Образовательные стандарты – ориентир для учителя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Advertisements

Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
Анализ готовности школы по введению ФГОС НОО в образовательный процесс Разработчик : Соловьева Д. Ю.
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на основе организации проектной.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Районный ресурсный центр ГОУ 457.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального.
Формирование УУД средствами ИЯ лаборатория учителей ИЯ.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Транксрипт:

Образовательные стандарты – ориентир для учителя

ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ДО 2020 Г. Построение общества, которое задает лучшие стандарты жизни ; Предоставление равных возможностей для самостоятельной реализации талантов и умений людей ; Развитие экономики инновационного типа ; Формирование широкого среднего класса. Д. А. Медведев

… Переход на инновационный путь развития связан с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса. Будущее России, наши успехи зависят от качества образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов … От мотивации к инновационному мышлению и поведению граждан … будет зависеть будущее России. В. В. Путин

На основании решений, принятых на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007 года, Министерство образования и науки Российской Федерации организовало работу по формированию современной модели образования. Направления модернизации образования должны реализовываться в масштабах национально- регионального проектирования. Долгосрочная идея национального проекта "Образование" состоит в том, чтобы разработать и создать новую общенародную российскую школу, которая должна быть лучшей в мире.

На это будут субсидии в рамках ФЦПРО 1. будет по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени 2. школы станут современными зданиями… 3. аттестация педагогических и управленческих кадров – периодическое подтверждение квалификации педагога, ее соответствия задачам, стоящим перед школой 4. средства на повышение квалификации нужно предоставлять коллективам школ также на принципах подушевого финансирования 5. школы будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники будут местом семейного отдыха 6. самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта, и школы, преобразованные в автономные учреждения

6 Система оценки качества - нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы -механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций -Россия будет участвовать в международных сравнительных исследованиях, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах -мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей - отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы

Официальные сайты, сайты ФГОС по начальному образованию Официальные сайты, сайты ФГОС по начальному образованию ФГОСы на сайте Министерства образования и науки РФ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

8 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как совокупность трех систем требований

9 Основы школьного стандарта Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно - деятельностный подход Стратегия 2020 Общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

Основные документы и материалы ФГОС 2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Фундаментальное ядро содержания общего образования Концепция духовно - нравственного воспитания Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

11 Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России Определяет : Систему базовых национальных ценностей Современный национальный воспитательный идеал Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности

12 Духовно - нравственное воспитание и развитие гражданина России – педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно - смысловой сферы личности, посредством принятия ею ценностей : семейной жизни культурно - регионального сообщества культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий российской гражданской нации мирового сообщества

13 Фундаментальное ядро содержания общего образования Фиксирует : Систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования Систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании Систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности

14 Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта

Ориентируют на изменения в школе : от цели школьного обучения - усвоения знаний, умений, навыков к цели - формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями ; от « изолированного » изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач ; от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий ; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

16 В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

17 Педагогический потенциал инновационной образовательной среды Организация коллективной деятельности и работы в группах Индивидуализация учебного процесса Психолого- педагогическая поддержка учебного процесса Реализация системно- деятельностного подхода Разноуровневость содержания образовательного ресурса Создание ситуации успешности для учащихся Гибкость организационной структуры обучения с использованием ДОТ Интенсификация процесса обучения Социализация учащихся Мотивация к самообразованию

18 Роль и место педагогического образования в стандарте общего образования 18 Стандарт общего образования Требования к результатам Требования к условиям Требования к структуре основных образовательных программ Педагогические кадры Педагогическое образование – важнейший ресурс реализации стандарта общего образования, как условие устойчивого инновационного развития России Педагогическое образование – важнейший ресурс реализации стандарта общего образования, как условие устойчивого инновационного развития России

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы -личностным ( готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности); -метапредметным (освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями); -предметным (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира)

ФГОС ОО (2009) Требования к условиям реализации ООП Требования к результатам реализации ООП Цели и задачи ступени Требования к структуре ООП Примерная ООП 1 Примерная ООП 2 Примерная ООП 3 Рабочая ООП НОО

