивейшими местами Москвы, несомненно, являются ее архитектурные памятники. Здесь каждый камешек имеет метку исторических.
Как создавалась Третьяковская галерея. История создания Третьяковской галереи началась давно. В 1832 году на свет появился основатель знаменитого художественного.
Третьяков Павел Михайлович Презентация Юхневич Полины 8 «А» класс.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА И МОСКВЫ
Без Третьяковской галереи мы не представляем себе Москвы и России. Москвы и России.
Транксрипт:

« ЖИЗНЬ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ » Составитель : Пурей О. А. Учитель : Битюцкая И. Р г.

ЦЕЛИ: Узнать историю семьи Третьякова и его « Третьяковки » Узнать историю семьи Третьякова и его « Третьяковки » историю семьи историю семьи

ЗАДАЧИ : Использовать гиперссылки и Интернет ресурсы.

История семьи Третьяковых (1774 – 1898) Павел Михайлович Третьяков происходил из древнего, но небогатого купеческого рода, который жил в Малоярославце. Можно было бы составить подробную родословную знаменитого собирателя, если бы при отступлении Наполеоновской армии в 1812 году не сгорели архивы города. Павел Михайлович Третьяков происходил из древнего, но небогатого купеческого рода, который жил в Малоярославце. Можно было бы составить подробную родословную знаменитого собирателя, если бы при отступлении Наполеоновской армии в 1812 году не сгорели архивы города. В Москве предки Павла Третьякова обосновались в 1774 году. Михаил Захарович, отец собирателя, проявлял в торговле большую энергию и способности. В 1831 году Михаил Захарович женился на Александре Даниловне Борисовой, дочери крупного коммерсанта по экспорту сала в Англию. Поначалу отец считал брак дочери неравным, но время показало, что зять Данилы Борисова оказался весьма деловым и удачливым. В 1832 у молодых родился первенец – Павел Михайлович Третьяков. В Москве предки Павла Третьякова обосновались в 1774 году. Михаил Захарович, отец собирателя, проявлял в торговле большую энергию и способности. В 1831 году Михаил Захарович женился на Александре Даниловне Борисовой, дочери крупного коммерсанта по экспорту сала в Англию. Поначалу отец считал брак дочери неравным, но время показало, что зять Данилы Борисова оказался весьма деловым и удачливым. В 1832 у молодых родился первенец – Павел Михайлович Третьяков. Ещё подростком Павел сделался помощником отца, вместе с младшим братом Сергеем исполнял обязанности " мальчика при лавке ". Они помогали приказчикам, бегали по поручениям, выносили помои. Ещё подростком Павел сделался помощником отца, вместе с младшим братом Сергеем исполнял обязанности " мальчика при лавке ". Они помогали приказчикам, бегали по поручениям, выносили помои. Михаил Захарович был человеком слабого здоровья и умер в 1850 году в возрасте сорока девяти лет. Жене Александре Даниловне следовало по завещанию ведать всеми делами до достижения 25- летия младшего из сыновей – Сергея, " дочерей держать при себе и по исполнении возраста выдать их замуж по своему усмотрению, а сыновей Павла и Сергея до совершеннолетия воспитывать, не отстранять от торговли и от своего сословия [...] и прилично образовывать ". Михаил Захарович был человеком слабого здоровья и умер в 1850 году в возрасте сорока девяти лет. Жене Александре Даниловне следовало по завещанию ведать всеми делами до достижения 25- летия младшего из сыновей – Сергея, " дочерей держать при себе и по исполнении возраста выдать их замуж по своему усмотрению, а сыновей Павла и Сергея до совершеннолетия воспитывать, не отстранять от торговли и от своего сословия [...] и прилично образовывать ". В 1852 году, ввиду приближающейся свадьбы сестры Елизаветы Михайловны и старшего приказчика Владимира Дмитриевича Коншина, братья решили приобрести жилье – дом с большим двором и садом в приходе Николая Чудотворца, что в Толмачах. Молодые поселились внизу в двух комнатах с окнами в сад. Рядом с ними устроились братья. Сестра Софья с матерью заняли две комнаты в бельэтаже, а маленькая сестренка Надежда с гувернанткой жили в антресолях. В 1852 году, ввиду приближающейся свадьбы сестры Елизаветы Михайловны и старшего приказчика Владимира Дмитриевича Коншина, братья решили приобрести жилье – дом с большим двором и садом в приходе Николая Чудотворца, что в Толмачах. Молодые поселились внизу в двух комнатах с окнами в сад. Рядом с ними устроились братья. Сестра Софья с матерью заняли две комнаты в бельэтаже, а маленькая сестренка Надежда с гувернанткой жили в антресолях.

