Активизация познавательной деятельности через технологию проблемного диалога Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Гайнская СОШ» Мизёва Алевтина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Advertisements

Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим.
В чем смысл нового стандарта? Главное - переосмысление образовательных целей. законодательном впервые образовательный процесс нацеливается на всестороннее.
Мастер – класс по теме : Проблемно - диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках в начальных классах Гончаровой.
Технология проблемного обучения на уроках русского языка Маслова Татьяна Викторовна МАОУ СОШ с. Минаевки Асиновского района Томской области.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством.
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «РСОШ 3»
ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные опыт получения, преобразования.
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Подготовила Ефремова Л.Р. МБОУ СОШ 12, г. Ноябрьск, ЯНАО.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Технология проблемного урока как средство реализации ФГОС.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ «Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Поспелова И. В. МОУ СОШ 7 г. Шарыпово.
« Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда ». Древняя мудрость.
Выполнили: Казбулатова Р.А. Шуйскова Т.И.. Личностные УУД – умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот.
Транксрипт:

Активизация познавательной деятельности через технологию проблемного диалога Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Гайнская СОШ» Мизёва Алевтина Власовна

Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний М. М. Бахтин

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому необходима каждому учителю. Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного диалога: знания и желание их применять.

Технология проблемного диалога Мельникова Елена Леонидовна Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии образования Академии ПКиППРО (г. Москва)

Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок? 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. 2) Выдвижение версий решения проблемы. 3) Актуализация имеющихся знаний. 4) Составление плана решения проблемы. 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

1) Создание проблемной ситуации учителем и 2)формулирование учебной проблемы учениками

Проблемная ситуация состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи. Проблемная ситуация

Тип проблемной ситуации С затруднением С удивлением

Тип проблемной ситуации С затруднением С удивлением Тема: Правописание существительных с суффиксами –чик, -щик-( 5 класс) - От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов – чик, -щик. груз камень грузчик каменщик - Суффиксы звучат одинаково, а пишутся по-разному. - Почему так вышло? - Чего мы не знаем? Тема: Дефис в наречиях (7 класс) Раскройте скобки. Аргументируйте свой ответ. 1. Он (по) прежнему красиво пишет. 2.(По) прежнему пути иди было легче. -Смогли выполнить задание? -Почему не смогли? -Какие трудности испытали? -Что нужно для этого сделать?

Постановка учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Приёмы Вопросы учащимся 1. Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений 1. Что вас удивило? 2. Что интересного заметили? 3. Какое противоречие налицо? 2. Столкновение мнений учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. 1. Вопрос был один? А мнений сколько? » или 2. Задание было одно? А выполнили вы его как? 3. Почему так получилось? Чего мы еще не знаем? » 3. Противоречие между житейским представлением и научным фактом 1. Вы что думали сначала? 2. А что оказывается на самом деле? 4. Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 1. Вы смогли выполнить задание? 2. В чем затруднение? 3. Чем это задание не похоже на предыдущее?

Побуждающий диалог. Приём 1 Русский язык 5 класс Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать слова. Зарево Зорька ? З[а/о]ряд Посмотрите на запись. Вас что-то удивляет? (Осознание затруднения). Какие вопросы у вас возникают? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: -Как называется орфограмма и как правильно писать слова в этом случае? РЕШЕНИЕ: –– -Это слова с чередующимися гласными; правило написания слов с чередованием гласных а–о в корне зар –зор.

тип проблемной ситуации приём создания диалога

Тема: "Склонение имен существительных" (5 класс) Старая женщина волновалась о сестре и дочери. - Прочитайте предложение. - Найдите однородные члены предложения. - К какой части речи они относятся? - Определите их род и падеж. - Выделите их окончания. (Возникает ПС) - Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия) - Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Тема: Дефис в наречиях (7 класс) Задание: создать проблемную ситуацию, используя побуждающий диалог, (приём по выбору).

(Еле)еле, (во)первых, (по)русски, (светло)зелёный, одеться (по)весеннему, (кое)где, (юго)запад, как (то).

видео

Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление. + Максимально близок к жизненным ситуациям. - Ученики могут увести в сторону от темы. - Невозможно рассчитать время на уроке. Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление. + Просчитывается по времени. + Ведет к нужному результату коротким путем. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.

1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок? 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. 2) Выдвижение версий решения проблемы. 3) Актуализация имеющихся знаний. 4) Составление плана решения проблемы. 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся. Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения. Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.

Преимущества технологии проблемного диалога В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность. 22

Мониторинг по теме «Наречие» 7 класс Орфограмма Традиционный урок Урок по технологии проблемного диалога Кол-во выполнявших без ошибок 1-2 ошибки 3-4 ошибки 5 и более ошибок без ошибок 1-2 ошибки 3-4 ошибки 5 и более ошибок Не с наречиями 26 12%27% 35% Буквы е, и в приставках не-, ни %27%19%35% Н, НН в наречиях на – о, -е % 32% О,Е после шипящих в наречиях 26 27%35%15%23% Буквы О,А на конце наречий 25 4%32%24%40% Дефис в наречиях 25 28%24%32%16% Слитное раздельное написание наречий 23 9% 35%48%

25 Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология? 1.Регулятивные: умение решать проблемы. 2.Коммуникативные: умение вести диалог. 3.Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п. 4.Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.

Литература 1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, tehnologii/ 26

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда Древняя мудрость 27