ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Тема 6. 2 Сущность институциональных изменений Институциональные изменения означают изменения институци- ональной структуры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Институциональные изменения. Сложность изменения институтов Люди инвестируют свои интересы в существующую институциональную структуру Люди отрицательно.
Advertisements

Заключение Некоторые итоги рассмотрения проблемы интеграции индивида и организации.
Финансовый механизм и финансовая политика
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
1.1. Введение в теорию организации. Организация (1) – это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой - либо цели, решения какой - либо.
1 ПРАВИЛА и ИНСТИТУТЫ Тема 2. 2 Правила и права В НИЭТ правила – это общепризнанные и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определенные.
Тема 5 Структура управления организацией 1. Управленческие решения и их виды 2. Эффективность решения 3. Принципы принятия решения 4. Особенности методов.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Выполнила Щербакова Е. С. 301 ЭВ. Чтобы правило работало, необходима система, поддерживающая его исполнение, например, санкций за его нарушение. Эффективное.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Тема 13: Факторы устойчивого развития. Сущность и характеристика факторов устойчивого развития продуктивных сил Устойчивое развитие – это такое развитие,
МЕНЕДЖМЕНТ «Контроль как функция менеджмента». Контроль - процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий из трех основных.
Тема 12 Политические отношения и политический процесс Учебные вопросы: 1. Политические отношения: сущность, содержание и типология. 2. Политический процесс:
Институциональная экономика Тема 6 Теоретические модели институциональных изменений.
Условия возникновения и сущность рынка Рынок – понятие историческое. Он возник на определенном этапе социально- экономического развития и с тех пор претерпел.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ СТ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ «БИЗНЕСА» БОГОРОДСКАЯ ОКСАНА ГРИГОРЬЕВНА.
Государственное регулирование экономического развития Китая Аспирантка: Сюй Даньтун фак. эконом.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
Транксрипт:

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Тема 6

2 Сущность институциональных изменений Институциональные изменения означают изменения институциональной структуры как набора взаимосвязанных формальных правил и неформальных ограничений, определяющих систему стимулов для экономических агентов.

3 Факторы институциональных изменений По мнению Д. Норта, факторы (источники) изменений вытекают из изменений во внешней среде, а также обусловлены накоплением опыта и знаний и объединением этих факторов в мысленных (ментальных) конструкциях субъектов. Изменения в относительных ценах - важный источник институциональных изменений, однако изменения в предпочтениях тоже важны. Накопление опыта и знаний ведет к построению новых моделей осмысления окружающей среды; в свою очередь, такие модели вносят изменения в относительные цены потенциальных решений субъектов. Таким образом, механизм институциональных изменений запускается путем объединения внешних изменений и внутреннего накопления знаний. Изменения в формальных правилах могут стать результатом юридических изменений, законодательных изменений, изменений в регулирующих правилах, а также изменений в конституции, определяющей метаправила, по которым строится вся система правил. Изменения в неформальных ограничениях осуществляются постепенно и нередко являются подсознательными, формируя у индивидов альтернативные модели поведения, связанные с новым восприятием выгод и издержек.

4 Типы институциональных изменений (по Д. Норту) Дискретные изменения - радикальные изменения в формальных правилах, которые обычно происходят в результате завоевания или революции. Однако из истории известно, что они редко бывают настолько революционными, как представляется. Если формальные правила меняются, то неформальные ограничения быстро изменяться не могут, так как опираются на укоренившееся культурное наследие, устойчивые стереотипы мышления и поведения. Поскольку лимитирующим фактором оказываются неформальные правила, то институциональные изменения являются преимущественно непрерывными и кумулятивными. Кумулятивным называется институциональное изменение, которое возникает вследствие сдвигов во второстепенных правилах и постепенного изменения правил более высокого порядка. Непрерывное институциональное изменение означает доминирование адаптации экономических агентов на пределе или малыми приращениями. Непрерывность изменения правил обусловливается существованием эффектов возрастающей отдачи и сопряженных с ними сетевых внешних эффектов, обучения, координации и адаптивных ожиданий. Эффект возрастающей отдачи означает рост функциональных параметров институтов как проявление «экономии от масштаба». Сетевой внешний эффект – вид эффекта, возникающий, когда не отраженные в системе цен выгоды или издержки являются следствием изменения количества участников сети. Эффект обучения означает уменьшение трансакционных издержек по мере того, как расширяется использование института. Эффект координации – или преимущества от сотрудничества с другими агентами – выражается в уменьшении трансакционных издержек тех, кто следует принятому правилу поведения, а отклонение от него становится невыгодным. Адаптивность ожиданий производна от ценности опыта и обусловлена ограниченной рациональностью. Другими словами расширение применения определенного института укрепляет ожидания, и его доминирование будет усиливаться.

