IX Международная олимпиада по истории авиации и воздухоплавания имени А.Ф. Можайского
Автор ученик 6 класса лицея 123 г.Уфы Газутдинов Денис Инарович Руководитель Заслуженный учитель РБ, учитель математики Бунакова Елена Николаевна Консультант главный редактор журнала «Двигатель» Бажанов Александр Иванович
Другие страны Схема Год СССР Схема Автор Стр.Событие АвторСобытие Группа ученых Герм. Летающая лодка «Дорнье» ЛК 1932П.И.Гроховский ЭП - амфибия ЛК Т. Каарио Фин. Сани – экраноплан (ЭП), ЭП с воздушным винтом ЛК ЦАГИ: В.В. Голубев Я.М.Серебрийский Ш.А. Биячуев Экспериментальные и теоретические работы по исследованию экранного эффекта Д. Уорнер И.Троенг США Швец Проект судна с динамическим принципом поддержания ЭП для армии - проект неудачен ЛК 1939 Х. Зундштедт СШАШестиместный экраноплан ЛК 1948 У. Бертельсон СШАПассажирский экраноплан ЛК 1958 А. Педрик ВБр.Проект экраноплана – ракетоносца ЛК 1961Р.Е.Алексеев Модель СМ-1 Т 1962Р.Е.Алексеев Модели СМ-2,СМ-3 СС Н. Дискинсон СШАПассажирский экраноплан ЛК 19631) Р.Е.Алексеев – главный конструктор 2)А.Н.Панченков 3)Ю.А.Будницкий 1)Модели СМ-4, др. Создание уникального ЭП КМ(500 т) 2) Аппараты на динамической воздушной подушке 3) ОИИМФ-1,2, 3 СС Х. Вейланд Швей цария Построенный ЭП разбился во время испытаний ЛК ) С. Ретхорст 2) А.Липпиш 3) GRUMMAN США 1) Проект «Колумбия» -военный стотонный ЭП – начат и свернут 2) Х-112 3) Проект ЭП-ракетоносца (300 т) ЛК У ЛК 1) А. Липпиш 2) Г.Йорг 3) А. Липпиш США Герм. США 1) Х – 113 (1970 г.) 2) Малый ЭП (1974 г.) 3) Х-114 (1978 г.) - МО ФРГ ЛК е 1) Р.Л.Бартини 2) Р.Е. Алексеев 3) Студенты НКИ 1) ВВА-14 (1974 г.) 2) Орленок– МО СССР 3) Чайка, Альбатрос ЛК ТСС ЛКСЛ 1) ШИС Ун-т 2) 3) BOEING 4) Oregon IW Inc Китай ЮКор США Экспериментальные модели Проект коммерческого ЭП (300 т) Проект Пеликан –УЛЬТРА (680 т) Проект Морской разведчик«Си-Скаут» е 1) ЦКБ по СПК имени Алексеева 1) Лунь (1986) 2) Спасатель (1991) СС ЛК-«летающее крыло» СС- самолетная схема Алексеева У-«Утка» Т-«Тандем» СЛ- схема Липпиша
Ростислав Евгеньевич Алексеев – гг. Автор 15 видов судов и 14 моделей – экранопланов. Коллеги называли его Главным и Доктором, а приятели-яхтсмены Адмиралом. В библиотеке Конгресса США его портрет размещён в галерее выдающихся деятелей XX века. Схема Алексеева – экранопланы по классической самолётной схеме 22 июня 1966 г – первый спуск на воду. Проект в СССР имел кодовое название "Дракон". Американцы назвали его почти схоже - "Каспийским монстром". Настоящее название безобидно - "Орленок". Взлетная масса 544 тонны - рекорд для летательного аппарата, побитый лишь в 1989 году самолётом Ан-225 «Мрия».
Роберт Людвигович Бартини (Роберто Орос ди Бартини) – гг. Автор более 60 проектов летательных аппаратов. В авиации введены понятия «эффект Бартини» и «крыло Бартини», в физике – «таблица Бартини», в философии – «мир Бартини» О.К.Антонов называл гением С.П.Королев считал учителем Завещал развитие и реализацию своих идей после 2197 года. Схема Бартини – экранопланы по компоновке «летающее крыло» Когда «Змей Горыныч» приземлился после перелёта «своим ходом» из Таганрога в Жуковский, Бартини шел к нему навстречу и плакал: это была первая машина, которую он довел до полета за последние три десятка лет.
