Тема 7 Немецкая классическая философия XVIII-XIX в.в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 7. Немецкая классическая философия Характерные черты и представители немецкой классической философии. И.Кант как родоначальник немецкой классической.
Advertisements

Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
Иммануил Кант Выполнили: Елеманова С. Ильтаева А. Жолдыбаев А.
Иммануил Кант (1724 – 1804) Подготовила Подготовила студентка 41 группы студентка 41 группы Сидоркина Василиса Сидоркина Василиса.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Немецкая классическая философия Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Практическая работа 2 Цель практической работы: уметь выделять главное в тексте, научиться развернуто отвечать на вопросы и уметь аргументировать свою.
Философия Нового времени. 1. Специфика философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Характеристика философии эпохи Просвещения. 4. Немецкая.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
1. И. Кант : догматический период творчества. 2. И. Кант : критика чистого разума. 3. И. Кант о свободе, этике и правах человека.
Немецкая классическая философия. Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Учение И. Канта « Оно, может, и умно, но больно непонятно» (о Канте)
Транксрипт:

Тема 7 Немецкая классическая философия XVIII-XIX в.в.

План 1. Характерные черты немецкой классической философии 2. Философские взгляды И. Канта 3. Философские взгляды Ф. Шеллинга и И.Фихте 4. Идеалистическая концепция Г. Гегеля 5. Антропологический материализм Л. Фейербаха

Вопрос 1. Характерные черты немецкой классической философии Представляет из себя вершину рационалистического мышления; Представляет из себя вершину рационалистического мышления; Отсутствие необходимых предпосылок для развития материалистической философии; Отсутствие необходимых предпосылок для развития материалистической философии; Преимущественное развитие идеалистического направления Преимущественное развитие идеалистического направления

Развитие диалектики как философского метода и принципа; обоснование идеи развития; Развитие диалектики как философского метода и принципа; обоснование идеи развития; Энциклопедичность, широта охвата, всестороннее изучение предмета исследования; Энциклопедичность, широта охвата, всестороннее изучение предмета исследования; Подчеркивалось особое значение знаний о человеке в структуре философии (философская антропология); Подчеркивалось особое значение знаний о человеке в структуре философии (философская антропология);

Превращение философии в науку: четкое определение предмета исследования; строгость метода; обращение к конкретным фактам; логичность и точность рассуждений; разветвленность понятийного аппарата; Превращение философии в науку: четкое определение предмета исследования; строгость метода; обращение к конкретным фактам; логичность и точность рассуждений; разветвленность понятийного аппарата; Разрабатывался и подчеркивался принцип деятельности и свободы (человек – создатель мира культуры, продукт собственной деятельности). Разрабатывался и подчеркивался принцип деятельности и свободы (человек – создатель мира культуры, продукт собственной деятельности).

Вопрос 2. Философские взгляды И. Канта Основные периоды творчества Докритический до 70-х г.г. XVIII в Критический нач. 70-х гг. XVIII в г

Основные идеи докритического периода: Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения; Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения; природа находится в постоянном изменении и развитии; природа находится в постоянном изменении и развитии; движение и покой относительны; движение и покой относительны; все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции. все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции.

Основные идей критического периода: Главные вопросы Что я могу знать? Что я могу знать? Что я должен делать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? На что я могу надеяться? Главные философские произведения «Критика чистого разума» «Критика чистого разума» «Критика практического разума» «Критика практического разума» «Критика способности суждения» «Критика способности суждения»

Обоснование агностицизма Внутренними причинами (антиномии разума) Внешними Причинами (феномен и ноумен) Ответ на вопрос «Что я могу знать?»

Учение об антиномиях разума причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее его разум. Познавательные возможности человеческого разума ограничены. Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии). причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее его разум. Познавательные возможности человеческого разума ограничены. Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии).

Виды антиномий: Ограниченность пространства: Ограниченность пространства: -Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. -Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. -Мир не имеет начала во времени и безграничен. -Мир не имеет начала во времени и безграничен. Простое и сложное: Простое и сложное: -Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых; -Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых; - В мире нет ничего простого. - В мире нет ничего простого.

Свобода и причинность: -Существует не только причинность по законам природы, но и свобода; -Существует не только причинность по законам природы, но и свобода; -Свободы не существуют. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы. -Свободы не существуют. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы. Наличие Бога: -Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего; -Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего; -Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего. -Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего.

