117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 90 т/ф.: (495) 334-76-21, (495) 429-92-68 Российская Академия наук Издательский комплекс "Наука" Издательство Академкнига/Учебник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основная образовательная программа НОО разрабатывается каждым образовательным учреждением: Закон РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный.
Advertisements

Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения.
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования Диссеминационный семинар для заместителей директоров школы I ступени, руководителей.
1 Проектирование основной образовательной программы начального общего образования Муниципальное образовательное учреждение Вареновская средняя общеобразовательная.
Основная образовательная программа ОУ как основа реализации ФГОС начального общего образования Презентация учителя начальных классов МОУ «СОШ 1 г. Билибино.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Наша новая школа ФГОС: механизмы реализации, модели внедрения 29 августа 2011 г. МОУ СОШ 67 г. Ярославль.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения.
LOGO ФГОС как общественный договор: слагаемые успешного внедрения нового Стандарта.
Ст. 9 п.1 Закона РФ «Об образовании» (309-ФЗ от ) О фициальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного.
1 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация.
Транксрипт:

117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 90 т/ф.: (495) , (495) Российская Академия наук Издательский комплекс "Наука" Издательство Академкнига/Учебник

Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения

Образовательная программа разрабатывается каждым образовательным учреждением: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. 373

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования

Образовательная программа - основополагающий документ, который определяет приоритетные направления функционирования и развития образовательного учреждения. Общая оценка документа – позитивная: - внимание к содержанию и качеству образования; - поддержка тенденций реализации развивающего личностно ориентированного обучения; - структурная целостность программы…

Образовательная программа: -четко структурирована - (инвариант 80% содержания) - проблемный анализ минимален; - концептуальные основы касаются конкретных разделов программы (более практико ориентированы); - конкретные планы и программы расположены в структуре документа. Программа развития: - менее структурирована; - является более концептуальной; - более основательно проводится проблемный анализ; - конкретные планы и программы разрабатываются к качестве приложений (или подпрограмм) В практике работы школы могут использоваться оба документа или образовательная программа

- право учреждения на выбор УМК; - особенности УМК и его возможности по реализации в образовательном процессе фундаментального ядра содержания НОО; - условия реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования; - особенности образовательного учреждения. При разработке Программы необходимо учитывать:

При разработке программы используются следующие документы: - Федеральный государственный образовательный стандарт - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения - Программа развития образовательного учреждения - Учебно-методический комплект (совместно с концептуальными положениями)

Образовательная программа содержит: - обязательную часть (80% содержания программы), которая включает в себя требования Стандарта и Примерной программы; - вариативную часть (20% содержания программы) - используемый УМК и специфика образовательного учреждения. Соотношение 80/20 предлагается использовать для каждого раздела программы.

Таким образом, при создании образовательной программы необходимо: - осуществить коррекцию Примерной программы (с учетом возможностей и особенностей УМК) - показать специфику образовательного учреждения.

Структура образовательной программы: - пояснительная записка; - планируемые результаты освоения программы; - учебный план начального общего образования; - программа формирования УУД; - программы учебных предметов; - программа духовно-нравственного развития, воспитания; - программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; - программа коррекционной работы; - система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы

1. Структура пояснительной записки - введение; - цели и задачи реализации программы; - принципы и подходы к формированию программы; - общая характеристика программы; - состав участников образовательного процесса.

Согласно Стандарта и Примерной программы: Цель программы: Обеспечение достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) Задачи программы: - становление основ гражданской идентичности - формирование основ умения учиться - духовно-нравственное развитие - укрепление здоровья учащихся

При разработке пояснительной записки дополнительно используются: - цели и задачи применяемого УМК (например, Перспективная начальная школа); - цели и задачи образовательного учреждения с учетом его вида и (или) стратегии развития (согласно программе развития); - региональные (муниципальные) особенности

При разработке пояснительной записки дополнительно используются: - планируемые результаты освоения УМК; - основные принципы УМК: например, в ПНШ это принципы: непрерывного развития каждого ребенка, целостности образа мира, практической направленности, учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.

Проектирование пояснительной записки Структурные компоненты пояснительной записки Используемые документы (материалы)Итоговый вариант ФГОС НШПримерна я основная образовательная программа УМК (или СУ из УМК) Типовое положения об ОУ Особен- ности ОУ Цели Задачи Принципы (подходы) к формированию документа Общая характеристик а документа

2. Определение планируемых результатов личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметные. Предполагается экспертная оценка существующих вариантов планируемых результатов:

Планируемые результаты освоения Образовательной программы Планируемые результаты Используемые документы (материалы)Итоговый вариант ФГОС НШ Примерна я основная программ а УМК (СУ из УМК) Особенности ОУ Личностные результаты Регулятивные УУД Познавательн ые УУД Коммуникатив- ные УУД Предметные результаты

Планируемые результаты в УМК «Перспективная начальная школа» Личностные результаты Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация Метапредметные результаты: Регулятивные УУДЦелеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные УУД Общеучебные, знаково-символические, информационные, логические Коммуникативные УУД Инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией Предметные результаты Определены с учетом содержания учебных предметов

3. Учебный план начальной школы 2 варианта: - БУП-2004 (приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. 1312) - БУП-2010 (в качестве проекта-ориентира, представлен в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения)

Учебный план определяет : - Общий и максимальный объем нагрузки учащихся; - состав и структуру предметных областей и направлений внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность как часть учебного плана организуется по направлениям: спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Два варианта проектирования внеурочной деятельности: один УМК или несколько УМК.

