Образовательная программа школы: технологический алгоритм формирования, структура и содержание. (Методические рекомендации) май 2008 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура и содержание внутришкольного мониторинга Яркова А. А. заместитель директора МОУ « Троицкая СОШ »
Advertisements

МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Мониторинг и управление качеством образования Кто владеет информацией, тот владеет всем. Ли Якокка.
Программа эксперимента «Мониторинг качества образования в современной школе»
Цель Программы – обеспечить развитие, доступность и обязательность, повышение качества, эффективность образования и безопасность обучающихся образовательного.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» КОНКУРС ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, АКТИВНО ВНЕДРЯЮЩИХ ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ Муниципального.
Результаты реализации программы инновационного развития МБОУ «Гимназия 1»ЕМР
ПРОГРАММА развития муниципального образователь-ного учреждения Кораблинской сред-ней общеобразовательной школы имени Героя РФ И.В. Сарычева «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬ-
ГБОУ ЦО1488 Педсовет «Управление процессом Педсовет «Управление процессом формирования качеств знаний учащихся» формирования качеств знаний учащихся»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
«Мониторинг качества дополнительного образования детей» «Мониторинг качества дополнительного образования детей» Разработано заместителем директора Ункуновой.
Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Отдел оценки качества образования РМЦ МОУ «Бугровская.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ гг. Авторы: Ходаков В.В.директор школы Лобкова Т.Н., зам.директора по учебно-воспитательной работе Писарева М.В.,
Алгоритм составления справки ( как результат акта рефлексии в управлении)
Место и роль мониторинга в системе управления качеством образования Васильченко Лилия Владимировна, Кандидат педагогических наук, Директор НМЦ ДН Р.т.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Транксрипт:

Образовательная программа школы: технологический алгоритм формирования, структура и содержание. (Методические рекомендации) май 2008 год

Программа развития позволяет составить системное представление о перспективах деятельности школы на определенный период времени. Программа развития позволяет составить системное представление о перспективах деятельности школы на определенный период времени. Программа развития определяет общую стратегию позитивных изменений школы как целостной системы на конкретный период. Программа развития определяет общую стратегию позитивных изменений школы как целостной системы на конкретный период. Образовательная программа : Образовательная программа : описывает не инновации, а процесс функционирования образовательной системы; описывает не инновации, а процесс функционирования образовательной системы; отражает содержательную сторону деятельности учреждения, его возможности; отражает содержательную сторону деятельности учреждения, его возможности; констатирует достигнутый констатирует достигнутый уровень развития школы, давая представления о ней как о целостной системе. уровень развития школы, давая представления о ней как о целостной системе. ?

«Образовательная программа – нормативно - управленческий документ, определяющий, с одной стороны, содержание образования соответственного уровня и направленности, а с другой, - характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно- воспитательного процесса и управления того или иного учебного заведения». Статья 9 Закона РФ «Об образовании»

Цель обучения, воспитания, развития Содержание основного и дополнительного образования Методы, орг. формы образовательного процесса: традиционные, новые технологии Учебно-методическая база: традиционные, интерактивные средства Организация управления Результаты: модель ученика

актуальность (программа должна акцентировать внимание на наиболее значимых проблемах образовательного учреждения); актуальность (программа должна акцентировать внимание на наиболее значимых проблемах образовательного учреждения); системность (должен быть отражен системный характер учреждения, следует охватить все подсистемы и связи между ними и с внешней средой); системность (должен быть отражен системный характер учреждения, следует охватить все подсистемы и связи между ними и с внешней средой); контролируемость (программа должна фиксировать цели и задачи педагогического коллектива в описываемый период, а также способы их достижения); контролируемость (программа должна фиксировать цели и задачи педагогического коллектива в описываемый период, а также способы их достижения); напряженность (программа должна фиксировать максимально возможные результаты при использовании всех ресурсов); напряженность (программа должна фиксировать максимально возможные результаты при использовании всех ресурсов); реалистичность (программа должна содержать внешний подход к оценке возможностей коллектива); реалистичность (программа должна содержать внешний подход к оценке возможностей коллектива); индивидуальность (программа должна отражать специфику учреждения).

