«КОРРЕКЦИОНННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ СБО КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ НУЖДАМИ ». Преподаватель СБО Крисько Марина Ивановна, МСКОУ VIII вида школы –интерната г. Амурска
Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эффективность исправления недостатков развития зависит от правильной постановки всего учебно- воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения.
Целью коррекционной работы является исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие ребенка.
Коррекция дефектов Общая коррекция Индивидуальная коррекция
Общая коррекционно-развивающая работа со всеми учащимися заключается в исправлении дефектов мышления в повышении интеллектуального уровня школьников с нарушениями интеллекта в развитии познавательной деятельности всех психических функций социально-бытовых и коммуникативных навыков.
Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что основной дефект у умственно отсталых детей проявляется неодинаково и, кроме основного, есть сопутствующие дефекты разной степени
Общая коррекционная работа проводится обычно фронтально, индивидуальная коррекция - с отдельными учениками или с небольшой группой.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности 2. Развитие основных мыслительных операций; 3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально- личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.) 4. Развитие речи, владение техникой речи. 5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря. 6. Совершенствование движений и сенсорного развития 7. Развитие различных видов мышления; 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционная работа с учащимися строится на принципах сочетания слова наглядного образа практических действий.
Коррекционная деятельность может осуществляться через: дидактические игры, которые могут использоваться на любом этапе урока тренировочные упражнения по усвоению и отработке отдельных трудовых действий, двигательных приемов моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темы создание проблемных ситуаций. решение логических задач.
Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания. Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова. Пример: Иглабдниткауцнаперстокджножницыгш Свеклашщперецждкартофельэыморковьгн
б)Развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность, является игра, в основе своей имеющая тест "корректурная проба». Для нее берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 2 минут детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы «а» или любая другая буква. Затем взаимопроверка. Получает жетончик тот, кто не допустил ошибки и нашел ошибку у другого. в) Следующий этап - одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать. Например, «е» вычеркиваем, а букву «м» подчеркиваем.
Упражнения, направленные на способность установления связи между элементами материала (низкий уровень развития памяти) Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчит запоминание; а потом придумать рассказ, которая свела бы их вместе. Например: Лиза, уборка, пылесос, девочки, прогулка.
Эта игра является хорошей активизацией и проверкой внимательности. Упражнение «Пол, нос, потолок» Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если вы ее коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают вместе с вами, а называть будете вы. Ваша цель - запутать ребят. Скажите «Нос», а покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Упражнения на развитие вербального мышления, его скорости, гибкости; на развитие способности оперировать образами и понятиями. Упражнение «Три слова.» Берутся наугад три слова из темы урока. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами. 1 вариант: картофель, соль, тарелка. 2 вариант: нитка, тесьма, фартук. Игру можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ
Упражнение на развитие вербального и абстрактно- логического мышления; формирование способности к мысленному анализу и синтезу. Способы применения предмета. Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем, можно называть способы, взятые из реальной жизни и способы придуманные. Например: помидор. Салат, борщ, украшение к блюду, фаршированный помидор, и т.д.
Коррекция низкого уровня развития восприятия и ориентировки в пространстве. Задание детям: перед вами отдельные детали предмета, вы должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет
Упражнение на развитие вербального интеллекта; развитие способности к вербальному анализу, умению осуществлять доказательство. Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия. Например :Вернувшись из магазина, ты обнаружил, что идет дым из квартиры...
Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи Ход игры: Задание состоит в том, что ребенка просят по памяти описать какой-либо изучаемых предметов так, чтобы товарищи угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его.
Моделирование реальных ситуаций. С помощью упражнений формируются двигательные приемы, без владения которыми невозможно правильное выполнение различных работ.
Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Вся система коррекционно – педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.