Классификация знания как результата Классификация знания как результата познавательной деятельности: Апостериорное знание – то знание, которое получает человек в результате опыта. Апостериорное знание – то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть: Данное знание может быть: - только предположительным, - только предположительным, - необходимо проверить на практике, - необходимо проверить на практике, - не всегда является истинным. - не всегда является истинным. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению, следовательно, опытное знание не обладает полной достоверностью, и не может претендовать на всеобщность. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению, следовательно, опытное знание не обладает полной достоверностью, и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Априорное знание – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров. Такое знание надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров. Такое знание надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Схема познавательного процесса (феномен и ноумен): внешний мир осуществляет воздействие на органы чувств человека; внешний мир осуществляет воздействие на органы чувств человека; органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений; органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений; человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира; человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;

целостная картина окружающего мира, возникающего в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром; целостная картина окружающего мира, возникающего в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром; реальный мир является совокупностью «вещей в себе» - ноуменов, которые не могут быть поняты разумом; реальный мир является совокупностью «вещей в себе» - ноуменов, которые не могут быть поняты разумом; человеческий разум может лишь познать «вещь для нас» - феномен, но не их внутреннюю сущность. человеческий разум может лишь познать «вещь для нас» - феномен, но не их внутреннюю сущность.

Познавательные способности человека: Чувственность – это способность ощущать вещи. Чувственность – это способность ощущать вещи. Формы чувственности: пространство и время. Формы чувственности: пространство и время.

Рассудок – способность к простым понятиям и суждениям. Рассудок – способность к простым понятиям и суждениям. Формы рассудка – категории (предельно общие понятия) Формы рассудка – категории (предельно общие понятия) Категории количества единство; множество; единство; множество; цельность. цельность. Категории качества: реальность; реальность; отрицание; отрицание;ограничение Категории отношения: присущность и самостоятельность; причина и следствие; взаимодействие. Категории модальности: возможность и невозможность; существование и несуществование необходимость и случайность.

Разум – способность к умозаключениям и высшим идеям. Разум – способность к умозаключениям и высшим идеям. Формы разума: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Формы разума: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Ответ на вопрос «На что я могу надеяться?» Моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, Кант называл категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». Моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, Кант называл категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». Современная трактовка категорического императива: Современная трактовка категорического императива: - человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; - человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; - человек должен относиться к другому человеку (как и он – мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству. - человек должен относиться к другому человеку (как и он – мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

Ответ на вопрос «Что я должен делать?» философ считал, что человек наделен изначально злой природой; философ считал, что человек наделен изначально злой природой; видел спасение человека в моральном воспитании и жестоком следование моральному закону; видел спасение человека в моральном воспитании и жестоком следование моральному закону; осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества; осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества; считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными. считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

Вопрос 3. Философские взгляды Ф. Шеллинга и И.Фихте 3.1 Философские взгляды Ф. Шеллинга – «практическая философия» Вопрос для самостоятельного изучения 3.2 Философские взгляды И. Фихте «философия тождества» Вопрос для самостоятельного изучения

Вопрос 4. Идеалистическая концепция Г. Гегеля Абсолютный идеализм Абсолютный идеализм Основные произведения «Наука логики», «Феноменология духа», «Философия истории» Основные произведения «Наука логики», «Феноменология духа», «Философия истории» Диалектика – теория развития всего сущего Диалектика – теория развития всего сущего Абсолютная идея – целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей Абсолютная идея – целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей

Наука логика Учение о бытии Учение о сущности Учение о понятии

Философия природы Механика Физика Органическая физика

Философия духа Субъективный дух Объективные дух Абсолютный дух

Учение о бытии Бытие - зачаточный акт движения абсолютной идеи, обретение ей качественных и количественных характеристик Бытие - зачаточный акт движения абсолютной идеи, обретение ей качественных и количественных характеристик I закон диалектики – «Закон перехода количественных изменений в качественные»: развитие протекает таким образом, что количественные изменения постепенно накапливаясь, достигают определенной меры, за пределами которой происходит переход в иное качественное состояние. I закон диалектики – «Закон перехода количественных изменений в качественные»: развитие протекает таким образом, что количественные изменения постепенно накапливаясь, достигают определенной меры, за пределами которой происходит переход в иное качественное состояние. Механизм развития Механизм развития

II закон диалектики – «Закон двойного отрицания»: развитие протекает таким образом, что происходит неумолимое преодоление старого новым, более совершенным и жизнеспособным, при накоплении прогрессивных и сохранении наиболее жизнеспособных признаков. II закон диалектики – «Закон двойного отрицания»: развитие протекает таким образом, что происходит неумолимое преодоление старого новым, более совершенным и жизнеспособным, при накоплении прогрессивных и сохранении наиболее жизнеспособных признаков. Общая направленность процесса развития Общая направленность процесса развития а (-а) –(-а) а а (-а) –(-а) а