После смерти мужа Александра Даниловна считалась " временно " купчихой второй гильдии и сдала дело сыновьям в 1859 году. Они взяли себе в компаньоны мужа сестры Елизаветы, и в 1860 году появился " Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве, на Ильинке, против Биржи, д [ ом ] Иосифского монастыря ". После смерти мужа Александра Даниловна считалась " временно " купчихой второй гильдии и сдала дело сыновьям в 1859 году. Они взяли себе в компаньоны мужа сестры Елизаветы, и в 1860 году появился " Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве, на Ильинке, против Биржи, д [ ом ] Иосифского монастыря ". К концу жизни купец первой гильдии Павел Третьяков владел не только этим магазином на Ильинке, но и имел льнопрядильную фабрику в Костроме, которая отличалась весьма высоким уровнем технического оснащения. К концу жизни купец первой гильдии Павел Третьяков владел не только этим магазином на Ильинке, но и имел льнопрядильную фабрику в Костроме, которая отличалась весьма высоким уровнем технического оснащения. В 1865 году Павел Михайлович женился на Вере Николаевне, урожденной Мамонтовой. Она приходилась двоюродной сестрой хлебосольному хозяину подмосковного Абрамцева Савве Ивановичу Мамонтову и двоюродной тетушкой Вере Мамонтовой, ставшей моделью для картины В. А. Серова " Девочка с персиками " (1887). Отношения в семье складывались счастливо, все дети дружили между собой. Старшие Вера и Саша были погодками, потом шли Люба и Миша, позднее, через четыре года после Миши, родилась Маша, а за ней последний – Ванечка, всеобщий любимец. Увы, Миша родился больным и не был дееспособным. Большое горе обрушилось на семью в 1887 году, когда за три дня от скарлатины, осложненной менингитом, умер восьмилетний Ваня. В 1865 году Павел Михайлович женился на Вере Николаевне, урожденной Мамонтовой. Она приходилась двоюродной сестрой хлебосольному хозяину подмосковного Абрамцева Савве Ивановичу Мамонтову и двоюродной тетушкой Вере Мамонтовой, ставшей моделью для картины В. А. Серова " Девочка с персиками " (1887). Отношения в семье складывались счастливо, все дети дружили между собой. Старшие Вера и Саша были погодками, потом шли Люба и Миша, позднее, через четыре года после Миши, родилась Маша, а за ней последний – Ванечка, всеобщий любимец. Увы, Миша родился больным и не был дееспособным. Большое горе обрушилось на семью в 1887 году, когда за три дня от скарлатины, осложненной менингитом, умер восьмилетний Ваня. Родители предпочли дать дочерям домашнее образование. Отец был для девочек примером трудолюбия, развивал вкус к хорошей живописи, а Вера Николаевна наградила дочерей своей музыкальной одаренностью. В зале стояли два концертных рояля фирмы " Бехштейн ". Вера, Саша, Люба и Маша постоянно занимались музыкой, но особенно способной была Вера. Друг семьи Петр Ильич Чайковский даже советовал Вере поступать в консерваторию, но отец, будучи сторонником строгого воспитания, не позволил этого сделать. Родители предпочли дать дочерям домашнее образование. Отец был для девочек примером трудолюбия, развивал вкус к хорошей живописи, а Вера Николаевна наградила дочерей своей музыкальной одаренностью. В зале стояли два концертных рояля фирмы " Бехштейн ". Вера, Саша, Люба и Маша постоянно занимались музыкой, но особенно способной была Вера. Друг семьи Петр Ильич Чайковский даже советовал Вере поступать в консерваторию, но отец, будучи сторонником строгого воспитания, не позволил этого сделать. В доме Третьяковых бывали И. С. Тургенев, композиторы Н. Г. Рубинштейн и П. И. Чайковский, художники И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, В. Г. Перов, И. Н. Крамской. С некоторыми из них семья была в родстве : брат П. И. Чайковского Анатолий был женат на племяннице Павла Михайловича ; жена художника В. Д. Поленова, Н. В. Якунчикова, приходилась племянницей Вере Николаевне. В доме Третьяковых бывали И. С. Тургенев, композиторы Н. Г. Рубинштейн и П. И. Чайковский, художники И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, В. Г. Перов, И. Н. Крамской. С некоторыми из них семья была в родстве : брат П. И. Чайковского Анатолий был женат на племяннице Павла Михайловича ; жена художника В. Д. Поленова, Н. В. Якунчикова, приходилась племянницей Вере Николаевне.

