P1060234.JPG МОУ «Тунгалинская средняя общеобразовательная школа»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Advertisements

Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Общение и презентация системы работы по формированию нравственных ценностей через ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Духовно-нравственное воспитание. Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности и духовности. От него зависит наша внутренняя устойчивость.
ЦЕЛЬ: ЦЕЛЬ: создание благоприятных условий для выявления и самореализации творческих возможностей учеников, формирование на основе исторических и культурных.
Тема: «Эффективность воспитательной системы учреждения»
Д УХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Составитель Крестова З.В.
Автор: Дейтер Вера Борисовна Должность: учитель русского языка и литературы Категория: высшая Образовательное учреждение: МАОУ Гимназия 1 г. Сыктывкар.
«Личность успешная по образовательному маршруту»..
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
Организация внеурочной деятельности МАОУ «СОШ 104 с углубленным изучением предметов культурологического профиля»
Организация воспитательной деятельности в МКШ в современных условиях.
Программа развития классного коллектива Автор: Муданова Светлана Александровна, классный руководитель 7 класса МБОУ «Сыресинская ООШ»
Развитие у обучающихся способности к самоорганизации, самореализации на основе компетентного подхода в воспитании.
Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в рамках внеурочной деятельности Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО кафедра.
Программа « Волшебные острова» 1.воспитание направлено на всестороннее развитие ребёнка, основой развития младшего школьника является нравственное формирование.
ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ: 1.ГАРМОНИИ 2.ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ 3.СВЯЗЬ С ДЕТСКИМ САДОМ,СЕМЬЁЙ 4.ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5.НАПРАВЛЕННОСТЬ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ,СВЯЗЬ.
Транксрипт:

P JPG МОУ «Тунгалинская средняя общеобразовательная школа»

Воспитательная система школы– это целостный социальный организм, функционирующий при условии основных компонентов воспитания, отражающий способ организации коллектива школы.