Этапы написания и выполнения образовательной программы Сбор информации Обработка информации Анализ Прогноз Задачи Планы Реализация Контроль V

Как работать над образовательной программой? 1. Где мы находимся сейчас? (Анализ) 2. Где мы будем, если используем тот или иной вариант действий, способны ли мы на лидерство? (Прогноз) 3. Где нам следует быть? (Задачи) 4. Как нам добиться этого? (Планы) 5. Как мы узнаем, достигнуты ли цели? (Контроль) 6. По каким направлениям мы способны мы способны быть первыми? (Сильные стороны ОУ) 7. По каким направлениям мы отстаем? (Слабые стороны) 8. Какое направление является основополагающим, а какое критичным (в смысле своевременного достижения поставленных целей) ?

краткосрочные (менее 1 года); краткосрочные (менее 1 года); текущие (1-2 года); текущие (1-2 года); среднесрочные (от 3 до 5 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет); перспективные (проблемные, стратегические) - (от 5 до 10 лет)

Структура образовательной программы I модуль Информационная справка об ОУ. Принципы образовательной политики школы. Информационная справка об ОУ. Принципы образовательной политики школы. II модуль Аналитическое обоснование программы. Аналитическое обоснование программы. Проблемы, сдерживающие развитие школьников, концептуальные подходы к их решению. Проблемы, сдерживающие развитие школьников, концептуальные подходы к их решению. III модуль Приоритетные направления развития образования. Приоритетные направления развития образования. IV модуль Учебный план школы. Характеристика специфики содержания образования. Учебный план школы. Характеристика специфики содержания образования. V модуль Характеристика особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе. Характеристика особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе. VI модуль Мониторинг общего образования. Мониторинг общего образования. VII модуль Управление реализацией программы. Управление реализацией программы.

I модуль Информационная справка об ОУ. Принципы образовательной политики школы. Содержание 1. История развития, складывающиеся традиции школы. 2. Структура образовательной среды, внутренние и внешние связи учебного заведения. 3. Принципы образовательной политики учебного заведения. 4. Краткая характеристика педагогической системы ОУ и ее ведущие ориентации в вопросах обучения, воспитания и развития учащихся. 5. Педагогические условия реализации образовательной политики учебного заведения: - кадровый состав; - кадровый состав; - учебно-методическое обеспечение; - учебно-методическое обеспечение; - состояние материальной базы. - состояние материальной базы.

II модуль Аналитическое обоснование программы. Проблемы, сдерживающие развитие школьников, концептуальные подходы к их решению. Содержание 1. Анализ уровня решения задач, связанных с осуществлением образовательной политики учебного заведения и развитием образования в предшествующем учебном году. 2. Следует оценить: - уровень обученности школьников; - уровень обученности школьников; - уровень воспитанности школьников; - уровень воспитанности школьников; - развитие способностей и склонностей учащихся, их познавательные интересы; - развитие способностей и склонностей учащихся, их познавательные интересы; - уровень физического здоровья детей; - уровень физического здоровья детей; - осуществление образовательной ориентации выпускников учебного заведения. - осуществление образовательной ориентации выпускников учебного заведения. 3. Характеристика динамики количественных и качественных конечных результатов деятельности ОУ. 4. Условия и причины, сдерживающие качественный рост образовательной деятельности учебного заведения. 5. Систематизация и описание основных противоречий, выявленных в ходе анализа образовательной деятельности за год.

Модуль 2. Проблемно-ориентированный анализ (аналитическое обоснование концепции) 1. Проблема обновления содержания и организации образовательного процесса в школе. Приоритет развивающего обучения, где личность ребенка оказывается на первом плане внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектора образовательных услуг; внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектора образовательных услуг; внедрение технологии развивающего обучения; внедрение технологии развивающего обучения; организация предшкольного образования как способ выравнивания стартовых возможностей детей, поступающих в школу; организация предшкольного образования как способ выравнивания стартовых возможностей детей, поступающих в школу; организация предпрофильной подготовки, введение профильного обучения; организация предпрофильной подготовки, введение профильного обучения; осуществление мониторинга учебно-личностных достижений учащихся с целью выявления эффективности использования технологий; осуществление мониторинга учебно-личностных достижений учащихся с целью выявления эффективности использования технологий; использование ресурсов глобальной сети ИНТЕРНЕТ; использование ресурсов глобальной сети ИНТЕРНЕТ; создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективности работы по внедрению информационных технологий; создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективности работы по внедрению информационных технологий; расширение форм дополнительного образования. расширение форм дополнительного образования. сложность апробации новых учебно- методических комплектов ввиду отсутствия полного методического обеспечения; сложность апробации новых учебно- методических комплектов ввиду отсутствия полного методического обеспечения; в условиях сельской школы с малочисленными 10 и 11 классами невозможно ввести многопрофильные классы; в условиях сельской школы с малочисленными 10 и 11 классами невозможно ввести многопрофильные классы; отсутствие достаточно однородного контингента детей для открытия специализированного класса; отсутствие достаточно однородного контингента детей для открытия специализированного класса; отсутствие кадрового обеспечения для организации кружковой деятельности различной направленности; отсутствие кадрового обеспечения для организации кружковой деятельности различной направленности; Возможности Риски