В октябре 1867 года Вера Николаевна приняла от Городской думы попечительство над Пятницкой городской начальной женской школой. Из пятнадцати подобных школ Пятницкая стала лучшей. Павел Михайлович был одним из попечителей Арнольдовского училища для глухонемых. В ответ на разговоры о своем богатстве он писал В. В. Стасову в 1879 году : " Я не располагаю такими средствами, какие некоторым могут казаться. Я не концессионер, не подрядчик, имею на своем попечении школу глухонемых [...]". В течение нескольких десятилетий он проявлял к училищу действенное внимание. Третьяковы, посещая эти учебные заведения, в воспитательных целях брали с собой дочерей, а всех учащихся знали по именам. В октябре 1867 года Вера Николаевна приняла от Городской думы попечительство над Пятницкой городской начальной женской школой. Из пятнадцати подобных школ Пятницкая стала лучшей. Павел Михайлович был одним из попечителей Арнольдовского училища для глухонемых. В ответ на разговоры о своем богатстве он писал В. В. Стасову в 1879 году : " Я не располагаю такими средствами, какие некоторым могут казаться. Я не концессионер, не подрядчик, имею на своем попечении школу глухонемых [...]". В течение нескольких десятилетий он проявлял к училищу действенное внимание. Третьяковы, посещая эти учебные заведения, в воспитательных целях брали с собой дочерей, а всех учащихся знали по именам. Павел Михайлович, сам купец в четвертом поколении, желал, чтобы его дочери вышли замуж только за купцов. Вере, полюбившей талантливого пианиста Александра Зилоти, двоюродного брата композитора С. В. Рахманинова, пришлось многое пережить, прежде чем отец дал разрешение на их брак, который состоялся в феврале 1887 года. Мужем Александры стал врач и коллекционер Сергей Боткин. Его брат Александр, доктор, затем гидрограф, исследователь Севера, женился на Маше. В мае 1894 года Люба вышла замуж за художника Николая Гриценко. Овдовев в 1900 году, вторым браком Любовь Павловна была замужем за знаменитым Львом Бакстом, живописцем и графиком, создателем костюмов и декораций к дягилевским спектаклям в Париже. Павлу Михайловичу достало широты взглядов, чтобы оценить по достоинству всех этих молодых людей. Павел Михайлович, сам купец в четвертом поколении, желал, чтобы его дочери вышли замуж только за купцов. Вере, полюбившей талантливого пианиста Александра Зилоти, двоюродного брата композитора С. В. Рахманинова, пришлось многое пережить, прежде чем отец дал разрешение на их брак, который состоялся в феврале 1887 года. Мужем Александры стал врач и коллекционер Сергей Боткин. Его брат Александр, доктор, затем гидрограф, исследователь Севера, женился на Маше. В мае 1894 года Люба вышла замуж за художника Николая Гриценко. Овдовев в 1900 году, вторым браком Любовь Павловна была замужем за знаменитым Львом Бакстом, живописцем и графиком, создателем костюмов и декораций к дягилевским спектаклям в Париже. Павлу Михайловичу достало широты взглядов, чтобы оценить по достоинству всех этих молодых людей. Может создаться впечатление о жизни легкой, счастливой, беззаботной. Свободно ли дома распоряжались деньгами и были ли миллионершами выросшие дочери ? В 1893 году Павел Михайлович пишет очень большое серьезное письмо дочери Александре, в котором объясняет свое представление о родительском долге : " Нехорошая вещь деньги, вызывающая ненормальные отношения. Для родителей обязательно дать детям воспитание и образование и вовсе не обязательно обеспечение ". В том же письме были и такие слова : " Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также обществу ( народу ) в каких - либо полезных учреждениях ; мысль эта не покидала меня всю жизнь ". Может создаться впечатление о жизни легкой, счастливой, беззаботной. Свободно ли дома распоряжались деньгами и были ли миллионершами выросшие дочери ? В 1893 году Павел Михайлович пишет очень большое серьезное письмо дочери Александре, в котором объясняет свое представление о родительском долге : " Нехорошая вещь деньги, вызывающая ненормальные отношения. Для родителей обязательно дать детям воспитание и образование и вовсе не обязательно обеспечение ". В том же письме были и такие слова : " Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также обществу ( народу ) в каких - либо полезных учреждениях ; мысль эта не покидала меня всю жизнь ". В декабре 1898 Павел Михайлович умер. И хотя Вера Николаевна была на 13 лет моложе мужа, она пережила его только на 3 месяца. В декабре 1898 Павел Михайлович умер. И хотя Вера Николаевна была на 13 лет моложе мужа, она пережила его только на 3 месяца.

