Педагогические требования к техносфере школы при реализации Федерального государственного образовательного стандарта Алексей Львович Семенов
Образовательный процесс Информационная деятельностьИнформационная деятельность Материальные объекты. Зачем?Материальные объекты. Зачем? –Создать что-то значимое – искусство –Научить работать с ними – материальные технологии –Служить моделями объектов материального или математического мира –Получить непосредственное впечатление от какого-то явления, стимул к исследованию
Образовательный процесс «Информационные»: когнитивные, коммуникативные, регулятивные результаты«Информационные»: когнитивные, коммуникативные, регулятивные результаты П. Я. Гальперин – теория поэтапного формирования..П. Я. Гальперин – теория поэтапного формирования..
X век Папа Сильвестр II Счеты, небесная сфера…Счеты, небесная сфера…
XVII в. Галилео Галилей Приборы:Приборы: ТелескопТелескоп Вычислитель логарифмовВычислитель логарифмов Архимедовы машины – для изучения законов механикиАрхимедовы машины – для изучения законов механики Естественно-научный метод – стратегия познания мираЕстественно-научный метод – стратегия познания мира
Важность материальной среды возрастает Уход от модели передачи готового знания от книги и учителя к учащемусяУход от модели передачи готового знания от книги и учителя к учащемуся Ключевые элементы новой модели ДеятельностьДеятельность СамостоятельностьСамостоятельность ТворчествоТворчество ОтветсвенностьОтветсвенность компетентностькомпетентность ИндивидуализацияИндивидуализация
Техносфера школы Информационная и материальная среда образовательного процессаИнформационная и материальная среда образовательного процесса Основа технологии ученияОснова технологии учения
Новые информационные технологии меняют характер образовательного процесса Л. С. ВыготскийЛ. С. Выготский
Л. С. Выготский включение психологического орудия [ИКТ] в процесс поведения: - вызывает к деятельности целый ряд новых функций, связанных с использованием данного орудия и с управлением им;
Л. С. Выготский включение психологического орудия (ИКТ) в процесс поведения: - отменяет и делает ненужным целый ряд естественных процессов, работу которых выполняет орудие;
Л. С. Выготский включение психологического орудия (ИКТ) в процесс поведения: - видоизменяет протекание и отдельные моменты (интенсивность, длительность, последовательность и т.п.) всех входящих в состав инструментального акта психических процессов, замещает одни функции другими, т. е, пересоздает, перестраивает всю структуру поведения совершенно так же, как техническое орудие пересоздает весь строй трудовых операций.
Революции Тевта – Гутенберга – Бернеса-Ли
Что мы сделали ФГОС: Деятельностный стандартДеятельностный стандарт Информационная средаИнформационная среда
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: сбора, обработки, анализа, организации информации передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.); получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.); проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения; наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений; создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов; проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью; исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий; физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения; проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; организации отдыха и питания.
Педагогические требования ФГОС Развертка и детализация деятельностьРазвертка и детализация деятельность Указаны инструменты и объекты деятельностиУказаны инструменты и объекты деятельности
Информационная среда в которой по-новому разворачивается весь учебный процесс, размещаются: – –учебное планирование и его выполнение – –учебные материалы, записи образовательного процесса – –Учебные задания, Выполняются или оцифровываются работы учащихся рецензии на работы учащегося и их оценки учителем, реакции других учащихся,
Информационная среда Идет проектное сотрудничество для заданий, выполняемых вне информационной среды, фиксируется в цифровой форме (например – в форме аудио-видео записи) ход и результаты выполнения фиксируются формируется портфолио учащегося
Автоматизированный мониторинг и анализ результатов выполнения заданий позволяет учителю и учащемуся проектировать индивидуальную и коллективную деятельность учащегося в его зоне ближайшего развития учащегося и оценивать его индивидуальный прогресс, сопоставлять планы с результатами и корректировать планы Пример инвариантного функционального описанияПример инвариантного функционального описания
Журналы и дневники Окошки в информационную средуОкошки в информационную среду
Деятельность Фиксация учащимся и учителем информации об окружающем мире, о ходе образовательного процесса, об их индивидуальной деятельности Инструменты фиксации – –Изображения: Камеры, микроскопы, сканеры – –Звука: Диктофоны, микрофоны – –Измерения: Цифровые измерительные приборы
Инструмент деятельности Камера:Камера: Параметры качества: разрешение, объем памяти, скорость передачи данныхПараметры качества: разрешение, объем памяти, скорость передачи данных количествоколичество
Инструменты деятельности датчики и регистраторы данных: температуры, расстояния, географических координат, силы, ускорения, звукового давления, давления газа, магнитной индукции, тока и напряжения, освещенности, влажности, pH, электропроводности, кислорода, углекислого газа, нитратов, частоты дыхания и пульса.