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ОБРАЗ ЖИЗНИ» 2013 – 2014 учебный год Пояснительная записка Изменившееся социально-экономическое положение в стране требуют от ребенка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Встает проблема: как в условиях жесткой рыночной конкуренции, смещения всех ценностных ориентиров от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека. Конечно же, школе не изменить социальной ситуации. Безусловно, она не может даже смягчить жесткую формирующую среду, в которой совершается становление личности. Помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, стать личностью духовно-нравственной, эстетически развитой, физически здоровой, способной к самореализации и самоопределению в жизни – цель воспитательной работы нашей школы. Следовательно, встает задача создать ребенку условия для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей. А для этого необходимо способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Педагоги школы всегда уделяли много внимания воспитанию учащихся, его совершенствованию и обновлению. Классные руководители владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса. В школе создана сеть кружков, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. В кружках занимаются примерно 80 % учащихся. Активно работают два детских объединения, в которые входит 75 человек. Расположение школы позволяет использовать возможности СКК. Рядом со школой находится стадион. К числу сильных сторон организации воспитательного процесса в школе, проявляющихся в течение многих лет следует отнести коллективную творческую деятельность, сеть кружков, секций, работу детских объединений ( «ДО «Дружба» и «Маленькая страна»). За последние пять лет педагогический коллектив школы сумел значительно повысить результативность своей деятельности: -существенно возросла конкурентоспособность учебного заведения (увеличивается количество выпускников, поступивших в вузы;); -постепенно формируется индивидуальность школы с привлекательными и неповторимыми чертами. Однако не все устраивает педагогов, учащихся и родителей. В процессе диагностики и коллективного обсуждения выявлены недостатки и проблемы в воспитательной работе и жизнедеятельности школьного сообщества: -недостаточный уровень сформированности нравственной направленности личности учащихся; -слабо учитываются и развиваются индивидуальные особенности личности ребенка; -слабо используется системный подход в деятельности классного руководителя. Эти проблемы и недостатки не позволяют достигнуть желаемого уровня эффективности педагогической деятельности и обуславливают потребность в создании программы развития воспитания в нашей школе. Пояснительная записка Изменившееся социально-экономическое положение в стране требуют от ребенка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Встает проблема: как в условиях жесткой рыночной конкуренции, смещения всех ценностных ориентиров от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека. Конечно же, школе не изменить социальной ситуации. Безусловно, она не может даже смягчить жесткую формирующую среду, в которой совершается становление личности. Помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, стать личностью духовно- нравственной, эстетически развитой, физически здоровой, способной к самореализации и самоопределению в жизни – цель воспитательной работы нашей школы. Следовательно, встает задача создать ребенку условия для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей. А для этого необходимо способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Педагоги школы всегда уделяли много внимания воспитанию учащихся, его совершенствованию и обновлению. Классные руководители владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса. В школе создана сеть кружков, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. В кружках занимаются примерно 80 % учащихся. Активно работают два детских объединения, в которые входит 75 человек. Расположение школы позволяет использовать возможности СКК. Рядом со школой находится стадион. К числу сильных сторон организации воспитательного процесса в школе, проявляющихся в течение многих лет следует отнести коллективную творческую деятельность, сеть кружков, секций, работу детских объединений ( «ДО «Дружба» и «Маленькая страна»). За последние пять лет педагогический коллектив школы сумел значительно повысить результативность своей деятельности: -существенно возросла конкурентоспособность учебного заведения (увеличивается количество выпускников, поступивших в вузы;); -постепенно формируется индивидуальность школы с привлекательными и неповторимыми чертами. Однако не все устраивает педагогов, учащихся и родителей. В процессе диагностики и коллективного обсуждения выявлены недостатки и проблемы в воспитательной работе и жизнедеятельности школьного сообщества: -недостаточный уровень сформированности нравственной направленности личности учащихся; -слабо учитываются и развиваются индивидуальные особенности личности ребенка; -слабо используется системный подход в деятельности классного руководителя. Эти проблемы и недостатки не позволяют достигнуть желаемого уровня эффективности педагогической деятельности и обуславливают потребность в создании программы развития воспитания в нашей школе. Пояснительная записка Изменившееся социально-экономическое положение в стране требуют от ребенка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Встает проблема: как в условиях жесткой рыночной конкуренции, смещения всех ценностных ориентиров от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека. Конечно же, школе не изменить социальной ситуации. Безусловно, она не может даже смягчить жесткую формирующую среду, в которой совершается становление личности. Помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, стать личностью духовно-нравственной, эстетически развитой, физически здоровой, способной к самореализации и самоопределению в жизни – цель воспитательной работы нашей школы. Следовательно, встает задача создать ребенку условия для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей. А для этого необходимо способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Педагоги школы всегда уделяли много внимания воспитанию учащихся, его совершенствованию и обновлению. Классные руководители владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса. В школе создана сеть кружков, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. В кружках занимаются примерно 67% учащихся. Работает детское самоуправления, в которые входит 73 человека. Расположение школы позволяет использовать возможности СКК. Рядом со школой находится стадион. К числу сильных сторон организации воспитательного процесса в школе, проявляющихся в течение многих лет следует отнести коллективную творческую деятельность, сеть кружков, секций, работу школьного самоуправления ( «ДО «Дружба»). За последние пять лет педагогический коллектив школы сумел значительно повысить результативность своей деятельности: -существенно возросла конкурентоспособность учебного заведения (увеличивается количество выпускников, поступивших в вузы;); -постепенно формируется индивидуальность школы с привлекательными и неповторимыми чертами. Однако не все устраивает педагогов, учащихся и родителей. В процессе диагностики и коллективного обсуждения выявлены недостатки и проблемы в воспитательной работе и жизнедеятельности школьного сообщества: -недостаточный уровень сформированности нравственной направленности личности учащихся; -слабо учитываются и развиваются индивидуальные особенности личности ребенка; -слабо используется системный подход в деятельности классного руководителя. Эти проблемы и недостатки не позволяют достигнуть желаемого уровня эффективности педагогической деятельности и обуславливают потребность в создании программы развития воспитания в нашей школе.