" Третьяковка " без Третьякова ( ) В июне 1899 года Московской городской думой был создан попечительский Совет – коллегиальный орган по управлению Галереей. Кроме городского головы князя В. М. Голицына ( председателя Совета ), в него вошли В. А. Серов – от российских художников, И. С. Остроухов и И. Е. Цветков – от московских коллекционеров. Семью основателя представляла вторая дочь Третьякова Александра Павловна Боткина. В июне 1899 года Московской городской думой был создан попечительский Совет – коллегиальный орган по управлению Галереей. Кроме городского головы князя В. М. Голицына ( председателя Совета ), в него вошли В. А. Серов – от российских художников, И. С. Остроухов и И. Е. Цветков – от московских коллекционеров. Семью основателя представляла вторая дочь Третьякова Александра Павловна Боткина. Совет начал свою деятельность с того, что дом Третьяковых был полностью приспособлен для нужд коллекции. В 1904 году возведен новый фасад, созданный по проекту В. М. Васнецова в " русском стиле ". До сих пор он остается эмблемой Третьяковской галереи. Неудобства, связанные со строительством, не мешали все более растущему потоку посетителей : за 1903 год в Галерее побывало человек. Совет начал свою деятельность с того, что дом Третьяковых был полностью приспособлен для нужд коллекции. В 1904 году возведен новый фасад, созданный по проекту В. М. Васнецова в " русском стиле ". До сих пор он остается эмблемой Третьяковской галереи. Неудобства, связанные со строительством, не мешали все более растущему потоку посетителей : за 1903 год в Галерее побывало человек. Члены Совета главной своей целью видели пополнение коллекции. Пристальное внимание они уделяли приобретению картин современных художников ; их интересовало творчество молодых петербуржцев, создавших в 1898 году объединение " Мир искусства ", москвичей из Союза русских художников, экспонентов выставки " Голубая роза ". За первые три года существования Совета в собрании прибавилось около семидесяти произведений. Во времена попечительства И. С. Остроухова в Галерее существенно расширился раздел, посвященный портретам кисти живописцев XVIII века. Члены Совета главной своей целью видели пополнение коллекции. Пристальное внимание они уделяли приобретению картин современных художников ; их интересовало творчество молодых петербуржцев, создавших в 1898 году объединение " Мир искусства ", москвичей из Союза русских художников, экспонентов выставки " Голубая роза ". За первые три года существования Совета в собрании прибавилось около семидесяти произведений. Во времена попечительства И. С. Остроухова в Галерее существенно расширился раздел, посвященный портретам кисти живописцев XVIII века. В 1899 году наследники Павла Михайловича передали Совету завещанные Галерее 62 иконы, которые были тщательно изучены известным византологом и специалистом по древнерусскому искусству Н. П. Лихачевым. На основе проведенной им атрибуции в 1904 году была создана экспозиция икон. В ее устройстве принимали участие профессор Н. П. Кондаков, художник В. М. Васнецов, члены Совета галереи И. Е. Цветков и И. С. Остроухов. Позже, в 1913 –1915 годах, при кардинальном изменении всей экспозиции, предпринятой И. Э. Грабарем, развеска икон была сохранена. В 1899 году наследники Павла Михайловича передали Совету завещанные Галерее 62 иконы, которые были тщательно изучены известным византологом и специалистом по древнерусскому искусству Н. П. Лихачевым. На основе проведенной им атрибуции в 1904 году была создана экспозиция икон. В ее устройстве принимали участие профессор Н. П. Кондаков, художник В. М. Васнецов, члены Совета галереи И. Е. Цветков и И. С. Остроухов. Позже, в 1913 –1915 годах, при кардинальном изменении всей экспозиции, предпринятой И. Э. Грабарем, развеска икон была сохранена.

Начатое Третьяковым еще в 1893 году ежегодное издание каталогов продолжалось его преемниками. Несколько выпусков было издано на французском (1897, 1899) и английском (1911, 1912) языках. Они стоили дешево и выполняли роль путеводителя по залам Галереи. К 1911 году стало ясно, что экспозиции необходима коренная перестройка. Московская городская дума в 1913 году избрала попечителем Третьяковской галереи Игоря Эммануиловича Грабаря, художника, архитектора и историка искусства ( в 1917–1925 – директор Третьяковской галереи ). В Совет вошли Р. И. Клейн и А. П. Ланговой, от семьи основателя - старшая дочь Вера Павловна Зилоти, а из прежнего состава остался князь Сергей Александрович Щербатов, живописец и коллекционер. Начатое Третьяковым еще в 1893 году ежегодное издание каталогов продолжалось его преемниками. Несколько выпусков было издано на французском (1897, 1899) и английском (1911, 1912) языках. Они стоили дешево и выполняли роль путеводителя по залам Галереи. К 1911 году стало ясно, что экспозиции необходима коренная перестройка. Московская городская дума в 1913 году избрала попечителем Третьяковской галереи Игоря Эммануиловича Грабаря, художника, архитектора и историка искусства ( в 1917–1925 – директор Третьяковской галереи ). В Совет вошли Р. И. Клейн и А. П. Ланговой, от семьи основателя - старшая дочь Вера Павловна Зилоти, а из прежнего состава остался князь Сергей Александрович Щербатов, живописец и коллекционер. И. Э. Грабарь был полон решимости провести в Галерее реформы, чтобы превратить ее в " музей европейского типа ". В 1913–1915 годах он полностью изменил экспозицию. Экспозиционный маршрут начинался с древнерусского искусства и в соответствии с хронологической последовательностью важнейших этапов развития русской живописи шел по кольцу залов вплоть до произведений художников х годов. Грабарь впервые в отечественной практике использовал историко - монографический принцип, который и в настоящее время остается главным в построении музейных экспозиций художественных музеев России. И. Э. Грабарь был полон решимости провести в Галерее реформы, чтобы превратить ее в " музей европейского типа ". В 1913–1915 годах он полностью изменил экспозицию. Экспозиционный маршрут начинался с древнерусского искусства и в соответствии с хронологической последовательностью важнейших этапов развития русской живописи шел по кольцу залов вплоть до произведений художников х годов. Грабарь впервые в отечественной практике использовал историко - монографический принцип, который и в настоящее время остается главным в построении музейных экспозиций художественных музеев России. В залах нижнего этажа размещались рисунки, акварели, пастели, работы иностранных мастеров, картины живописцев, не представленных в Галерее при жизни Павла Михайловича. В залах зарубежных художников появились полотна из собрания М. А. Морозова, которые он завещал в дар Галере в 1910 году. Здесь были и К. Моне, и Э. Мане, и О. Ренуар, и В. Гог, и П. Гоген. Ныне они составляют гордость Эрмитажа и ГМИИ им. А. С. Пушкина. В процессе реорганизации шла работа по инвентаризации и атрибуции произведений, их реставрации и фотографированию. Все негативы, хранившиеся в издательстве Кнебеля, погибли в 1915 году в погроме, связанном с событиями Первой мировой войны. В 1916 году Грабарь возобновил работу по фотографированию. В залах нижнего этажа размещались рисунки, акварели, пастели, работы иностранных мастеров, картины живописцев, не представленных в Галерее при жизни Павла Михайловича. В залах зарубежных художников появились полотна из собрания М. А. Морозова, которые он завещал в дар Галере в 1910 году. Здесь были и К. Моне, и Э. Мане, и О. Ренуар, и В. Гог, и П. Гоген. Ныне они составляют гордость Эрмитажа и ГМИИ им. А. С. Пушкина. В процессе реорганизации шла работа по инвентаризации и атрибуции произведений, их реставрации и фотографированию. Все негативы, хранившиеся в издательстве Кнебеля, погибли в 1915 году в погроме, связанном с событиями Первой мировой войны. В 1916 году Грабарь возобновил работу по фотографированию. Основные итоги перестройки и комплектования музея получили отражение в каталоге Галереи. В нем не только фиксировался состав собрания вплоть до 1917 года. Это был еще и путеводитель по новой экспозиции. Здесь впервые появились очерки о Павле и Сергее Третьяковых и истории Галереи. Каталог включал новый план расположения экспозиции и залов, давал четкую схему развития русского искусства. Основные итоги перестройки и комплектования музея получили отражение в каталоге Галереи. В нем не только фиксировался состав собрания вплоть до 1917 года. Это был еще и путеводитель по новой экспозиции. Здесь впервые появились очерки о Павле и Сергее Третьяковых и истории Галереи. Каталог включал новый план расположения экспозиции и залов, давал четкую схему развития русского искусства. Революционные события февраля 1917 года подтолкнули И. Э. Грабаря к созданию Московского союза деятелей музеев и частных хранилищ. Первым его председателем Союза стал сам Грабарь. Тогда - то в Галерею стали поступать на временное хранение работы из многих коллекций, в частности из собрания М. С. и Х. С. Барышниковых, Е. В. Борисовой - Мусатовой и М. П. Рябушинского, В. О. Гиршмана, Е. П. Носовой. Революционные события февраля 1917 года подтолкнули И. Э. Грабаря к созданию Московского союза деятелей музеев и частных хранилищ. Первым его председателем Союза стал сам Грабарь. Тогда - то в Галерею стали поступать на временное хранение работы из многих коллекций, в частности из собрания М. С. и Х. С. Барышниковых, Е. В. Борисовой - Мусатовой и М. П. Рябушинского, В. О. Гиршмана, Е. П. Носовой. Но временное хранение волею истории оказалось постоянным. К 1918 году Галерея стала выдающимся собранием произведений национального искусства. Но временное хранение волею истории оказалось постоянным. К 1918 году Галерея стала выдающимся собранием произведений национального искусства.