Учение о сущности Сущность – внутренняя, устойчивая сторона предмета, исток и основа ее существования Сущность – внутренняя, устойчивая сторона предмета, исток и основа ее существования Явление – обнаружение сущности предмета Явление – обнаружение сущности предмета III закон диалектики «Единства и борьбы противоположностей»: развитие протекает через борьбу противоположностей путем разрешения противоречий между ними. III закон диалектики «Единства и борьбы противоположностей»: развитие протекает через борьбу противоположностей путем разрешения противоречий между ними. Источник развития Источник развития

Диалектические пары: Форма и содержание Форма и содержание Необходимость и случайность Необходимость и случайность Причина и следствие Причина и следствие Свобода и необходимость Свобода и необходимость Тождество и противоположность Тождество и противоположность Единичное и общее Единичное и общее

Учение о понятии Понятие позволяет вскрыть единство общего, особенного и единичного в вещах. Понятие позволяет вскрыть единство общего, особенного и единичного в вещах. Способствует формированию полного знания о вещах. Способствует формированию полного знания о вещах.

Философия природы Природа – пассивное и мертвое, воплощение мирового духа Природа – пассивное и мертвое, воплощение мирового духа Механика (пространство, время, материя, движение небесных тел, всемирное тяготение) Механика (пространство, время, материя, движение небесных тел, всемирное тяготение) Физика (свет, земля и вода, магнетизм, звук, электричество) Физика (свет, земля и вода, магнетизм, звук, электричество) Органика (живая природа) Органика (живая природа)

Философия духа Дух – это абсолютная идея на последней стадии ее развития, когда она покинув природу развивается в форме самосознания человеческого рода Дух – это абсолютная идея на последней стадии ее развития, когда она покинув природу развивается в форме самосознания человеческого рода Учение о субъективном духе (физиология человека, соотношение души и тела, нравственность и личностные качества). Учение о субъективном духе (физиология человека, соотношение души и тела, нравственность и личностные качества).

Учение об объективном духе (семья, право и нравственность, государство, гражданское общество) Учение об объективном духе (семья, право и нравственность, государство, гражданское общество) Гражданское общество – сфера проявления и взаимодействия частных интересов граждан (экономических) Гражданское общество – сфера проявления и взаимодействия частных интересов граждан (экономических) Государство – сфера единства и воплощение коллективных интересов Государство – сфера единства и воплощение коллективных интересов

Современное понимание гражданского общества Частные интересы Институты, реализующие Частные интересы Политическиеинтересы Политические партии, объединения, общественные движения Социальныеинтересы Семья, церковь, СМИ, кружки и объединения по интересам, благотворительные организации Экономическиеинтересы ЧП, ООО, АО (закрытого и открытого типа), об-ва защиты прав потребителей

Учение о развитии всемирной истории Учение о развитии всемирной истории История – прогресс в осознании свободы. 1 этап – свобода одного человека (деспот в восточных цивилизациях: Китай, Индия, Персия) 2 этап – свобода некоторых (граждане в Древнем Риме, Греции) 3 этап – всеобщая свобода (появляется благодаря христианству)

Учение об абсолютном духе (искусство, религия и философия) Учение об абсолютном духе (искусство, религия и философия) Искусство – воплощение идеи в чувственном образе. Искусство – воплощение идеи в чувственном образе. Религия – образное представление о Боге. Религия – образное представление о Боге. Философия – синтез религии и искусства, дающий рациональное знание Философия – синтез религии и искусства, дающий рациональное знание

Вопрос 5. Антропологический материализм Л. Фейербаха Антропологический принцип в философии (рассмотрение человека в единстве всех сторон его природы) Антропологический принцип в философии (рассмотрение человека в единстве всех сторон его природы) Критическое отношение к христианству, как к религии, основанной на страхе перед наказанием (психологические корни – неудовлетворенные желания человека) Критическое отношение к христианству, как к религии, основанной на страхе перед наказанием (психологические корни – неудовлетворенные желания человека) Разработка новой религии – религии любви (человека к человеку: альтруизм в отношениях между детьми и родителями, мужчиной и женщиной, социальными группами). Разработка новой религии – религии любви (человека к человеку: альтруизм в отношениях между детьми и родителями, мужчиной и женщиной, социальными группами).