III модуль Приоритетные направления развития образования. Содержание 1. Формирование ведущих педагогических проблем, сдерживающих развитие образования в учебном заведении. 2. Определение приоритетных направлений в образовательной политике школы. 3. Формулирование целей и задач развития образования в учебном заведении 4. Характеристика основных научных и практико-ориентированных подходов к обновлению школьного образования.

Цель школы: Создание образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации личности каждого учащегося с учетом его индивидуальных способностей.

Задачи: Совершенствование содержания и форм дополнительного образования. Совершенствование форм успешной адаптации школьников на I, II, III ступени обучения на основе творческого осмысления БУП. Системное внедрение и активное использование ИКТ в работе школы как средства адаптации учителя и учащегося в информационном сообществе. Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию творческих и интеллектуальных способностей школьников. Совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействия субъектов образовательного процесса «ученик-родитель- учитель». Совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения. Создание системы мониторинга качества образования.

Направления Направление 1. Развитие механизмов управления. Направление 2. Обновление содержания общего среднего образования. Направление 3. Обеспечение систематической подготовки повышения квалификации педагогов и руководителей школы. Направление 4. Информатизация образовательной деятельности в школе. Направление 5. Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса Направление 6. Развитие внеучебной деятельности и воспитывающей среды.

Направлениядеятельности Задачи Организатор работ Сроки Ресурсы Ожидаемый результат Информатиза ция образователь ной среды 1. Компьютери зация 2-х классов Зам. директора (координатор информацио нных технологий) Бюджетные средства. 2. Спонсорская помощь. 3. АРМ учителя – участие в учительских конкурсах, грантах. 4. Медиатизация – сотрудничество с ресурсным центром. 1. Качество знаний, повышение. 2. Расширение выбора профессий. 3. Социализация учащихся. 4. Формирование информацион ной культуры учителей и учащихся. 2. Автоматизаци я рабочего места учителя Медиатизация учебных ресурсов и далее

IV модуль Учебный план школы. Характеристика специфики содержания образования. Содержание 1. Характеристика общеобразовательных, профильных и развивающих программ, вводимых в содержание образования в соответствии с новыми целями и задачами его развития в новом году. 2. Обоснование коррекции учебного плана, введения в его школьный компонент специальных учебных предметов и курсов. 3. Раскрытие особенностей преподавания отдельных учебных предметов, вводимых в учебный план. 4. Обоснование изменений в системе дополнительного образования. 5. Целостное представление учебного плана ОУ и оценка уровня учебно-методического обеспечения.

I.Нормативные документы учебного плана - Закон РФ «Об образовании»; - Закон РФ «Об образовании»; - Приказ МО РФ от года 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования»; - Приказ МО РФ от года 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования»; - Решение Коллегии ДОПО Оренбургской области от года 2 «Об утверждении регионального базисного плана ОУ Оренбургской области»; - Решение Коллегии ДОПО Оренбургской области от года 2 «Об утверждении регионального базисного плана ОУ Оренбургской области»; - Приказ ГУО, комитета по физической культуре, спорту, туризму главного управления здравоохранения от года 490 «О совершенствовании процесса физического воспитания в ОУ Оренбургской области»; - Приказ ГУО, комитета по физической культуре, спорту, туризму главного управления здравоохранения от года 490 «О совершенствовании процесса физического воспитания в ОУ Оренбургской области»; - Устав учреждения; - Устав учреждения;

следует учитывать специфику школы, особенности педагогического и ученического коллективов, учебно- материальной базы; следует учитывать специфику школы, особенности педагогического и ученического коллективов, учебно- материальной базы; соблюдать рациональный баланс между федеральным, региональным и школьным компонентами, между циклами предметов; необходимо прописать особенности школьного и регионального компонентов. проанализировать: обеспечивает ли учебный план необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение и проч.

