ИСТОРИЯ СКУЛЬПТУРА ИКОНОГРАФИЯ АРХИТЕКТУРА ПОЭЗИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперед.
Advertisements

4 ноября ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. . Опять над Родиной пожаров дым, Опять война, разруха, голод И вражье поругание святынь......казалось: русский дух расколот.
Минин и Пожарский и их славные дела Россия XVII (17) век Смутное время.
В 1612 Г. РУССКАЯ ЗЕМЛЯ ВСТАЛА ПРОТИВ ПОЛЬСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ И ПРЕДАТЕЛЕЙ. НАЧАЛИСЬ БОИ ЗА МОСКВУ. КНЯЗЬ ПОЖАРСКИЙ ОКАЗАЛСЯ ТАЛАНТЛИВЫМ ПОЛКОВОДЦЕМ. А КУЗЬМА.
С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд! Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперёд!
900igr.net В День единства будем рядом, Будем вместе навсегда, Все народности России В дальних селах, городах! Вместе жить, работать, строить, Сеять хлеб,
Презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) по теме: Презентация "День народного единства"
Праздник «День народного единства» отдает дань памяти событиям 1612 года, когда Мининым и Пожарским была освобождена Москва, и было положено начало выхода.
День народного единства и Казанской иконы Божией Матери Учитель ОПК МБОУ ООШ 24 Литвинова Маргарита Владимировна.
В День единства будем рядом, Будем вместе навсегда, Все народности России В дальних селах, городах! Вместе жить, работать, строить, Сеять хлеб, растить.
День народного единства 4 –ноября Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери в память о избавлении Москвы и России от поляков в 1612 году.
В День единства будем рядом, Будем вместе навсегда, Все народности России В дальних селах, городах! Вместе жить, работать, строить, Сеять хлеб, растить.
Вместе навсегда. Беседа для младших школьников, посвященная Дню народного единства. Выполнила: заведующая библиотекой заведующая библиотекой МБОУ ВМЛ.
С.В. Иванов. Смутное время Памятник К. Минину и Д. Пожарскому Скульптор И.П. Мартос, архитектор В.П. Якимов.
«ВОЗРОЖДЕНИЕ СТАРЫХ ТРАДИЦИЙ». С 2005 года 4ноября – государственный праздник День народного единства Во славу тех героев Живём одной судьбой, Сегодня.
4 ноября – День народного единства Составитель: Кравченко О.В., учитель начальных классов МБОУ Гимназия 24 г. Междуреченск Кемеровской области.
День Народного Единства Российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года.
Исторические основы православной культуры Урок 10 МИНИН И ПОЖАРСКИЙ.
Икона Казанской Божьей Матери. Смутное время Смутное время В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О.
Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему: Минин и Пожарский: их славные дела
Транксрипт:

ИСТОРИЯ СКУЛЬПТУРА ИКОНОГРАФИЯ АРХИТЕКТУРА ПОЭЗИЯ

Долгий путь проделал гонец из Троице-Сергиева монастыря, что под Москвой, до стен Нижнего Новгорода. Вот и Иванова башня, ворота города. Быстро разнеслась по городу весть о какой-то грамоте, доставленной в Преображенский собор. Наутро собралось здесь полно людей. Закончилась церковная служба, и начал священник зачитывать грамоту притихшей толпе: «Польские паны выжгли государство Русское. Москву разорили, людей перебили, много крови пролили». Вздохи и плач раздавались под гулкими стенами храма. Погибла Москва белокаменная! Гибнет земля Русская! Монахи писали, что русским людям надо объединяться для борьбы с врагом. После окончания службы и зачтения грамоты огромная толпа заполнила Соборную площадь. Народ не расходился, словно чего-то ждал. Тут поднялся выборный начальник горожан, староста К. Минин. Братья! Не пожалеем ничего! Отдадим все, что имеем, для спасения родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый кошелек с серебряными монетами, он разом высыпал его в стоявшее ведро. Сюда же начали бросать деньги и другие. Со всего города стали сносить жители самое ценное и то, что накопили за свою жизнь: драгоценные камни, золотые ожерелья, кольца, дорогую посуду и одежду, ткани. А у кого ничего не было, тот снимал с себя крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень денег, чтобы собрать большое войско ополчение, жить и прокормить воинов. Много народа из разных мест шло в ополчение, собралась большая сила. Стали думать, кого позвать предводителем. Остановились на князе Дмитрии Михайловиче Пожарском. Недалеко от Нижнего Новгорода он лечился он от ран, полученных в боях с врагами. Был Пожарский способным военачальником, человеком честным и справедливым. Он согласился возглавить войска, но при условии, что Mинин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

В марте 1612 года двинулось ополчение в путь. Главные силы подошли к Москве. Тревожная весть дошла до Минина и Пожарского: на помощь врагу, засевшему в московском Кремле, идет войско из Польши во главе с главнокомандующим Ходкевичем. Но ополченцы опередили его, не дав соединиться с польским отрядом в Москве. Ходкевич решил идти на прорыв. Долго длилась атака. Отрядам врага удалось потеснить ополченцев, поляки побеждали. Но тут Кузьма Минин во главе конных воинов неожиданно нанес удар по Ходкевичу. Вскоре началась атака основных сил под командованием Пожарского. Поляки дрогнули, а потом побежали. Штурмом были взяты окрестности Кремля, после чего и Кремль. Москва была освобождена, в летописи остался в памяти народной подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Памятник Минину и Пожарскому работы скульптора И. П. Мартоса ( ) - один из самых известных памятников Москвы. Он создавался с 1804 по 1815 гг. на народные пожертвования и был установлен г. (по старому стилю) на Красной площади напротив входа в Верхние торговые ряды. Скульптором изображен момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. На постаменте памятника, украшенного двумя барельефами, нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день первый памятник Москвы находится у Покровского Собора (Собора Василия Блаженного).

