Предложения с косвенной речью. Цель: дать представление о косвенной речи как об одном из способов передачи чужой речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Косвенная речь. Косвенная речь - это передача чужого высказывания в форме придаточного предложения.
Advertisements

Преподаватель Исяндавлетова Эльмира Валерьевна.. 1. Прямой речи 2. Косвенной речи 3. Вводных слов 4. Дополнения с предлогом О.
©Лебедева Евгения Игоревна, учитель русского языка МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы.
Урок русского языка в 8 классе. Что такое косвенная речь? Чем отличается прямая речь от косвенной? Как правильно перестраивать предложения с прямой речью.
Предложения с чужой речью. Разминка Слова, вводящие прямую речь, называются… Слова, вводящие прямую речь, называются… Передача чужой речи, сохраняющая.
Как оформить цитаты? Как оформить цитаты? ЕГЭ. Чужая речь – это высказывание других лиц, включенное в авторское изложение. Способы передачи чужой речи.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ 10 КЛАСС Prezentacii.com. 1. Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами вы очень мало взяли 2. Она взглянула и воскликнула это Казбич.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
Урок – зачёт по теме «Способы передачи чужой речи». Цели: 1. вспомнить полученные знания о способах передачи чужой речи; 2. проверить и оценить полученные.
КОСВЕННАЯ РЕЧЬ.. КОСВЕННАЯ РЕЧЬсодержание чужой речи СПП: [слова автора],(союз косвенная речь).
Предложения с прямой речью. 5 класс. Учитель русского языка и литературы МОУ Борская СОШ 1 «ОЦ» Ивановская Л.Н.
Знаки препинания в предложениях с чужой речью В комментарии (К 2) аргументации собственной точки зрения (К 4) уместны цитаты, различные ссылки на текст.
Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью Русский язык.
Знаки препинания в предложениях с чужой речью. !Запомни! Существует два способа передачи чужой речи: С помощью прямой речи; С помощью косвенной речи. Слова.
Сложноподчинённые предложения. Ч то это такое? С троение СПП. О сновные группы СПП. С интаксический разбор СПП. Содержание.
Замена прямой речи косвенной и визуализация информации в MS Word (на основе произведения М. Шолохова «Судьба человека») Литература – русский язык – информатика.
Предложения с прямой речью. Способы передачи чужой речи При разговоре мы часто передаём собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а.
Повторение темы «ПРЕДЛОЖЕНИЕ». В речи устной и письменной мы выражаем наши мысли с помощью предложений.
Нам часто бывает нужно передать чьи-либо высказывания. Как это можно сделать? Ах, представь себе, сегодня наша команда победила соперников! Оля.
Транксрипт:

Предложения с косвенной речью

Цель: дать представление о косвенной речи как об одном из способов передачи чужой речи

Косвенная речь Когда рассказчик передает речь другого человека словами самого этого человека, без изменений, дословно – это прямая речь. Когда же он излагает чужую речь своими словами, то это косвенная речь. Чужая речь при этом немного изменяется.

Сравните предложения 1. «А у нас, Сергей Сергеевич, в классе новенький!» – радостно сообщила Женька. 2. Она говорила мне: «Ах, дорогой, да ты просто гений!». 3. «Петр, приведи себя в порядок», – строго сказала мне мама. 4. а) «Когда же мы вновь увидимся?» – просила бабушка. б) Бабушка спросила: «Когда же мы вновь увидимся?». 5. а) Хочешь мороженого?» – предложил мне Мишка. б) Мишка предложил мне: «Хочешь мороженого?». 1. Женька радостно сообщила Сергею Сергеевичу, что у них в классе новенький. 2. Она восторженно говорила мне, что я гений. 3. Мама потребовала, чтобы я привел себя в порядок. 4. Бабушка спросила, когда же мы вновь увидимся. 5. Мишка спросил, хочу ли я мороженого

По форме косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Узнать такие предложения можно по словам-сигналам: сказал, что; подумал, что; попросили, чтобы; говорили, будто и т.п. В зависимости от вида предложения по цели высказывания в косвенной речи употребляются разные союзы или союзные слова. В повествовательных предложениях – союз что (реже – будто); в побудительных – чтобы; в вопросительных – союзные слова кто, что, какой, который, где, куда, откуда или частица ли в роли союза. ссылка

Правила правильно употреблять личные и притяжательные местоимения; опускать некоторые слова, которые употребляются только в прямой речи: обращения, междометия, эмоциональные частицы; изменять порядок слов; правильно выбирать союзы

Для сего велел он позвать к себе Машу (Кирила Петрович по-французски не говорил, и она служила ему переводчиком). – Подойти сюда, Маша; скажи ты этому мусье, что так и быть – принимаю его; только с тем, чтоб он у меня за моими девушками не осмелился волочиться, не то я его, собачьего сына... переведи это ему, Маша. Маша покраснела и, обратись к учителю, сказала ему по-французски, что отец ее надеется на его скромность и порядочное поведение. Выпишите предложение с косвенной речью. Сделайте его полный синтаксический разбор.

Закрепление 1. Экскурсовод предложил осмотреть еще несколько залов. 2. По уверениям некоторых очевидцев НЛО опустилось в двух километрах от поселка. 3. На вокзале в райцентре я спросил как мне добраться до Захарова. 4. Как рассказывали старожилы в старом доме был когда-то запрятан клад. 5. Козьме Пруткову принадлежат слова Болтун подобен маятнику того и другого надо остановить. 6. Тогда пешеход остановился иронически посмотрел на мальчика и тихо сказал Может быть тебе дать еще ключ от квартиры где деньги лежат? (И.Ильф, Е.Петров) Выпишите предложения с косвенной речью. Не забудьте расставить знаки препинания.

Найдите и исправьте грамматические ошибки 1. Отец сказал Мишке, что я не пойду с тобой в цирк, потому что до конца недели я занят по горло. 2. Девочка прижала к себе игрушку и заявила, что я никому не отдам мою куклу. 3. Софья говорит, что: «Возьмет он руку, к сердцу жмет». 4. Он сказал сыну, что мы улетим с Крита. 5. Предупредил ДедалИкара о том, чтобы он не поднимался слишком высоко, а то солнце расплавит воск и твои крылья разлетятся, и не опускайся слишком низко, а то соленая вода намочит перья, и ты упадешь. 6. В письме Татьяна признается, что Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать?

Подготовка к ЕГЭ Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1-го и 2-го лица. Это допустимо только при передаче прямой речи. Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». Правильные варианты: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.

Также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли. Я не заметил, что находится ли он в комнате. Правильный вариант: Я не заметил, находится ли он в комнате.

Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь. Неверный вариант: Как сказал А.П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно». Правильный вариант: Как сказал А.П. Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно».

Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передаче косвенной речи. Неверный вариант: Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…». Правильный вариант: Сенат же постановил, что «челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».

Итог урока Что узнали? С чем познакомились?

Дом. задание 219, упр.257