Применение групповой работы в процессе обучения истории и обществознанию как фактора развития познавательной активности школьников Учитель истории и обществознания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инновационные воспитательные технологии. Воспитательные технологии Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих.
Advertisements

Групповая форма работы - это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности –
Тема : « Атмосфера и ее роль для живых организмов »
Практическая деятельность на уроках истории Районный семинар учителей истории МОУ СОШ 10 г. Павлово Софонова Р.Н.
Мастер- класс по теме «Предприимчивость в профессиональной деятельности.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Использование возможностей совместной учебной деятельности в формировании культуры безопасности МОУ ВСОШ 7.
Системно - деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе подготовила учитель русского языка и литературы.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Структура практикума по дисциплине «Методика профессионального обучения» Выполнил: Ст-т группы ИП133-2 Т.А. Кайдалова Руководитель: Е.Е. Савченко 1.
Технологическая карта урока. Что значит быть готовым к уроку? Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу.
Организация групповой работы. Цели Рассмотреть этапы организации групповой работы Рассмотреть принципы формирования групп Представить примеры формирования.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
ТЕМА : Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Компетентность можно понимать как способность достигать результата.
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника.
Транксрипт:

Применение групповой работы в процессе обучения истории и обществознанию как фактора развития познавательной активности школьников Учитель истории и обществознания МОУ «Первомайская СОШ» Калинина М.А.

Актуальность и условия возникновения опыта Современная стратегия развития российского образования предусматривает формирование высоконравственной, образованной, успешно социализирующейся личности. В связи с этим на первый план выходят задачи: - вооружение учащихся не только прочными знаниями, но и эффективными приёмами, способами, средствами их получения; - формирование мировоззрения школьников; - переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития.

Использование групповых технологий на уроках истории и обществознания способствует развитию познавательной активности, так как данные технологии: ориентируются на личностный подход, рассматривают ученика как субъект учебно- познавательной деятельности, соответствуют деятельностной парадигме современного образования.

Новизна опыта Новизна заключатся в определении комплексных методических условий, позволяющих развивать познавательную активность учащихся на уроках истории и обществознания посредством групповых технологий.

Теоретическая база и технология опыта Технологии групповой работы технология групповой работы на принципах дифференциации групповая работа, когда каждая группа имеет своё задание в общей цели работа в мини- группах и парах

Нормы групповой деятельности в совместной работе нет актёров и зрителей, все - участники; каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушивали, не перебивая; следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации; критикуется идея, а не личности; цель совместной деятельности заключается не в победе какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшие решения, узнав разные мнения по проблеме.

Элементы технологического процесса групповой работы Элементы технологического процесса групповой работы: 1. Подготовка к выполнению группового задания: - постановка познавательной задачи (проблемная ситуация); - инструктаж о последовательности работы; - раздача дидактического материала по группам. 2. Групповая работа: - знакомство с материалом, планирование работы в группе; - распределение заданий внутри группы; - индивидуальное выполнение заданий; - обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; - обсуждение общего задания группы (замечания, дополнение, обобщение); - подведение итогов группового задания. 3. Заключительная часть: - сообщение о результатах работы в группах; - анализ познавательной задачи, рефлексия;. - общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Анкета для учащихся 5 класса 1. Расставьте цифры (1, 2, 3,...) в том порядке, как вас привлекают предметы, поставив на первые места любимые: Русский язык Литература ИЗО История Труд Иностранный язык Математика Биология 2. Расставьте цифры (1, 2, 3,...) в том порядке, как вас привлекают виды деятельности «На уроке истории мне нравится...» Работать с картой Слушать рассказ учителя Читать вслух Отвечать домашнее задание Работать с иллюстрацией Изучать материал самостоятельно Работать в группах Готовить сообщения Творчески работать (придумывать рассказы, писать сочинения, делать поделки, рисунки к уроку и т.д.) 3. Продолжите фразу: «Я хочу, чтобы на уроке истории мы больше…»

Анкета для родителей пятиклассников 1. Считаете ли Вы, что история - это новый предмет в учебной деятельности учащихся? Да Нет Затрудняюсь ответить 2. Интересно ли вашему ребёнку изучать историю? Да Нет Затрудняюсь ответить 3. Как даётся изучение предмета вашему ребёнку? Легко Трудно Затрудняюсь ответить 4. Считаете ли Вы, что предмет очень важен для изучения? Да Нет Не знаю 5. Почему, по-вашему, важно изучать историю? - Это наследие нашего прошлого. - Изучение предмета позволяет понять последующие процессы. - Предмет история лежит в основе вступительных экзаменов. - Свой ответ. 6. Помогаете ли Вы ребёнку выполнять домашнее задание по истории? Да Нет По мере затруднения 7. Укажите причины, по которым Вы помогаете выполнять домашнее задание. - Текст изложен иначе, чем по литературе. - Иначе представлено временное представление (до н.э. и наше время). - Этот предмет сложен. - Другие причины.