5 Результат действия выше описанных механизмов (Б. Артур ) 1)множественное равновесие, при котором возможны различные решения с неопределенным итогом; 2)неэффективность – лучшее решение проигрывает в конкурентной борьбе, потому что у него не нашлось достаточного количества сторонников; 3)блокирование (lock-in) – однажды принятое решение в дальнейшем трудно изменить; 4)зависимость от траектории предшествующего развития (path-dependence) – вследствие случайных обстоятельств может быть принято такое решение, которое поведет развитие по строго определенному пути. Постепенность изменения обусловливает важность первоначального институционального выбора, которая определяет траекторию институциональных изменений и экономическое развитие в долгосрочной перспективе.

6 Типы институциональных инноваций Институциональные инновации - это новшества, которые осуществляются в формальных и неформальных правилах и при их взаимодействии. Институциональные инновации могут носить характер общественного, частного и клубного блага, учитывая иерархическую структуру правил. Инновации как частные блага ограничиваются рамками организации, и инноватор может контролировать их использование как внутренних институтов, структурирующих взаимодействие между членами организации. Институциональные инновации могут иметь характер клубного блага, т.е. блага, круг пользователей которого можно поставить под контроль и ограничить. Эти инновации могут опираться на гибридные формы, объединяющие элементы, как организации, так и рыночных контрактов. Многие общепринятые институты носят характер общественных благ.

7 Субъекты институциональных инноваций и институциональных изменений (А. Олейник) В таблице для каждого сочетания после шифра, в скобках указана сравнительная оценка действий инноваторов: 4 – максимальные стимулы к инновациям, 2 – средние, 0 – минимальные. Оценка сравнительных преимуществ в осуществлении разных типов инноваций показывает, что самыми эффективными являются сочетания А1, Б4, и В6, отмеченные знаком +.

8 Варианты развития институтов: Эволюционный вариант Под эволюционным вариантом развития институтов А.Н. Олейник предлагает понимать легализацию неформальных ограничений, т.е. придание лежащим в их основе правилам силы закона и превращение этих ограничений в формальные. Сложившиеся ранее правила могут быть не пригодны для функционирования экономики сегодня, т.е. далеко не всегда институты, возникшие в ходе эволюции, эффективны с точки зрения минимизации ТАИ. Различные эволюционные результаты могут происходить из-за небольшой разницы в начальных условиях, так как экономические системы имеют нелинейные и динамические характеристики. Выделяются факторы, препятствующие отклонению развития от заданной траектории: 1. Влияние идеологии. В работах Д. Норта под идеологией понимается способ восприятия ежедневно возникающих проблем, который позволяет минимизировать количество информации, требуемой для их решения (позитивное определение), и суждение о справедливости или легитимности институциональных рамок (нормативное определение). 2. Особенности институтов как общественных благ. Интерпретация и корректировка правил затруднена ввиду проблемы безбилетника. 3. Распространенность института (особенно неформальных правил ) как препятствие к его изменению.

9 Импорт институтов как революционный вариант их развития А.Н. Олейник под импортом институтов понимает импорт формальных институтов, т.е. изменение формальных правил, опираясь на доказавшие свою эффективность образцы с целью отклонения от тупиковой траектории развития. Институты-образцы, пригодные для импорта: 1) институты в виде теоретической модели воссоздаются на практике; 2) институт, существовавший ранее в истории страны, воспроизводится на современном этапе; 3) институты, функционирующие в других странах, переносятся в страны, их импортирующие. Мировой опыт свидетельствует, что влияние импорта институтов может быть как позитивным, так и негативным. А.Н. Олейник считает, что успешность импорта институтов связана с совместимостью господствующих в стране- импортере неформальных и формальных правил. При взаимодействии формальных и неформальных правил можно достичь нового институционального равновесия. Изменение формальных правил Изменение неформальных правил

