Интерактивнные подходы на уроках биологии Из опыта работы Буяновой Галины Владимировны, Учителя биологии МОЙ СОШ 67.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование современных педагогических технологий как фактора повышения учебной мотивации учащихся.
Advertisements

Интерактивный урок Пестова Н.М., Гаряев П.В., Каменских Т.П., Климина Е.С.
Интерактивный урок Урок, построенный на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Интерактивные формы обучения. Interactive - Inter – взаимный to act - действовать.
Лазарева Ю.Н., преподаватель филиала ДИНО университета «Дубна»
Интерактивный урок… Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым и для педагога и для учащегося?
И НТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Карпачева Н.А.. Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму. Китайская притча.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии для повышения качества изучения предмета Выступление учителя химии МБОУ СОШ 26 г.Зима Крикун.
Практикоориентированный подход в преподавании программ профессиональных модулей Пищулко П.В. преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО ПТ г.
«Формы организации познавательной деятельности на уроке » ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
МОУ ООШ 16 г. Киселёвска Интерактивное обучение в начальной школе.
Использование технологии парного обучения в работе с обучающимися 1 класса.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания МКОУ «Октябрьская СОШ 1» Ивановой Натальи Галеевны 2012г. Реализация системно- деятельностного.
Выступление на методической неделе: «Деятельность ДОУ по организации психолого-педагогической поддержки семьи» (с 27 по 31 мая 2013 года на базе СИПКРО.)
Ключевые компетенции в обучении химии и биологии. Из опыта работы учителя химии и биологии Жигачевой Ольги Ивановны МОУ Суминской СОШ.
Транксрипт:

Интерактивнные подходы на уроках биологии Из опыта работы Буяновой Галины Владимировны, Учителя биологии МОЙ СОШ 67

В настоящее время в России идет становление новой системы образования.. В настоящее время в России идет становление новой системы образования.. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются другое содержание образования, другие подходы в преподавании, другой педагогический менталитет. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются другое содержание образования, другие подходы в преподавании, другой педагогический менталитет. Основной задачей школы становится формирование в учениках разнообразных компетенций. Основной задачей школы становится формирование в учениках разнообразных компетенций.

Модели обучения В педагогике существуют несколько моделей обучения: В педагогике существуют несколько моделей обучения: 1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит) 1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит) 2) активная - ученик выступает как «субъект» обучения (самостоятельная работа, творческие задания) 2) активная - ученик выступает как «субъект» обучения (самостоятельная работа, творческие задания) 3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Процесс обучения осуществляется в условиях активного взаимодействия всех учащихся и учителя. 3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Процесс обучения осуществляется в условиях активного взаимодействия всех учащихся и учителя.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в которой необходимо участие ученика в коллективной учебной деятельности, основанной на взаимодействии всех участников процесса обучающего познания.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы

Технологии интерактивного обучения 1)Работа в парах. 1)Работа в парах. 2)Ротационные (сменные) тройки. 2)Ротационные (сменные) тройки. 3)Карусель. 3)Карусель. 4)Работа в малых группах. 4)Работа в малых группах. 5)Аквариум. 5)Аквариум. 6)Незаконченное предложение. 6)Незаконченное предложение. 7)Мозговой штурм. 7)Мозговой штурм. 8)Броуновское движение. 8)Броуновское движение. 9)Дерево решений. 9)Дерево решений. 10)Суд от своего имени. 10)Суд от своего имени. 11)Гражданские слушания. 11)Гражданские слушания. 12)Ролевая (деловая) игра. 12)Ролевая (деловая) игра. 13)Метод пресс. 13)Метод пресс. 14)Займи позицию. 14)Займи позицию. 15)Дискуссия. 15)Дискуссия. 16)Дебаты. 16)Дебаты.

Из опыта работы Работа в парах Работа в парах Часто использую на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них, а так же осуществлять взаимоконтроль Часто использую на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них, а так же осуществлять взаимоконтроль Например, учащиеся создают «карточки другу» с заданиями по определенной теме затем которые сами же и проверяют Например, учащиеся создают «карточки другу» с заданиями по определенной теме затем которые сами же и проверяют Учащиеся выполняют работу в паре, затем представляют ее всему классу Учащиеся выполняют работу в паре, затем представляют ее всему классу

Карусель Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Каждому дается свой вопрос, который изучается в течении 10 минут Каждому дается свой вопрос, который изучается в течении 10 минут Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики через каждые 3 минуты меняются. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики через каждые 3 минуты меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько вопросов темы Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько вопросов темы

Групповая форма работы Необходимо сказать, что я провожу целые циклы уроков, используя групповую работу при изучении новых тем. Договор учителя с учащимися происходит на первом занятии цикла уроков, где используется групповая работа. Необходимо сказать, что я провожу целые циклы уроков, используя групповую работу при изучении новых тем. Договор учителя с учащимися происходит на первом занятии цикла уроков, где используется групповая работа. Ребята разделяются на 4-5 постоянных групп по желанию. Группам предстоит по очереди выполнять два рода действий, мы называем их «исследование» и «экспертирование». Ребята разделяются на 4-5 постоянных групп по желанию. Группам предстоит по очереди выполнять два рода действий, мы называем их «исследование» и «экспертирование».

