М ЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «К ОНСТРУИРОВАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ » Воспитатель : МОУ ООШ д.Лаптево Корнилова М.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А ННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Р ЯБИНКА » Воспитатели: Гаврилина Т.В. Заикина Е.П.
Advertisements

Тема: Конструирование из строительного материала с детьми, имеющими нарушения ОДА Семинар-практикум для педагогов.
Презентация к уроку по конструированию, ручному труду по теме: Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников с помощью ЛЕГО
Лего- конструирование Конструкторы являются универсальной игрой, в них любят играть дети всех возрастов и они никогда не наскучат. Родители не должны забывать,
Разностороннее развитие ребенка в конструктивной деятельности Чигиринова Е.В. – старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования.
Автор: Алборова Елена Юрьевна Воспитатель высшей квалификационной категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы.
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ» г. Нижний Новгород 2009 г. Опыт работы воспитателя.
Елена Юрьевна Кирпичникова Воспитатель МБДОУ «Детский сад 82» Г.Верещагино.
лего-технология – средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности.
Выполнила: Мугинова Рушания Талгатовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад 4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому.
АВТОР: СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА ПЕТРУЧЕНЯ, ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ «СУДСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК» ЧЕРЕПОВЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Тема:
Педагогическая мастерская для воспитателей ДОУ « Формирование профессиональной компетентности воспитателя в направлении художественно - творческого развития.
Конструирование в ДОУ. Задачи 1.Знакомить детей с явлениями окружающей жизни, с необходимыми умениями и навыками конструирования. 2.Дать детям знания.
Создание детьми художественного образа с использованием геометрической аппликации Воспитатель АМДОУ «Розовая пантера» Высшая квалификационная категория.
Презентация программы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой.
Тема: «Создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста конструктивных умений и навыков в процессе технического конструирования».
Под познавательной активностью детей раннего возраста следует понимать активность и заинтересовать в принятии информации, самостоятельный поиск ответов.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Большое место в жизни старших дошкольников занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками,
ОПЫТ работы воспитателя ДОУ 124 г. Липецка Черноус Н.Н. ТЕМА: «Формирование у детей умений свободного пользования материалами для создания предметных образов.
«Художественно- творческое воспитание детей» МБДОУ 99 Воспитатели - Яковлева М.В. Кусяева А.Р.
Транксрипт:

М ЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «К ОНСТРУИРОВАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ » Воспитатель : МОУ ООШ д.Лаптево Корнилова М.В

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. создавать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формировать основы базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; готовить ребёнка к жизни в современном обществе. Нравственное воспитание Художественно – эстетическое воспитание Трудовое воспитание Игровая деятельность Художественная литература Умственное воспитание Физическое воспитание Конструирование

Т ЕРМИН « КОНСТРУИРОВАНИЕ » ПРОИЗОШЁЛ ОТ ЛАТИНСКОГО СЛОВА « CONSTRUEUT », ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОСТРОЕНИЕ, СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ. Д ЕТСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ - ЭТО ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА, СБОРКА РАЗНЫХ ВИДОВ МОДЕЛЕЙ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА, ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛОК ИЗ БУМАГИ, КАРТОНА, ДЕРЕВА И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ. Конструирование Техническое Художественное Художественно- эстетическое Ручной труд

А КТУАЛЬНОСТЬ К ОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА : ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ; РАЗВИВАЕТ : ПАМЯТЬ, РЕЧЬ, МОТОРИКУ РУК, ТВОРЧЕСТВО, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ, КОММУНИКАТИВНОСТЬ, АКТИВНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЖЕЛАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ, ИЗОБРЕТАТЬ ; ГОТОВИТ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

А НАЛИЗ ПРОГРАММ «Программа воспитания и обучения в детском саду» «Развитие» «Истоки»

О СНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ В РАЗДЕЛЕ «К ОНСТРУИРОВАНИЕ »: ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ ; ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОСТИ ; ПРИНЦИП ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ; ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЮ.

Ц ЕЛЬ : РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА. З АДАЧИ : П ОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ : СОЗДАВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ПО ВЕЛИЧИНЕ И КОНСТРУКЦИИ ПОСТРОЙКИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ОБЪЕКТА, ПОЗНАКОМИТЬ С НОВЫМИ ДЕТАЛЯМИ РАЗНООБРАЗНЫМИ ПО ФОРМЕ И ВЕЛИЧИНЕ, СТРОИТЬ ПО РИСУНКУ ; Р АЗВИВАЮЩИЕ : РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ : УСТАНАВЛИВАТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ СОЗДАВАЕМЫМИ ДЕТЬМИ КОНСТРУКЦИЯМИ И ТЕМ, ЧТО ОНИ ВИДЯТ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ ; АНАЛИЗИРОВАТЬ ПОСТРОЙКИ, НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА НАХОДИТЬ КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ И ПЛАНИРОВАТЬ СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОСТРОЙКИ. Р АЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО, ИНИЦИАТИВУ. В ОСПИТАТЕЛЬНЫЕ : ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ КОЛЛЕКТИВНО, ОБЪЕДИНЯТЬ СВОИ ПОДЕЛКИ В СООТВЕТСТВИИ С ОБЩИМ ЗАМЫСЛОМ, ДОГОВАРИВАТЬСЯ, ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ ДРУГ ДРУГУ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ

П СИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛА « КОНСТРУИРОВАНИЕ » ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. Р АССМАТРИВАЯ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ СОДЕРЖАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «К ОНСТРУИРОВАНИЕ » НУЖНО ОТМЕТИТЬ ЧТО, У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ : ВОСПРИЯТИЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ УМЕНИЕМ АНАЛИЗИРОВАТЬ СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ ОБЪЕКТОВ ; РАЗВИВАЕТСЯ ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ; РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ ПОЗВОЛЯЕТ ДЕТЯМ ЗАДУМЫВАТЬ И СТРОИТЬ ДОСТАТОЧНО ОРИГИНАЛЬНЫЕ ПОСТРОЙКИ ; НАБЛЮДАЕТСЯ ПЕРЕХОД ОТ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО К ПРОИЗВОЛЬНОМУ ВНИМАНИЮ ; ПРОДОЛЖАЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ РЕЧЬ. Д ОСТИЖЕНИЕМ ЭТОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕМ В КОНСТРУИРОВАНИИ ОБОБЩЁННОГО СПОСОБА ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗЦА.

О ЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ РАЗДЕЛА «К ОНСТРУИРОВАНИЕ » По реализации обучающих задач: планировать этапы создания собственной постройки, находить соответствующие решения. Уметь заменять одни детали на другие. Создавать постройки по рисункам. Знать детали строителя – конусы, пластины, цилиндры. Иметь представления об архитектуре. По реализации развивающих задач: анализировать образец постройки. Планировать создание собственной постройки. Развитие способности к построению самостоятельной конструкторской деятельности творческого характера. Становление креативности, интеллектуальной активности, инициативности, самостоятельности. По реализации воспитательных задач: уметь организовывать совместную деятельность, в корректной форме обсуждать её содержание и способы осуществления, согласовывать свои позиции, соотнося их не только с личными потребностями, но и желаниями других.

О СОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ Технологии: Л.А. Парамоновой «Детское творческое конструирование», Л.В. Куцаковой «Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада». Конструктивная деятельность Организованная Совместная Самостоятельная Методика обучения конструированию из строительного материала детей старшего возраста должна способствовать развитию детского творчества, поэтому надо стараться реже давать образец постройки, необходимо, активизировать опыт детей в качестве образца используются фотографии, рисунки, при этом основными становятся словесные методы.

С ОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОДЕРЖАНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНО СЛЕДУЮЩИМИ ТЕМАМИ : « ГРУЗОВЫЕ МАШИНЫ », « ГАРАЖИ », « ГОРКИ », С ПОСТЕПЕННО УСЛОЖНЯЮЩИМИСЯ КОНСТРУКЦИЯМИ Ф ОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : 5. конструирование по заданной теме 4. конструирование по замыслу 3. конструирование по рисунку 2. конструирование по условиям 1. конструирование по образцу

С ИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ОБУЧЕНИЮ КОНСТРУИРОВАНИЮ 1. Н А ПЕРВОМ ЗАНЯТИИ ДАЕТСЯ ОБРАЗЕЦ И АНАЛИЗ ОБРАЗЦА ПО СХЕМЕ : Р АССМАТРИВАНИЕ ОБЪЕКТА В ЦЕЛОМ. У СТАНОВЛЕНИЕ ЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ. В ЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ. О ПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ ОСНОВНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С НАЗНАЧЕНИЕМ ОБЪЕКТА В ЦЕЛОМ. У СТАНОВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ЭТИХ ЧАСТЕЙ. В ЫДЕЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ. У СТАНОВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ЭТИХ ДЕТАЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ ДРУГ К ДРУГУ. В ОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ОБРАЗЦА ЧЕРЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ И ПОСЛЕДУЮЩЕЕ СОЗДАНИЕ ПОСТРОЙКИ 2. Н А ВТОРОМ ЗАНЯТИИ ВОСПИТАТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ ДЕТЯМ ВСПОМНИТЬ КОНСТРУКЦИЮ, КОТОРУЮ ОНИ СТРОИЛИ ПО ОБРАЗЦУ. З АТЕМ ДЕТЯМ ЗАДАЮТСЯ ТОЛЬКО УСЛОВИЯ, КОТОРЫМ ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ ИХ ПОСТРОЙКА. 3. Д ЕТИ СТРОЯТ ПОСТРОЙКУ СОБСТВЕННОЙ КОНСТРУКЦИИ ПО ЗАДАННОЙ ТЕМЕ.

С ХЕМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Месяц Тема Задачи Формы организации педагогического процесса Работа с семьёй Организов. деятельность Совместн. деятельность Организац. развиваю щей среды

Месяц Тема Задачи Формы организации педагогического процесса Работа с семьёй Организов. деятельность Совместн. деятельность Организац. развивающей среды Сентябрь – октябрь «Грузовые машины» 1. Учить самостоятельно анализировать объект, выделяя в нем, основные части и детали,определять назначение каждой из них; 2. Формировать умения создавать постройки самостоятельно, преобразуя образец в соответствии с определенными условиями и по собственной конструкции Занятия 1.«Машина по образцу» 2. «Машины для разнообразных грузов» 3. «Машины для перевозки мебели» 1. Знакомство с разными видами транспорта. 2. Рассматриван ие картин и фотографий. 3. Экскурсия по улице 4. Чтение худ. литературы 5. Рисование «машины» 6. Аппликация «Машины нашей улицы» 7.С-Р игра «Дорога» Наборы строительного материала с дополнительным и дощечками. Иллюстрации, рисунки машин. Коробочки (груз) разных размеров прямоугольной и квадратной формы. Мебель, изготовленная из коробков. Игрушки мелкого размера. Анкетирован ие « Что, вы, знаете об играх детей?» Консультаци я « Играя – развиваем» П ЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «Г РУЗОВЫЕ МАШИНЫ »

У ЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 1. « П РОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ » ПОД. РЕД. М.А. В АСИЛЬЕВОЙ, В.В.Г ЕРБОВОЙ, Т.С. К ОМАРОВОЙ 2. «М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ » 3. Л.В К УЦАКОВА «К ОНСТРУИРОВАНИЕ РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ » 4. Л.В К УЦАКОВА «З АНЯТИЕ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА » 5. Л.А. П АРАМОНОВА «Д ЕТСКОЕ ТВОРЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ » П РЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА 1. Г РУППОВЫЕ МИНИ – КОНСТРУКТОРСКИЕ ЦЕНТРЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ ИГРОВЫЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ, КОНСТРУКТОРСКИЕ МАСТЕРСКИЕ, ВЫСТАВОЧНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ ; 2. К ОНСТРУКТОРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ : НАБОРЫ КОНСТРУКТОРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КРУПНОМАСШТАБНОГО И МЕЛКОМАСШТАБНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ( КОНСТРУКТОРЫ П ОЛИКАРПОВА, А ГАПОВОЙ,«Р АЗВИТИЕ »); 3. К ОМПЛЕКТ ИГРУШЕК МЕЛКОГО И СРЕДНЕГО РАЗМЕРА ДЛЯ ОБЫГРЫВАНИЯ КОНСТРУКЦИЙ ; 4. Д ЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА С НАБОРОМ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( ЧЕРТЕЖИ, СХЕМЫ, КНИГИ, С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗДАНИЙ, МАШИН )

Д ИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ П РОГРАММЫ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Фамилия, Имя ребенка Умение конструировать по схеме Умение создавать конструкцию соответственно условий Умение конструировать по собственно му замыслу Средняя балловая оценка качества детского конструирования В целом по группе

К АРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Группа Развитие речи ФЭМПКонструир ование … II младшая Средняя Старшая Подготовите льная Итог

С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. В ОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА : П ОСОБИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТ. САДА /В. В. Г ЕРБОВА, Р.А. И ВАНКОВА, Р. Г. К АЗАКОВА И ДР.; С ОСТ. Г. М. Л ЯМИНА. – М.: П РОСВЕЩЕНИЕ, – 288 С. 2. К УЦАКОВА Л.В. З АНЯТИЯ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА. К ОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ. – М.: М ОЗАИКА – С ИНТЕЗ, – 48 С. 3. К УЦАКОВА Л.В. К ОНСТРУИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ : ПРОГРАММА И КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ. – М.: ТЦ С ФЕРА, – 240 С. 4. М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К « П РОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ »./П ОД РЕД. В.В. Г ЕРБОВОЙ, Т.С, К ОМАРОВОЙ. – 2 – Е ИЗД., ИСПР. И ДОП. – М.: « М ОЗАИКА – С ИНТЕЗ », – 344 С. 5. П АРАМОНОВА Л.А. Д ЕТСКОЕ ТВОРЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ. – М.: И ЗД. Д ОМ «К АРАПУЗ », – 240 С. 6. П РОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ / ПОД РЕД. М.А. В АСИЛЬЕВОЙ, В.В. Г ЕРБОВОЙ, Т.С. К ОМАРОВОЙ. – 6– Е ИЗД., ИСПР. И ДОП.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, – 208 С. 7. С АФОНОВА О.А. СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КОНСТРУИРОВАНИЮ. Н АУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. – Н.Н ОВГОРОД, У МСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Н.Н. П ОДДЬЯКОВ, С.Н. Н ИКОЛАЕВА, Л.А. П АРАМОНОВА И ДР.; П ОД РЕД. Н. Н. П ОДДЬЯКОВА, Ф.А. С ОХИНА. – 2- Е ИЗД., ДОРАБ. – М.: П РОСВЕЩЕНИЕ, – 192 С.: ИЛ. – (Б- КА ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТ. САДА ).