« Преемственность в обучении и адаптация при переходе со ступени начального общего образования на основную»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Advertisements

Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
«Портрет выпускника основной школы» в ФГОСе второго поколения»
Преемственность между 1 и 2 ступенями образования и адаптация учащихся 5 класса.
НОВАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Новая.
единство образовательного пространства РФ, преемственность основных образовательных программ.
«Трудности адаптации пятиклассников в школе». АДАПТАЦИЯ – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Обычно возникает в связи с кардинальной.
Подготовила педагог-психолог Н.В. Коршунова. Портрет выпускника: начальная школа – основная школа Портрет выпускника: начальная школа – основная школа.
Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный.
Психологическое сопровождение реализации ФГОС. Стандарт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований,
Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.
Малый педагогический совет "Адаптация пятиклассников в условиях перехода из начальной школы в основную»
Тема: Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка».
Приоритеты образовательной политики зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
Если согласны с утверждением, то поставьте «+» Если утверждение к вам не относится, то поставьте «-»
Выпускник начальной школы должен : 1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)- социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.
«Преемственность дошкольного и начального образования в условиях ФГТ и ФГОС» Секция 2 Руководитель Владимирова Татьяна Ивановна.
«Трудности адаптации пятиклассников в школе». радость, восторг, от того, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе. страх, ожидание беды, беспокойство.
Тест для родителей «Все ли благополучно у Вашего ребенка в школе?»
Транксрипт:

« Преемственность в обучении и адаптация при переходе со ступени начального общего образования на основную»

Д. Уэбстер

Функции консилиума: - диагностическая- определение динамики развития, соответствие возрастным нормам, потенциальных возможностей, выявление проблем, связанных с периодом адаптации 5-ти классников; - воспитательная- разработка программы педагогической коррекции, рекомендаций классным руководителям, учителям, родителям; - реабилитационная- выявление причин не соответствия возрастным нормам, причин дезадаптации обучающихся и наметить пути решения появившихся проблем; обеспечение защиты интересов ребенка как члена семьи и школьного коллектива.

Задачи консилиума: - Изучение соответствия возрастным нормам. - Коллективное изучение результатов обучения 5- ти классников. - Выявление причин, вызывающих затруднения учеников и учителей. - Разработка учебно- воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин.

Основные понятия: Социально-возрастная норма показатель интеллектуального и личностного развития школьника, которые должны сложиться к концу определённого возрастного периода. Предметная норма знания, умения, действия необходимые ребёнку для овладения данным предметным содержанием программы. Индивидуальная норма индивидуальные особенности развития ребёнка и его саморазвития.

Основные понятия: Адаптация- естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Этап Предметный образовательный результат Описание предметного образовательного результата Начальное общее образование «ученик умелый» Этап освоения набора определенных культурных, предметных способов/средств действия («инструментов»). Этап формирования предметных умений Основное общее образование «ученик грамотный» Этап работы с «понятием». Этап свободного использования «инструментов» для решения определенного круга предметных задач. Ключевое слово на этом этапе «грамотность». Полное (среднее) общее образование «ученик компетентный». Этап, на котором ученик может определить границы применимости того или иного «инструмента» и способен при обнаружении «дефицита» переконструировать тот или иной «инструмент», спроектировать (сконструировать) новый «инструмент» для решения возникшей задачи. Ключевое слово на этом этапе «компетентность» «Эволюция» предметных образовательных результатов

Портрет выпускника: начальная школа – основная школа Портрет выпускника: начальная школа – основная школа активно познающий мир любознательный, проявляющий исследовательский интерес доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации навыки самоорганизации и здорового образа жизни готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения СИСТЕМА «ПРОБ»; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ избирательность интересов умеет действовать с ориентацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый готовый нести ответственность перед самим собой, другими умеет работать в группе и индивидуально осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни готов к выбору

Основные результаты начального общего образования Основные результаты начального общего образования формирование опорной системы знаний, универсальных и специфических для предмета способов действий, обеспечивающих возмож-ность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции

Основные результаты основного общего образования Основные результаты основного общего образования формирование опорной системы знаний, универсальных и специфических для предмета способов действий, обеспечивающих возмож-ность продолжения образования в старшей школе; подготовка к осознанному и обоснованному выбору дальнейшей образовательной траектории; опыт проектирования и организации эффективной учебной и социально-творческой деятельности: индивидуальной и коллективной; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития

всего обучающихся девочек мальчиков 70 человек 36 человек 34 человек

кол-во полных семей кол-во неполны х семей кол-во многодетных семей Кол-во малообеспеченных семей кол-во опекаемы х семей кол-во безработных семей не работает один из родителей не работа ют оба родите ля 53 семьи 19 семей 4 семьи 6 семей 1 семья 9 семей 1 семья Социальный статус семей

