Институциональная теория фирмы. План лекции 1. Природа фирмы: неоклассический подход 2. Институциональный подход к природе фирмы 3. Ресурсы фирмы 4. Оптимальные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 5 Теория трансакционных издержек. Единица анализа: от товаров к трансакциям Процесс передачи прав собственности и защиты этих прав Организация.
Advertisements

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСАКЦИИ СУТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК Выполнила: Назарова Ольга.
Неоинституциональная экономическая теория К.э.н., ст. препод. Бренделева Елена Алексеевна.
Лекция 5 Теория трансакционных издержек. Концепция трансакции Уильямсона и исследовательские вопросы теории трансакционных издержек Трансакция: точка.
ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ИЗДЕРЖЕК Микроэкономика проф. Нестерова Д.В.
1.Определение и цель управленческого учета 2.Отличие управленческого учета от финансового и производственного 3.Почему управленческий учет важен 4.Какова.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Виды трансакционных затрат Карпишина К.. Трансакционные издержки – это затраты, возникающие в связи с использование рыночного механизма обмена и включающие.
ТЕМА 7. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ДОХОД ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ.
Альтернативные теории фирмы. Типы теорий фирм неоклассическая, неоинституциональная, эволюционная, предпринимательская,
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Виды и формы бизнеса.. Предпринимательство, бизнес самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение.
Экономика Лекция 3. проблемы Позитив или норматив Кривая производственных возможностей Альтернативные издержки История экономической мысли.
Тема 6 План Видение организации Определение миссии организации Определение целей в стратегическом управлении Эффективность целей Дерево целей.
РАЗМЕР ПРЕДПРИЯТИЯ И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ Кадникова Софья ЭкП-312 Екатеринбург 2015.
Фирма как совершенный конкурент. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
ГИБКОСТЬ ЗАНЯТОСТИ (материалы к заседанию НУГ) Варшавская Е.Я., профессор кафедры УЧР.
Отношения, связанные с обеспечением финансовыми ресурсами называются финансовыми отношениями. Сферу финансовых отношений в практической деятельности предприятия.
Моделирование финансово- хозяйственной деятельности организации с использованием пакета Project Expert Holding.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Транксрипт:

Институциональная теория фирмы

План лекции 1. Природа фирмы: неоклассический подход 2. Институциональный подход к природе фирмы 3. Ресурсы фирмы 4. Оптимальные размеры фирмы

1. П рирода фирмы: неоклассический подход

Особенность неоклассического подхода – разграничение функций рынка и фирмы

Функция – осуществление обмена: Размещение ресурсов Распреде- ление готовых благ производства : Функция – осуществление процесса производства : Трансформация ресурсов в блага Получение прибыли производства : Функция – осуществление процесса производства : Трансформация ресурсов в блага Получение прибыли Рынок Фирма

Предназначение фирмы Ресурсы (K, L, N) ФИРМА – производственная деятельность Блага

2. Институциональный подход к природе фирмы

Особенность неоинституционального подхода к рынку и фирме основана на ТАИ

Институциональный подход к фирме и рынку Фирма рассматривается изнутри - микро-микроэкономика, наноэкономика Фирма рассматривается изнутри - микро-микроэкономика, наноэкономика Механизмы взаимодействия внешней и внутренней среды фирмы через институциональную среду, контрактные отношения, ТАИ Механизмы взаимодействия внешней и внутренней среды фирмы через институциональную среду, контрактные отношения, ТАИ

Р. Коуз «Природа фирмы» (1937), лауреат Нобелевской премии (1991)

Рональд Коуз – возмутитель спокойствия … Коузианская революция

Фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации

В рамках фирмы обеспечивается экономия ТАИ по сравнению с аналогичными операциями, осуществляемыми через рынок

Рынок и фирма пронизаны ТАИ, существует их Рынок и фирма пронизаны ТАИ, существует их внутренняя однородность внутренняя однородность Институциональный подход к фирме и рынку

Рынок и фирма – институциональный подход Существует обширный спектр контрактных альтернатив, на которого находятся рынок и фирма Существует обширный спектр контрактных альтернатив, на крайних сторонах которого находятся рынок и фирма Рынок Фирма Контрактные альтернативы

Распределение экономической деятельности между фирмой и рынком не задано Распределение экономической деятельности между фирмой и рынком не задано Рынок и фирма – взаимопроникающие способы координации и мотивации экономических агентов Рынок и фирма – взаимопроникающие способы координации и мотивации экономических агентов Институциональный подход к фирме и рынку