Александр Липпиш – 1976 гг. Немецкий авиаконструктор. Его самолет Ente (с нем."Утка") – первый в мире пилотируемый ракетный аппарат. Работал на заводе Мессершмит (самолет Ме-163). В рамках операции «Скрепка» был доставлен в США. Схема Липпиша - экранопланы по компоновке «летающее крыло» Гюнтер Йорг готовится к старту Гюнтер Йорг Немецкий конструктор. Ученик Александра Липпиша. Схема Йорга – экранопланы по компоновке «тандем»
ПО КОНСТРУКЦИИ РАЗРАБОТЧИКА Р.Е.АЛЕКСЕЕВ Р.БАРТИНИ А.ЛИППИШ Г.ЙОРГ А.Н.ПАНЧЕНКОВ ПО АКВАТОРИИ МОРСКИЕРЕЧНЫЕ ПО ВМЕСТИМОСТИ БОЛЬШИЕ СРЕДНИЕ МАЛЫЕ ПО АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПОНОВКЕ СХЕМА «ЛЕТАЮЩЕЕ КРЫЛО» САМОЛЁТНАЯ СХЕМА Р.Е.АЛЕКСЕЕВА С ПОДВИЖНЫМИ СОПЛАМИ С НЕПОДВИЖНЫМИ СОПЛАМИ СХЕМА «ТАНДЕМ» СХЕМА «УТКА»
УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИСПЕЦИФИКАЦИЯ Высота волны – до 0,5 м Скорость ветра – до 10 м/с Посадка пассажиров с причала или необорудованного берега Круглогодичная эксплуатация на воде, льду и снеге Водоизмещение – 2,7 т Скорость – 150 км/час Экипаж – 1 человек Пассажировместимость – 8 человек Длина*ширина*высота – 11*8*3 м Расход бензина – 50 л/час
Космонавтика «ЭП – космодром» позволит увеличить выводимую полезную нагрузку в 2 раза Малозаметность на радарах Платформы ударного и оборонительного оружия Безаэродромная авиация Для полетов не нужна взлётная полоса – выброс десанта Охрана морских границ Скорость выше, чем у судов на воздушной подушке Освоение Арктики Передвижные лаборатории. Работа на Крайнем Севере Спасение на больших акваториях Снабжение и перевозки Пример: заправка вертолетов в дальних районах Мирового океана Большой скоростной мобильный центр помощи «Экологический» туризм Вредность выбросов от авиатоплива у земли в 50 раз меньше
1966 год - начало испытаний 1980 год – авария, экраноплан затонул Закрытие проекта
1972 год – начало испытаний 1974 год – первая авария гг – на вооружении в ВМФ СССР 1992 год – вторая авария, прекращение полётов 2007 год - установлен в музее Военно - Морского Флота в Москве
1987 – первый спуск на воду проекта «Лунь – ракетоносец» 1991 – второй экраноплан – проект «Лунь – спасатель» Закрытие проекта в связи с распадом СССР
«Есть траектория полета. Нет траектории ходьбы…» (поэт Вячеслав Козлов) Ростиславу Алексееву судьбой определено первое…
1. В истории России есть интересные технические «забытые» проекты, опережавшие своё время. Конструктор экранопланов Стивен Хукер(США):"Они опередили нас на 30 лет!" 2. В «забытых» проектах есть идеи, которые можно и надо использовать в современных разработках СССР - единственная страна, имевшая экранопланы массой в сотни тонн 3. Технические решения в «забытых» проектах нашей страны неординарны. Но когда об идеях «забывают» в одном месте, они появляются в другом: эстафету «Каспийского Монстра» подхватил проект «Пеликан - Ультра», разрабатываемый в США Проект «Пеликан - Ультра
Литература 1. Белавин, Н.И. Экранопланы /Н.И.Белавин. Судостроение, с. 2. Василевский, И.М.Перспективные направления скоростного флота /И.М. Василевский, В.В.Шевелев, В.И.Любимов //Сб.ЦБНТИ речного транспорта «Наука и техника на речном транспорте» Вып.12. Изд. ЦБНТИ. М.: С Калашников Максим «Сломанный меч Империи»– 3-е издание исправленное и дополненное – М.: АСТ: Астрель, – 512 с.:ил. 4. Маскалик, А.И. Экранопланы Транспортные суда XXI века /А.И.Маскалик.- СПб.: Судостроение, с. 5. Сергеев, В.Г. Развитие экраноплан него транспорта //Научно-технический журнал «Двигатель»4(52). М.: С Телевидение 1. Передача Наука 2.0 с Антоном Войцеховским. Экранопланы. Ресурсы Интернет 1. – сайт об авиации 2. – Большая авиационная энциклопедия 3. – сайт Вологодского педагогического университета 4. – Интернет-газета «Завтра» 45 (677) от 08 ноября 2006 г.