НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА. ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТОВ II ПОКОЛЕНИЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ( ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предпрофильная подготовка и профильное обучение..
Advertisements

( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК.
С новым учебным годом, дорогие коллеги!. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ учитель обществознания.
Корректировка программы Согласно Закону Об образовании ФГОСу начального общего образования в каждом ОУ должна быть разработана ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Методист МКУ ЦРО Уджуху В. В.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
LOGO Add your company slogan Использование учебников по истории и обществознанию в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООО уч.г.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Тема: Организация духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов МОУ Корсукская СОШ.
Транксрипт:

НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА. ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТОВ II ПОКОЛЕНИЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ( ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ).

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала ( В. С. Леднев ).

федеральный региональный компонент образовательного устанавливает РФ устанавливается учреждения. концентрический принцип : субъектом РФ. самостоятельно устанавливается первый концентр – начальное образовательным общее и основное общее учреждением образование ; второй – среднее ( полное ) общее образование. ( 75%) ( не менее 10 %) ( не менее 10 %) Государственный стандарт общего образования

9 декабря 2004 г. Правительством Российской Федерации было принято решение разработать государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения Министерством образования и науки РФ.

Причины : Вызовы эпохи требуют от системы образования : - большей гибкости ; - прагматизма ; - эффективности ; - ориентированности на удовлетворение запросов рынка труда ; - готовности выпускников школ к самостоятельному формированию образовательного запроса ; - способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.

Информационная революция в системе образования совершает переход ОТ приоритета традиционных знаний, умений и навыков. К приоритету личностного развития, культурного самоопределения и формирования компетенций, необходимых человеку и гражданину для жизни в условиях современного общества.

руководитель проекта Александр Михайлович Кондаков : « мы рассматриваем образовательное пространство страны как совокупность институтов социализации, которая оказывает воздействие на формирование будущих поколений ее граждан. Это – принципиальное отличие нашей разработки от всех предыдущих. Подчеркну – мы рассматриваем школу не как отдельное изолированное учреждение, а в сложном взаимодействии с такими партнерскими институтами социализации, как семья, СМИ, культура, религия и др. В этом и сложность, потому что, к сожалению, сегодня о партнерстве можно говорить только теоретически. Но мы понимаем, что в эпоху информационной и технологической революции сохранить школу за высоким забором нельзя, и говорим об открытых системах образования, о школе, открытой по отношению к окружающей ее среде ».

« Три Т » Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. То есть это совокупность потребностей семьи, общества и государства к результатам образования, сформулированная на основе обобщения результатов глубоких социологических исследований.

Требования к структуре основных образовательных программ – это требования к организации образовательного процесса. Это базисный учебный план, примерные программы, которые включают в себя планируемые результаты, программы внеурочной деятельности, программа воспитания и социализации, которая, в свою очередь, включает в себя программу по работе с семьей, и т. д. Документ формируется самим образовательным учреждением и должен обеспечивать достижение планируемых результатов.

В свою очередь, образовательный процесс должен обязательно иметь ресурсное подкрепление. Для этого и существует третье " Т " – требования к условиям реализации основных образовательных программ, совокупность регламентов и нормативов, которые обеспечивают успешное функционирование образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы, а она, в свою очередь, – достижение планируемых результатов. Грубо говоря, должен быть ресурс, который обеспечивал бы процесс достижения результата.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию. Личностными результатами выпускников основной школы, формируемые при изучении содержания курса по обществознанию, являются : - Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни ; - Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны ; - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству ; на отношении к человеку, к его правам и свободам как высшей ценности ; на признание равноправия народов и т. д.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками проявляются в : - умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность ( от постановки цели до получения и оценки результата ); - умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально – философских позиций ; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив ; - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей ( производитель, потребитель ); - овладении различными видами публичных выступлений ( высказывания, монолог, дискуссия ) и следствии этническим нормам и правилам ведения диалога ;

- Умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на : 1) использование элементов причинно – следственного анализа ; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей ; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта ; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов ; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа ; 5) объяснение изученных положений на конкретных примерах ; 6) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей ; 7) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками содержания программы по обществознанию являются в сфере : познавательной - Целостное представление об обществе и о человеке, знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания, умения находить нужную социальную информацию в различных источниках. ценностно – мотивационной - Знание основных нравственных и правовых понятий, норм правил ; понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека ; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.