Первое чудесное явление иконы произошло в Казани в 16 веке. В 1552 году Иван Грозный присоединяет Казань к своему царству. При этом были освобождены 60 тысяч православных, томившихся в рабстве. Опустошительные набеги татар на русские приграничные области прекратились. Теперь на этих землях наступает расцвет христианства. Там строятся многочисленные церкви и монастыри. В 1579 году в Казани вспыхивает страшный пожар. Татарская часть населения видит причину несчастья в переходе многих мусульман в христианскую веру. Пожар воспринимается как кара небесная. Именно в этот драматический момент и происходит явление иконы казанской Божией Матери. Богородица приходит во сне к маленькой девочке Матроне и рассказывает, что под обломками сгоревшего дома, где жила семья девочки, находится Её образ. Богоматерь утешает девочку и просит поведать об этом не только близким, но и архиепископу и властям города. Наутро Матрона спешит пересказать сон родителям, но те убиты горем и её не слушают. Сон повторяется снова и снова. Встревоженная мать рассказывает о случившемся епископу, но тот не воспринимает её слова всерьёз. Мать Матроны решается пойти на пепелище вместе с прихожанами и молодым священником церкви святого Николая. Поиски ни к чему не приводят. Тогда девочка сама начинает искать икону и находит её, завёрнутую в обгоревшее сукно, под печью дома. Предполагают, что икона была зарыта в землю ещё во времена владычества татар в Казани, когда православным приходилось скрывать свою веру. Вновь обретённая икона была перенесена в храм. Список, сделанный с этой иконы, был послан царю Ивану Грозному, который повелел построить на месте обретения иконы женский монастырь. Матрона вместе с матерью приняла монашеский постриг и спустя годы стала настоятельницей обители, в которой с тех пор и находилась главная святыня города – икона, получившая название Казанской.

Гермоген духовно возглавил русское сопротивление, поднял ополчение, которое возглавили нижегородцы – торговый староста Минин и живший в отставке князь Пожарский. Возможно, именно патриарх был инициатором того, что из Казани в ополчение прислали список чудотворной иконы как знак его пастырской поддержки и освящения похода против врагов. Под ружьё встали, в основном, вовсе не военные люди, но с ополченцами теперь была икона Казанской Божией Матери, тогда как другие прославленные чудотворные иконы – Владимирская и Донская – находились в Москве, в плену у неприятеля. Спустя 30 лет икона вновь оказывается в центре сложных исторических событий. Русское царство переживает глубокий кризис, так называемое «смутное время». Поляки мечтают о захвате русского престола, царь Василий Шуйский не пользуется поддержкой народа и правящей боярской верхушки. В это время Русскую Церковь возглавлял патриарх Гермоген, бывший митрополит Казанский, свидетель явления Казанской святыни, который сам перенёс в храм образ Казанской Божией Матери. Будучи непримиримым противником поляков, святитель в своих проповедях открыто выступал против их господства, рассылал по всей стране грамоты с призывами встать на защиту православной Руси.

Существует множество чудотворных списков иконы Казанской Божией Матери, что свидетельствует об особом почитании этой святыни. Вопрос возраста того или иного списка интересен для искусствоведов и историков, для верующих же важно то, что любой список, сделанный с чудотворной иконы, обладает теми же благодатью и силой, что и оригинал. Не случайно перед многочисленными списками чудотворного образа приносили и приносят свои молитвы жители всех уголков России. Один такой список находится даже на Аляске. Казанская икона Божией Матери вдохновляла воинов Петра Первого перед Полтавской битвой. Многие до сих пор убеждены, что именно этот образ спас Москву в трагические дни 1941 года, когда после поражения советской армии на Волоколамском шоссе путь в столицу был открыт для врага. Рассказывают, что во время блокады Ленинграда икону Казанской Богоматери обнесли вокруг городских стен, и свершилось чудо – город стал неприступной крепостью. Да и знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этим чудотворным образом.

АРХИТЕКТУРА

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками. Деревянный Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который принес чтимую икону Казанской Божией матери из Введенской церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора. Спустя несколько лет Храм серьезно пострадал от пожара и был восстановлен уже из кирпича зодчими Глебовым и Петровым в годах по повелению царя Михаила Федоровича. После революции Собор, как и многие другие Храмы был разрушен. Сначала его закрыли и превратили в столовую и склад, а летом 1936 года сломали, так отметив его трехсотлетие. К счастью, архитектор П. Барановский, проводя в 1920 г. реставрацию, успел сделать чертежи и замеры. По решению московского правительства, Казанский собор на Красной площади был восстановлен по проекту О. Журина, ученика П. Барановского. 4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм. Он находится на своём историческом месте, на примыкающей к Красной площади Никольской улице, недалеко от Воскресенских ворот. Удивительный по красоте, он украшен большой мозаичной иконой Казанской Божией матери.