V модуль Характеристика особенностей организации учебно- воспитательного процесса в школе. Содержание 1. Поиск и описание инновационных педагогических технологий, использование которых повысит качество выполнение образовательных задач. 2. Изменения, вносимые в организацию педагогического процесса учебного заведения с учетом нового образовательного заказа. 3. Разработка нового режима деятельности ОУ с учетом медико- психологических рекомендаций и нормативных предписаний по обеспечению санитарно-гигиенических условий функционирования учебного заведения.

Особенности учебно-воспитательного процесса Как организован УВП? Здесь фиксируются основные параметры: - начало учебного года; - продолжительность учебного года, каникулярное время; - продолжительность учебного года, каникулярное время; - итоговая и промежуточная аттестация; - итоговая и промежуточная аттестация; - расписание; - расписание; - режим работы школы; - режим работы школы; - возраст, с которого начинается обучение детей в данном ОУ; - возраст, с которого начинается обучение детей в данном ОУ; - принципы приема детей в данную школу; - принципы приема детей в данную школу; - количество смен в течение дня; - количество смен в течение дня; - продолжительность пребывания детей разного возраста в помещении школы; - продолжительность пребывания детей разного возраста в помещении школы; - длительность уроков и занятий по интересам; - длительность уроков и занятий по интересам; - использование в школе способы обучения (классно-урочная система, лекционно-семинарская форма); - использование в школе способы обучения (классно-урочная система, лекционно-семинарская форма); - основные формы организации урока (I ступень – урочная с доминирующей игровой деятельностью; II и III ступени – поурочная с доминирующей познавательной, исследовательской деятельностью); - способы оценки знаний учащихся; - способы оценки знаний учащихся; - формы консультационных занятий; - формы консультационных занятий; - способы привлечения учащихся к учебно-исследовательской деятельности; - способы привлечения учащихся к учебно-исследовательской деятельности; - современные информационные технологии; - современные информационные технологии; - специфические приемы дополнительного образования. - специфические приемы дополнительного образования.

VI модуль Мониторинг общего образования. Мониторинг (от лат. слова monitor – предостерегающий) – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогической системы. Вопросы: - Какие из показателей деятельности системы образования наиболее важны для управления ее развитием? - Какой должна быть периодичность в сборе информации? - Какими должны быть инструментарий, способы обработки и интеграция полученных результатов?

Качество знаний Уровень инд. особенностей учащихся (интересов, склонностей и проч.) Уровень преподавания Уровень внеурочной воспитательной деятельности Уровень сформированности общих и специальных умений Сложившаяся система оценивания знаний учащихся. Состояние учебно-методического обеспечения процесса обучения (качество учебников, УМК для учащихся и учителей) Состояние внешнего влияния (семьи, средств массовой информации) Факторы, влияющие на качество знаний

VII модуль Управление реализацией программы. МО классных рук Прослеживается стабильность и рост количества выпускников 11 класса, награжденных медалями:МО классных рук Прослеживается стабильность и рост количества выпускников 11 класса, награжденных медалями: Управление осуществляют: Общественное управление директор ведущая функция директора - координация всего учебного процесса. педагогический совет; педагогический совет; методический совет. заместитель директора по УВР; заместитель директора по УВР; заместитель директора по ВР: заместитель директора по ВР: обеспечивают оперативное управление образовательным процессом и реализуют основные управленческие функции: анализ, планирование, организацию общественного контроля, самоконтроля, регулирование деятельностью педагогического коллектива

Этапы реализации образовательной программы. I этап – организационно – подготовительный этап. Накопление ресурсов и подготовка инновационных изменений. _______________________ Накопление ресурсов и подготовка инновационных изменений. _______________________ II этап – организационно - практический этап. Реализация образовательной программы. Реализация образовательной программы.___________________________________________ III этап – обобщающе - аналитический этап. Подведение итогов, определение перспектив дальнейшего развития Подведение итогов, определение перспектив дальнейшего развития______________________________________________

Литература 1. Зверева В. И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технологии разработки./ М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», Молчанова Т. К., Виноградова Н. К. Составление образовательных программ (практические рекомендации). – М.: «перспектива», Маловидченко Т. И. Образовательная программа школы. Современный аспект // «Образование в современной школе» 1, Максимова М. С. «Как разработать образовательную программу школы» // «Образование в современной школе» 9, 2001