Профессиональная компетентность учителя Содержание Структура Оценка Психолого-педагогическая школа КОУ «Школа 18», 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональная компетентность учителя Презентация к выступлению на педагогических чтениях «Профессиональная компетентность педагога» Уткин А.В., учитель.
Advertisements

Дубровина И. В. учитель математики и физики МБОУ «СОШ 5» г. Вязники «Профессиональная компетентность педагога»
Педагогический совет ГОУ ЦО 1865 САО г.Москва. Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях.
Оценка профессиональной компетентности учителя Содержание Структура Оценка.
Профессионализм и формы использования индивидуального ресурса в деятельности МОУ «ООШ с. Полевое»
2010 Профессиональная компетентность: совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Презентация по теме: «Повышение компетентности педагогов - путь повышения компетентности обучающихся» Выполнила учитель иностранных языков МАОУ СОШ 18.
Профессиональные компетенции педагогов ДОУ Бесчастнова Ирина Анатольевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ 5 Приволжского района.
Профессионально -педагогическая компетентность преподавателя Китайский язык.
Современные требования к профессионалу. Профессионал: - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
Тема педагогического совета Педагогическое взаимодействие- важнейшее условие эффективности образовательного процесса.
Проект «Профессиональный стандарт педагога» Автор : учитель начальных классов «МБОУ СОШ 1 им. Б.Н.Куликова» Шах Елена Петровна Муниципальное общеобразовательное.
СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ выполнила: Ушакова Е.А., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 15 г. Серова 1.
Материал по теме: Педагог дополнительного образования - профессионал. Каков он?
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Профессиональный рост педагога дополнительного образования как фактор повышения качества образовательной деятельности.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Транксрипт:

Профессиональная компетентность учителя Содержание Структура Оценка Психолого-педагогическая школа КОУ «Школа 18», 2014

Задачи ППШ: На основе теоретического анализа проблемы сформировать у педагогов представления о ППК и ее личностно - деятельностных компонентах; Способствовать осознанию педагогами школы необходимости развития качеств, обеспечивающих эффективное взаимодействие с учащимися; Ознакомить с педагогов со способами диагностики отдельных компонентов собственной ППК и комплексной диагностикой способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию; Сформировать у педагогов представление о способах и приемах профессионально-личностного саморазвития, обеспечить овладение некоторыми из них.

Психолого-педагогическая компетентность педагога (далее ППК) В педагогической науке понятие психолого-педагогическая компетентность (ППК) определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.

В качестве основных компонентов ППК рассматриваются три блока: В качестве основных компонентов ППК рассматриваются три блока: 1. Психолого-педагогическая грамотность; 2. Психолого-педагогические умения; 3. Профессионально значимые личностные качества.

Умения, благодаря которым учитель создает и поддерживает контакт с воспитанниками: 1. Это умение использовать социально-психологические механизмы операциональных средств профессионального общения, т.е. способов, с помощью которых учитель реализует сам процесс общения, достигая тех или иных целей педагогической деятельности. Их выбор надо уметь соотнести с личностными качествами – своими и учащихся. 2. Основной критерий сформированности профессионально- деятельностного компонента ППК - умение учителя самостоятельно решать педагогические проблемы с точки зрения того, насколько такое решение способствует личностному развитию ученика.

Единство профессионального и личностного компонентов Профессиональное самосовершенствование Развитие личности Профессионально значимые личностные качества

Межличностные отношения Воплощенное знание Академическое знание Личностное знание

Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях: Педагогический такт; Наблюдательность; Способность и желание работы с детьми; Заинтересованность в результате своей работы; Умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно- воспитательного процесса; Организаторские способности; Простота, ясность и убедительность речи; Управление психическим состоянием учащихся на учебных занятиях.

Педагогический такт предполагает: Уважение к школьнику и требовательность к нему; Развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; Внимательность к психическому состоянию школьника, способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты); Умение чувствовать, видеть, анализировать и оценивать состояние другого человека; Разумность, и последовательность требований к ученику; Доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы; Педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.

