Профессионализм учителей и качество знаний учащихся – необходимое условие становления модернизированной школы Обучать - значит вдвойне учиться. Ж. Жубер.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессионализм и формы использования индивидуального ресурса в деятельности МОУ «ООШ с. Полевое»
Advertisements

«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Круглый стол. Вопросы: В современной школе я больше всего ценю… В современной школе я не принимаю… Какой учитель, по вашему мнению, соответствует современной.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Тема: Роль методического кабинета в повышении методической компетентности преподавателей педагогического колледжа.
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Методическое объединение классных руководителей « КОМПЕТЕНЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ» 9 октября 2015 года Доклад Жуковой Н.В. Доклад Жуковой Н.В.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района УЧЁТ ВНЕУЧЕБНЫХ.
Портфолио учителя.. Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Повышение профессионального мастерства педагогов на рабочем месте С.А. Копылова зам.директора по учебно- воспитательной работе МОУ средней школы 73 г.о.Тольятти.
Содержание и методика проведения аттестации профессиональной деятельности учителя общеобразовательного учебного заведения Содержание и методика проведения.
Современные требования к педагогам в рамках ФГОС-3 Михеева Елена Леонидовна.
МОУ СОШ 2 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
ДИДАКТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА. ДИДАКТИКА УРОКА – система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
«Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие развития современной школы»
Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Транксрипт:

Профессионализм учителей и качество знаний учащихся – необходимое условие становления модернизированной школы Обучать - значит вдвойне учиться. Ж. Жубер

Проблемы сегодняшнего дня делают процесс обучения и воспитания еще более трудным. Поэтому особенно востребованными становятся профессионализм учителей, воспитателей, классных руководителей. Профессионализм определяется как хорошее владение своей профессией, а профессионал – это человек, который (в отличие от любителя) занимается каким- нибудь делом как специалист, владеющий профессией.

Педагогический профессионализм: - профессионально важные качества педагога, - педагогические способности, - педагогические умения, - квалификация, - мастерство, - творчество, - умелость, - стиль педагогической деятельности, - педагогические позиции, - педагогическая культура и др.

Характеристики учителя: надпредметная (психолого-педагогическая) компетентность; предметная компетентность. (Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, Толковый словарь русского языка, С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова).

Компетентность Надпредметная (вне предметная)Предметная Психолого-педагогическая культура учителя. Знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами. Знание и учет возрастных особенностей учащихся. Владение различными педагогическими технологиями. Владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики. Знание нормативно-правовой базы.

5 основных стадий профессионального становления Стадия Стаж работы Характеристика I Начинающие педагоги 1-2 года Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку.

Стадия Стаж работы Характеристика II Молодые специалисты 2-5 лет Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно- воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу.

Стадия Стаж работы Характеристика III Опытные учителя 5-10 лет Стадия учительской компетентности. Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями.

Стадия Стаж работы Характеристика IV Профессионалы лет Период профессионального мастерства. Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики.

Стадия Стаж работы Характеристика V Эксперты Свыше 20 лет Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного.

Три аспекта профессионального поведения: Поведенческая парадигма меняется от следования абстрактным принципам к применению своего уникального профессионального опыта. Происходит сдвиг от восприятия педагогической ситуации как структуры дискретной, не связанной с целым, к восприятию системному, где каждый элемент рассматривается как часть целого, функционально и структурно с ним связанная. Меняется сама педагогическая позиция учителя: от стороннего наблюдателя – к активному участнику образовательного процесса, способному влиять на ход и развитие педагогической ситуации.

Проведя исследование среди педагогов, мы получили следующий результат: Педагоги Предпочитаемые способы обучения и самообучения Начинающие педагоги, молодые специалисты - Готовы без оценочно воспринимать любую психолого-педагогическую информацию. - Стремятся переработать полученную информацию и сформировать свою целостную систему схем-моделей, которые могли бы быть применимы в любых педагогических ситуациях. Опытные учителя- Демонстрируют опору на свой опыт и свои собственные профессиональные и личностные ресурсы. - Предпочитают индивидуальные консультации. Профессионалы Предпочитают принимать участие в проведении круглых столов, дискуссий, диалогов, бесед. Эксперты Предпочитают опираться на свой собственный опыт.

Возникает необходимость оценки профессиональной деятельности учителя. Объективная оценка, не зависящая ни от настроения проверяющего и личного отношения к нему, ни от бывших заслуг самого педагога, - дело, что тут скрывать, сложное. Профессиональный уровень преподавателя невозможно измерить точным баллом, точной величиной. Любая его оценка является относительной и содержит в себе элементы субъективизма, которые можно свести к минимуму рейтинговой системой оценок. В основном (и это справедливо) профессионализм преподавателя определяется оценкой его умений и навыков. Степень их выраженности отображает Квалификационная карта учителя. В каждом учебном учреждении существует своя форма Квалификационной карты.

Педагогические компетентности (способности), оцениваемые методикой МОРУ (автор Митина Л.М.): Получение учителем информации о запросах ученика и его продвижении в обучении. Демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения учебного материала (вербального и письменного). Организация учителем времени урока, пространства класса, учебных пособий и технических средств в целях обучения. Общение, взаимодействие учителя с учениками на уроке. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения. Поддержание учителем на уроке творческой (креативной) атмосферы. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников.