эстетической - понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания ; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества ; коммуникативной - Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности ; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации ; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

Базисный учебный план является нормативно – правовой основой для разработки учебного плана конкретного общеобразовательного учреждения. Базисный учебный план состоит из двух частей : инвариантной и вариативной.

В инвариантной части Базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию школьного компонента.

Начальная школа. Учебный предмет Окружающий мир ( человек, природа, общество ) изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально - гуманитарной направленности : человек, общество, и т. д. В отдельных программах начальной школы предусмотрены специальные историко - обществоведческие курсы Введение в историю, Мое отечество, Человек и человечество и т. д.

В настоящее время для начальной школы, в соответствии с различными концепциями, разработано несколько УМК. Обществоведческий и естествоведческий материал дается интегрировано, как, например, в учебниках по окружающему миру Плешакова А. А. - « Мир вокруг нас » ( УМК « Школа России »), Виноградовой Н. Ф. - « Окру - жающий мир » ( УМК « Школа XXI века »), Поглазовой О. Т. - « Окружающий мир » ( УМК « Гармония »), Саплина А. И., Саплиной Е. В., Сивоглазова В. И. -« Окружающий мир » ( УМК « Планета знаний »), а также Дмитриевой Н. Я., Казакова А. Н. - « Мы и окружающий мир » ( УМК для с - мы Занкова Л. В.);

Младший школьник не готов к изучению гражданской истории как самостоятельного предмета. Для этого необходим : - определенный социальный опыт ; - накопление разнообразных и содержательных представлений о современной жизни, о происходящих в ней изменениях. Интерес к прошлому проявляется очень рано. Оно привлекает новизной, своей необыкновенностью. Ребенок 6-8 лет воспринимает прошлое как нечто сказочное. В 9-10 лет дети тоже удивляются прошлому, но уже не воспринимают его как сказку, хотя интерес к нему не исчезает. Ученик III - IV классов уже хочет знать, где правда, где вымысел. Стремление и умение различать быль от сказки - одна из главных предпосылок изучения истории. Без этого изучение истории не приведет к желаемой цели. В сознании ребенка будут мирно сосуществовать сказочные и реальные сюжеты и герои.

Важное значение в характеристике освоения младшими школьниками ценностного потенциала историко - обществоведческих знаний : является диалог ; воспитание на примере жизни и деятельности выдающихся личностей, используемый в отечественной школе советской эпохи. иллюстрирования героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан - примеров для подражания ; формирования высоких нравственных качеств у учащихся ; предупреждения эгоизма, проявлений высокомерного отношения к иншаковым ценностям и традициям.

ОСНОВНАЯ ШКОЛА. Учебный предмет Обществознание изучается с VI по IX класс. Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы : Общество, Человек, Социальная сфера, Политика, Экономика и Право. Если ранее на его изучение в основной школе отводилось лишь 2 часа и только в 8-9- х классах, то теперь планируется увеличить с 2- х до 4- х часов по 1 учебному часу с 6 по 9 класс. Таким образом, созданы минимально необходимые условия непрерывного воздействия средствами учебного предмета на процесс социализации учащихся, охватывающий весь период с 11 до 15 лет.

Последовательность предъявления материала 5 кл. – начинать изучение содержания примерной программы с того, что наиболее близко и понятно младшим подросткам. При этом особое внимание следует уделять нравственным основам межличностных отношений. 6 кл.- формирование у учащихся пока первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности. Изучение этой тематики должно содействовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, общероссийской идентичности.

7 кл. – центральной темой в содержании курса по обществознанию выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни ( важно подвести учащихся к выводу о необходимости руководствоваться установленными нормами и правилами, уважительное отношение к ним ). 8-9 кл. – более детальное и глубокое изучение основных сторон общества : экономики, политики, социальных отношений, культуры. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития.

Средняя ( полная ) школа. На базовый курс в классах вместо прежних 105 часов отводится 140 часов, что позволяет успешнее решать современные задачи обществоведческого образования. А в профильных классах предусмотрен курс интегральный, включающий вопросы философии, социологии, политологии, социальной психологии, на 210 часов за 2 года. Здесь же в качестве самостоятельных планируются курсы Экономика (140 часов ) и Право (140 часов ).