Институциональный подход позволяет рассмотреть: Институциональный подход позволяет рассмотреть: Предпосылки существования различных организационно-правовых форм предприятий Предпосылки существования различных организационно-правовых форм предприятий Создание внутри фирм стимулов у собственников, менеджеров и работников Создание внутри фирм стимулов у собственников, менеджеров и работников Асимметричное распределение информации Асимметричное распределение информации Принятие последовательных адаптационных решений Принятие последовательных адаптационных решений

3. Ресурсы фирмы

Ресурсы фирмы классифицируются как: Общие –ценность в пределах фирмы и за пределами одинаковая Общие –ценность в пределах фирмы и за пределами одинаковая

Специфические – ценность ресурсов в данной фирме выше, чем за ее пределами Специфические – ценность ресурсов в данной фирме выше, чем за ее пределами Интерспецифические – ценность ресурсов реализуется только внутри фирмы Интерспецифические – ценность ресурсов реализуется только внутри фирмы

Три основных формы контракта Классичес кий контракт Разовые и повторяющиеся сделки с общими ресурсами Неоклассический контракт Сделки средней продолжительности со специфическими ресурсами Отношенческий контракт Длительные отношения с интерспецифическими ресурсами при неполной информации

Контракты фирмы классифицируются как: Контракты фирмы классифицируются как: Классический контракт – четко и исчерпывающе определены права и обязанности сторон во всех ситуациях Классический контракт – четко и исчерпывающе определены права и обязанности сторон во всех ситуациях

Неоклассический (саморегулирующийся) контракт – содержит внутренний механизм саморегулирования Неоклассический (саморегулирующийся) контракт – содержит внутренний механизм саморегулирования Продолжительные отношения контрагентов в условиях неполной информации в отношении специфических ресурсов Продолжительные отношения контрагентов в условиях неполной информации в отношении специфических ресурсов

Отношенческий (несовершенный) контракт – оговариваются только общие цели трансакции и принципы разрешения споров Отношенческий (несовершенный) контракт – оговариваются только общие цели трансакции и принципы разрешения споров

Фирма основана на долговременном отношенческом контракте между собственниками интерспецифических ресурсов Фирма основана на долговременном отношенческом контракте между собственниками интерспецифических ресурсов

4. Оптимальные размеры фирмы

1. Экономия ТАИ при замене ряда краткосрочных трансакций по привлечению факторов одним долгосрочным контрактом Причины эффективности фирмы

2. Для снижения ТАИ и обеспечения непрерывности производства, наиболее редкие и сложные (специфические) ресурсы должны находиться в распоряжении фирмы на постоянной основе Причины эффективности фирмы

3. Экономия агентских издержек, сопровождающих отношения между принципалом (руководителем) и агентами (исполнителями). Система стимулов, вознаграждений сопровождающих отношения между принципалом (руководителем) и агентами (исполнителями). Система стимулов, вознаграждений

Причины эффективности фирмы 4. Лучшая адаптация к внезапным изменениям ситуации Внутри фирмы возможны любые перераспределения материальных и финансовых ресурсов Внутри фирмы возможны любые перераспределения материальных и финансовых ресурсов

Развитие корпоративной культуры в компании способно повысить уровень адаптивности Развитие корпоративной культуры в компании способно повысить уровень адаптивности

Причины неэффективности фирмы Потеря контроля по причине увеличения размеров фирмы (рост количества трансакций) Потеря контроля по причине увеличения размеров фирмы (рост количества трансакций) Искажение информации (бюрократизация фирмы) Искажение информации (бюрократизация фирмы) Ослабление мотивации (работа «командой» затрудняет оценку вклада каждого работника, порождает стимулы к «отлыниванию») Ослабление мотивации (работа «командой» затрудняет оценку вклада каждого работника, порождает стимулы к «отлыниванию») Рост издержек учета (дополнительный учет, отчетность) Рост издержек учета (дополнительный учет, отчетность)

ТАИ –критерий оптимальных размеров фирмы Фирма неэффективна, Фирма неэффективна, если ТАИ внутри фирмы превышают затраты на аналогичные рыночные трансакции Фирма эффективна, Фирма эффективна, если ТАИ на управление внутри фирмы меньше затрат на рыночные трансакции

Оптимальный размер фирмы Определяется величиной трансформационных и трансакционных издержек Определяется величиной трансформационных и трансакционных издержек Наилучшей будет такая институциональная структура, при которой суммарные издержки выпуска продукции достигнут своего минимального значения Наилучшей будет такая институциональная структура, при которой суммарные издержки выпуска продукции достигнут своего минимального значения Фирма- институт, минимизирующий общий уровень издержек Фирма- институт, минимизирующий общий уровень издержек