А. Сент-Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь это роскошь человеческого общения».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классный час «Путешествие по стране «Вежливости»..
Advertisements

2. Развитие отношений с окружающими. 1. Развитие характера 3. Войти без страха в мир общения.
Т ЕМА УРОКА : «У МЕЕМ ЛИ МЫ УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА »
Здороваемся - В помещении здоровается первым тот, кто входит. - Проходящий мимо здоровается первым независимо от возраста, когда кого-либо обгоняет. -
Актуальность проекта Проект предназначен для закрепления знаний об алфавите. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.
Этикет помогает нам вести себя правильно дома, в гостях, в театре… Но ведь где бы мы ни были, мы не молчим, мы общаемся с другими людьми. Значит, нам.
1. Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть свое расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора.
Принципы – внутренние убеждения человека, определяющие его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. Нравственные принципы – это добросовестный.
Ничто не стоит нам так дёшево, и не ценится так дорого, как вежливость.
Тема: Культура общения. ОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной.
Тема: Культура общенияОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Цель: повысить коммуникативный уровень Задачи : практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции; практически опробовать.
То, что нужно осмыслить до урока. Речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально- культурных ценностях.
Человек отражается в своих поступках Классный час подготовила Лыженкова О. Д., кл. рук. 10 класса.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Тема урока: «ЭТИКЕТ». Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой! «Для того, чтобы быть не только хорошо воспитанным, но и просто хорошим.
Волшебные слова. Как ты думаешь, какие слова называют волшебными? Почему? Спасибо Извините Пожалуйста Простите Здравствуй Благодарю Эти слова делают нашу.
Вежливость - это качество человека, для которого уважение к людям стало обычной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Авторы: Алексеева Виктория Ученица 8 «В» класса Руководитель: Распутина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы Слова вежливости в нашей.
УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ Черникова Л.Е., классный руководитель 4 класса.
Транксрипт:

А. Сент-Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь это роскошь человеческого общения».

Безличностное общение Межличностное общение «Маска» (совокупность речевых, жестовых, мимических знаков) вежливости, осуждения, невмешательства и т. д. «личность» В общественном транспорте, в магазине, при работе с клиентами

этикетные ситуации этикетные ситуации

позиция «ребёнок» позиция «родитель» позиция «взрослый»

А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Порфирий! воскликнул толстый, увидев тонкого. Ты ли это ? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет! Порфирий! воскликнул толстый, увидев тонкого. Ты ли это ? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет! Батюшки! изумился тонкий. Миша! Друг детства! Откуда ты взялся ? Батюшки! изумился тонкий. Миша! Друг детства! Откуда ты взялся ?

А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой: Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой: Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи- хи-с. Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи- хи-с.

А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Ну, полно! поморщился толстый. Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства и к чему тут это чинопочитание! Ну, полно! поморщился толстый. Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства и к чему тут это чинопочитание!

в разговоре проявлять как можно больше внимания и интереса к людям и их проблемам, преимущественно слушать, а не говорить самому, избегать критики, ненужных споров, обращаться к собеседнику по имени- отчеству, стараться не замечать его промахов.

А.П. Чехов писал: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

этикетные ситуации этикетные ситуации

Прочитайте следующий диалог. Отметьте в тексте речевые формулы выражения представления, извинения. На крыльце своего дома Владимир Алексеевич пропускает вперед гостя. Любовь Борисовна! громко зовет Владимир Алексеевич....Где-то, за несколькими дверями слышится бег дамских туфель... Так рано... и видит незнакомого человека. Очаровательно смутившись, Любовь Борисовна на мгновение замирает... Простите, ради бога! восклицает Любовь Борисовна, я по-домашнему! Ах! кланяется гость. Что вы, что вы!.. Любовь Борисовна! улыбается Аленочкин. Это Поликарп Семенович. Гость чуть слышно щелкает каблуками: Поликарп Семенович Соколов. Она мягким движением протягивает гостю белую душистую руку. Я рада познакомиться с Вами! счастливым голосом произносит Любовь Борисовна. Муж столько рассказывал о Вас! Столько рассказывал! - и ослепительно улыбается Поликарпу Семеновичу. Но я вынуждена оставить вас вдвоем... Извините, ради бога! Дела всегда есть дела. (В. Липатов. «Черный яр»)

