Учитель русского языка и литературы высшей категории, Отличник народного образования, Заслуженный учитель России Саженина Тамара Егоровна Материалы по.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Advertisements

Тропы Изобразительно – выразительные средства языка.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
Занятие кружка «Родное слово» Автор: Курган Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Бикина Хабаровского края.
11 класс 1.Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данном предложении: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз». А)Сравнение.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Изобразительно-выразительные средства языка ТРОПЫ ФИГУРЫ.
ТРОПЫ Эпитет Метафора Гипербола Олицетво-рение Перифраз Сравнение В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение,
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
«…единственно нужное размещение единственно нужных слов» (Л. Толстой о труде поэта и писателя)
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. АНАФОРА Анафора ( от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление.
Презентация к мастер - классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
1) А ПЕРЕНОС ЗНАЧЕНИЯ ПО СМЕЖНОСТИ Б НЕПОМЕРНОЕ УМЕНЬШЕНИЕ СИЛЫ, РАЗМЕРА, ЗНАЧЕНИЯ. В УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ НА ОСНОВЕ СХОДСТВА ДВУХ.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Тест по теме: «Средства выразительности» (В8) Вариант 3.
Транксрипт:

Учитель русского языка и литературы высшей категории, Отличник народного образования, Заслуженный учитель России Саженина Тамара Егоровна Материалы по подготовке учащихся 11-х классов к итоговой аттестации по литературе в форме ЕГЭ. Презентация 3: «Изобразительно-выразительные средства»

Изобразительно-выразительные средства Сравнения -изображаемое явление уподобляется другому по какому- либо признаку «Как море шумное волнуется всё войско» (Батюшков) Перифраз-одно понятие выражается с помощью описательного оборота: «Улыбкой ясною природа встречает снова утро года» (Пушкин) Эвфемизм-разновидность при фразы замена нежелательных слов (попало пониже спины) Аллегория – иносказание: запечатление идеи в предметном образе, н-р, басенные образы. Метонимия-перенос значения слова на другое по смежности: «Я три тарелки съел» (Крылов) Синекдоха-разновидность метонимии. Целое выявляется через часть: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ,и вы, мундиры голубые…» (Лермонтов) Ирония- слово в контексте принимает иное значение: «Украшает тебя добродетель, До которой другим далеко» (Некрасов) Эзопов язык (речь)-использование иносказаний через аллегорию, перифразу, эвфемизм Тропы

Метафора-скрытое сравнение(опущены сравнительные союзы), перенесение свойств одного предмета на другой на основании их сходства или по ассоциации. «Трамвай с разбега взметнул зрачки» (Маяковский) Виды метафор Овеществление-перенос черт неодушевлённого предмета на человека «Усилить бой бестрепетных сердец» (Фет) Олицетворение-перенос человеческих качеств или живых существ на неодушевлённые предметы или явления: «Листьев томный лёгкий шелест» (Тютчев) Характеристика метафор Глагольные метафоры: «Дышит полдень» (Тютчев) Вещественная метафора: «Фонарей одеяло» (Маяковский) Развёрнутая метафора: стихотворение Тютчева «Фонтан» Реализованная метафора: стихотворение Маяковского «Вот так я сделался собакой» Бытовая метафора: дождь барабанит, часы идут

Эпитет Образное определение предмета, явления. Через эпитет проявляется авторское отношение к изображаемому, указывается на одно из свойств предмета Логическое определение: деревянный дом эпитет: мрачный дом Эпитет чаще выражен прилагательным с наречием: «Развалины на прахе строит минутный человек» (Батюшков) «И вы не смоете всей вашей чёрной кровью поэта праведную кровь» (Лермонтов), «Я ласково влагаю в стих, что всё на свете повторим» (Есенин) Характеристика эпитетов Постоянный эпитет (в фольклоре): добрый конь, красна девица Индивидуально-авторский – «железный сон» (Тютчев) Цветовой : «Алый свет зари» (Есенин) Метафорический эпитет: «Ласковое пламя» (Есенин)

Стилистические фигуры Параллелизм-сходное расположение элементов текста, которые соотнесены по смыслу и создают единый поэтический образ Гипербола-преувеличение свойств предмета или явления Литота- приём, обратный гиперболе, преуменьшение признака предмета или явления Антитеза-резкое противопоставление образов и явлений Оксюморон-сжатая антитеза, сочетание несовместимых понятий Градация – расположение слов по возрастающей или убывающей значимости Острота-остроумие, витиеватость речи, неожиданное сопоставление понятий «Пела, пела пташечка и затихла Знало сердце радости и забыло» (Дельвиг) «Несу, как сноп овсяный, я солнце на руках» (Есенин) «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Народная песня) Стихотворение Тютчева «День и ночь» Толстой «Живой труп» Ветер был сильный, злой, яростный

Инверсия-нарушение естественного прядка слов с целью выделения слова во фразе, создания ритмико – мелодичной организации речи Повтор-повтор слов : Анафора – в начале Эпифора – в конце Рефрен- периодически повторяющейся строки в конце строфы. Многосоюзие- повтор союзов Убавление Пропуск союзов- бессоюзие Пропуск слов –эллипсис Умолчание- незавершённость фразы, недоговорённость Риторические фигуры: вопрос, восклицание, обращение «Свирепствуй, океан мятежный…» (Есенин) «На заре ты её не буди: На заре она сладко так спит» (Фет) «И внял я неба содроганье, и горний ангелов полёт, и гад морских подводный ход» (Пушкин) «Швед, русский, колет, рубит режет» (Пушкин) «Саблю вон – и в сечу!» (Давыдов) «Пусть…Но чу! Гулять не время» (Давыдов)