Формирование связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья Презентация учителя-логопеда ГБОУ Спецшколы- интерната г. Сердобска Т.М.Лукониной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование навыка правильного употребления предлогов у дошкольников Подготовила учитель – логопед Сятчихина М.Г. г. Пермь 2015.
Advertisements

Подготовила учитель – логопед ГБДОУ113 Милейшева Надежда Геннадьевна.
« Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания » Л. С. Выготский.
Логопедическая работа в ГОУ СОШ На что обратить внимание в развитии речи дошкольника Советы логопеда родителям будущих первокласников.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического.
Машакушаетвкуснуюкашу. I.Упражнения на основе образца; II. Конструктивные; III. Творческие. Упражнения с предложениями могут быть разделены на 3 группы:
МОУ «Начальная школа –детский сад 52» г. Петропавловск – Камчатский. Учитель: Егорова Ирина Михайловна.
Развитие речи ребенка третьего года жизни Иванова Л. А., учитель-дефектолог МОУ «РПМПК»
Игра «Придумай предложение» Цель: Развитие мышления, способность к синтезу, свободы речи. Ход игры: Ведущий называет слово и просит следующего игрока.
Учителя – дефектолога Костельниковой Елены Валентиновны.
«Тебе скажут ты забудешь, Тебе покажут ты запомнишь, Ты сделаешь ты поймёшь» 3.
Методы и приёмы развития речи дошкольников.
Виды диктантов, используемые при коррекции письменной речи. Логопедическая служба ГБОУ СОШ 2005 СЗОУО г. Москва Галактионова Е.К Ткач Д.А. «Делай каждый.
Развитие речевой деятельности на логопедических занятиях. Логопед Лупилова А.Е.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
По теме «Текст»Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет.
Речевыми недостатками Неполной сформированностью тесно связанных с речевой деятельностью процессов (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой.
Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
6- летний первоклашка по уровню своего психического развития остается дошкольником. Это значит, что особенности его мышления характерны для деток дошкольного.
Ушакова Оксана Семеновна Развитие речи детей дошкольного возраста.
Транксрипт:

Формирование связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья Презентация учителя-логопеда ГБОУ Спецшколы- интерната г. Сердобска Т.М.Лукониной

Цель логопедической работы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов. Основные задачи логопедической работы: 1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся. 2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи. 3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся. 4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Характерные нарушения речи.

Этапы формирования связной речи. - Фразовая речь; а) работа над словарём; б) словосочетания; в) развёрнутая фраза. - Разговорная речь. Диалог; - Связная речь (монологическая); - Средства выразительного формирования фразы.

При планировании учитываются: речевое и общее развитие ребёнка; его возраст и интересы; его школьный опыт; условия его семейной жизни.

Обследование фразовой речи. Воспроизведение фразы из двух, трёх и более слов. Расположение по порядку слов в предложении. Членение сплошного текста на предложения. Вставить нужный предлог. Поставь в нужной грамматической форме слова, данные в скобках. Составить предложение по опорным словам, данным в начальной форме. Составить предложение по сюжетной картинке. Составить предложение по предметной картинке.

Обследование разговорной речи. Выяснение понимание обращённой речи. Ответы на вопросы с помощью предметных картинок.

Обследование связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке (с наводящими вопросами и без них). Рассказ по серии сюжетных картинок. Пересказ прочитанного (прослушанного текста). Рассказ или описание виденного, пережитого (праздник, случай в деревне и т.п.).

Обследование речи учащегося 3 класса ГБОУ Спецшколы-интерната г. Сердобска Фланчева Алексея при поступлении к логопеду. 1. Воспроизведение услышанной фразы. Услышанная фраза. Её воспроизведение. Выпал снег. Правильно. Пришла холодная зима. Пришла зима холодная. Белочка скрылась в дупле. Белка в дупло скрылась. Медведь залез в свою берлогу. Медведь спит в берлоге.

Обследование речи учащегося 3 класса ГБОУ Спецшколы-интерната г. Сердобска Фланчева Алексея при поступлении к логопеду. Расположение по порядку слов в предложении. Васи, у, болят, уши. У Васи болят уши. У, ель, растёт, дома. У дома растёт ель. Новое, мама, платье, Маше, сшила. Мама Маше сшила платье новое. Сеня, в, спешат, и, Коля, школу. Сеня и Коля в школу спешат.

Обследование речи учащегося 3 класса ГБОУ Спецшколы-интерната г. Сердобска Фланчева Алексея при поступлении к логопеду. 3. Членение сплошного текста на предложения. Зима. Зима. Наступила зима стало холодно Наступила зима стало холодно. Мама купила Олегу лыжи Мама купила Олегу лыжи. Олег катался на лыжах за ним Олег катался на лыжах. бегал Полкан всем было хорошо. За ним бегал. Полкан всем было хорошо.