«Исследователи» выполняют разнообразные задания, относящиеся к теме урока: изучают информацию, рисуют схемы, рисунки, диаграммы, составляют таблицы, тесты и т.д. «Исследователи» выполняют разнообразные задания, относящиеся к теме урока: изучают информацию, рисуют схемы, рисунки, диаграммы, составляют таблицы, тесты и т.д. «Эксперты» вырабатывает систему оценивания, прорабатывая материал, составляют вопросы для групп и ведут «урок – конференцию». «Эксперты» вырабатывает систему оценивания, прорабатывая материал, составляют вопросы для групп и ведут «урок – конференцию». На каждом подобном занятии происходит смена ролей, так чтобы каждый ребенок побывал в качестве эксперта и исследователя. Смена ролей и свободный выбор заданий позволяет учащимся формировать разнообразные компетенции. На каждом подобном занятии происходит смена ролей, так чтобы каждый ребенок побывал в качестве эксперта и исследователя. Смена ролей и свободный выбор заданий позволяет учащимся формировать разнообразные компетенции.

Структура урока при изучении новой темы Занятие проводятся 2 часа ( сдвоенные уроки) 1 урок- «урок исследование» 1 урок- «урок исследование» Первая часть – это вступительное слово учителя. Первая часть – это вступительное слово учителя. Сообщаются основные сведения по данной теме урока. Распределяются группы (1 группа – «экспертов» и групп - «исследователей» в зависимости от количества учащихся). Сообщаются основные сведения по данной теме урока. Распределяются группы (1 группа – «экспертов» и групп - «исследователей» в зависимости от количества учащихся). Каждая группа исследователей должна изучить один из разделов темы, выполняя предложенные задания и готовит презентацию своего раздела. Каждая группа исследователей должна изучить один из разделов темы, выполняя предложенные задания и готовит презентацию своего раздела. Объясняются требования к заданиям, в конце выдается каждой группе детей распечатанные на листках задания и оценочные листки. Объясняются требования к заданиям, в конце выдается каждой группе детей распечатанные на листках задания и оценочные листки. На оценочные листки ребята группы сначала выставляют сообща оценку друг другу за работу. А затем эксперты также оценивают их. (5 мин) На оценочные листки ребята группы сначала выставляют сообща оценку друг другу за работу. А затем эксперты также оценивают их. (5 мин)

Вторая часть– Ребята, разбившись на микрогруппы, выполняют задания и оформляют результаты работы на ватмане. Для работы в их распоряжении учебники разных авторов и дополнительная литература по теме. Вторая часть– Ребята, разбившись на микрогруппы, выполняют задания и оформляют результаты работы на ватмане. Для работы в их распоряжении учебники разных авторов и дополнительная литература по теме. Учитель активный консультант и превращается в организатора учебного пространства, в котором ребенок ищет свой путь к цели. Учитель активный консультант и превращается в организатора учебного пространства, в котором ребенок ищет свой путь к цели. Одна группа вырабатывает систему оценивания и прорабатывая материал, составляет вопросы для исследовательских групп. Одна группа вырабатывает систему оценивания и прорабатывая материал, составляет вопросы для исследовательских групп.

Пример заданий по теме «Семейства покрытосеменных растений» 7 кл. Задания для групп «исследователей». Определить к какому семейству относятся предложенные растения. Определить к какому семейству относятся предложенные растения. Изучить информацию о данном семействе и заполнить часть таблицы «Общая характеристика семейств покрытосеменных растений» по схеме: Изучить информацию о данном семействе и заполнить часть таблицы «Общая характеристика семейств покрытосеменных растений» по схеме: Ученикам выдается часть общей таблицы на ватмане, во время выступления, она приклеивается к общей части на доске, а остальные ученики заполняют таблицу на листках, которые затем вклеивают в тетради Ученикам выдается часть общей таблицы на ватмане, во время выступления, она приклеивается к общей части на доске, а остальные ученики заполняют таблицу на листках, которые затем вклеивают в тетради

Пример заданий по теме «Семейства покрытосеменных растений» 7 кл. Задания для групп «исследователей». Выбрать из гербария растения, относящиеся к данному семейству (представить во время выступления). Выбрать из гербария растения, относящиеся к данному семейству (представить во время выступления). Рассказать подробнее о полезных и вредных растениях данного семейства (рекомендации по обращению с такими растениями) (о 2-3 видах) Рассказать подробнее о полезных и вредных растениях данного семейства (рекомендации по обращению с такими растениями) (о 2-3 видах) Зарисовать строение цветка данного семейства и составить к нему диаграмму (на ватмане). Зарисовать строение цветка данного семейства и составить к нему диаграмму (на ватмане). Составить тест к вашему семейству (3-5 пунктов). Составить тест к вашему семейству (3-5 пунктов).

