Егорова Юлия Сергеевна учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Козлово.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Advertisements

Педагогический проект Проектный метод как методический прием при обучении орфографии «трудных» слов Автор: Греченко Наталья Вячеславовна, учитель начальных.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Задачи уроков чтения Образователь ные задачи Воспитательные задачи Коррекционные задачи.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах. Виды и формы работ со словарными словами. Презентацию подготовила: Рудакова.
Непроверяемые безударные гласные в корне слова Автор: учитель начальных классов Кневицкой средней школы А.П. Стройкина.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок» г. Выборг.
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах. Виды и формы работ со словарными словами. Презентацию подготовила: Рудакова.
Тема проекта «Безударные гласные в корне слова» Учитель начальных классов: Петрова О.А. г. Энгельс МОУ «СОШ 21»
Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка Выступление учителя начальных классов МОУСОШ 16 Улыбышевой З.Н.
Д А И Б В Ж Е ЗКА Б В Ж З Е К Развитие исследовательской деятельности и формирование коммуникативных навыков через интеграцию урочной.
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
Методика преподавания словообразования. ПЛАН: 1. Значение, место, содержание, принципы обучения морфологии на уроках русского языка. 2. Методика изучения.
Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 6 классе «Имя прилагательное» Выполнила учитель русского языка и литературы.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Основные этапы работы со словарным словом 1 этап. Знакомство с новым словарным словом. 1) чтение загадки. 2) рассматривание предметной картинки. 3) через.
МОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа» Тегульдетский район Образовательный проект «Орфография на пять» Малёнкина Лариса Владимировна Малёнкина.
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 95 им. Н. Щукина » Бобовская Татьяна Николаевна, учитель начальных классов.
МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для слепых и слабовидящих детей г. Королёва Букиной Татьяны Алексеевны ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Транксрипт:

Егорова Юлия Сергеевна учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Козлово

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Козлово Тема проекта: «Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе». Выполнила: Выполнила: учитель начальных классов учитель начальных классов Егорова Ю.С. Егорова Ю.С г.

Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно В огромном море – море слов Купаться ежечасно!

Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» - 57 тысяч слов. В 17 – томном «Словаре современного русского литературного языка» тысяч слов.

Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка». А.В. Текучев А.В. Текучев

Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым И.И. Срезневским К.Д.Ушинским Д.И. Тихомировым

Цель: обучение грамотному письму и пониманию учащимися лексического значения слов. Задачи: 1. Наблюдение над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. 2. Упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников. 3. Развитие языкового мышления, языкового чутья, более глубокое усвоение лексики.

Актуальность: 1. Неразработанность методики обучения непроверяемым написаниям. 2. Неупорядоченность дидактического материала. 3. Отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.

Слово – могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов.

Принципы орфографии. Морфологический Морфологический Традиционный Традиционный Смысловой Смысловой

В программе по русскому языку Образовательной системы «Школа 2100» предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одна из главных задач учителя – научить детей писать эти слова без ошибок.

Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов. Метод языкового анализа. Метод языкового анализа. Зрительное запоминание. Зрительное запоминание. Сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов. Сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов. Сопоставление зрительного и слухового образов слов. Сопоставление зрительного и слухового образов слов. Сопоставление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций. Сопоставление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций. Составление предложений с трудными словами. Составление предложений с трудными словами. Занимательные формы работы. Занимательные формы работы.

Фрагмент урока к 34 – й группе «словарных» слов. Отгадайте загадки: Отгадайте загадки: Словно рубанок, землю строгаю, Словно рубанок, землю строгаю, Делать дороги я помогаю, Делать дороги я помогаю, Где новостройка - всюду внимание всюду внимание Славной машине с трудным названием. (Бульдозер) За лесом усатое море лежит, Волна за волною по морю бежит. Волна за волною по морю бежит. Пройдёт по волнам Пройдёт по волнам великан – пароход. великан – пароход. И каждую каплю с собой заберёт. (Комбайн) И каждую каплю с собой заберёт. (Комбайн) Я сильней десяти коней. Я сильней десяти коней. Где в полях пройдут весной Где в полях пройдут весной Летом хлеб встаёт стеной. (Трактор) Летом хлеб встаёт стеной. (Трактор) Не живой я, но шагаю, Не живой я, но шагаю, Землю рыть я помогаю. Землю рыть я помогаю. Вместо тысячи лопат Вместо тысячи лопат Я один работать рад. (Экскаватор) Я один работать рад. (Экскаватор)

Чем похожи слова – отгадки? Чем похожи слова – отгадки? (Это названия транспортных средств, строительных и уборочных машин, имена существительные, единственного числа, мужского рода) (Это названия транспортных средств, строительных и уборочных машин, имена существительные, единственного числа, мужского рода) К отгадкам добавьте суффиксы так, чтобы вновь получившиеся слова называли профессии людей. Разберите эти слова по составу. Выделите орфограммы. К отгадкам добавьте суффиксы так, чтобы вновь получившиеся слова называли профессии людей. Разберите эти слова по составу. Выделите орфограммы. - Что мы называем суффиксом? корнем? - Что мы называем суффиксом? корнем?