Мотивация Урок обществознания 8 класс Тема: Сущность человеческой деятельности Чем поведение животных отличается от деятельности человека? Чем поведение животных отличается от деятельности человека? Достаточно ли вам знаний для ответа на данный вопрос? Достаточно ли вам знаний для ответа на данный вопрос? Работая в группах, вы будете заполнять таблицу «Отличие деятельности человека от поведения животных». Назовите то, что поможет вам успешно выполнить задание.

Виды групповых заданий Урок обществознания 11 класс Тема: Экономика Позиции сравнивания Традиционная модель Рыночная модель Командная модель Смешанная модель Преобладающие формы собственности Механизмы регулирования экономики Ценообразование Вариант 1

1 группа: Традиционная модель экономики. 2 группа: Рыночная модель экономики. 3 группа: Командная модель экономики. 4 группа: Смешанная модель экономики. Вариант 2

Обязанности (роли) членов группы спикер (говорун) – представляет продукт деятельности группы; координатор – организует и направляет работу группы; редактор – оформляет результаты работы группы; критик – высказывает сомнение по спорным вопросам и выявляет слабые стороны в продукте деятельности группы; хранитель времени – следит за соблюдением регламента.

Урок обществознания, 6 класс. Тема: Семья – ячейка общества Мотивационный этап. Задание для групп: подготовить аргументы, подтверждающие или опровергающие утверждение «Шестиклассникам рано знакомиться с темой «Семья». Урок истории, 9 класс. Тема: Новая экономическая политика. Этап усвоения новых знаний. Задание для групп: из текста первого пункта параграфа «Переход к нэпу» и отрывка исторического документа «Из доклада В. И. Ленина «Новая экономическая политика» выписать мероприятия, проводившиеся в ходе нэпа.

Урок истории, 9 класс. Тема: Политическое развитие СССР в 1930-е гг. Этап применения полученных знаний. Задание для групп: сформулировать отличительные черты политической системы СССР в 30-е гг. Урок истории, 5 класс. Тема: Обобщение по теме «Древний Восток» Групповая работа осуществляется на всех этапах урока на весь урок

Формы межгруппового взаимодействия «Ярмарка» Урок истории, 5 класс Обобщение по теме «Древний Восток» Задание 4: придумать рекламу путешествия в одну из изученных стран. В ходе межгруппового взаимодействия учащиеся обсуждают получившиеся проекты, анализируют и выбирают лучшие. «Мозаичная картинка» Урок истории, 9 класс Тема: Новая экономическая политика Задание: определить основные мероприятия нэпа. В ходе межгруппового взаимодействия, из предложений групп определяются основные мероприятия нэпа.

«Лесенка» («Эстафета») Урок истории, 7 класс Тема: Преобразования Петра I Задание для групп: определить значение петровских преобразований: 1 группа – в экономике; 2 группа – в государственном управлении и армии; 3 группа – в культуре. : Затем группы заполняют таблицу: Значение петровских преобразований В экономикеВ государственном управлении и армии В культуре

Правило «Трех нельзя» - нельзя говорить о том, что уже было сказано; - нельзя прятать за высказыванием своё дурное настроение; - нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе.

Результативность Организация учебно-познавательной деятельности учащихся с учетом, определенных мною методических условий развития познавательной активности школьников с использованием групповых технологий, позволяет формировать у учащихся ключевые компетенции: - информационную, - коммуникативную, - когнитивную.

Результативность

- В ноябре 2010 года Баканов Виталий, ученик 11 класса, занял первое место в районной олимпиаде по обществознанию. - Пивоварова Татьяна в 2009 году стала призером районного конкурса исследовательских работ «Я помню! Я горжусь!» в номинации «Земляки в годы Великой Отечественной войны». - Морозова Мария приняла участие в окружной научно-практической конференции школьников района «Одаренные дети – будущее России» в 2011 году, где заняла третье место.

Используемые источники 1 Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно- познавательного процесса: (методические основы) / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, Вяземский Е. Е. Методика преподавания истории в школе / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М.: Владос, Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. – М.: Владос, Долженко Ю. А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования. – Барнаул: АКИПКРО, Коротаева Е. В. Директор-учитель-ученик: пути взаимодействия. / М.: Сентябрь, Левитис Д. С. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. С. Левитис. – М.: Воронеж, Поташник М. М., Левит М. В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). М.: Педагогическое общество России, Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!