Я был не прав Я виноват Признаю, что поступил плохо Я невольно обидел Вас Простите Извините Прошу прощения Приношу свои извинения… Речевые формулы извинения

Составьте предложения, употребив вежливые слова и выражения пожалуйста прошу вас (тебя) будьте добры, будьте так добры будь другом... если вам (тебе) не трудно... не могли бы Вы (ты)... сделайте одолжение… не откажите в любезности… не сочтите за труд…

Какую просьбу наверняка выполнят? Какую просьбу наверняка выполнят? Мама, купи мне, пожалуйста, диски! Мама, купи мне, пожалуйста, диски! Мама, здесь есть диски, нужные мне для реферата, купи мне их, пожалуйста! Мама, здесь есть диски, нужные мне для реферата, купи мне их, пожалуйста! Мама, очень прошу тебя купить эти диски, они нужны мне для моей учёбы. Мама, очень прошу тебя купить эти диски, они нужны мне для моей учёбы.

Какую просьбу наверняка выполнят? Какую просьбу наверняка выполнят? Объявление в школьной столовой: Объявление в школьной столовой: 1. Убирайте за собой посуду! 1. Убирайте за собой посуду! 2. У нас посуду убирают сами. 2. У нас посуду убирают сами. 3. Не забыл ли ты убрать за собой посуду? 3. Не забыл ли ты убрать за собой посуду?

Выберите наиболее вежливое выражение просьбы 1. Уступите, пожалуйста, место моей бабушке. 1. Уступите, пожалуйста, место моей бабушке. 2. Извините, не уступите ли вы место моей бабушке? 2. Извините, не уступите ли вы место моей бабушке? 3. Уступите бабушке место, вы что, не видите, старый человек еле стоит? 3. Уступите бабушке место, вы что, не видите, старый человек еле стоит?

Выберите наиболее вежливую форму просьбы 1. Скажите, как пройти к памятнику Пушкина? 1. Скажите, как пройти к памятнику Пушкина? 2. Извините, не знаете ли Вы, как пройти к памятнику Пушкина? 2. Извините, не знаете ли Вы, как пройти к памятнику Пушкина? 3. Будьте добры, объясните, пожалуйста, как пройти к памятнику Пушкина? 3. Будьте добры, объясните, пожалуйста, как пройти к памятнику Пушкина?

Каким образом вы могли бы привлечь внимание и завязать разговор с незнакомым человеком в следующих ситуациях: 1) в вагоне поезда; 2) в очереди в магазине; 3) на научной конференции. Каким образом вы могли бы привлечь внимание и завязать разговор с незнакомым человеком в следующих ситуациях: 1) в вагоне поезда; 2) в очереди в магазине; 3) на научной конференции. Инсценируйте знакомство в данных ситуациях.

1 ) в вагоне поезда; 2) в очереди в магазине; 3) на научной конференции ; правила, приводящие к успеху коммуникации: 1. Проявлять внимание и приветливость по отношению к собеседнику. 1. Проявлять внимание и приветливость по отношению к собеседнику. 2. Соблюдать субординацию по возрасту. 2. Соблюдать субординацию по возрасту. 3. Учитывать ответную реакцию собеседника. 3. Учитывать ответную реакцию собеседника. 4. Разговаривать на тему, предложенную собеседником, преимущественно выслушивать собеседника, а не говорить самому. 4. Разговаривать на тему, предложенную собеседником, преимущественно выслушивать собеседника, а не говорить самому. 5. Для создания более доверительной обстановки разговора употреблять имена-отчества собеседника. 5. Для создания более доверительной обстановки разговора употреблять имена-отчества собеседника.