22 Требования к условиям реализации основной образовательной программы кадровые условия возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях повышение квалификации один раз в пять лет финансовые условия норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю материально - технические условия функциональный подход к определению условий ( возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры информационная среда образовательного учреждения

Образовательные программы ОУ Основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа основного общего образования Основная образовательная программа среднего общего образования Образовательная программа школы Программа развития школы ИОП Программа дополнительного образования

п.15, п.19 (3) ФГОС НОО Обязательная часть ООП – 80% 20% не может составлять менее 2904 часов (20-22 часа ) не может составлять более 3210 часов (22-25 часов ) 1350 часов Учебный план предусматривает время : на увеличение учебных часов на обязательные предметы ; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в т. ч. этнокультурные ; на внеурочную деятельность

В стандарте основной школы будет обеспечена, с одной стороны, преемственность стандарта основной школы и уже принятого стандарта начальной школы, с другой – поступательное развитие. От ступени к ступени меняется соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса : - в начальной школе 80 к 20, - в основной – 75 (70) к 25 (30) - в старшей 60 (50) к 40 (50).

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностныеустановкиобразования Чему учить?обновлениесодержания становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Начальная школа: преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю Системно-деятельностный подход

Варианты оформления календарно -тематического планирования образец

Личностные Внутренняя позиция школьника Ориентация на моральные нормы Способность к моральной децентрации

Познавательные Использование знакаво- символических средств Действие моделирования Широкий спектр логических действий, общие приемы решения задач

Коммуникативные Умение учитывать позицию собеседника Осуществление кооперации с учителем и сверстниками Передача информации и предметного содержания

Регулятивные Овладение всеми типами учебных действий Способность понимать и сохранять учебную цель и задачу Контроль и оценка своих действий, внесение корректив

Основные результаты образования Основные результаты образования Формирование системы знаний, предметных и универсальных способов действий, возможность продолжения образования в основной школе развитие способности к самоорганизации индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познава тельной, саморегуляции Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций»

Система оценки: примеры инструментария. Линейка достижений: навыки исследования Система оценки: примеры инструментария. Линейка достижений: навыки исследования В качестве источника информации использует только учебник В качестве источника информации использует только учебник Описывает наблюдения с помощью учителя Описывает наблюдения с помощью учителя Пытается использовать различные источники информации Пытается использовать различные источники информации Описывает наблюдения, используя знакамые способы Описывает наблюдения, используя знакамые способы Отбирает нужную информацию из большого ее массива Отбирает нужную информацию из большого ее массива Описывает наблюде- ния, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики Описывает наблюде- ния, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики ДАТА ___________

Базовые образовательные технологии: подходы к отбору Базовые образовательные технологии: подходы к отбору Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования : базовый и повышенные Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций « Встроенность » системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ « УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ » Базовые образовательные технологии Базовые образовательные технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

Учебная ситуация – это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности. Роль учителя сводится не к передаче готовых знаний, а к координации действий обучающихся.

Базовые образовательные технологии Базовые образовательные технологии ПРОЕКТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные образовательные результаты владение основными общеучебными умениями информационно - логического характера : анализ объектов и ситуаций ; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов ; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов ; обобщение и сравнение данных ; подведение под понятие, выведение следствий ; установление причинно - следственных связей ; построение логических цепочек рассуждений и т. д.

