Представление методической темы : Общие методические рекомендации к решению задач по генетике. Учитель биологии СШ 7 Мазинова Гульнара Изетовна.
Алгоритм решения задач Схематично его можно показать на пятиугольнике.
Мысленно ученик должен пройти данную последовательность по часовой стрелке Условие задачи. 2. Таблица «Признак-ген» 3. Схема скрещивания. 4. Решетка Пеннета. 5. Ответ.
1.Условие задачи. Изучить условие задачи. Определить тип задачи: сколько пар признаков сколько пар генов кодирует эти признаки число классов фенотипов в потомстве их количественное соотношение тип наследования– сцепленное или независимое связь наследования с половыми хромосомами.
2. Таблица. Признак Ген
Или ПризнакАллель
Нельзя ПризнакАллель ПраворукостьП Леворукостьп
Рекомендуется При аутосомном наследовании резус - факторRh / rh При наследовании, сцепленном с полом дальтонизмX D / X d гемофилияX H / X h
Полигибридное скрещивание ПризнакАллель 1Карие глазаА Голубые глазаа 2Дальтонизм -ХDХD Дальтонизм +ХdХd 3Гипертрихоз –УBУB Гипертрихоз +УbУb
3. Схема скрещивания Родительские организмы – Р Женский пол - ( зеркало Венеры), в генетике человека – О Мужской пол - ( щит и копьё Марса), в генетике человека – Скрещивание – х Потомство – F 1,F 2 … Гаметы - G
4. Решётка Пеннета Аа ½ А½ а ½ А ¼ АА кареглаз. ½ а
5. Ответ ( краткий, точный ) На вопрос: «Какова вероятность?..» - ответ в долях, частях, процентах. При отсутствии положительного ответа даётся отрицательный. При наличии двух вариантов решения задачи приводятся оба ответа ( через запятую ).