Какие из предложенных ниже тем вы считаете наиболее приемлемыми для разговора с незнакомым собеседником? Как вы думаете, зависит ли выбор темы от социально- политической обстановки в обществе? Какие из предложенных ниже тем вы считаете наиболее приемлемыми для разговора с незнакомым собеседником? Как вы думаете, зависит ли выбор темы от социально- политической обстановки в обществе? 1. Разговор о погоде. 2. О здоровье. 3. О детях, родителях, семье. 4. О трудностях бытовой жизни. 5. О политической ситуации в стране и мире. 6. Об экологической обстановке. 7. Об искусстве. 8. О науке патриотизме и служении Отечеству. 1. Разговор о погоде. 2. О здоровье. 3. О детях, родителях, семье. 4. О трудностях бытовой жизни. 5. О политической ситуации в стране и мире. 6. Об экологической обстановке. 7. Об искусстве. 8. О науке патриотизме и служении Отечеству.

Такт (лат.)–иначе деликатность, или тактичность; чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к чему-либо или кому-либо; умение держать себя подобающим образом. Соблюдать такт. Деликатность(фр.) – мягкость чуткость и вежливость в обращении. Проявлять деликатность.

«Мы должны развить в себе чувство тактичности, иначе, заслужив расположение людей, мы можем легко потерять его», писал великий немецкий поэт И. Гете. «Мы должны развить в себе чувство тактичности, иначе, заслужив расположение людей, мы можем легко потерять его», писал великий немецкий поэт И. Гете.

Прочитайте стихотворение чешского поэта Яна Бжехвы в переводе Б. Заходера. Составьте рекомендации по коррекции речевого поведения героя стихотворения. Почему стихотворение имеет такое название? ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВЫЙ ИНДЮК Объявился В доме Вдруг Очень Вежливый Индюк. Раз по тридцать в день, Не реже, Он кричал: Эй, вы, невежи! Заходите, что ли, в гости - Поучиться Веж- ли- вос- ти! Я и сам, кричал Индюк, Доктор Вежливых Наук, И жена моя пример Замечательных манер - Даже, когда спит она, Видно, что воспитана! Не стесняйся ты, Осел! Заходи, садись за стол! Что же ты молчишь как рыба? Говори: «Приду, спасибо!» Ты не будь свиньей, Свинья, Ждет тебя Моя семья! Только раньше бы Умыла Ты свое свиное рыло! Как ни бился он, Однако К Индюку никто не шел Ни Корова, Ни Собака, Ни Хавронья, Ни Осел! Посинел Индюк от злости: Не идут, нахалы, в гости! Зря пропали все труды! Все они балды-балды! И добавил С высоты Своего величия: Не усвоили, Скоты, Правила приличия!

«Жизнь в свете, дома и при дворе» 1890 г. Как вы думаете, в какой степени рекомендации по речевому поведению сохранили свою актуальность в настоящее время? Как вы думаете, в какой степени рекомендации по речевому поведению сохранили свою актуальность в настоящее время?

СВЕТСКИЕ РАЗГОВОРЫ-1 Разговор в обществе требует не много ума, но гораздо более такта, чувства и здравого смысла, чем это обыкновенно воображают. Не одно только остроумие и находчивость в ответах делают беседу в обществе занимательной и приятной, существуют еще правила, которых необходимо держаться и соблюдение которых заменяет ум. Разговор в обществе требует не много ума, но гораздо более такта, чувства и здравого смысла, чем это обыкновенно воображают. Не одно только остроумие и находчивость в ответах делают беседу в обществе занимательной и приятной, существуют еще правила, которых необходимо держаться и соблюдение которых заменяет ум. Крайне невежливо прерывать собеседника; следует дождаться конца его речи и тогда только начинать говорить в свою очередь. Крайне невежливо прерывать собеседника; следует дождаться конца его речи и тогда только начинать говорить в свою очередь.