Метапредметные образовательные результаты владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими : целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить ; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств ; прогнозирование – предвосхищение результата ; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия ( обнаружения ошибки ); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки ; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно - познавательная задача ;

Метапредметные образовательные результаты владение основными универсальными умениями информационного характера : постановка и формулирование проблемы ; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска ; структурирование и визуализация информации ; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Метапредметные образовательные результаты владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний : умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно - графическую или знакаво - символическую модель ; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов ; умение « читать » таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знакавой системы в другую ; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования

Метапредметные образовательные результаты широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации : работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов ; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров ; хранение и обработка информации в базах данных ; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях навыки создания личного информационного пространства

Педагог Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование « учебных ситуаций »; Организация работы учащихся в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности ; Оценочная деятельность

Педагог ИКТ - компетентность Общепользовательские инструменты текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных Мультимедийные информационные источники Инструменты коммуникации электронная почта, Интернет ИКТ - средства системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование

Официальные сайты, сайты ФГОС по начальному образованию Дистанционное обучение, проведение web- конференций Коллекции ЦОР Сервисы для профессионального общения Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Модель методической работы ОУ по переходу на ФГОС педагогический совет ; методический совет ; предметные МО ; школа повышения педагогического мастерства ; школа классных руководителей ; секция учителей предметников ; секция педагогов …; творческие проектные группы.

Педагогический совет формирует новое педагогическое мышление, отношения сотрудничества для реализации основных задач школы обобщать результаты деятельности педагогического коллектива по данному направлению, вычленять нерешенные проблемы и утверждать программу действий для их реализации.

Методический совет школы формирование целей и задач методического обеспечения УВП и методическая учеба кадров ; определение содержания, форм, методов повышения квалификации педагогических кадров ; осуществление планирования, организации и регулирования методической службы, педагогических кадров, анализ и оценка результатов ее деятельности ;

Методический совет школы решение педагогических проблем, связанных с методическим обеспечением УВП и методической учебы ; разработка системы мер по изучению педагогической практики, обобщению и распространению педагогического опыта ; подготовка проведения педагогического совета, школы повышения педагогического мастерства, родительского всеобуча.

Школа совершенствования профессионального мастерства педагогических работников совершенствование педагогического мастерства учителей для получения наилучших результатов в педагогической и ученической работе ; создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся, направленной на разностороннее развитие личности участников образовательного процесса ; выявление затруднений у педагогов школы в работе по современным образовательным технологиям и оказание методической помощи учителям ;

Школа совершенствования профессионального мастерства педагогических работников создание условий для обобщения и обмена педагогическим опытом ; организация взаимодействия между специалистами и педагогическими работниками, участвующими в работе с ученическим коллективом ; участие в обсуждении планов работы педагогического коллектива, форм, методов учебно - воспитательного процесса и способов их реализации, утверждение учебных планов, развитие творческой инициативы, активности педагогов ; участие в аттестации учителей школы.

Семинар по использованию ИКТ в ОП пропаганда достижений педагогической науки, оказание методической помощи учителям, конкретизация представлений учителей по формированию УУД, организация работы над единой методической темой, изучение спроса педагогов по вопросам организации методической помощи, изучение инновационного педагогического опыта, работа с молодыми специалистами.

Школа классных руководителей повышение теоретического, научно - методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии, педагогики, теории и практики воспитательной работы ; формирование единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации личности учащихся ; апробирование современных воспитательных технологий и знаний современных форм и методов работы ; координация планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.

Критерии результативности внутришкольной учебы педагогов Профессиональная компетентность Стремление к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию. Освоение наиболее ценного опыта коллег в решении задач ОУ. Повышение качества успеваемости учащихся, их воспитанности и общего развития. Качество методического обеспечения учебно - воспитательного процесса. Уровень адаптации новых работников

Система методической работы по введению ФГОС в ОУ формирование базовых знаний педагогов по переходу на работу по ФГОС работа предметных МО по изучению требований к усвоению учебных программ изменения в предметных и надпредметных целях изучение вопроса проектирования универсальных учебных действий изменения в образовательных технологиях ; введение новых технологий изменение форм контроля образовательного процесса и оценки его результатов

изменения в создании системы внеучебной деятельности внесение изменений в технологию работы учителей - проведение методической недели круглый стол - обсуждение всех аспектов открытых уроков, их методологические и дидактические особенности в соответствии с основными требованиями ФГОС формирование основной образовательной программы ОУ разработка предметных учебных программ