10 Теория трансплантации институтов В.М. Полтеровича Под трансплантацией понимается процесс заимствования институтов, развившихся в иной институциональной среде. Результаты трансплантации определяются взаимодействием 3 групп факторов: 1) социокультурными характеристиками; 2) начальными институциональными и макроэкономическими условиями; 3) выбором технологий трансплантации. В случае несовместимости трансплантата с институциональной структурой реципиента возможно возникновение следующих дисфункций трансплантируемых институтов: 1. Атрофия и перерождение института. Если трансплантат оказывается невостребованным, он может атрофироваться и исчезнуть. Однако в атрофирующемся институте нередко активизируются деструктивные возможности его применения, и он перерождается в инструмент теневой экономики. 2. Отторжение трансплантата. Общее условие - спрос на новый институт является отрицательным и трансформация носит принудительный характер. 3. Институциональный конфликт. Трансплантация как имитация формальных правил может привести к возникновению института, существенно отличающегося от исходного и, возможно, неэффективного. Институциональный конфликт возникает в результате различия институциональных условий донора и реципиента. 4. Парадокс передачи. В результате (бесплатной) передачи более эффективного института донор может выиграть за счет реципиента. В связи с тем, что рынок институтов сильно искажен, эффективный процесс трансплантации можно обеспечить лишь за счет вмешательства нерыночных сил, прежде всего государства. Важнейшим инструментом предотвращения дисфункций является социальная и промышленная политика.

11 Эффективность институтов Институты влияют на экономическую деятельность, определяя наряду с технологией трансакционные и трансформационные издержки. Трансакционные издержки при этом должны приносить максимальный совокупный доход. Однако характеристики политических рынков приводят к тому, что эти рынки могут сохранять непроизводительные институты и организации. Поэтому НИЭТ придерживается двойственного подхода к анализу институтов. В соответствии с этим подходом, институты могут не только способствовать повышению эффективности, но и препятствовать ему. С одной стороны, это объясняется их инерционностью, а, с другой стороны, является следствием распределительного конфликта, когда они используются для получения преимуществ одной группы в обществе перед другой. Тогда координирующая функция института, обусловливающая взаимные выгоды, оказывается вторичной, поскольку возникает как побочный результат снятия распределительного конфликта.

12 Институциональные ловушки (концепция В.М. Полтеровича) Институциональные ловушки (ИЛ) – устойчивые неэффективные институты. Устойчивость означает, что при незначительном внешнем воздействии на систему она остается в институциональной ловушке, а после снятия возмущения – возвращается в прежнее равновесие. Издержки институциональной трансформации – это издержки, связанные с переходом от одних правил и институтов к другим. Эти издержки несут все экономические субъекты в период институциональных преобразований. В.М. Полтерович считает, что в процессе закрепления институтов трансакционные издержки и издержки институциональной трансформации меняются в противоположных направлениях: первые уменьшаются, а вторые увеличиваются. Кроме того, издержки институциональной трансформации неравномерно распределяются между агентами, а все вместе приводит к возникновению групп давления, препятствующих изменению институтов.

13 Попав в ИЛ, система выбирает неэффективный путь развития, а переход на эффективную траекторию может оказаться нерациональным из-за больших издержек институциональной трансформации. Выбрав неэффективную траекторию, система будет двигаться по ней, пока не разовьется системный кризис. Реформирование российской экономики сопровождается различными институциональными ловушками: бартерная ловушка, ситуация неплатежей, уклонение от налогов, коррупция, валютная ловушка, инфляционная спираль, негарантированность оплаты труда и социальных норм, правовая ловушка, доминирование идеологии «красивой жизни», которая не создает стимулов к труду, производительному предпринимательству и инвестиционной активности.

14 Институциональное проектирование (В.Л. Тамбовцев ) Под институциональным проектированием (ИП) понимается деятельность, направленная на разработку моделей экономических институтов, сознательно и целенаправленно внедряемых в хозяйственное массовое поведение. Выделяется 5 принципов ИП: 1) этапная полнота проекта; 2) компонентная полнота; 3) достаточное разнообразие стимулов; 4) максимальная защищенность от оппортунистического поведения; 5) соучастие. Первые 2 принципа являются общими для любой проектировочной деятельности, а последние 3 более специфичны для институционального проектирования.

15 1. Принцип этапной полноты проекта 1. Определение цели институционального проекта. 2. Разработка вариантов достижения цели. 3. Формирование критериев отбора вариантов. 2 критерия отбора: (1)обеспечение достижения цели проектирования; (2)обеспечение минимальных ТАИ осуществления альтернативы. Кроме того, имеются специфические критерии: (а) наличие необходимых для осуществления проекта ресурсов; (б) период времени реализации проекта; (в) другие специфические критерии. 4. Выбор наилучшего варианта проекта. 5. Детализация и оформление выбранного варианта проекта. Доработка общей схемы института до уровня наполнения ее конкретными субъектами-исполнителями, физическими и юридическими лицами.