Концептуальная часть Ключевые понятия моделируемой программы развития воспитания «Образ жизни»: самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидуумом присущих ему качеств и способностей; личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивидуума и характеризующее социальную сущность человека; субъект – индивидуум или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности; индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидуумов; Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим; выбор – сознательное предпочтение человеком или группой определенной линии поведения или конкретного поступка; педагогическая поддержка – оказание педагогами помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным обучением, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова); системный подход – методологическая ориентация в деятельности, при которой объект познания или управления рассматривается как система; воспитательная система – упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличия у учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию учащихся; личностно-ориентированный подход – методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности ребенка, становление его индивидуальности. Наиболее значимые ценности в школе – самоактуализация, индивидуальность, субъектность, выбор, творчество, успех, доверие. Эти ценности служат принципам создаваемой Программы и жизнедеятельности школьного сообщества:

Принцип самоактулизации В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать его стремление к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей. Принцип выбора Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактулизации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе. Принцип творчества и успеха Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать особенности учащегося и уникальность группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции, стимулирует ребенка на дальнейшее самосовершенствование и само строительство. Принцип доверия и поддержки Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного по характеру учебно- воспитательного процесса, присущ педагогике насильственного формирования личности ребенка. Необходимо обогатить педагогическую деятельность гуманистическими личностно- ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация определяет успех обучения и воспитания ребенка.

Программа выполняет следующие функции: развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности и педагога, поддержку самовыражения способностей детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов; интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий; регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияние на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов; защитную, направленную на повышение уровня защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка; компенсирующую, предполагающую создание условий для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей; корректирующую, заключающуюся в педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника для уменьшения негативного на формирование его личности.

Модель выпускника По мнению учителей, родителей и учащихся выпускник начальной школы – это личность с приобретенными коммуникативно-речевыми навыками и умениями, активной познавательной деятельностью; соблюдает правила личной гигиены, ведет здоровый образ жизни; знает историю своего родного города выпускник основной школы – это личность, ответственная и гордая за принадлежность к своей семье, своему городу, своему Отечеству. Это личность творческая, готовая к самоопределению. Выпускник знает и соблюдает законы, нормы, правила поведения, способный устанавливать и поддерживать контакты в социуме, ведет здоровый образ жизни, принимает знания как ценности, занимается активной познавательной деятельностью, направленной на становление своего профессионального мастерства выпускник средней школы - это социально активная личность, независимая в своих суждениях и взглядах, умеющая ориентироваться в социальной обстановке, способная отвечать за свои поступки. Выпускник – патриот своей страны, уважающий национальные чувства и чужие традиции. Он образован, обладает широким спектром знаний и хочет их пополнять. Это – творческая личность, коммуникабельная, предприимчивая, честная. Выпускник физически развит, ведет здоровый образ жизни и испытывает потребность в нем.

Цель: обеспечение доступной воспитывающей среды равных возможностей для повышения качества образования школьников, их самоопределения и самореализации, поддержки каждого по пути к его жизненному успеху. Задачи: - создание благоприятного микроклимата в школе для учащихся; -всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности, духовно – нравственных ценностей; -создание благоприятных условий для формирования у школьников положительного отношения к ЗОЖ, как к одному из главных путей в достижении успеха.

