Цель работы: обобщить опыт экспедиционной работы творческой лаборатории «СоЮЗ» школы 8, представить собранный в экспедиции детский уральский фольклор. Задачи: 1)Обосновать обращение к данной теме, ее актуальность – требования языковой политики, многонациональный состав уральского края. 2)Представить этнодемографические исследования участников творческой лаборатории «СоЮЗ». 3)Дать понятие фольклора, детского фольклора, его особенности. 4)Представить тексты детского уральского фольклора, собранные во время экспедиции «Лики многонационального Урала». 5)Описать обряды, связанные с рождением и взрослением ребенка, коренных жителей Урала (записанные во время экспедиции). 6)Определить дальнейшие пути исследования уральского фольклора. 7)Представить разработку внеклассного мероприятия «посиделки», проведенного 15 апреля 2007 г. Среди ребят группы продленного дня школы 8
Методы сбора информации тематическая беседа запись фольклорных текстов включенное наблюдение фиксация этнографического материала
Практическая значимость собранного материала: его можно использовать для этнографического уголка, выставки в школьном музее, издания школьной газеты, статьи в местной газете, выступления по местному телевидению и радио, создания видеофильма, для проведения сюжетно-ролевых игр в группе продленного дня, на внеклассных и школьных мероприятиях.
1-Русские (88,5%); 2-Татары (3,9%); 3-Украинцы (1,7%) 4-Башкиры (0,9%) 5-Немцы (0,7%); 6-Марийцы (0,7%); 7-Белорусы (0,6%) 8-Удмурты (0,5%)
1 - большинство русские (меньшинство - другие национальности) 2 - татары
1-русские-(70%); 2-татары и башкиры-(21%); 3-казахи (0,3%); 4-узбеки-(0,3); 5-украинцы-(0,3%); 6-немцы-(1,5%); 7-греки-(2%); 8-удмурты-(2,8%); 9-марийцы-(1,9%)
«Майская радуга-2007»
фольклор - устное народное творчество – это результат коллективного творчества, даже тогда, когда песню, былину, сказку слагали одно лицо, но в процессе их бытования они подвергаются исполнителями изменениям (К.И Демидова).
Жанры детского фольклора произведения взрослых, предназначенные для детей произведения, усвоенные ими из репертуара взрослых произведения, созданные самими детьми колыбельные песни, потешки, прибаутки, пестушки, сказы считалки, дразнилки, страшилки, детские частушки веснянки, колядки, заклички, игровые песни
Как воспитывают детей в уральских семьях Кто жил на территории Урала до прихода русских? Перемещение в порядке купли – продажи целых селений и деревень крепостных крестьян из разных губерний России на Урал. Добровольное переселение крестьян и работных людей на Урал. Поиски спасения от преследования светской и церковной властей старообрядцами и сектантами. Переселение на Урал из Европейской части страны шло несколькими путями
Поездка в п. Белокаменный. Встреча с коренными жителями.
Об информаторе: Шуматбаева Лариса Демьяновна, родилась 5 сентября в Башкирии, Калтасинский район, деревня Новый – Яш; с 80-го года переехала в поселок Белокаменный; образование высшее, ЗОО инженер, заместитель директора по хозяйственной части шк.18. Свой язык знает.
Об информаторе: Печнякова Елена Тимофеевна, родилась в Удмуртии, Алмотский район, деревня Елкибаево, дата рождения: ; образование средне- специальное, агроном, работает по совместительству в шк.18. В году переехала в поселок Белокаменный. Свой язык знает.
Об информаторе: Хузина Лифуза Зиивна (баба Лиза), родилась в Башкирии, Башкорстан, Таташлинский район, деревня Берех Кудашева, дата рождения : 8 января 1947 год. Живет в поселки Белокаменный. Хорошо знает свой язык.
Людей мы разных повстречали, О них мы многое узнали, Мы с ними очень подружились, А вот в душе вообще сроднились. Нас всех объединяет желанье в мире жить, И все мы твердо знаем, Что нужно вместе быть.