«Перспективная начальная школа» предлагает следующие программы внеурочной деятельности: 1. Программы научных клубов младших школьников «Мы и окружающий мир» и «Ключ и заря». Направления - научно-познавательное, общественно-полезное, проектное.

«Перспективная начальная школа» предлагает следующие Программы внеурочной деятельности: 2. Программу кружковой (факультативной) работы по теме: «Музей в твоем классе» (художественно-эстетическое и научно- познавательное направление).

«Перспективная начальная школа» предлагает следующие Программы внеурочной деятельности: 3. Программу факультатива по математике Изучаем окружающий мир. Решаем Практические задачи (научно-познавательное направление).

4. Программы проектной исследовательской деятельности: «Изучаем родной край» (проектная деятельность, патриотическое направление); - «Занимательная информатика» (проектная деятельность) «Перспективная начальная школа» предлагает следующие Программы внеурочной деятельности:

Направления Формы организации внеурочной деятельности Часов в неделю по классам Всего IIIIIIIV Спортивно- оздоровительное Конкурсы, соревнования, кружки, секции Художественно- эстетическое «Музей в твоем классе» Научно- познавательное направление и общественно-полезная деятельность* Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир»(проектная деятельность) Научный клуб школьников «Ключ и заря» «Факультатив по математике» Военно- патриотическое Экскурсии, конференции, игры, поисковые исследования Проектная деятельность Программа «Изучаем родной край» «Занимательная информатика» Итого Сетка часов внеурочной деятельности (на примере «Перспективной начальной школы» *Научно-познавательное направление и общественно-полезная деятельность в сетке часов объединены в связи с интеграционным характером задач, решаемых предлагаемыми формами организации внеурочной деятельности

Сетка часов внеурочной деятельности (на примере нескольких УМК)

Сетка часов внеурочной деятельности (на примере нескольких УМК)

- ценностные ориентиры содержания образования; - характеристики УУД и типовые задачи их формирования; - преемственность УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. Это основа структуры программы формирования УУД. 4. Программа формирования УУД включает в себя:

Типовые задачи формирования УУД Типы задач (заданий) Виды задач (заданий) Личностные Самоопределения; смыслообразования; нравственно-этической ориентации Регулятивные Целеполагания; планирования; осуществления учебных действий; прогнозирования; контроля; коррекции; оценки; саморегуляции Познавательн ые Общеучебные; знаково-символические; информационные; логические Коммуникатив- ные Инициативного сотрудничества; планирования учебного сотрудничества; взаимодействия; управление коммуникацией.

. 4. Программа формирования УУД Механизмы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования должны быть прописаны авторским коллективом УМК: - по учебным предметам и конкретным темам; - по личностным, метапредметным и коммуникативным УУД. В Перспективной начальной школе данная задача выполнена:

Планируемы е результаты Показатели (характеристики) планируемых результатов Типовые задачи (задания) Личностные результаты Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. «Личностные самоопределения», нацеленные на децентрацию младшего школьника, ориентирующие его на учет другой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Эта группа типовых задач предусматривает, например, выполнение следующих заданий: «Помоги Маше (Мише) объяснить (подтвердить, доказать, определить, ответить на этот вопрос)». Взаимосвязь типовых задач (заданий) и планируемых результатов освоения Образовательной программы

4. Программа формирования УУД Преемственность при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию должна быть показана на уровне: - целей и задач; - содержания образования; - организационных форм; - планируемых результатов (вариант решения возможен на примере «Перспективной начальной школы» и «Предшколы нового поколения»)

Программы «Предшколы нового поколения» Планируемые результаты дошкольного образования в «Предшколе нового поколения» Планируемые результаты реализации Образовательной программы (начальная школа) Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений Формирование познавательных УУД: - классификация (объединение по группам) - анализ (выделение признака из целого объекта) - сравнение (выделение признака из ряда предметов) - Обобщение… Познавательные УУД (логические): - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; - анализ, синтез, сравнение, сериация; - классификация по заданным критериям; - установление аналогий… Формирование: - сенсорного опыта; - представлений о числах и цифрах, арифметических действиях, операции измерения; представления о форме… Познавательные УУД (общеучебные): -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - использовать общие приёмы решения задач… Личностные результаты (смыслообразование): мотивация учебной деятельности (социальная, учебно- познавательная и внешняя). Преемственность планируемых результатов формирования УУД (дошкольное и начальное образование)

5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: - пояснительную записку - общую характеристику учебного предмета - описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета - результаты освоения учебного предмета, курса - тематическое планирование - описание материально-технического обеспечения Программы предметов и программа формирования УУД основа рабочих программ по предметам

Учебно-методический комплект Перспективная начальная школа Учебники комплекта «Перспективная начальная школа» проходят процедуру грифования по новым образовательным стандартам, имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».

