ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Гура Т.Е., к.психол.н., доцент, Кафедра менеджмента образования и психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие управления Управление представляет собой процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние или поддержание ее в определенном.
Advertisements

Технологии развития организационной культуры учреждения дополнительного образования детей Е.М. Восканова, заведующая научно-методическим отделом Городского.
«Инновационная мобильность педагога как фактор успешной профессиональной деятельности в условиях введения федерального стандарта общего образования»
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»: ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 106 «ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПРИ ОСВОЕНИИ ИННОВАЦИЙ»
Фомина Светлана Витальевна зам. директора по УВР МОУ Вандышевская СОШ Уйского района Условия развития инновационного потенциала педагогического коллектива.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Реализация андрагогических аспектов методической работы в условиях ОУ М.И. Мартынова – заместитель директора по НМР ГБОУ СПО Анжеро- Судженский горный.
Концепция развития социальной зрелости обучающихся ССУЗА.
Менеджмент как наука об управлении. Цель предмета «Менеджмент в образовании»: совершенствование профессионального мастерства руководителей учреждений.
Модель сетевого руководителя. Осуществляет нормативно - правовое, научно – методическое, программное и техническое обеспечение профильного обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ исследования по выявлению уровня инновационного потенциала педагогического коллектива МКОУ детский дом «Семья» Дата проведения: г.
Научно-методическое сопровождение инноваций в условиях гуманитарно- ориентированной образовательной среды гимназии.
Анкетирование учителей Готовность педагогов школы к инновационной деятельности.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Воспитательная система класса Мастер – класс для классных руководителей. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа.
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
МОУ гимназия 40 г.Калининграда 28 марта 2011г. Управление введением ФГОС НОО Министерство образования Калининградской области Калининградский областной.
Семенова Г.Ю., к.п.н., научный руководитель Перспективы развития инновационной деятельности.
Проект деятельности РМО/ГМО педагогов дошкольного образования на учебный год Стратегия развития дошкольного образования в контексте введения.
Транксрипт:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Гура Т.Е., к.психол.н., доцент, Кафедра менеджмента образования и психологии ЗОИППО

Инновационная деятельность в образовании - целенаправленное внедрение новшеств (принципиально новых образов содержания и технологий обучения) в образовательных системах разных уровней с целью повышения качества образования. Инновационная деятельность в психологии – творческая деятельность + научно- экспериментальная деятельность

1. Внешние - экзогенные: мегафакторы (научно-технический прогресс человечества); мезофакторы (социальные установки, нормативное обеспечение инновацииииииийийионной деятельности на уровне государства, системы образования); макрофакторы (ориентация областного и городского департаментов, ИППО на научно-методическое сопровождение инновацииииииийий.деят-ти образовательного учреждения; материально-техническое обеспечение инновацииииииийий.деят-ти); макрофакторы (социальный портрет района); 2. Внутренние - эндогенные: особенности самой инновацииииииийийии: глобальность, радикальность, психологическая травматичность, ресурсность, социальная адекватность, научно-методическая разработанность; характеристики управленческой деятельности, психологическая готовность руководителя к инновацииииииийийии; особенности функционирования психологической и методической службы; социально-психологический климат пед.коллектива, его готовность к инновацииииииийий.деят-ти; психологическая готовность каждого педагога к инновацииииииийий.деят-ти ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Этап шока и отрицания: ориентация на прошлое, негативные установки к инновацииииииийийии, гнев, раздражение, ощущение невозможности реализации 2. Этап сопротивления: депрессии, связанные с невозможностью избежать, беспомощность, раздражительность, отчаяние 3. Этап исследования: неизбежность перемен вызывает первые ориентации на будущее, суета, неустойчивость, появление интереса, появление новых идей, раздражительность при их непринятии, проблематиация 4. Этап вовлеченности: появление творческих групп, постановка целей, создание новых смыслов 5. Этап традиционализации: привыкание в инновацииииииийийии как к постоянному, традиционному ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИИ

1. Страх нового, консерватизм 2. Профессиональный педагогический эгоцентризм 3. Профессиональное сгорание 4. Негативная мотивация профессиональной деятельности 5. Плохое самочувствие, хронические соматические заболевания 6. Большой объем учебной нагрузки 7. Недостаточный опыт пед.деятельности, не позволяющий освоить традиционные технологии 8. Отсутствие материальных стимулов 9. Чувство неудовлетворенности 10. Отсутствие научной, методической и психологической помощи 11. Конфликтность коллектива, низкий социальный статус педагога в коллективе АНТИИННОВАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ

КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Европейская ассоциация педагогов средней школы) 1. Высокий уровень развития интеллекта (не ниже 110 баллов IQ) 2. Высокий уровень креативности 3. Минимум два высших образования по противоположным специальностям (гуманитарным – техническим – естественно- научным) 4. Активность в использовании информационных, компьютерных и коммуникативных технологий 5. Чувствительность к новому, направленность на его поиск 6. Позитивная внутренняя мотивация профессиональной деятельности 7. Просоциальная личностная направленность 8. Развитость профессионального мышления (системность, гибкость, рефлексивность, критичность, открытость) 9. Эффективность использования инновацииииииийийионных продуктов в сфере жизнедеятельности 10.Психологическое/психическое здоровья 11. Достаточные ресурсы физического здоровья

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Общие психологические характеристики пед.коллектива: степень преодоления негативных черт женского коллектива (конфликтности, эмоциональности, неустойчивости); степень преодоления самоуправляемости коллектива при формальном управлении: конформизма, центрированности, стереотипности, страха нового; 2. Общий социально-психологический климат коллектива 3. Общие установки коллектива на инновацииииииийий.деят-ть 4. Этап развития педагогического коллектива ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. Этап функционирования 3. Этап развития 4. Этап прекращения деятельности 1. Этап становления ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 1. Этап становления (нет признаков коллектива: устойчивости взаимодействия членов коллектива, которая содействует стабильности и прочности его существования во времени и пространстве; однородности состава, иерархического строения; интегрированности, объединенности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива; структурированности – определенной четкости и конкретности распределения функций, прав и обязанностей, ответственности между членами коллектива; организованности – упорядоченности, подчиненности коллектива определенному порядку выполнения совместной жизнедеятельности (нормативной регуляции); мотивированности – активного, заинтересованного и действенного отношения членов коллектива к совместному труду; открытости – готовности к принятию новых членов);

2. Этап функционирования: осуществляется переструктуризация педагогического коллектива: - вокруг неформальных лидеров формируются группировки, появляется оппозиция, аутсайдеры, обостряются межгрупповые и межличностные конфликты; - повышается психологическая напряженность, неудовлетворенность общением; - повышается неудовлетворенность профессиональной деятельностью из-за несовершенства заданий совместного труда, неадекватного стиля управления, неэффективности педагогических технологий и др Этап стагнации или 3.2. Этап развития – приобретение педагогическим коллективом черт собственно коллектива или команды, в которой: - совместная цель не только сознается членами коллектива, а и принимается ними на эмоциональном уровне; - совместная цель профессиональной деятельности согласуется с собственными потребностями, интересами членов педагогического коллектива, то есть принимается на мотивационном уровне; - реализуются принципы: толерантности, доверия, индивидуальной самореализации, партнерства, взаимоответственности; - развивается групповая идентичность, чувство МЫ; - достигается наивысшая эффективность совместной деятельности. 4. Этап прекращения совместной деятельности или возмущения и распада

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Гура Т.Е., к.психол.н., доцент, Кафедра менеджмента образования и психологии ЗОИППО