«Я - Россиянин» Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ,; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Задачи : элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России; интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения; начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение; стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; любовь к школе, своему селу, городу, народу, России; уважение к защитникам Родины; умение отвечать за свои поступки; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Виды деятельности и формы занятий: 1. Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Томской области (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом); 2. Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко- патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин); 3. Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин); 4. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам); 5. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями); 6. Участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно- патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами, детьми войны и военнослужащими; 7. Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников); 8. Участие во встречах и беседах с выпускниками школы ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Название мероприятия Сроки Форма проведения Ответственные Эстафета памяти и славы.Памятные даты в течение года Беседы, выставки, презентации т.д классы, кл.руководители Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса, детьми войны. В течение года.Встречи, беседы, выставки и т.д классы, кл.руководители Встречи с почётными гражданами села В течение года Встречи, беседы.5-11 классы, кл.руководители Проект «Наши славные земляки» Октябрь Встречи, оформление проекта 5-11 классы, кл.руководители, Совет ДО «Дружба» Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот» В течение года Классные часы 5-11 классы, кл.руководители Концерт- поздравление ко Дню учителя «Нам годы не беда»-концерт ко Дню пожилого человека Концерт ко Дню матери Октябрь ноябрь КТД Совет ДО «Дружба», зам по ВР,СКК. Военно- патриотическая игра Акция «Служи солдат» Конкурс рисунков «Великая армия России». Конференция к 40-ю БАМа Февраль апрель Игра по станциям Конкурс конференция 1-11 классы, кл.руководители, Совет ДО «Дружба», Зам по ВР 5-11 классы, кл.руководители,зам по ВР,ТО «Моё Отечество» «Этот День Победы» День семьи «Ценности трех поколений» май 1-11 классы, кл.руководители, Совет ДО «Дружба», Зам по ВР

Предполагаемый результат: ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского об- щества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

«Учение». Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость. Задачи: первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и обще-ства; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; элементарные представления об основных профессиях; ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности; элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчи-вость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Виды деятельности и формы занятий: В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества: участвуют в экскурсиях по селу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий; узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»; получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности; приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления гимназистам возможностей творческой инициативы в учебном труде); учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов); приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе гимназии и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время); приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома; участвуют во встречах и беседах с выпускниками гимназии, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Название мероприятия Сроки Форма проведения Ответственные День Знанийсентябрь Линейка, классные часы Зам по ВР, классные руководители «Кодекс чести ученика», «Законы коллектива» сентябрьклассный часклассные руководители Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» в течение годакл.часклассные руководители Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» в течение года классные руководители Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам. в течение годакл.часклассные руководители Конкурс классных уголков Октябрьконкурс Зам по ВР, классные руководители Неделя начальных классов Ноябрь Предметная неделя Учителя предметники День Конституции и День права. Декабрь Комплекс мероприятий: игры, беседы, встречи Администрация, учителя истории и права, классные руководители, Проф-ШОУЯнварь Защита профессий Зам по ВР, классные ру-ководители Неделя гуманитарных наук Февраль Предметная неделя Учителя предметники Декада правового воспитания МартКлассные часы Зам по ВР, классные ру-ководители Неделя наук ЕМЦАпрель Предметная неделя Учителя предметники День самоуправления Апрель Зам по ВР, Совет ДО «Дружба» «Последний звонок» (4-е классы) Майтеатральное представление Администрация, учитель музыки, классные руководители Изучение уровня воспитанности учащихся, их нравственных приоритетов, развития классных коллективов в течение годаанкетирование, диагностика

Предполагаемый результат: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; ценностное и творческое отношение к учебному труду; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полез- ной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

«Здоровье» Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое. Задачи: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Виды деятельности и формы занятий: приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спорт-сменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью); участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях гимназии и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований); составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений); получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива - в ходе бесед с педагогами, психологом и социальным педагогом гимназии, медицинскими работниками, родителями; получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологом, медицинскими работниками, родителями).

Название мероприятия Сроки Форма проведения Ответственные Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» в течение года Беседы, викторины, встречи классные руководители, медицинский работник Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух» в течение года Беседы, викторины, встречи классные руководители Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться» в течение года Беседы, викторины, игры классные руководители, преподаватель ОБЖ Цикл классных часов по ПДД.в течение года Беседы, викторины, игры. классные руководители, преподаватель ОБЖ. Анкетирование учащихся.в течение годаанкетирование Соц-педагог, классные руководители Школьные олимпийские игры.Октябрьсоревнования Учитель физкультуры,кл.руководители Акция «Мы за ЗОЖ»Октябрь Расклеивание агитплакатов кл.руководители Мониторинг по физическому воспитанию Сентябрь Учитель физкульту-ры, кл.руководители «Мама, папа, я – спортивная семья»Ноябрь соревнования Администрация, учитель физкультуры, классные руководители Акция « Жить или курить» ноябрь Сбор подписей Совет Дружбы,зам.директора по ВР, День Здоровья «Весне – физкульт-ура!»Апрельспортивная эстафета Администрация, учитель физкультуры, классные руководители