Почетный гражданин Москвы ( ) 25 июля (6 августа ) 1892 года умер Сергей Михайлович Третьяков, младший брат Павла Михайловича. Согласно завещанию, его небольшое, но ценное собрание произведений иностранных и русских художников вошло в состав коллекции П. М. Третьякова. По мнению Грабаря, Сергей Михайлович имел лучшую в России коллекцию французской живописи середины XIX века. Часть ее выставлялась в Галерее старшего брата. 25 июля (6 августа ) 1892 года умер Сергей Михайлович Третьяков, младший брат Павла Михайловича. Согласно завещанию, его небольшое, но ценное собрание произведений иностранных и русских художников вошло в состав коллекции П. М. Третьякова. По мнению Грабаря, Сергей Михайлович имел лучшую в России коллекцию французской живописи середины XIX века. Часть ее выставлялась в Галерее старшего брата. В августе 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание вместе с коллекцией брата в дар городу Москве. Вскоре на заседании Московской городской думы дар братьев Третьяковых был официально принят. Он включал 1287 живописных произведений, 518 рисунков, 9 скульптурных работ русских художников, а также 75 картин и 8 рисунков иностранных мастеров, главным образом французских и немецких второй половины XIX века. Оценен этот дар был в рублей. В признание огромных заслуг перед столицей П. М. Третьяков был признан почетным гражданином Москвы. В августе 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание вместе с коллекцией брата в дар городу Москве. Вскоре на заседании Московской городской думы дар братьев Третьяковых был официально принят. Он включал 1287 живописных произведений, 518 рисунков, 9 скульптурных работ русских художников, а также 75 картин и 8 рисунков иностранных мастеров, главным образом французских и немецких второй половины XIX века. Оценен этот дар был в рублей. В признание огромных заслуг перед столицей П. М. Третьяков был признан почетным гражданином Москвы. Перевеска картин в связи с пополнением Галереи заняла зиму 1892/93. Произведения русских художников из собрания брата П. М. Третьяков поместил вместе с работами из своей коллекции. Для полотен иностранных мастеров был выделен отдельный зал. В августе 1893 года Галерея, которая стала теперь называться " Московская городская художественная галерея Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых ", вновь открыла свои залы для бесплатного посещения. Перевеска картин в связи с пополнением Галереи заняла зиму 1892/93. Произведения русских художников из собрания брата П. М. Третьяков поместил вместе с работами из своей коллекции. Для полотен иностранных мастеров был выделен отдельный зал. В августе 1893 года Галерея, которая стала теперь называться " Московская городская художественная галерея Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых ", вновь открыла свои залы для бесплатного посещения. В е годы после передачи Галереи городу ее собрание обогатилось многими уникальными дарами. Это картина А. К. Саврасова " Проселок " ( дар художника И. М. Прянишникова в 1893 году ), 30 произведений Н. Н. Ге и его портрет работы И. Е. Репина ( дар наследников в 1895 году ). В е годы после передачи Галереи городу ее собрание обогатилось многими уникальными дарами. Это картина А. К. Саврасова " Проселок " ( дар художника И. М. Прянишникова в 1893 году ), 30 произведений Н. Н. Ге и его портрет работы И. Е. Репина ( дар наследников в 1895 году ).