Обследование речи учащегося 3 класса ГБОУ Спецшколы-интерната г. Сердобска Фланчева Алексея при поступлении к логопеду. 4. Постановка в нужной грамматической форме слов, данных в скобках. Я (петь) песню. Больных лечат (больница). Миша (рисовать) лес. Лето было (жаркое). Сильный мороз сковал (земля). Задание выполнено правильно.

Обследование речи учащегося 3 класса ГБОУ Спецшколы-интерната г. Сердобска Фланчева Алексея при поступлении к логопеду. 5. Составить предложение по опорным словам, данным в начальной форме. Книга, лежать, полка. Книга лежит полка. Дети, петь, песня. Дети поют песни. Белка, дупло, жить. Белка живёт в дупле.

Обследование речи учащегося 3 класса ГБОУ Спецшколы-интерната г. Сердобска Фланчева Алексея при поступлении к логопеду. 6. Составление предложений по картинке. Грибы под ёлкой. По елей растут грибы. Птицы на ветках. Птицы сидят на ветках. Дом в лесу. Дом стоит в лесу.

Обследование речи учащегося 3 класса ГБОУ Спецшколы-интерната г. Сердобска Фланчева Алексея при поступлении к логопеду. 7. Рассказ по серии картинок. Пастух с коровами стоял, а собака лежала. 2) Вдруг прибежал волк. Одна корова рога нагнула. 3) Пастух увидел. Собаки побежали за волком. 4) Собаки догоняли волка.

Обследование речи учащегося 3 класса ГБОУ Спецшколы-интерната г. Сердобска Фланчева Алексея при поступлении к логопеду. 8. Рассказ по двум картинкам. + «Туда и обратно». Мальчики придумали перейти туда. Нашли такую палку. Мальчик дал руку. Собака тома и книжки тома. Дяденька взял двух ребят. Остался один мальчик. Собака здесь, а девочка там.

Обследование речи учащегося 3 класса ГБОУ Спецшколы-интерната г. Сердобска Фланчева Алексея при поступлении к логопеду. 9. Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка», прочитанного логопедом. Мама купила сливы и положила на стол, когда дети лежали в кровати. Никого не было в горнице. Мальчик всё ходит. Он не любит слив. Нюхал, ходил, схватил и съел. И одной сливы не хватает. Сказал отцу. Он спросил: «Не съели сливы?» Все сказали: «Нет». И тоже покраснел и не ел. Папа сказал: «В косточке есть косточка». Он побледнел и сказал, что косточку выбросил за окошку. Смысла рассказа не понял.

Вывод. В общих чертах фраза у мальчика сформирована. Но она содержит аграмматизмы и инверсии. Диалогическая речь доступна. Бытовая ориентировка, как выяснилось из беседы, для ребёнка удовлетворительная. В рассказе по серии картинок отмечается некоторый буквализм, боязнь хоть как-то отойти от изображения: «Собака догоняла волка» - вместо «догнали и разорвали волка». В пересказах текстов Алексей стремится к детальной передаче описанного, но смысла передать не может. Отсюда такие нарушения причинно-следственных отношений, как: « Он не любит слив, нюхал, ходил, схватил и съел». Связная речь со значительными следами ситуативной речи – злоупотребление указательными словами («Мальчики придумали перейти туда») и личными местоимениями («Он спросил»). Наряду с указанными недостатками речи отмечаются правильно построенные сложные предложения. Например: «Мама купила сливы и положила на стол, когда дети лежали в кровати». Строя работу с данным ребёнком исхожу из того, что в первую очередь работаю прежде всего с овладением простых предложений и словосочетаний разных типов, что казалось бы вроде бы излишним, учитывая то, что в экспрессивной речи ребёнка имеются простые предложения, состоящие из 5-6 слов, и даже сложные, но они отягощены аграмматизмами.

РАБОТА НАД СЛОВАРЁМ Детям предлагаются парные картинки, изображающие один и множество однородных предметов. Ведущий называет предмет (предметы) – участники указывают соответствующее изображение.

РАБОТА НАД СЛОВАРЕМ Назвать предметы большие и маленькие. Образец: вилка- вилочка, ложка- ложечка.

Простейшая фраза «Кто как голос подает?» «Кудах – тах –тах! Снеслась в кустах». «Кра-кра-кра! Завтра дождь пойдёт с утра». МУ-у, му-у! Молока кому?»

Простейшая фраза Игра с мячом. Логопед называет слова - предметы, кидая мяч играющим. При возвращении мяча ученик называет соответствующее действие. Например. Солнце светит.

Согласование Задание. Вместо точек вставь нужные окончания. У каждого месяца – свой цвет. Январь – бел…, июнь - зелён…. А вот март – голуб…. Голуб… небо, снега голуб…. На снегах тени, как сын… молнии… Голуб… даль, голуб… льды. Голуб… на снегу следы. Перв… голуб… лужи и последние сугробы и голуб… сосульки. Весь мир голуб… ! По Н. Сладкову.