Задания Назва ни семей ствае Коли- чество видов Особен- ности строения цветка Ч Л Т П Тип соцвети я Тип плодов Жизнен ная форма. Особен ности строени я листьев Особен- ности строени я стебля Особен ности строени я корнев ых систем Назва- ние видов Значение для человека Источни ки информа ции. Учебник Н.И. Сонина с Учебник В.А.Корчаги на стр С , карточк и со строение м цветка карточ ки с класси фи- кацией соцвети й карточ ки с класси фи- кацией плодов Древес ная, кустарн ико- вая, травян истая карточ ки с класси фикаци ей листьев карточ ки с класси фикаци ей стеблей Мочков атая тержне вая, видоиз мене- ния корней Учебни ки Кормовое, пищевое, екарствен ное, декоратив ное, ядовитое техническ ие цели, сорное, медоносно е Пример инструктивной карточки

Вопросы инструктивной карточки 1 Название семейства 1 Название семейства 2 Количество видов 2 Количество видов 3 Особенности строения цветка Ч Л Т П 3 Особенности строения цветка Ч Л Т П 4 Тип соцветия 4 Тип соцветия 5 Тип плодов 5 Тип плодов 6 Жизненная форма. 6 Жизненная форма. 7 Особенности строения листьев 7 Особенности строения листьев 8 Особенности строения стебля 8 Особенности строения стебля 9 Особенности строения корневых систем 9 Особенности строения корневых систем 10 Название видов 10 Название видов 11 Значение для человека 11 Значение для человека

2 урок «урок – конференция» Состоит из следующих частей: Состоит из следующих частей: 1. Выступление группы экспертов о критериях оценивания работы группы (3 мин) 1. Выступление группы экспертов о критериях оценивания работы группы (3 мин) 2. Выступление групп, презентация своей работы. К каждой группе задаются вопросы из класса и 2-3 вопроса от экспертов. (по 7 мин) 2. Выступление групп, презентация своей работы. К каждой группе задаются вопросы из класса и 2-3 вопроса от экспертов. (по 7 мин) 3. Выступление группы экспертов с анализом выступлений и оценкой групп. (5 мин) 3. Выступление группы экспертов с анализом выступлений и оценкой групп. (5 мин) 4. Заключительное слово учителя, в котором подводится итог работы. 4. Заключительное слово учителя, в котором подводится итог работы. Также учитель имеет право добавить 1 балл отличившемуся ученику или забрать 1 балл у несправившихся с работой. Также учитель имеет право добавить 1 балл отличившемуся ученику или забрать 1 балл у несправившихся с работой.

Пример системы оценивания разработанной одной из групп учащихся Участники группы ставят по 1 баллу за работу по каждому вопросу. Участники группы ставят по 1 баллу за работу по каждому вопросу. Эксперты выставляют максимум 9,5 баллов Эксперты выставляют максимум 9,5 баллов 1 балл – за участие всех членов группы в выступлении 1 балл – за участие всех членов группы в выступлении 1 балл - за правильность ответа (6 вопросов) 1 балл - за правильность ответа (6 вопросов) 1 балл – за яркость выступления 1 балл – за яркость выступления 0,5 балла за ответ на 1 дополнительный вопрос(3 вопроса). 0,5 балла за ответ на 1 дополнительный вопрос(3 вопроса). Оценка каждого ученика в группе: Оценка каждого ученика в группе: Максимум ,5= 12,5 баллов Максимум ,5= 12,5 баллов оценка: «5» 9-12,5 б., «4» 6,5- 8,5 б.,«3» меньше 6 б. оценка: «5» 9-12,5 б., «4» 6,5- 8,5 б.,«3» меньше 6 б.

Оценочный лист Список группы Список группы Оценка группой Оценка группой Оценка экспертами заданий в баллах Оценка экспертами заданий в баллах Итоговая Итоговая

Уроки с компьютером Использование компьютерных технологий на уроке открывает новые возможности как для ученика, так и для учителя. Использование компьютерных технологий на уроке открывает новые возможности как для ученика, так и для учителя. Они позволяют учителю легко осуществлять личностно – ориентированный, индивидуальный, дифференцированный подход, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, диагностику обученности и контроль усвоения знаний. Они позволяют учителю легко осуществлять личностно – ориентированный, индивидуальный, дифференцированный подход, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, диагностику обученности и контроль усвоения знаний. А учащимся они помогают развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое и критическое мышление…. А учащимся они помогают развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое и критическое мышление…. Компьютерные технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обученности школьников Компьютерные технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обученности школьников

Спасибо за внимание Литература 1.Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва «Народное образование» 1998 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва «Народное образование» 1998