Собственная мануфактура и Галерея занимали у П.М. Третьякова много времени. Но, кроме того, он был членом советов и ученых комитетов ряда учебных заведений, принимал деятельное участие в жизни Московского общества любителей художеств, Московского художественного общества, Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Не без его участия был создан университетский музей античного искусства в Москве, ставший впоследствии Музеем изящных искусств. Павел Третьяков оплатил сделанные с античных памятников из музеев Рима слепки. Собственная мануфактура и Галерея занимали у П.М. Третьякова много времени. Но, кроме того, он был членом советов и ученых комитетов ряда учебных заведений, принимал деятельное участие в жизни Московского общества любителей художеств, Московского художественного общества, Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Не без его участия был создан университетский музей античного искусства в Москве, ставший впоследствии Музеем изящных искусств. Павел Третьяков оплатил сделанные с античных памятников из музеев Рима слепки. Он оставался бессменным попечителем Галереи до последних своих дней. Заботился о своем детище, по-прежнему приобретал картины, и не только на деньги города, но и на свои собственные, передавая покупки музею уже в качестве дара. Благодаря стараниям основателя в течение 1893–1897 годов в коллекцию поступило более 200 работ. Он оставался бессменным попечителем Галереи до последних своих дней. Заботился о своем детище, по-прежнему приобретал картины, и не только на деньги города, но и на свои собственные, передавая покупки музею уже в качестве дара. Благодаря стараниям основателя в течение 1893–1897 годов в коллекцию поступило более 200 работ. Начиная с 1893 года Третьяков ежегодно издавал каталоги своего собрания, наиболее полным из которых был подготовленный в 1898 году. В нем значится уже 1635 живописных произведений. Тогда же была завершена последняя пристройка – два новых зала для экспозиции собрания брата. Первый был посвящен памяти Сергея Михайловича - мебель из его кабинета и рисунки Ж. Энгра, А. Канабеля и Ж. Бастьен-Лепажа. Второй зал, отделанный дубовыми панелями, показывал собственно коллекцию – Ж. Бастьен-Лепаж, М. Фортуни, К. Коро. В смежном зале находилась скульптура, в частности, М.М. Антокольского. Начиная с 1893 года Третьяков ежегодно издавал каталоги своего собрания, наиболее полным из которых был подготовленный в 1898 году. В нем значится уже 1635 живописных произведений. Тогда же была завершена последняя пристройка – два новых зала для экспозиции собрания брата. Первый был посвящен памяти Сергея Михайловича - мебель из его кабинета и рисунки Ж. Энгра, А. Канабеля и Ж. Бастьен-Лепажа. Второй зал, отделанный дубовыми панелями, показывал собственно коллекцию – Ж. Бастьен-Лепаж, М. Фортуни, К. Коро. В смежном зале находилась скульптура, в частности, М.М. Антокольского. Последним крупным приобретением Павла Михайловича были "Богатыри" В.М. Васнецова. Они сразу были повешены в зал и с тех пор там и находятся. В последний год жизни Третьякова Галерея пополнилась пейзажами И.И. Левитана, портретами И.Е. Репина, картинами К.А. Сомова. Последним крупным приобретением Павла Михайловича были "Богатыри" В.М. Васнецова. Они сразу были повешены в зал и с тех пор там и находятся. В последний год жизни Третьякова Галерея пополнилась пейзажами И.И. Левитана, портретами И.Е. Репина, картинами К.А. Сомова. Жизненный путь основателя Галереи завершился 27 (4) декабря 1898 года. Жизненный путь основателя Галереи завершился 27 (4) декабря 1898 года.