5 основных стадий профессионального становления (в таблице стаж работы учителя взят условно). 5 основных стадий профессионального становления (в таблице стаж работы учителя взят условно). Начинающие педагоги (1-2 года) Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку. Молодые специалисты (2-5 лет) Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу. Опытные учителя (5-10 лет) Стадия учительской компетентности. Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями.

5 основных стадий профессионального становления (в таблице стаж работы учителя взят условно). Профессионалы (10-20 лет) Период профессионального мастерства. Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики. Эксперты (Свыше 20 лет) Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного.

Компетентный учитель - это специалист, овладевший профессиональными знаниями и умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса. Профессионализм педагога – единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности

Уровни профессиональной компетентности учителя 1. Владение основами профессии, 2. Применение известных в науке и практике приемов; 3. Повседневные решения нестандартных задач ( открытия для себя); 4. Положительная результативность и эффективность образовательного процесса; 5. Преимущественная ориентация на знания у обучающихся.

Уровень профессиональной компетентности «учителя-мастера» Владение лучшими образцами приемов, известных в науке и практике; Повседневное решение нестандартных педагогических задач (открытия для себя); Устойчивая высокая эффективность ОП; Оптимальность (работа без перегрузок); Стремление учитывать развитие учащихся; Передача опыта другим учителям.

Уровень профессиональной компетентности «учителя-новатора» Поиск и использование оригинальных приемов или целостных оригинальных систем обучения и воспитания; Творчество в ОП (открытие для себя); Эффективность в поисках нового; Четкая ориентация на развитие учащихся как главный результат труда; Индивидуальность образовательного процесса.

Уровень профессиональной компетентности «учителя-исследователя» Стремление и умение изучать и оценивать значимость своих оригинальных идей или новых приемов у других учителей; Оценивание эффективности, оптимальности ОП.

Уровень профессиональной компетентности «учителя-профессионала» Учитель - профессионал – это «мастер», «новатор», «исследователь». Стремление к саморазвитию; Все поиски «от ученика» и для ученика; Новатор, пробующий все новое; Мастер, владеющий багажом современной науки; Учитель, находящий и внедряющий новое, исследующий результативность, создающий оптимальную психологическую обстановку на уроке.

Содержание педагогической компетентности (по В.Т. Чичикину) Компоненты: Информационный (теоретический); Операционный (практический); Мотивационный (личностный);

Информационный компонент Профессионально-педагогическая эрудиция Широкий кругозор, общая культура; Психолого-педагогические знания; Безупречное знание предмета; Знание методики преподавания.

Операционный компонент Владение : профессиональной культурой речи, общения и педагогическим тактом; разными технологиями и методами обучения; методами диагностики и мониторинга педагогической деятельности; владение аудиторией, профессиональная наблюдательность.

Мотивационный компонент Любовь к детям; Требовательность к себе и детям; Доброжелательность и общительность; Увлеченность работой, способность привить интерес к своему предмету; Постоянное совершенствование педагогического мастерства.

Пути развития профессиональной компетентности педагога: Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней); Инновационная деятельность педагога; Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.; Обобщение и распространение собственного педагогического опыта; Аттестация педагогов, повышение квалификации Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.

Целевые индикаторы профессиональной компетентности (параметры оценивания) Профессиональная компетентность учителя определяется умением : Строить учебный процесс, направленный на достижение целей образования – выбирать и предлагать способы педагогической поддержки; Видеть ученика в образовательном процессе – предлагать разные способы включения ученика в разные виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями; Создавать образовательную среду и использовать ее возможности – информационные ресурсы, ИКТ; Планировать и осуществлять профессиональное самообразование – анализ собственной деятельности, выбор технологий самообразования. ( Компетентностный подход в педагогическом образовании, под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Родионовой, СПб, 2004, Из-во РГПУ им. А.И. Герцена)

Психолого-педагогическая школа КОУ «Школа 18», уч.г. (1) Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! До новых встреч в новом 2014 году !!! До новых встреч в новом 2014 году !!!