Тема «Формирование критического мышления учащихся на уроках биологии» Выполнила: Стрижова Г.Н. Учитель биологии Первомайской СОШ Кваркенского района Оренбургской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Advertisements

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Технология развития критического мышления (далее ТРКМ) была разработана американскими учеными и преподавателями в конце ХХ века.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Подготовила учитель МБОУ - СОШ 2 р. п. Степное Илюшова Татьяна Алексеевна ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
Из опыта работы учителя истории и права Серяевой Н.А. МОУ СОШ 6 г.Вольска.
Мои педагогические позиции: Учить надо не по закону, а по понятиям Смысл должен стоять впереди языка Наши ученики умнее нас Процесс обучения важнее результата.
Тема: «Достижение метапредметных образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС. Цель: внедрение федерального государственного образовательного.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией,
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как.
Транксрипт:

Тема «Формирование критического мышления учащихся на уроках биологии» Выполнила: Стрижова Г.Н. Учитель биологии Первомайской СОШ Кваркенского района Оренбургской области

Цель проекта: Создать и апробировать эффективность методических рекомендаций для успешного формирования приемов умственной деятельности и развития критического мышления учащихся. Создать и апробировать эффективность методических рекомендаций для успешного формирования приемов умственной деятельности и развития критического мышления учащихся.

Задачи проекта Осуществить анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы; Осуществить анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы; Разработать методические рекомендации по использованию технологии развития критического мышления учащихся на уроках биологии; Разработать методические рекомендации по использованию технологии развития критического мышления учащихся на уроках биологии; Определить критерии эффективности данных методических рекомендаций; Определить критерии эффективности данных методических рекомендаций; Разработать процедуру диагностики качеств критического мышления учащихся; Разработать процедуру диагностики качеств критического мышления учащихся; Апробировать методические рекомендации. Апробировать методические рекомендации.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить. это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить. это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Задачи технологии Существенно повысить интерес учеников как к изучаемому материалу так и к самому процессу обучения; Существенно повысить интерес учеников как к изучаемому материалу так и к самому процессу обучения; Развивать у учащихся умение самостоятельно Развивать у учащихся умение самостоятельно обрабатывать информацию и осуществлять осознанный выбор во всех сферах деятельности; обрабатывать информацию и осуществлять осознанный выбор во всех сферах деятельности; Существенно повысить Существенно повысить эффективность восприятия информации учениками; Сформировать навыки работы в коллективе. Сформировать навыки работы в коллективе.

Формы и средства развития КМ сбор данных сбор данных анализ текстов анализ текстов сопоставление альтернативных точек зрения сопоставление альтернативных точек зрения коллективное обсуждение коллективное обсуждение разные виды парной и групповой работы разные виды парной и групповой работы дебаты дебаты дискуссии дискуссии публикации письменных работ учащихся публикации письменных работ учащихся КМ – письменная работа

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми Помочь соотнести старые знания с новыми

Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Роль учителя в ТРКМ: направляет усилия учеников в определенное русло направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Современный выпускник должен уметь: формировать собственное мнение формировать собственное мнение совершать обдуманный выбор между различными мнениями совершать обдуманный выбор между различными мнениями решать проблемы решать проблемы аргументировано спорить аргументировано спорить ценить совместную работу, в которой возникает общее решение ценить совместную работу, в которой возникает общее решение уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ?? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает 6 е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…?Что…?Когда…?Может…?Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Кластеры (гроздья)

Пример При изучении темы «Фотосинтез» на стадии вызова учитель дает задание составить одноименный кластер. В результате может получиться следующее: При изучении темы «Фотосинтез» на стадии вызова учитель дает задание составить одноименный кластер. В результате может получиться следующее: Зеленый хлоропласт лист вода растение ФОТОСИНТЕЗ кислород ФОТОСИНТЕЗ кислород хлорофилл свет углекислый газ глюкоза углекислый газ глюкоза

Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) Знаю Хочу знать Узнал Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Источники, из которых мы намерены получить информацию АБВГДЕЖЗ1254

Заполненная таблица может выглядеть так: Заполненная таблица может выглядеть так: Знаю Хочу узнать Узнал 1. Органы дыхания животных: жабры (рыбы) трахеи (насекомые) лёгкие (млекопитающие) 2. Под действием кислорода происходит распад сложных орг. соединений на более простые с выделением энергии 1. Строение органов дыхания человека 2. Почему человек чихает? 3. Почему развивается насморк, когда человек заболевает? 4. Почему в подростковом возрасте «ломается» голос? 5. Почему мы зеваем? 6. Почему у курильщика развивается «хронический кашель», «хриплый голос»?

«Бортовые журналы» Что мне известно по Что нового я узнал из данной теме? текста?

«Двухчастный дневник» Вопросительные слова Основные понятия темы понятия темы Что?Какой? Чем отличается? Почему? и др. и др.

Инсерт (условные значки) V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме) Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше

Перепутанные логические цепочки Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

Приемы по развитию навыков ведения дискуссии Ролевая игра Ролевая игра Перекрестная дискуссия Перекрестная дискуссия Спор-диалог Спор-диалог 6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения) 6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения) Аквариум Аквариум

АКВАРИУМ Применяется для обсуждения дискуссионных вопросов на стадии осмысления. Класс делится на группы по 4-5 человек. В группах распределяются роли: Рыбки Ведущий Наблюдатель Наблюдатель Эксперт Эксперт Эксперт Эксперт

СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Интрига Используется какой-либо текст, рисунок, предмет.Обсуждение интриги проводится вначале в парах, затем в классе. Мнение пар записываются на доске. К ним возвращаются на стадии рефлексии. Используется какой-либо текст, рисунок, предмет.Обсуждение интриги проводится вначале в парах, затем в классе. Мнение пар записываются на доске. К ним возвращаются на стадии рефлексии. Пример: при изучении темы «Лишайники» - «Черный ящик». В ящике – оленьи рога, пионерский галстук, склянка с надписью «Чистый воздух». Как вы думаете, какая взаимосвязь между этими предметами? Пример: при изучении темы «Лишайники» - «Черный ящик». В ящике – оленьи рога, пионерский галстук, склянка с надписью «Чистый воздух». Как вы думаете, какая взаимосвязь между этими предметами?

Телеграмма Тема «Экологические группы птиц». Тема «Экологические группы птиц». От имени посетителей зоопарка составляется телеграмма, в которой кратко, четко описываются отряды птиц, изученные на уроке. Работа проводится в группах или парах. Телеграммы посылаются в другие группы и там проверяются, затем представитель группы ее зачитывает с комментариями. Если ошибки сохранились, то лучше их исправить сообща в классе. От имени посетителей зоопарка составляется телеграмма, в которой кратко, четко описываются отряды птиц, изученные на уроке. Работа проводится в группах или парах. Телеграммы посылаются в другие группы и там проверяются, затем представитель группы ее зачитывает с комментариями. Если ошибки сохранились, то лучше их исправить сообща в классе.

«Прием «перекрестная дискуссия» Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках ДА НЕТ ДА НЕТ Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.

Критическое мышление Размышляйте над этим… Размышляйте над этим… Только критически Только критически