16 2. Принцип компонентной полноты проекта Институциональные варианты должны включать следующие компоненты: объект воздействия, преобразования; средства воздействия на объект; субъект деятельности; знания субъекта о том, как с помощью средств изменять объект; цели, мотивы и стимулы действий субъекта; условия, формы и способы соединения перечисленных выше компонентов, позволяющие осуществиться необходимым действиям.

17 3. Принцип достаточного разнообразия стимулов Задачей является создание такой системы стимулов, в рамках которой предусматриваемое проектом действие осуществлялось бы с максимальной вероятностью. Это можно обеспечить двояко. 1. Путем оперативной настройки функциональной позиции, предусмотренной проектом, на профиль предпочтений того субъекта, который эту позицию занимает. Поэтому в рамках формируемого института целесообразно предусмотреть специальную службу, которая бы выполняла такую настройку. Суть данного подхода - в максимальной индивидуализации условий действий субъекта за счет усложнения структуры всего проектируемого института. 2. Путем связывания с функциональной позицией определенное множество стимулов для выполнения соответствующей деятельности, передав выбор одного из них тому субъекту, который в какой-либо момент времени будет занимать эту позицию. При этом нет необходимости посредством специальной службы настраивать стимулы субъекта, т.к. настройку выполняет сам субъект, выбирая из набора предпочтительное поощрение. Принцип достаточного разнообразия стимулов предлагает второй способ стимулирования, что упрощает структуру института, снижает ТАИ.

18 4. Принцип максимальной защищенности от оппортунистического поведения Если формальные условия получения поощрения участником проекта выполнены, а действие по существу не выполнено, то у участника взаимодействия возникает интерес получать поощрение, не действуя в соответствии с занимаемой функциональной позицией. Подобное оппортунистическое поведение, отклоняющееся от предполагавшегося в рамках проекта, имеет место тогда, когда в рамках института осуществляется опосредованный обмен, т.е. результаты действий субъекта предварительно получают ту или иную знаковую форму, после чего ему выдается определенное вознаграждение. Примеры: феномен «работы на показатель», неопределенность в понимании характера и результата действия у заказчика и исполнителя, противоречивость правил тех институтов, одновременным участником которых является агент. В основе всех этих случаев лежит недостаточный учет интересов и потребностей реальных экономических агентов, включенных в структуру проектируемых институтов, что должен принять во внимание проектировщик.

19 5. Принцип соучастия Наибольшие шансы на «выживание» имеет тот институт, который формируется при самом широком участии всех заинтересованных субъектов на всех этапах его проектирования. По степени общности этот принцип примыкает к первым двум принципам, а также играет роль конструктивного способа реализации третьего и четвертого принципов в процессе ИП. В целом этот методологический подход – возможный вариант ИП, т.е. сознательного формирования экономических (преимущественно формальных) институтов, который может конкретизироваться применительно к отдельному типу институтов. В целом результативность ИП и эффективность институтов, которые возникают вследствие его осуществления – разные вещи, что является следствием асимметричности распределительных эффектов, порождаемых правилами, и неполнотой данных правил.

Вопросы для повторения к шестой теме 1. Какова сущность и факторы институциональных изменений? 2. Как вы объясните высказывание, что история значима (history matters)? 3. Охарактеризуйте субъектов и типы институциональных инноваций. 4. Являются ли институциональные инновации общественными благами? Поясните свой ответ. 5. Приведите примеры эффектов обучения, координации, сопряжения, адаптивных ожиданий. Какую роль они играют в институциональном развитии? 6. Какие типы смены старых институтов новыми вы знаете? 7. С каким из экономических институтов, возникших в результате импорта, вы сталкиваетесь в своей повседневной жизни? Как происходит развитие этого института? 8. Что понимается под трансплантацией института? Каковы причины неработоспособности (дисфункциональности) трансплантируемого института? 9. Зачем необходимо институциональное проектирование? Каковы его этапы? 10. Как трансформируется концепция эффективности применительно к институтам и институциональному развитию? 11. Объясните сущность институциональной ловушки. Приведите примеры институциональных ловушек, которые имеют место быть в России. 20