Навстречу новому тысячелетию (1995 – настоящее время) В апреле 1995 года для посетителей открылась обновленная экспозиция классического русского искусства в Лаврушинском переулке. Традиционный маршрут и расположение материалов были во многом сохранены. В новом-старом доме Третьяковской галереи стало возможным значительно расширить экспозицию древнерусского искусства, выделить залы для скульптуры XVIII – первой половины XIX века и рубежа XIX–XX веков. Требующая особого светового режима графика теперь демонстрируется в специально оборудованных залах, появилась «Сокровищница», где можно увидеть произведения прикладного древнерусского искусства, миниатюры, иконы в драгоценных окладах. В апреле 1995 года для посетителей открылась обновленная экспозиция классического русского искусства в Лаврушинском переулке. Традиционный маршрут и расположение материалов были во многом сохранены. В новом-старом доме Третьяковской галереи стало возможным значительно расширить экспозицию древнерусского искусства, выделить залы для скульптуры XVIII – первой половины XIX века и рубежа XIX–XX веков. Требующая особого светового режима графика теперь демонстрируется в специально оборудованных залах, появилась «Сокровищница», где можно увидеть произведения прикладного древнерусского искусства, миниатюры, иконы в драгоценных окладах. Застройка внутренних двориков дала возможность создать новые залы для картин К.П. Брюллова, А.А. Иванова, И.Н. Крамского, А.И. Куинджи. Самый большой из них был специально спроектирован для огромного декоративного панно «Принцесса Греза» М.А. Врубеля (1896), поступившего в галерею в 1956 году из Государственного академического Большого театра СССР. Застройка внутренних двориков дала возможность создать новые залы для картин К.П. Брюллова, А.А. Иванова, И.Н. Крамского, А.И. Куинджи. Самый большой из них был специально спроектирован для огромного декоративного панно «Принцесса Греза» М.А. Врубеля (1896), поступившего в галерею в 1956 году из Государственного академического Большого театра СССР. Еще в 1953 году из Большого дворца Московского Кремля было передано пятиметровое полотно И.Е. Репина «Прием волостных старшин Александром III во дворце Петровского дворца в Москве» (1886), которое писалось по "высочайшему" заказу. Оно также включено в новую экспозицию. Еще в 1953 году из Большого дворца Московского Кремля было передано пятиметровое полотно И.Е. Репина «Прием волостных старшин Александром III во дворце Петровского дворца в Москве» (1886), которое писалось по "высочайшему" заказу. Оно также включено в новую экспозицию. Многие коллекционеры дарили Галерее произведения искусства, продолжая традицию ее основателя П.М. Третьякова. Музей всегда с благодарностью принимал и принимает как отдельные работы, так и коллекции из частных собраний. Невозможно перечислить всех дарителей, упомянем лишь некоторых. Многие коллекционеры дарили Галерее произведения искусства, продолжая традицию ее основателя П.М. Третьякова. Музей всегда с благодарностью принимал и принимает как отдельные работы, так и коллекции из частных собраний. Невозможно перечислить всех дарителей, упомянем лишь некоторых. Так, знаменитая картина В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896) поступила в Галерею в 1908 году от великой княгини Елизаветы Федоровны и великой княжны Марии Павловны. Так, знаменитая картина В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896) поступила в Галерею в 1908 году от великой княгини Елизаветы Федоровны и великой княжны Марии Павловны. Ленинградский коллекционер Мира Константиновна Басевич в 1961 году подарила Галерее замечательные работы А.Н.Бенуа, П.В. Кузнецова, К.С.Петрова-Водкина, Н.К. Рериха, М.С. Сарьяна. В их числе была картина «Купание красного коня» (1912). Ленинградский коллекционер Мира Константиновна Басевич в 1961 году подарила Галерее замечательные работы А.Н.Бенуа, П.В. Кузнецова, К.С.Петрова-Водкина, Н.К. Рериха, М.С. Сарьяна. В их числе была картина «Купание красного коня» (1912).

Константин Георгиевич Костаки передал Галерее в 1977 году большую коллекцию, включающую такие шедевры, как «Портрет М.В. Матюшина» (1913) К.С. Малевича, «Суд народа» (1934) С.Б. Никритина, «Головы. Симфония Шостаковича» (1927) П.Н. Филонова, «Ландыши» (1916) М.З. Шагала. Известный живописец и график Татьяна Алексеевна Маврина принесла в дар Галерее коллекцию икон, а также свою работу «Портрет А.Ф.Сафроновой с дочерью» (1938). Всемирно известная арфистка, народная артистка СССР, профессор Московской консерватории Вера Георгиевна Дулова завещала Третьяковской галерее лучшие картины и рисунки своего собрания (всего 58 произведений). Среди них «Домик в провинции. Весна» (1878) А.К. Саврасова. Пополнение коллекции музея происходит также благодаря Обществу Друзей Третьяковской галереи, образованному в 1995 году. Оно объединяет индивидуальных и корпоративных членов, оказывающих музею благотворительную помощь в реализации самых разных проектов, в том числе – в приобретении произведений искусства. В сентябре 1996 года был воссоздан Попечительский Совет Государственной Третьяковской галереи, председателем которого стал мэр Москвы Ю.М. Лужков. В декабре 1998 года в здании Третьяковской галереи на Крымском валу была открыта первая часть новой экспозиции Искусство ХХ века, охватывающая период от рубежа веков до послевоенного времени. В мае 2000 года последовало завершение: от середины 1950-х годов до конца 1990-х. Таким образом, сегодня в залах Галереи наиболее полно представлена панорама русской культуры прошлого столетия, впервые за многие десятилетия развития музейного дела в России. В 2006 году Государственная Третьяковская галерея собирается отметить свое 150-летие. Этому событию будут посвящены специальные выставки, издания, проект "Третьяковские встречи", программы для детей и многое другое.