В старших классах курс строится с ориентацией на расширяющийся спектр социальных связей и отношений, самостоятельность и ответственность в решении жизненных проблем. В связи с этим основой содержания обществоведческого образования в старших классах становится духовная ( нравственно – этические, смысложизненные компоненты ) и гражданская культура ( отношения гражданина с государством и институтами гражданского общества ). Необходимо обратить внимание на особенности содержания обществоведческого курса профильного уровня ( в классах социально – гуманитарной направленности ) и курса базового уровня ( в классах естественно – научной и математической направленности ).

Базисный учебный план ( А ) годовой для общеобразовательных учреждений РБ основное общее образование. Учебные предметы VVIVIIVIIIIX История История Башкортостана 3535 Обществознан ие ( включая экономику и право)

Базисный учебный план для среднего ( полного ) общего образования ( инвариантная часть ) Учебные предметы Кол – во часов за два года обучения. Базовый уровень История Обществознание ( включая экономику и право) 140 (2/2) 140 (2/2)

Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровне ( вариативная часть ) Учебные предметы Кол –во часов за два года обучения. Базовый уровень. Кол –во часов за два года обучения. Профильный уровень История 280 (4/4) 280 (4/4) Обществознан ие 70 (1/1) 210 (3/3) 210 (3/3) Экономика 35 (0,5)/0,5) 140 (2/2) 140 (2/2) Право 35 (0,5)/0,5) 140 (2/2)

Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей ( физико – математический, физико – химический, химико – биологический профили и т. п..) Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения. История 4 Обществознание ( включая экономику и право 4

Социально – экономический профиль. Базовый учебный предмет История 4 часа ( за 2 г.) Профильный учебный предмет Обществознание 6 часов ( за 2 г.) Экономика 6 часов ( за 2 г.) Право 2 часа ( за 2 г.) На элективные курсы ( из компонента образовательного учреждения ) – 10 ч.

Социально – гуманитарный профиль. Профильные учебные предметы История 8 ч. ( за 2 г.) Обществознание 6 ч. ( за 2 г.) Право 4 ч. ( за 2 г.) На элективные курсы ( из компонента образовательного учреждения ) – 5 час.

Филологический профиль. Базовые учебные предметы История 6 ч. Обществознание ( включая экономику и право ) 4 ч.

Учебно – тематический план Название раздела, темы. Цели урока Домашне е задание Сроки

Учебно – тематический план Название раздела, темы. Кол – во часов Вид занятий.

Учебно – тематический план Номер урока Название урока План занятия Материал учебника

Учебно – тематический план Номер урока Название урока План занятия Материал учебника Действие ученика

Учебники по обществознанию на 2009/2010 уч. г. ( основное общее образование ) Обществознание ( включая экономику и право ) Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание. 6 кл. « Просвещение ». Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. 7 кл. « Просвещение ». Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф., Матвеев А. И. др. ознание. 8-9 кл. « Просвещение ». Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. 6 кл. « Русское слово ». Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. 7 кл. « Русское слово ».

Учебники по обществознанию на 2010/2011 уч. г. ( основное общее образование ). Кравченко А. И. Обществознание. 8 кл. « Русское слово ». Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. 9 кл. « Русское слово ». Никитин А. Ф. обществознание.6 кл. « Дрофа ». Никитин А. Ф. обществознание.7 кл. « Дрофа ». Никитин А. Ф. обществознание.8 кл. « Дрофа ». Никитин А. Ф. обществознание.9 кл. « Дрофа ».

Учебники по обществознанию ( среднее ( полное ) общее образование ) Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Городецкая Н. И. и др. под ред. Боголюбова Л. Н. Обществознание ( базовый уровень ).10 кл. « Просвещение » Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Матвеев А. И. под ред. Боголюбова Л. Н. Обществознание ( базовый уровень ).11 кл. « Просвещение ». Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание ( базовый и профильный уровни ) кл. « Просвещение ». Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Смирнова Н. М. и др. под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю. Обществознание ( профильный уровень ).10 кл. « Просвещение ».