СВЕТСКИЕ РАЗГОВОРЫ-2 В обществе не следует говорить о других, а в особенности злословить, и нужно уметь выбрать предмет приятный для собеседника, по большей части касающийся его лично. В обществе не следует говорить о других, а в особенности злословить, и нужно уметь выбрать предмет приятный для собеседника, по большей части касающийся его лично. Поэтому мы полагаем, что лучше всего, если беседующие будут касаться разнообразных предметов, взаимно их интересующих. Поэтому мы полагаем, что лучше всего, если беседующие будут касаться разнообразных предметов, взаимно их интересующих. Расспрашивать следует мало, рассказывать больше, но еще больше слушать. Иронии нужно тщательно избегать, а шутки никогда не должны касаться личностей. Как бы ни была остроумна, легка и тонка насмешка, в ней всегда есть обидная сторона. Расспрашивать следует мало, рассказывать больше, но еще больше слушать. Иронии нужно тщательно избегать, а шутки никогда не должны касаться личностей. Как бы ни была остроумна, легка и тонка насмешка, в ней всегда есть обидная сторона.

СВЕТСКИЕ РАЗГОВОРЫ-3 Можно умно шутить о многих невинных вещах, но никогда не осмеивать физические недостатки, а в особенности уродства. Такие насмешки изобличают не только дурное воспитание, но и злое сердце и пустую голову, не находящую иных предметов для возбуждения своей веселости. Можно умно шутить о многих невинных вещах, но никогда не осмеивать физические недостатки, а в особенности уродства. Такие насмешки изобличают не только дурное воспитание, но и злое сердце и пустую голову, не находящую иных предметов для возбуждения своей веселости. Разговаривать следует ни крикливо, ни шепотом: обе эти крайности равно вульгарны. Шептаться в особенности невежливо при третьем лице, и этого не следует делать ни под каким предлогом. Это одно из первых правил хорошего воспитания. Разговаривать следует ни крикливо, ни шепотом: обе эти крайности равно вульгарны. Шептаться в особенности невежливо при третьем лице, и этого не следует делать ни под каким предлогом. Это одно из первых правил хорошего воспитания.

СВЕТСКИЕ РАЗГОВОРЫ-4 Громкий, крикливый голос вульгарен и неприятен для слуха; он покрывает и расстраивает разговоры остального общества, в публичном же месте привлекает на говорящего внимание окружающих. Громкий, крикливый голос вульгарен и неприятен для слуха; он покрывает и расстраивает разговоры остального общества, в публичном же месте привлекает на говорящего внимание окружающих. Молодые люди не должны защищать своих мнений, ни положительных фактов в присутствии старших или высших лиц, даже когда они уверены в своей правоте. Они должны уступить и скорее допустить ошибочность высказанного ими, чем продолжать доказывать его справедливость. Общество оценит эту уступчивость. Молодые люди не должны защищать своих мнений, ни положительных фактов в присутствии старших или высших лиц, даже когда они уверены в своей правоте. Они должны уступить и скорее допустить ошибочность высказанного ими, чем продолжать доказывать его справедливость. Общество оценит эту уступчивость. Все это входит в область такта и чувства. Все это входит в область такта и чувства.

Выразите комплимент знакомой (незнакомой) девушке. Запомните следующие правила выражения комплиментов. Комплимент: не должен быть двусмысленным; должен быть «без гипербол», содержать лишь небольшое преувеличение качеств человека; должен учитывать собственное мнение человека о себе, касаться тех качеств, которыми сам человек гордится. Если же человек не стремится совершенствовать какое- то качество, не надо касаться его в комплименте: должен быть без дидактики, не надо учить в комплименте; должен быть «без приправ» «без ложки дегтя»

А. Сент-Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь это роскошь человеческого общения».

Этикет (фр.) – установленный порядок поведения в общественных местах («Словарь иностранных слов и выражений»).