Предполагаемый результат: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

«Полезный досуг» Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, развитие детей всесторонне, формирование культуры достоинства, убеждения, социально значимого поступка; формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие. Задачи: создание у детей эмоциональной комфортности, ощущение радости детства; укрепление классного коллектива; воспитание и развитие детей всесторонне; формирование культуры достоинства, убеждения, социально значимого поступка; выращивание личности, способной к самостоятельному выбору, принятию решений, способной противостоять внешнему давлению и отстаивать своё мнение, т.е. способной изменять позицию, при изменяющихся обстоятельствах.

Название мероприятия Сроки Форма проведения Ответственные Организация выставок к различным праздникам в течение года Библиотекарь Хелуин.Октябрь Театрализованное представление Совет Дружбы Подарок милой маме Ноябрь Конкурс Зам по ВР, кл.руководители Фестиваль песни «В ритмах детства»Декабрь Конкурс Зам по ВР, кл.руководители «Новогоднее ассорти»Декабрь ПраздникиЗам по ВР, кл.руководители День влюблённых ФевральИгровые программы,конкурсы Совет Дружбы Женский день-8 Марта.Март КонцертЗам по ВР, кл.руководители Неделя детской книги МартИгровые програм- мы,конкурсы Библиотекарь «Милой мамочки портрет»октябрь Выставка рисунков Учитель ИЗО, классные руководители «Шедевры русской живописи» декабрь Игра – викторинаклассные руководители Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию» январь Музыкальная играклассные руководители Проба КВН «Весна,весна на улице»апрель КВНклассные руководите-ли Фотобиеннале «Моя семья»майконкурсклассные руководители

«Наш дом – Земля». Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (эко-логическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. Задачи: развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни; элементарный опыт природоохранительной деятельности; бережное отношение к растениям и животным.

Виды деятельности и формы занятий: усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов); получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю); получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в гимназии и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов; усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).

Название мероприятия Сроки Форма проведения Ответственные Цикл классных часов по экологическому воспитанию в течение года Викторины, беседы, игры и т.д. классные руководители Акция «Чистая школа» в течение года Трудовая акция классные руководители Выставка «Дары осени»сентябрь Поделки из природного материала классные руководители,родители «Осенние забавы»сентябрь Познавательно- игровая программа Зам по ВР,классные руководители, Совет Дружбы День птиц. «Дом для птиц»март Конкурс на оригинальную кормушку Зам по ВР,классные ру- ководители, Совет Дружбы Земля – наш общий домапрельконференция Зам по ВР,классные ру- ководители, Совет Дружбы Акция «Чистый дом – чистый двор - чистый посёлок» апрель-май субботник Администрация, учителя-предметники, классные руководители, Акция «Береги природу – наш дом»майрасклеивание листовок Зам по ВР,классные ру- ководители, Совет Дружбы

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ ТУНГАЛИНСКАЯ СОШ Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». В программе приведена информация о состоянии системы дополнительного образования в школе, предлагается комплекс мероприятий по ее развитию. Проект программы обсуждается на научно-методическом совете. В рамках данной программы разработаны и реализуются подпрограммы: – развитие художественно-эстетического образования; – технического; – образовательного; Дополнительное образование – одна из возможностей гармоничного включения человека в социальную деятельность с ориентацией на собственный выбор творческой работы. Дополнительное образование – самостоятельный и самоценный вид образования, способный компенсировать и дополнять то, что школа объективно не может предоставить каждому ребенку. Дополнительное образование представлено разнопрофильными кружками.