Записи в тетради: бульдозер - бульдозерист комбайн - комбайнёр комбайн - комбайнёр трактор - тракторист экскаватор - экскаваторщик А какие ещё профессии вы знаете? А какие ещё профессии вы знаете? Как образованы эти слова? (используйте «Словообразовательный словарь») Как образованы эти слова? (используйте «Словообразовательный словарь») Какие суффиксы помогли вам образовать названия профессий? Какие суффиксы помогли вам образовать названия профессий?

Словарь 31 – я группа 32 – я группа 33 – я группа 34 – я группа мелькаетдорогазавтрактрактор сверкаетшоссеобедэкскаватор порхаетшофёружинбульдозер чирикаетмашинаполдниккомбайн шелеститтрамвайчаепитие кипиттроллейбусаппетит автобус метро такси

Для успешного запоминания непроверяемых слов они должны повторяться после первого изучения: они должны повторяться после первого изучения: - через две недели; - еще через месяц 2 раза; - затем через 2 месяца с целью контроля.

Причины трудностей при усвоении «словарных слов». Работа над словарными словами ведется на уроке изолированно в отрыве от всей другой орфографической работы. Работа над словарными словами ведется на уроке изолированно в отрыве от всей другой орфографической работы. При знакомстве со « словарными» словами ребенку отводится пассивная роль. При знакомстве со « словарными» словами ребенку отводится пассивная роль.

Этапы работы со «словарными» словами Введение нового слова. Введение нового слова. Работа над «слуховым» образом слов. Работа над «слуховым» образом слов. Запись слова с «окошком». Запись слова с «окошком». Работа над «зрительным» образом слова. Работа над «зрительным» образом слова.

Использование «Этимологического словаря» Цель: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Этимологическая справка состоит из: Этимологическая справка состоит из: 1. Происхождения слова 1. Происхождения слова 2. Первоначального значения 2. Первоначального значения 3. Исторического состава слова 3. Исторического состава слова

Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями. Этапы учебной деятельности: Этапы учебной деятельности: - Восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов. - Развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи. - Формирование умения пользоваться словом в речи при построении речевого высказывания.

Лексико – семантическая работа в начальных классах 1. Готовит учащихся к восприятию систематического курса в среднем звене школы. 2. Способствует развитию у детей лексико – семантического взгляда на слово. 3. Обогащает речь детей. 4. Вызывает познавательный интерес к русскому языку. 5. Формирует орфографическую зоркость. 6. Помогает запомнить правописание и «словарных слов». - родовидовые связи: - родовидовые связи: 1) мороз-холод; 1) мороз-холод; 2) мороз-холодная зимняя погода. - родственные связи: мороз, морозец, морозный, морозно, заморозки, морозить. – синонимические связи: мороз, холод, стужа. - антонимические связи: мороз- жара, мороз-зной. Мороз – сочетаемость слов: сильные, жестокие, лютые, январские…морозы; Мороз ударил, усиливается, крепчает, трещит. 2) мороз-холодная зимняя погода. - родственные связи: мороз, морозец, морозный, морозно, заморозки, морозить. – синонимические связи: мороз, холод, стужа. - антонимические связи: мороз- жара, мороз-зной. Мороз – сочетаемость слов: сильные, жестокие, лютые, январские…морозы; Мороз ударил, усиливается, крепчает, трещит. - фразеологические сочетания: - фразеологические сочетания: мороз по коже дерет – возникает неприятное ощущение от холода или от внезапного страха. мороз по коже дерет – возникает неприятное ощущение от холода или от внезапного страха.

Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями: Лото Лото Ребусы Ребусы Кроссворды Кроссворды Загадки Загадки Шуточные вопросы Шуточные вопросы

Завершающий этап изучения словарных слов. Самостоятельная работа учащихся по закреплению умения правильно писать изученное слово в письменной речи.

Схема – классификация словарных диктантов. По форме По виду По форме По виду восприятия восприятия простые творческие слуховые зрительные простые творческие слуховые зрительные

Использование разнообразных методов, приемов и средств обучения в работе над трудными словами способствует: активизации деятельности детей; активизации деятельности детей; повышению интереса к овладению богатствами родного языка; повышению интереса к овладению богатствами родного языка; способствует воспитанию внимания к слову; способствует воспитанию внимания к слову; обогащению словарного запаса слов. обогащению словарного запаса слов.

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!