Управление Кого ты видишь?

Управление Что ты видишь?

Инсценировка сказки «Теремок» Логопед предлагает детям инсценировать сказку используя пальчиковый театр. Распределяются роли. Даётся установка: выход каждого персонажа должен сопровождаться соответствующими словами сказки: Мышка – норушка. Кто в тереме живёт? Кто в невысоком живёт? И так далее.

Строительство теремка из счетных палочек Детям предлагается построить свой теремок. Коля, ты для кого построил теремок? А ты Женя для кого построила такой красивый теремок? И т. д.

Ответ на вопросы с использованием картинки. С кем вы познакомились в зоопарке?

Ответ на вопросы с использованием картинки. С чем пьют чай?

Ответить на вопрос: «Кому нужны эти предметы?»

Подбери слова парами по смыслу. Ехал поле Бежал дорога Скакал (по) улица Шел лес Плыл река

Игра «Угадай, чьи это хвосты» Детям предлагается рассмотреть картинки и угадать, чьи это хвосты. Например: это хвост зайца, коровы и т.д. В беседе выясняется, для чего нужен хвост тому или другому животному или птице.

Игра «Верни вещь хозяину» Ведущий показывает предмет, принадлежащий кому-то из участников. Игроки угадывают, кому принадлежит вещь.

Расскажи, что ты видишь на картинке, используя слова близко, далеко, спереди, сзади, справа, слева, вблизи, вдали.

Игра «Нарядим игрушечную елку» Действия сопровождаются пояснениями с использованием слов: вверху, внизу, ниже, справа, славе и т.п.

Развернутая фраза. Задание. Дополнить предложения, отвечая на вопросы: Паша поймал (кого?) … (где?) …. Сестра купила (что?)… (кому) … (когда?)… Брат вернулся (когда?) … (с кем?) … (откуда?) …. Распустился куст (чего?) … (где?) … (когда?) ….

Примыкание Задание. Прочитать предложения, указать, какое из двух предложений правильное. Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце. Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что прилетели грачи.

Разговорная речь Игра «Светофор» У ведущего три кружочка: зелёный, жёлтый, красный. Ведущий – светофор. Ведущий поднимает красный кружок. Дети (хором). Красный – ясно, путь опасный! Ведущий поднимает жёлтый кружок. Дети (хором). Жёлтый – тоже подожди! Ведущий поднимает зелёный кружок. Дети проходят мимо и говорят: «А зелёный впереди!» Если кто –либо из детей задержался, ведущий спрашивает: «Где ты был до сих пор?» Опоздавший. Задержал светофор. Игра повторяется, роль ведущего передаётся кому – либо из детей.

Действия с диалогом Задание 1. Составить предложения с помощью игрушек или картинок. (Логопед демонстрирует игрушку или картинку и даёт предложение,) Например: Самолёт летит высоко в облаках. Затем ребёнок вытаскивает картинку и придумывает фразу из 3-4 слов.

Сложные предложения Каковы по вкусу: Лимон и мед? Лук и виноград?

Воспроизведение окраски по памяти Логопед. Ранним летним утром ребята вышли в поле. Смотрят: поле словно ковром покрыто. А ковёр-то живой! И каких только цветов там нет: и белые, и сыние, и красные, и жёлтые…. Художник нарисовал цветы, которые цвели на том поле, да вот беда: раскрасить забыл! Давайте с вами сами раскрасим их! Детям предлагается рассмотреть альбом, ответить на вопрос логопеда и показать растение. Далее логопед спрашивает, каким цветом будут дети раскрашивать тот, или иной цветок и почему.

Игра «Телефон» Дети садятся на стулья и имитируют беседу по телефону. Темы предлагает логопед, например: «Позвони подруге, которая не пришла в школу»; «Позвони бабушке, поздравь её с Новым годом» и т.д.

Связная речь Задание-игра. «Где мы были, мы не скажем…» Ведущий. Здравствуйте, дети! Где вы бывали, что вы видали? Дети (отвечают хором). Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем. (Имитируют различные действия.) Ведущий (логопед) угадывает, где были и что делали дети. Например: «Вы катались на улице и катались на лыжах», «Вы были на речке, купались». Далее роль ведущего передаётся учащемуся.

Связная речь Задание. Отгадывание загадок и демонстрация отгадки (игрушки или картинки). Сравнение их с текстом загадок.

Пересказ Подробный Выборочный Краткий

Устные сочинения Задание. Составить сочинение по серии сюжетных картинок.

Совместная работа с педагогами школы-интерната Проведение диагностической работы. Проведение интегрированных уроков. Консультации педагогов и родителей. Выступления на заседаниях МО. Работа на ПМПК Сердобского, Колышлейского, Малосердобинского р-ов, г. Сердобска, ПМПк.

Спасибо за внимание!