Результат полученный по данной методике:

Проанализировав полученные нами в результате проведенного исследования графики (25 человек), мы сделали следующие выводы: начинающие педагоги и молодые специалисты (зеленая линия) имеют: наиболее низкие показатели - педагогические способности, связанные с общением учителя с учащимися и созданием рабочей атмосферы на уроке (I, IV, VI); самый высокий показатель – знание предмета (II). педагоги с 10-летним-15-летним стажем работы (фиолетовая линия) показывают самые высокие показатели в использовании педагогических технологий (III, V). педагоги со стажем более 20 лет (синяя линия): самые высокие результаты показывают в методике преподавания (V, VII), но значительно теряют во взаимоотношениях с учениками (IV). профессиональное становление наиболее выражено у педагогов с летним стажем работы.

Качественный состав педагогического коллектива Катего- рия Учеб.год Всего учителей Высшая 20 (56 %)21 (57 %)19 ( 61%)17 (55%)19 (61%) Первая 5 (14 %)3 (8 %)4 (13 %)3 (10%)5 (16%) Вторая 1 (3 %)0 (0 %)1 (3 %) 3 (10%) Не имеют 10 (27 %)13 ( 35%)7 (23 %)10 (32%)4 (13%)

Качественный состав педагогического коллектива

Возрастной состав учителей: Стаж МОУ СОШ 6 Всего % (от общего числа) 1-2 года 13 %начинающие педагоги 2-5 лет 310 %молодые специалисты 5-10 лет 620 %опытные учителя лет 1445 %профессионалы свыше 20 лет 722 %эксперты

Возрастной состав учителей:

Все о чем шла речь выше очень важно – ведь от профессионализма учителя зависит качество знаний учащихся.

К показателям качества образования относятся: успеваемость учащихся; качество выполнения ими проверочных работ, срезов знаний, диагностических работ; количество победителей предметных олимпиад; количество медалистов.

По некоторым критериям методики Симонова была проанализирована работа педагогов и в нашей школе. ФИО учителя Уровень оценки Катего- рия Число учащих ся % успеваемости % степени обученности 1Высокийвысшая %59% 2 Среднийпервая %53% 3 Низкийвторая %43%

Проанализируем работу учителей школы ФИО учите- ля Уровень оценки Катего -рия Стаж работы Число учащих ся % успеваемости % качества знаний % степе ни обученности 1Высокийвысшая свыше 20 лет %71%69% 2 Среднийвысшая свыше 20 лет 2298 %53%55%

Педагогическое мастерство Профессионализм преподавателя Обновлять, расширять Качество знаний учащихся стимулировать

Вопросы АНКЕТЫ 1. Какие инициативы президента и правительства России применяются в области образования последние 5 лет? 2. Укажите основные направления «Приоритетного национального проекта «Образование». 3. Назовите 5 составляющих национальной образовательной стратегии – инициативы «Наша новая школа». 4. Раскройте понятие «инновационный урок». 5. Какие современные педагогические технологии вы используете на уроках?

Вопрос анкеты Ответили полно Ответили частично Затруднили сь ответить Какие инициативы президента и правительства России применяются в области образования последние 5 лет? 7121 Укажите основные направления «Приоритетного национального проекта «Образование» Назовите 5 составляющих национальной образовательной стратегии – инициативы «Наша новая школа». 128 Раскройте понятие «инновационный урок»

Результаты анкетирования

Формы работы для повышения профессионализма педагога: Открытые уроки Открытые мероприятия Конкурсы Выступления на педсоветах Участие в семинарах Участие в предметных и методических неделях Работа с одаренными детьми Работа по предупреждению неуспеваемости учащихся Научно-исследовательская деятельность Взаимное посещение уроков Развитие кабинета Курсы повышения квалификации Работа над темой самообразования

Оценка учителя – проблема, которая до сих пор нигде не решена удовлетворительно. Пфайфер и Маклауглин В странах – лидерах современного образования «развитие школы» входит в «заказ» общества школе и закреплено государством в соответствующих законах и документах, регулирующих деятельность школы. Поэтому вносить вклад в развитие школы становится обязанностью учителей. А поскольку профессиональное развитие сотрудников является составной частью развития любой организации, профессиональное развитие учителя тоже становится его обязанностью и рассматривается как составная часть его профессиональной деятельности.

Существующие подходы и инструменты для оценки профессиональной деятельности учителя: Традиционные формы оценки учителя; Традиционные инструменты и способы сбора данных; Учебные достижения учащихся как источник данных; Оценка учителя учениками; Тест на способности; Портфолио учителя; Самооценка.

Формы и методы инновационной деятельности дифференциация учебно-воспитательной деятельности; индивидуализация процессов воспитания и обучения; создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого учащегося; Психологическая безопасность и защита обучаемого, вера в его силы и возможности, принятие его таким, каков он есть; обеспечение успешности в обучении; обоснованность уровня развития каждого ученика; усиление роли гуманитарного образования.

Развитие современной школы и современного учителя невозможно без инновационной деятельности. Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния. (В.М.Шепель). Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П.Волков). Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. (Материалы ЮНЕСКО).

Педтехнологии, применяемые педагогами школы Современные технологии Указано в анкетах педагогами Развивающее обучение 4 Проблемное обучение 6 Разноуровневое обучение 7 Коллективная система обучения Исследовательские методы в обучении Проектные методы обучения 3 Технология модульного и блочно-модульного обучения Лекционно-семинарская зачётная система обучения Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр 9 Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)3 Информационно-коммуникационные технологии 14 Здоровьесберегающие технологии 8 Система инновационной оценки «портфолио»

Педтехнологии, являющиеся актуальными: Проектная деятельность; Педагогическая мастерская; Артпедагогика.

Спасибо за внимание!