Деятельность Создание, цифровая и нецифровая фиксация своих произведений Инструменты фиксации, см. выше Инструменты создания: Текстовый ввод: клавиатура, манипулятор Рисование: стилус, графическая панель Музыкальная клавиатура, кинестетические синтезаторы нецифровые инструменты – музыкальные, изобразительные, письменные,
Инструменты. Редакторы: редакторы цифровой (в том числе – оцифрованной) информации: текстов, звука и музыкальных записей, неподвижных изображений, видеозаписей, двумерных и трехмерных чертежей, концептуальных диаграмм, гипермедиа, включая экранные представления информации для выступления (презентации), системы транскрибирования выступлений, разметки и совмещения выступления с презентационным рядом, транскрипцией, ссылками, системы разметки видеозаписей, в том числе считывания координат элементов изображений
Деятельности Личная передача информации: выступление и представление Поиск и выбор в открытом контролируемом информационном пространстве информации, нужной учащемуся и учителю, восприятие информации Наблюдение, анализ и определение реальных объектов, готовых натурных и виртуальных моделей
Деятельность Наблюдение, постановка и проведение экспериментов, сбор данных как метапредметная активность, реализуемая в предметах естественно-научного цикла Инструменты: реальные и виртуальные лабораторииИнструменты: реальные и виртуальные лаборатории Объекты наблюдения и эксперимента, – –многие из которых являются расходуемыми материалами, или универсально доступны (воздух, собственный организм) Вспомогательные элементы Инструменты фиксации данныхИнструменты фиксации данных
Деятельность. Виды систем: МеханикаМеханика ОптикаОптика Электричество, магнетизм, электродинамикаЭлектричество, магнетизм, электродинамика Молекулярная физика, наноявления, термодинамика Свойства жидкостей и газов
Деятельность. Виды системем Химическое взаимодействие. определение свойств веществ, качественный и количественный (с помощью датчиков) анализ химического состава, выделение из смеси, синтез веществ. Ботаника и зоология. Систематика Цитология Микробиология Генетика Метеорология, геология, экология ОБЖ
Оптика Объекты геометрической оптики: линзы, зеркала, плоскопараллельная пластинка, призма, экран, кювета (для наполнения жидкостью) Объекты волновой оптики, в дополнение к объектам геометрической: дифракционная решетка, поляроиды Источники света с лампочкой накаливания, светодиодом и полупроводниковым лазером. Конструктивные элементы для монтажа лабораторных установок, например, оптическая скамья с держателями для оптических элементов
Далее: Сбор, организация и представление данных социальной области Математическая обработка данных, математическое моделирование, визуализация
Отдельные предметы: Материальные, графические и виртуальные среды освоения математики и информатики. Эксперимент в математике и информатике Проектирование и создание материальных объектов (дизайн и технология) Физкультурно-спортивная активность Взаимодействие с постоянной визуальной и материальной средой образовательного учреждения Массовые мероприятия, представления
Результат Образовательные результаты и виды деятельности, в которых они достигаются - инвариантностьОбразовательные результаты и виды деятельности, в которых они достигаются - инвариантность Все старое сохранить, все новое учесть?Все старое сохранить, все новое учесть? Обо всем спросить: что с этим делать? Зачем?Обо всем спросить: что с этим делать? Зачем? Объем: до 50 стр.Объем: до 50 стр.