Политическая экономия и общественная политика. Административный ресурс Выполнила Тюрина А.
Общественный сектор и его границы Р. Нозик, «Анархия, государство и утопия»: «…функции государства должны быть строго ограничены и сведены к защите от насилия, воровства и мошенничества, а принуждение должно быть применено только к лицам, нарушающим контракты» Дж. Бьюкенен и Г. Таллок : государство может выполнять определенные функции (используя налогообложение и государственные расходы), с тем чтобы улучшить существующую экономическую ситуацию с позиции Парето-эффективности, т.е. без ущемления прав членов общества
Модель функционирования государства (Бьюкенен) Полезность второго индивида Полезность первого индивида Общественный сектор и его границы
Способы разгосударствления: поощрение конкуренции и либерализация рынков снижение барьеров для вступления в отрасль активная антимонопольная политика стимулирование смешанного предпринимательства денационализация государственной собственности в условиях (приватизация): наличия надежной правовой базы денационализации создания развитой рыночной инфраструктуры хорошо продуманная процедура продажи гос. предприятий предварительная оценка спроса на денационализируемый сектор экономики
Взаимосвязь экономического и политического монополизма. Административный ресурс Административный ресурс – это, с одной стороны, накопленная политическая рента, а с другой – потенциал политика, позволяющий ему получать политическую ренту в будущем Факторы, формирующие административный ресурс Политические факторы Административный ресурс Экономические факторы
Административный ресурс как проявление несовершенства политического рынка Параметры политического монополизма Head_Adjusted Процент проголосовавших за действующего главу исполнительной власти скорректированный относительно политической ориентации региона Reclect Факт переизбрания действующего главы 1 – если действующий глава переизбран 0 – в противном случае Compet_out Возможность снять опасного конкурента 1 – если на этапе подачи заявки конкурент был снят 0 – в противном случае Compet_level Уровень конкуренции между претендентами скорректированный относительно политической поляризации региона Elect_change Возможность перенесения выборов 1 – если факт перенесения выборов имел место и действующий глава – один из кандидатов 0 – в противном случае
Административный ресурс Head_Adjusted=Head-Dum Dum – доля проголосовавших за партию Compet_level=Epers-Epart Epers-уровни конкуренции кандидата Epart-политическая характеристика региона Величина, характеризующая административный ресурс: AdR(0)= S 1 Reclect+S 2 Compet_out+S 3 Compet_level+ +S 4 Elect_change+S 5 Head_Adjusted
Административный ресурс как фактор формирования экономического монополизма Факторы, определяющие масштабы административного ресурса 1. Бюджетные показатели Budget_GRP Internal_finance Social_min Доля бюджета в валовом национальном продукте(ВРП) Обеспеченность бюджетных расходов собственным налоговым потенциалом Соотношение соц выплат бюджета на 1 жителя и прожиточного минимума региона 2. Финансовое благополучие региона Auto GRP_min Изменение доли автомобилей(на 1000) с момента предыдущих выборов Соотношение DHG на душу населения и прожиточного минимума 3. Уровень огосударствления региона Exterb_work Доля работающих на «внешних» хозяев 1 – если более 10%, 0 – в противном случае Oposit_smi Наличие негосударственных газет, журналов 1 – если есть СМИ, открыто критикующие местную власть, 0 – в противном случае 4. Связь с местными олигархами Tax_free Факторы налоговых освобождений и других льгот 2 – если налоговыми освобождениями пользовались лишь некоторые компании, 1 – если налоговыми освобождениями пользовались большинство компаний, 0 – иначе
Проявление административного монополизма Налоговые освобождения и другие льготы Дуализм норм (разделение на «своих» и «чужих») Административный ресурс Ограничение экономической конкуренции
Заключение Анализ российского политического монополизма заставляет говорить о необходимости реформирования государства с целью создания подлинно конкурентных условий на политическом рынке. Установление факта существования политического монополизма, объяснение его основных причин создает предпосылки для преодоления монополизма и развития политической конкуренции.