Формирование законопослушного поведения подростков МБУ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА /ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ/ Педагог-психолог МБУ ИМЦ ОО: М.Е.Кавтазеева Педагог-психолог МБУ ИМЦ ОО: М.Е.Кавтазеева
Кардинальные преобразования в мировом сообществе, политические, социально- экономические и экологические кризисы, являясь мощными факторами происходящих изменений в современном обществе, - влияют, в том числе, на процесс социализации и становление личности несовершеннолетних. Это, в свою очередь, приводит к появлению случаев детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, повышению количества правонарушений и преступлений.
Девиантное поведение Дезадаптивное поведение: Дезадаптивное поведение: аффективное, депривированное, античное, суицидальное, аддиктивное. аффективное, депривированное, античное, суицидальное, аддиктивное. В основе: нарушения психического и личностного развития, психическая депривация, психологический дискомфорт.
Девиантное поведение Асоциальное поведение: агрессивное, делинквентное (противоправное), криминогенное (преступное). В основе: нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, деформации регуляции поведения, социальная дезадаптация, ресоциализация. агрессивное, делинквентное (противоправное), криминогенное (преступное). В основе: нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, деформации регуляции поведения, социальная дезадаптация, ресоциализация.
Почему такое происходит? Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему обществом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие незрелости он еще не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности. Это дети с негативным отношением к воспитательному процессу, к нормам морали, к коллективу сверстников. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему обществом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие незрелости он еще не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности. Это дети с негативным отношением к воспитательному процессу, к нормам морали, к коллективу сверстников. Как это можно изменить?
Вовлечение учащихся в различные виды позитивной деятельности Деятельность – это процесс активного взаимодействия субъекта с миром. Деятельность – это процесс активного взаимодействия субъекта с миром. Воспитание невозможно без активной деятельности. Воспитание невозможно без активной деятельности. В интенсивной, разнообразной деятельности ребенок развивается физически, психически, социально. В интенсивной, разнообразной деятельности ребенок развивается физически, психически, социально. В деятельности формируется ценностное отношение. В деятельности формируется ценностное отношение.
Необходимо, чтобы деятельность была педагогически инструментирована, а именно развивала дарования, помогала почувствовать удовольствие, наслаждение, радость от делания, от труда и благодарности окружающих. Радость, удовольствие делают деятельность привлекательной. Только эти чувства и эмоции могут приохотить к тому или иному делу, воспитать нужные и ценные для общества мотивы поведения. Необходимо, чтобы деятельность была педагогически инструментирована, а именно развивала дарования, помогала почувствовать удовольствие, наслаждение, радость от делания, от труда и благодарности окружающих. Радость, удовольствие делают деятельность привлекательной. Только эти чувства и эмоции могут приохотить к тому или иному делу, воспитать нужные и ценные для общества мотивы поведения. Наполнить работу с детьми богатым духовным содержанием – означает наполнить жизнь ребенка богатым духовным содержанием. Наполнить работу с детьми богатым духовным содержанием – означает наполнить жизнь ребенка богатым духовным содержанием.
Преимущества активных методов групповой работы Лекция (5% усвоения) - наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя, что приводит к зеванию, засыпанию, бумажкокиданию, соседотолканию. Лекция (5% усвоения) - наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя, что приводит к зеванию, засыпанию, бумажкокиданию, соседотолканию. Чтение (10% усвоения) - хорошо забытое многими молодыми людьми занятие. Может происходить в одиночку или в компании, дома или в вагонах, на диване или на стуле, в ванной или соседней с ней комнате, но не позволяет достичь глубокого усвоения информации. Можно прочитать о том, как пользоваться презервативом, и никогда его не использовать. Чтение (10% усвоения) - хорошо забытое многими молодыми людьми занятие. Может происходить в одиночку или в компании, дома или в вагонах, на диване или на стуле, в ванной или соседней с ней комнате, но не позволяет достичь глубокого усвоения информации. Можно прочитать о том, как пользоваться презервативом, и никогда его не использовать.
Аудио-визуальные средства (20% усвоения). Люди любят смотреть кино, слушать радио. Поэтому просмотр или прослушивание талантливого произведения - замечательный способ для эмоционального переживания информации. Так что, если у вас есть высокохудожественный сериал с закрученной интригой об обмене веществ в организме и роли наркотических веществ в нем, покажите его. Аудио-визуальные средства (20% усвоения). Люди любят смотреть кино, слушать радио. Поэтому просмотр или прослушивание талантливого произведения - замечательный способ для эмоционального переживания информации. Так что, если у вас есть высокохудожественный сериал с закрученной интригой об обмене веществ в организме и роли наркотических веществ в нем, покажите его. Использование наглядных пособий (30% усвоения). Используя наглядные пособия (чучела тушканчиков, макет водонапорной башни, шприц, скелет человека и т.д.), ведущий помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием и обонянием. Наглядные пособия для семинаров могут быть самого разного рода: диаграммы, слайды, макеты, модели, раздаточный материал, буклеты, плакаты... Использование наглядных пособий (30% усвоения). Используя наглядные пособия (чучела тушканчиков, макет водонапорной башни, шприц, скелет человека и т.д.), ведущий помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием и обонянием. Наглядные пособия для семинаров могут быть самого разного рода: диаграммы, слайды, макеты, модели, раздаточный материал, буклеты, плакаты... Обсуждение в группах (50% усвоения) позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы (например, о «Проблеме эмоционального состояния инфузории-туфельки после победы над амебой»). Дискуссии и «мозговые штурмы» ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разнообразные мнения других. Обсуждение в группах (50% усвоения) позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы (например, о «Проблеме эмоционального состояния инфузории-туфельки после победы над амебой»). Дискуссии и «мозговые штурмы» ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разнообразные мнения других.