Цели и задачи программы Цель: обеспечить нормативно-правовые условия реализации дополнительного образования воспитательных программ для всестороннего удовлетворения потребностей учащихся в соответствии с законом РФ «Об образовании». Задачи: – создание нормативно-правовой основы развития системы дополнительного образования; – изменение содержания дополнительного образования в соответствии с запросами учащихся; – повышение уровня профессионального мастерства педагогов дополнительного образования; – реализация широких возможностей дополнительного образования в решении задачи социализации; – формирование педагогического коллектива, способного воспитывать детей через их интересы по принципу творческого союза; – совершенствование структурных подразделений дополнительного образования, программ деятельности кружков, клубов, объединений;

Концепции дополнительного образования Основная цель школы – воспитать творческого человека, которому придется жить и трудиться в условиях полного хозрасчета и самофинансирования экономики, рыночных отношений, демократизации и самоуправления, широкой гласности. Проблема заключается в том, что современное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека – отдается воле случая и у большинства остается на плачевном уровне. Цель реализации нашего проекта – формирование комплексных способностей к самоидентификации, самореализации, саморазвитию. Концепция разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, Решением коллегии Министерства образования РФ 2/1 от г. «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования». Концепция базируется на идеях личностно ориентированного образования, современных подходах к формированию творческой индивидуальности школьников в учебно-познавательной деятельности.

1. Идея приоритетных ориентиров. В качестве приоритетных ориентиров совершенствования системы дополнительного образования выступают приоритеты: – развития; – нравственности; – творчества; – культуры; – открытости; – свободного выбора и ответственности; – социализации. Ориентация на приоритет развития подразумевает создание необходимых условий для развития личности воспитанника; педагога, а также педагогической системы; образовательных комплексов и учреждений дополнительного образования в целом. Основной смысл педагогического процесса – развитие личности воспитанника. Ориентация на приоритет нравственности. Реализация этого приоритета предполагает формирование нравственно- ценностных ориентаций личности, развитие ее нравственно-творческого отношения к действительности является доминантой реализуемых программ, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов, образовательной среды. Ориентация на приоритет творчества означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры, и формирование способа существования в современном мире. Для реализации этого приоритета создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству. Ориентация на приоритет культуры означает формирование общей культуры, развитие способности личности к постижению эстетических ценностей, к эстетическому воспитанию и переживанию, к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его, в сфере познавательной и трудовой деятельности, быту, спорте, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо- творческие возможности воспитанников. Ориентация на приоритет открытости – это внутреннее раскрепощение дополнительного образования, субъектов образовательного процесса. Ориентация на приоритет свободного выбора и ответственности представляет воспитаннику и педагогу возможность выбора образовательного маршрута (программы) содержания, методики, опыта, темпов, сложности и т. д. для удовлетворения своих интересов, потребностей, развития способностей, творческой самореализации. Ориентация на приоритет социализации предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.

2. Идея личностной направленности. В центре образовательных процессов в системе дополнительного образования стоят не программы, а сам ребенок – высшая цель и смысл педагогической заботы. Именно его интересы и индивидуальные склонности, своеобразие характера, личное достоинство, становление творческой индивидуальности подлежат внимательному изучению, учету и развитию. 3. Идея полуфункциональности. Система дополнительного образования реализует ряд функций: – удовлетворение образовательных потребностей воспитанников, их родителей, педагогов; – формирование у каждого воспитанника опыта индивидуальных достижений, успеха в реализации своих способностей; – поиск новых форм сотрудничества взрослых и детей; – методическое обеспечение образовательного процесса. 4. Идея сотрудничества. Реализация этой идеи предполагает совместную развивающую деятельность на уровнях: – «воспитанник – воспитанник» – совместное творчество; – «педагог – воспитанник» – совместная развивающая деятельность, скрепленная взаимопониманием; – «педагог – педагог» – совместный педагогический поиск, обмен опытом, сотрудничество. 5. Идея автономности. Дополнительное образование – «это вид образования самостоятельный и самоценный». Реализация идеи автономности позволяет каждому образовательному учреждению, комплексу, коллективу проявлять самостоятельность в выборе стратегии своего развития, целей, содержания, организации и методов работы. 6. Идея самоценности личности. Предполагает: – отношение к личности, ее внутренней свободе как к главной ценности системы образования; – призвание уникальности и неповторимости личности каждого субъекта образовательного процесса; – уважение достоинства.