Период реконструкции ( ) Грандиозная реконструкция Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке связана с именем директора Третьяковской галереи Юрия Константиновича Королева (1929–1992). За успешное выполнение этого задания в 1995 году Ю.К. Королев (посмертно) и авторский коллектив были удостоены Государственной премии Российской Федерации. В январе 1986 года Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке закрылась для посетителей. В специально оборудованный депозитарий (хранилище экспонатов), пристроенный в 1985 году с северной стороны исторического здания, перенесли произведения из экспозиции и её запасника. В том же 1985 "Государственная картинная галерея", располагавшаяся на Крымском валу, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс с сохранением исторического названия – Государственная Третьяковская галерея. В здание на Крымском валу для экспонирования и хранения перевезли произведения живописи, графики и скульптуры, созданные после 1917 года. Новое музейное здание на Крымском собирались разместить еще в 1956 году, когда отмечалось столетие Галереи. Место было выбрано напротив Центрального парка культуры и отдыха имени А.М. Горького на берегу Москвы-реки недалеко от Кремля и исторического дома в Голутвине, где в 1832 году родился П.М. Третьяков. Намечалось закончить стройку в 1961 и полностью перевести сюда все коллекции Галереи. Но в 1959 году решением правительства проектируемое здание было закреплено за вновь созданной Государственной картинной галереей СССР. В 1962 году последовало объединение Картинной галереи СССР и Выставочных залов Союза художников (ныне Центральный Дом художника). Новый проект, выполненный в мастерской имени И.В. Жолтовского (архитекторы Ю. Шевердяев, Н. Сукоян, М. Круглов и другие), был утвержден в 1962 году, а строительство начато в Гигантские выставочные площади (более 12 тысяч квадратных метров), анфилады просторных залов, предусматривающие разнообразные трансформации площадей и объемов для развески, единое пространство вестибюля, лестничных маршей и антресолей, огромные окна, открывающие эффектные панорамы на Кремль, Москву-реку и парк – все это таило интересные экспозиционные возможности.

Закрытие основного здания галереи в Лаврушинском переулке "переадресовало" посетителей в помещение на Крымском валу. Перед зрителями открывалась основная экспозиция – широкая картина творческого наследия отечественных мастеров, работавших в 1920–1960-е годы. В 1987 была показана выставка произведений Д.Г. Левицкого, организованная ГТГ и Русским музеем при поддержке других музеев СССР. А потом пошла череда выставок художников русского авангарда В.В. Кандинского, К.С. Малевича (1989), Л.С. Поповой, А.С. Голубкиной, П.Н. Филонова, Эль Лисицкого (1990), 1991 год - "Шагал в России", "Русский модерн", 1992 – "С.И. Мамонтов и русская художественная культура», А.И. Куинжди, В.В. Верещагин. В 1994 выставки – В.Е. Татлина, И.Е. Репина и В.Д. Поленова. Огромные толпы посетителей собрала "Выставка произведений из собрания Арманда Хаммера" (1986); администрации Галереи даже пришлось пойти на организацию двухчасовых сеансов для ее просмотра. Строительные работы в Лаврушинском были начаты еще в 1983 году. Через два года введен в строй депозитарий. Там же расположились и реставрационные мастерские ГТГ. А в 1986 году настало время приступить к реконструкции основного здания Третьяковской галереи. Авторы проекта (архитекторы И.М. Виноградский, Г.В. Астафьев, Б.А. Климов и другие) своей главной задачей поставили сохранить облик исторического ансамбля. Центр комплекса – основной дом и "щусевский корпус" были расширены за счет застройки двух внутренних дворов. Здесь разместилась основная экспозиция. В 1989 году был построен еще один новый корпус, уже с южной стороны от основного здания. Он предназначался для выставочных залов, конференц-зала, информационно-вычислительного центра, детской изостудии. В этом же здании находится большая часть инженерных систем и служб, поэтому оно получило название «Инженерный корпус». Принципиальной особенностью проекта было включение в музейный ансамбль храма Святителя Николая в Толмачах (памятник архитектуры XVII века). Ныне он восстановлен, освящен и действует в статусе домового храма-музея при Третьяковской галерее. В 1986 году к Галерее на правах отделов был присоединен ряд мемориальных московских музеев: Дом-музей П.Д. Корина, Дом-музей В.М. Васнецова, Музей-квартира А.М. Васнецова, Музей-мастерская А.С. Голубкиной. В связи с этим Галерея получила статус Всесоюзного музейного объединения (с 1994 года – Всероссийское).

Купец, коллекционер, меценат Купец, коллекционер, меценат Купец, коллекционер, меценат Купец, коллекционер, меценат "Третьяковская школа" "Третьяковская школа" "Третьяковская школа" "Третьяковская школа" Национальная портретная галерея Национальная портретная галерея Национальная портретная галерея Национальная портретная галерея Домашний музей Домашний музей Домашний музей Домашний музей Война и мир глазами художников Война и мир глазами художников Война и мир глазами художников Война и мир глазами художников "…без различия рода и звания" "…без различия рода и звания" "…без различия рода и звания" "…без различия рода и звания" Страсть к собирательству (1850 – 1992)

И.Е.Репин. Портрет П.М.Третьякова Дом Третьяковых в Толмачах. Фотография.1890-е гг «Третьяковская Галерея» - наши дни

ПРИБОРЫ И МАТЕРИАЛЫ : Компьютер Компьютер http: ru http: ru