Обучение практикой действия (70% усвоения) - это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия, самостоятельные исследования. Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию, полученную на тренинге. Например, проигрывание ситуации «во время вечеринки с дачи вернулись родители» позволяет усвоить навык уборки территории в течение 30 секунд. А возвращаясь к теме возможной лекции о роли наркотических веществ в обменных процессах человеческого организма, Вы можете сами вместе с участниками придумать и создать сериал, где главными действующими лицами будут различные органы и системы организма, железы внутренней секреции, гормоны и наркотические вещества, роль которых с успехом исполнят участники группы. Прочное и прочувствованное усвоение материала в этом случае гарантируется. Обучение практикой действия (70% усвоения) - это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия, самостоятельные исследования. Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию, полученную на тренинге. Например, проигрывание ситуации «во время вечеринки с дачи вернулись родители» позволяет усвоить навык уборки территории в течение 30 секунд. А возвращаясь к теме возможной лекции о роли наркотических веществ в обменных процессах человеческого организма, Вы можете сами вместе с участниками придумать и создать сериал, где главными действующими лицами будут различные органы и системы организма, железы внутренней секреции, гормоны и наркотические вещества, роль которых с успехом исполнят участники группы. Прочное и прочувствованное усвоение материала в этом случае гарантируется. Выступление в роли обучающего (90% усвоения). Хочешь выучить и понять сам - объясни другому. Вот почему профессора почти все знают. Выступление в роли обучающего (90% усвоения). Хочешь выучить и понять сам - объясни другому. Вот почему профессора почти все знают.
ТРЕНИНГ форма групповой работы, которая строится на активности самих участников и имеет ряд отличительных черт и преимуществ. форма групповой работы, которая строится на активности самих участников и имеет ряд отличительных черт и преимуществ. Тренинг относится к типу активного обучения, но при этом имеет черты консультационной группы, что обусловлено высокой значимостью проблемы для участников. Тренинг относится к типу активного обучения, но при этом имеет черты консультационной группы, что обусловлено высокой значимостью проблемы для участников.
Цели тренинга - помощь в исследовании и решении психологических проблем - улучшение психического здоровья - развитие самосознания с целью - самоизменения и коррекции поведения - содействие личностному росту и саморазвитию.
Тренинг «Океан общения»
Метод ролевой игры В ролевых играх участникам предоставляется возможность: - показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях; - разработать и использовать новые стратегии поведения; - отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ - это небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ - это небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций.. РОЛЕВАЯ ИГРА - это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться подростки. Например, неплохо попробовать проиграть ситуацию, когда компания друзей уговаривает подростка попробовать наркотик. Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не боятся, что его поведение будет глупым. РОЛЕВАЯ ИГРА - это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться подростки. Например, неплохо попробовать проиграть ситуацию, когда компания друзей уговаривает подростка попробовать наркотик. Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не боятся, что его поведение будет глупым.
Интеллектуальная викторина «Азбука здоровья»
Игры на отработку навыков, знаний законов, прав и обязанностей Игра-викторина "Знаете ли вы свои права и обязанности?» (на материале русских народных сказок) Игра-викторина "Знаете ли вы свои права и обязанности?» (на материале русских народных сказок) Цель: сохранить интерес учащихся к ДПЧ через участие в конкурсах, позволяющих повторить статьи декларации прав человека. Интеллектуально-познавательная игра «Твой закон – твоя защита» Задачи: Задачи: способствовать творческой и познавательной активности учащихся; способствовать творческой и познавательной активности учащихся; формировать мотивы к активному изучению права; формировать мотивы к активному изучению права; научить учащихся уважать Международные документы по правам человека, законы РФ; научить учащихся уважать Международные документы по правам человека, законы РФ; формировать базисные знания о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека. формировать базисные знания о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.
Классный час – игра На что потратить жизнь?
Проведение классных тематических часов: «На что потратить жизнь?»
Участие во Всероссийском молодежном психологическом чемпионате ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ: учебный год – 12 обучающихся учебный год – 12 обучающихся учебный год - 52 обучающихся учебный год - 52 обучающихся учебный год - 79 обучающихся учебный год - 79 обучающихся 2011 –2012 учебный год – 88 обучающихся 2011 –2012 учебный год – 88 обучающихся 2012 –2013 учебный год - 84 обучающихся 2012 –2013 учебный год - 84 обучающихся Участие в муниципальной дистанционной психологической олимпиаде: 2011 –2012 учебный год - 72 обучающихся 2011 –2012 учебный год - 72 обучающихся 2012 –2013 учебный год – 75 обучающихся 2012 –2013 учебный год – 75 обучающихся 25 педагогов 25 педагогов
СПАСИБОЗА ВНИМАНИЕ ВНИМАНИЕ