Активизация учебной и познавательной деятельности через применение проблемных ситуаций на адаптивном уроке Тема:
Интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающее успех В. А. Сухомлинский
Цель: показать эффективность применения проблемных ситуаций на адаптивном уроке для организации учебно- познавательной деятельности.
Задачи: дать отличие адаптивного урока с применением проблемных ситуаций от традиционного; показать способы и правила создания проблемных ситуаций на учебном адаптивном занятии; определить уровень влияния проблемных ситуаций на организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся и результаты обучения.
Мышление начинается с проблемной ситуации С. Л. Рубинштейн
Методические приёмы создания проблемных ситуаций: подведение школьников к противоречию и предложение им самим найти способ его решения; столкновение противоречий в практической деятельности; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; побуждение школьников делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций.
Виды проблемных ситуаций: ситуация неожиданности; ситуация неопределённости; столкновение мнений; ситуация опровержения; ситуация предположения.
Учебная дискуссия устная письменная Почему? Зачем? Для чего? Сравни. Докажи. Выбери верное утверждение или решение.
Достоинства письменной дискуссии: у детей развивается письменная речь, они учатся оформлять свою точку зрения в виде предложения или текста; учитель может заранее познакомиться со всеми версиями и исключить нелепые, продумать способы группировки и обсуждения версий; вовлеченность детей повышается за счет того, что каждый имел возможность обдумать и зафиксировать свое мнение.
Алгоритм создания проблемы: подготовка к восприятию проблемы создание проблемной ситуации формулирование проблемы процесс решения проблемы доказательство правильности избранного решения
Компоненты Традиционный урок Урок с применением проблемных ситуаций Ученик Объект обучения Субъект обучения Учитель Информатор Консультант, организатор познавательной деятельности Формы организации познавательной деятельности Фронтальная беседа, индивидуальная самостоятельная деятельность Индивидуальная, самостоятельная, парная, групповая, рефлексивная деятельность с применением проблемных ситуаций. Методы обучения Информативные, дедуктивные Развивающие, проблемные, рефлексивные, практические Содержание учебного материала Материал преподносится чаще всего на репродуктивном уровне Материал дается на основе решения проблемных задач. Анализ деятельности Обучение в основном проводится на репродуктивном уровне, нет самоанализа, рефлексии. Обучение проводится на продуктивном уровне на основе познавательного интереса. Планируемые результаты Общеучебные навыки Формирование универсальных учебных действий Цель ЗУНыРазвитие познавательных интересов и практических умений
качество обучения (уровень обученности за все годы – 100%; качество обученности от 64% до 69%); качество и эффективность проведения учебных занятий, которые составляют от 83% до 96% (по результатам проведения «Дня ДРК» «Эффективность современного урока» по методике Т.И. Шамовой); на положительную динамику развития интеллектуальных и познавательных способностей обучающихся (мои ученики являются победителями исследовательских проектов: Всероссийский конкурс «Я – исследователь», проект «Почему белочки живут в сибирских лесах?» - диплом; 3 место в 9 районной конференции молодых исследователей «21 век. В поисках совершенства» за проект «Нужно ли читать книги?»); 1 место по региону во Всероссийском конкурсе по естествознанию «Человек и природа» - диплом, 1 место среди 4-х классов в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» по Нижневартовскому району; 1, 3 места в районном творческом конкурсе «Учитель, перед именем твоим…» (направление - «Литературное творчество»).
Год УровеньТема конференции Тема выступления 2007 Районная научно- практическая конференция «Реализация модернизации начального общего образования на современном этапе в образовательных учреждениях ХМАО» «Дифференцированное обучение как основа успешного обучения и развития младшего школьника» 2007 Районная научно- практическая конференция «Личностно- ориентированные технологии в школе здоровья и развития» Мастер класс «Модульное обучение как средство личностно-ориентированного развития младших школьников» 2008 Окружная научно- практическая конференция «Новые методические подходы к изучению предметного содержания УМК «Школа России» в начальной школе» «Новые методические подходы к изучению раздела «Табличное умножение» в преподавании математики по учебнику М. И. Моро» 2009 Окружная научно- практическая конференция «Развитие личности в дошкольном и школьном образовании: опыт, проблемы, перспективы» «Мониторинг как средство реализации модульных рабочих программ» 2010 Окружная научно- практическая конференция «Перспективы и механизмы реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» «Современные тенденции литературного образования школьников»
Мои достижения в области образования: Диплом за активное участие во всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь»; Диплом II степени в окружном конкурсе исследовательских проектов «Самый интересный урок»; Сертификаты об участии в окружных научно-практических конференциях; Благодарственное письмо Комитета по образованию за участие в районных научно-педагогических чтениях по теме «Влияние современных педагогических технологий на развитие и саморазвитие ребенка»; Благодарность за активное участие в реализации соцпроекта «Туристской тропой - всей семьей»; Благодарственное письмо за участие и проявленный интерес к встрече двух поколений, посвященной 65-летию Великой Победы «Дети войны»
Являюсь обладателем грантов Президента Российской Федерации, губернатора ХМАО- Югры, главы района. Награждена грамотой Департамента образования и науки Ханты- Мансийского автономного округа, благодарственным письмом губернатора ХМАО – Югры