кол-во семей с 1 ребенком кол-во семей с 2 детьми кол-во семей с 3 и более детьми 17 семей 42 семьи 8 семей Количество детей в семьях

Предприни- матели бюджетная сфера ООО ВСРЖД др.сфера деятельности 14 человек 44 человека 16 человек 18 человек Сфера деятельности родителей

высшее с р.специальное с р.техническое среднее 41 человек 32 человека 23 человека 25 человек Образовательный ценз родителей

Возрастной ценз родителей лет лет лет лет Старше человек 47 человек 34 человека 18 человек 8 человек

В медицине понятие норма рассматривается как: Норма состояние динамического равновесия между био-психо-социальными параметрами индивидуума и аналогичными параметрами окружающей его среды.

«Переходный возраст - это как будто гусеница становится куколкой,а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылёк.Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени –зрелости».

Ведущая деятельность младшего школьника – учебная, при переходе в подростковый возраст учебная деятельность остаётся актуальной, но отходит на второй план, ведущей деятельностью становится общение.

Новообразования у младшего школьника к годам. Словесно-логическое мышление это первое новообразование, благодаря которому развивается рефлексия и внутренний план действий. Новый уровень произвольности Новообразование связанное с переходом к предметному обучению. Предметное обучение создает условия для развития новых познавательных потребностей и новых интересов. Ориентация на группу сверстников

Параметры требований к выпускникам 4-х классов для успешной адаптации в 5-ом классе. Произвольность психических процессов Развитие мышления. Интеллектуальное развитие Развитие речи Развитие тонкой моторики Умственная работоспособность и темп учебной деятельности Мотивационная сфера Общение со сверстниками Общение с педагогами Отношение к себе Эмоциональное состояние

Психодиагностика. В диагностике приняли участие 60 обучающихся 5-ых классов.

Психологическая диагностика проводилась по следующим параметрам: Произвольность психических процессов. Умение самостоятельно организовывать выполнение учебного задания. Результат. Все обучающиеся умеют самостоятельно организовывать выполнение учебного задания.

Умственная работоспособность и темп учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность 100 % обучающихся готовы к обучению в среднем звене школы.

Мотивационная сфера

Общение со сверстниками. Должна быть способность к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Принятость в классном коллективе. Общение с педагогами. Способность самостоятельно установить адекватное взаимодействие с педагогом, не испытывать страха перед педагогом.

Отношение к себе.

Эмоциональное состояние Адекватность переживаний, школьная и личностная тревожность в норме, эмоциональная устойчивость.

Общая тревожность.

Общая тревожность

Общая школьная тревожность

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – 15%.

Вывод. Все обучающиеся 5-х классов соответствуют возрастным нормам и могут продолжать обучение в основной школе.

- выполняют требования, которые предъявляются к уровню их обученности предметными программами; - осознают необходимость обучения, понимают общественную значимость образования; - овладевают умениями учиться- определять границы и дефициты своего знания, находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем; переносить способы действия из одной предметной области в другую; строить алгоритм своих действий; - владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение и др.); - обладают возможностями решать достаточно большой круг предметных, социально- ориентированных и личностных задач; - обладают достаточно широким социальным опытом, позволяющим ему ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить свое место в нем.

Результаты обучения 5А1 четверть 4 класса 4 класс годовая 1 четверть 5 класса На «5»--- На «4 и 5» Б1 четверть 4 класса 4 класс годовая 1 четверть 5 класса На «5»223 На «4 и 5» В1 четверть 4 класса 4 класс годовая 1 четверть 5 класса На «5»221 На «4 и 5»11127

Сравнительный анализ качества обученности 5А Критерий Русский язык Литература Математик а 1 четверть 4 класса 62%65%73% 4 класс годовая 54%92%77% 1 четверть 5 класса 40%88%84%

Сравнительный анализ качества обученности 5Б Критерий Русский язык Литература Математик а 1 четверть 4 класса 71%96%79% 4 класс годовая 71%96%75% 1 четверть 5 класса 54,5%95%64%

Сравнительный анализ качества обученности 5В Критерий Русский язык Литература Математик а 1 четверть 4 класса 65%77%69% 4 класс годовая 65%73%62% 1 четверть 5 класса 59%72%59%

«Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?» Моему ребенку нравится учиться в школе.42/10 Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу 7/45 Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью. 11/41 В классе у него много друзей.41/11 В школе мало учителей, которые нравятся.15/37 Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей 39/13 Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине). 31/21 Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.17/35 Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе. 31/21

«УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ» более 90%