Учебники по обществознанию ( среднее ( полное ) общее образование ) Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Кинкулькин А. Т. и др. под ред. Боголюбова Л. Н. Обществознание ( профильный уровень ) 11 кл. « Просвещение ». Гуревич П. С., Николаева Е. З. Обществознание ( базовый уровень ).10 кл. « Мнемозина ». Гуревич П. С., Николаева Е. З. Обществознание ( базовый уровень ). 11 кл. « Мнемозина ». Кравченко А. И. Обществознание ( базовый уровень ).10 кл. « Русское слово ». Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание ( базовый уровень ). 11 кл. « Русское слово ». Никитин А. Ф. Обществознание ( базовый уровень ).10 кл. « Дрофа »

Учебники по обществознанию ( среднее ( полное ) общее образование ) Никитин А. Ф. Обществознание ( базовый уровень ).11 кл. « Дрофа » Никитин А. Ф., Метлик И. В., Галицкая И. А. под ред. Никитина А. Ф. Обществознание ( базовый уровень ). 10 кл. « Просвещение ». Никитин А. Ф., Метлик И. В. под ред. Метлика И. В. Обществознание ( базовый уровень ). 11 кл. « Просвещение ». Салыгин Е. Н., Салыгина Ю. Г. Обществознание ( базовый уровень ). 10 кл. « Вентана – Граф ». Салыгин Е. Н., Салыгина Ю. Г. Обществознание ( базовый уровень ). 11 кл. « Вентана – Граф ».

Учебники по праву ( среднее ( полное ) общее образование Боголюбов Л. Н., Лукашева Е. А., Матвеев А. И. и др. под ред. Боголюбова Л. Н. и др. Право ( профильный уровень ).10 кл. « Просвещение ». Матвеев А. И., Кудрявцев В. Н., Амбросимова Е. Б. под ред. Боголюбова Л. Н. Право ( профильный уровень ). 11 кл. « Просвещение ». Воронцов А. В., Романов К. С., Баранов П. А. под ред. Бордовского Г. А. Право ( профильный уровень ) кл. « Вентана – Граф ».

Учебники по праву ( среднее ( полное ) общее образование ) КашанинаТ. В., Кашанин А. В. Право ( профильный уровень ). 10 – 11 кл. « Вита – Пресс ». КашанинаТ. В., Кашанин А. В. Право ( базовый уровень ). 10 – 11 кл. « Вита – Пресс ». Никитин А. Ф. Право ( профильный уровень ) кл. « Дрофа ». Никитин А. Ф. Право ( базовый уровень ) кл. « Просвещение ». Певцова Е. А. Право ( базовый и профильный уровни ). 10 кл. « Русское слово ». Певцова Е. А. Право ( базовый и профильный уровни ). 11 кл. « Русское слово ».

Учебники по экономике ( среднее ( полное ) общее образование ). Автономов B.C. Экономика ( базовый уровень ) кл. « Вита – Пресс ». Грязнова А. Г., Думная Н. Н., Карамова О. В. и др. Экономика ( базовый уровень ) кл. « Интеллект - Центр ». Иванов СИ., Шереметова В. В., Скляр М. А. и др. под ред. Иванова СИ. Экономика ( профильный уровень ) кл. « Вита – Пресс ». Кайзер Ф.- Й., Веткина А. В., Курмелева А. С. под ред. Кайзера Ф.- Й. Экономика ( базовый уровень ) кл. « Вита – Пресс ». Киреев А. П. Экономика ( базовый уровень ) кл. « Вита – Пресс ».

Учебники по экономике ( среднее ( полное ) общее образование ) Королева Г. Э., Бурмистрова Т. В. Экономика ( базовый уровень ) кл. « Вентана – Граф ». Линьков А. Я., Иванов СИ., Скляр М. А. под ред. Линькова А. Я. Экономика ( базовый уровень ) кл. « Вита – Пресс ». Липсиц И. В. Экономика ( базовый уровень ) кл. « Вита – Пресс ».

Условно все действующие учебники обществознания можно разделить на 3 группы : I. Воспитание правовой культуры ( Е. Певцова, А. Кравченко, А. Никитин, Т. Кашанина, О. Кишенкова, Е. Королькова, Н. Суворова и др.) II. Воспитание политической культуры ( В. Мушинский, В. Кривошеев и др.) III. Воспитание гражданской культуры ( А. Никитин, Л. Боголюбов, Я. Соколов, Б. Хасан и др.)