Направления внеурочной деятельности. Общекультурное. Научно- исследовательское. Художественно- эстетическое. Научно- познавательное. Спортивно- оздоровительное.

Театр маленьких актёров. Экологическая копилка. Азбука здоровья. Шумелкина компания. Танцевальная карусель. Читаем, играем,творим. Подвижные игры. Весёлый английский. Калейдоскоп наук. Умелые ручки. Волшебный квиллинг. Весёлая иголочка. Изонить. Моё Отечество. Спортивные игры

Прогнозируемые результаты. Самоопределение самореализация личности в соответствии с психологическими особенностями.

Взаимодействие школы и семьи. Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) Задачи: создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся; позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей; преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации; способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье; создавать условия для духовного общения детей и родителей; создать систему целенаправленной работы для психолого- педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания школьников основана на следующих принципах: совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ; сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание воспитательной работы: создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей; изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся; сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье; создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»; удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности; организация проведения совместного досуга родителей и учащихся; создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик - родитель»; привлечение родителей к активному участию в жизни гимназии, формированию внутренней политики школьной жизни; демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания; поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы

Формы внеклассной работы: родительские собрания, посещение семей учащихся; анкетирование; тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи; семейные праздники; спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей; календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь и т.д.; тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями; походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско- ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей; дни творчества, дни открытых дверей.

Название мероприятия Сроки Форма проведения Ответственные Цикл классных часов на тему «Моя семья» в течение года Беседы, викторины, игры, презентации классные руководители Классные родительские собрания и лекториив течение года классные руководители Общешкольные родительские собрания «Воспитание и ответственность». «Духовно- нравственное воспитание в семье». Особенности подросткового возраста. Здоровье семьи. 1 раз в четверть «Папа, мама, я - спортивная семья»ноябрьсоревнования Учитель физкультуры,, классные руководители Последний звонок (4-е класс) и выпускной вечер в начальной школе (4-е класс),последний звонок и выпускной в 9,11 классах май - июньпраздничная программа Администрация, классные руководители Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время в течение года Классные руководители Формирование библиотечек для родителей по воспитанию детей. Распространение печатного материала для родителей через библиотеку школы в течение года Буклеты, листовки, методические сборники Библиотекарь, администрация, классные руководители Распространение лучшего опыта семейного воспитания. в течение года статьи Администрация, библиотекарь Создание банка данных методических разработок по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию в течение года методические сборники Администрация, библиотекарь Работа с семьями учащихся «группы риска»в течение года Соц педагог, классные руководители Работа с социально-неблагополучными семьямив течение года Зам. директора по ВР, классные руководители Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек, противоправного поведения несовершеннолетних в течение года Зам. директора по ВР, психолог, классные руководители

Формы подведения итогов реализации программы При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводится итоговый праздник( Фестиваль Успехов и достижений), который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы. Диагностика: Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Направления диагностики: 1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося: общие сведения; способности; темперамент; самооценка; успешность в деятельности; уровень воспитанности. 2. Изучение межличностных отношений: социометрия; социально-психологический климат в классе; общие сведения. 3. Формы диагностики: анкетирование; тестирование; наблюдение; беседы.

п/п КлассУровень воспитанности педагогически целесообразный (человек) допустимый (человек) тревожный (человек) критический (человек) 1.1 класс класс класс класс класс класс класс класс класс класс класс /37%71/45%27/17%1/0,6%

Любить детей, не сравнивать с другими, Встречать улыбкой, добрым словом каждый раз. Поддерживать и понимать, быть справедливым, Учить быть добрым, честным, помнить, что сейчас, Зависит лишь от нас, кем может стать ребёнок, Какое будущее ожидает нас, Пусть эти правила станут золотыми, Не только для меня, но и для вас.