6. Проектирование программы духовно- нравственного воспитания предполагает: - создание системы воспитательных мероприятий - формирование активной позиции обучающихся. - формирование целостной образовательной среды

6. Проектирование программы духовно- нравственного воспитания предусматривает использование: - возможностей применяемого УМК - воспитательного потенциала образовательного учреждения - взаимосвязи направлений воспитания, ценностных установок, планируемых результатов и форм воспитания. Задача образовательного учреждения определение тематики и сроков реализации воспитательных мероприятий.

Направления воспитания Ценностные установки Планируемые результаты воспитательной деятельности Воспитание гражданственно сти, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок… -сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению; - учащиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества…; - учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; - учащиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища…. Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности

Направлен ия воспитани я Задачи воспитания Виды и формы воспитательных мероприятий Воспитание гражданств енности, патриотизм а, уважения к правам, свободам и обязанност ям человека. - сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства…; - развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе…; - сформировать уважительное отношение к русскому языку; - сформировать начальные представления о народах России…; - воспитывать уважение к защитникам Родины; - развивать умение отвечать за свои поступки. - беседа, экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная); - классный час (внеурочная); - туристическая деятельность, краеведческая работа (внеурочная, внешкольная); - просмотр кинофильмов (урочная, внеурочная, внешкольная); - путешествия по историческим и памятным местам (внеурочная, внешкольная); - сюжетно-ролевые игры гражданского и историко- патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)… Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания

7. Проектирование программы формирования культуры здорового образа жизни предполагает: - использование инварианта целей и задач, структуры системы работы; - опору на потенциал, возможности используемого УМК (или вариантов УМК); - существующие традиции, опыт работы образовательного учреждения. Задача образовательного учреждения определение тематики и сроков реализации здоровьесберегающих мероприятий

Направления Ценностные установки Планируемые результаты Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно- психическое и социально- психологическое. - у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека; - учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; - учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека…; - учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Направления Задачи формирования здорового образа жизни Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий Формировани е ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье. Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей. Беседа (урочная, внеурочная, внешкольная). Спортивные секции, туристические походы (внеурочная, внешкольная). Урок физической культуры (урочная). Подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная). Спортивные соревнования, игровые и тренинговые программы (внешкольная). Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм ЗОЖ

8. Программа коррекционной работы создается совместно с педагогами-психологами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, учителями физкультуры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа может включать в себя 5 модулей: - концептуальный - диагностико-консультативный - коррекционно-развивающий - лечебно-профилактический - социально-педагогический

Программа коррекционной работы предусматривает: - работу с отдельными учащимися и с классом; - взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности; - использование следующих документов: карта медико-психолого-педагогического сопровождения диагностическая карта школьных трудностей индивидуальный образовательный маршрут дневник наблюдений.

Изучени е ребенка Содержание работы Где и кем выполняется работа Медицин ское Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации. Физическое состояние учащегося. Школьный медицинский работник, педагог. Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. (педагог). Обследование ребенка врачом. Беседа врача с родителями. Психоло го- логопед ическое Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития. Внимание. Мышление. Память. Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время (учитель). Специальный эксперимент (психолог). Беседы с ребенком, с родителями. Изучение письменных работ (учитель). Специальный эксперимент (логопед). Социаль но- педагоги ческое Семья ребенка. Состав семьи. Условия воспитания. Умение учиться. Организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Мотивы учебной деятельности. Эмоционально-волевая сфера. Преобладание настроения ребенка. Особенности личности. интересы, потребности, идеалы, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности. Посещение семьи ребенка (учитель, соц. педагог). Наблюдения во время занятий. Изучение работ ученика (педагог). Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель). Беседа с родителями и учителями- предметниками. Специальный эксперимент (педагог, психолог). Анкета для родителей и учителей. Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности. Программа медико-психолого- педагогического изучения ребёнка

Сроки проведения занятий (3 ч. в неделю для учителя) Содерж ание учебных програм м (1 класс) Планируемые результаты коррекционной работы Задания для коррекции Предметные Личностные и метапредметные Учебн ик Тетра дь 1 неделя Матема тика. Здравст вуй, школа! Этот разноцв етный мир. Одинако вые и разные по форме. Ученик научится сравнивать предметы по форме (одинаковые и разные). Ученик научится определять цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный, коричневый). Ученик получит возможность формирования внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе. Ученик научится выделять форму и цвет. Ученик получит возможность для: развития тонкой моторики ведущей руки; формирования пространственных эталонов; развития концентрации и переключения внимания ,5 1- 4,5,6,7 1-5,6 1-4,7,8 1-2,3 Коррекционно-развивающие занятия (на примере УМК «Перспективная начальная школа)

Направлен ия Исследовательские задачи Содержание и формы работы Ожидаемые результаты Диагностич еское Повышение компетентности педагогов по проблеме исследования. Диагностика школьных трудностей обучающихся. Реализация спецкурса для педагогов. Изучение индивидуальных карт диагностики Анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение. Характеристика образовательной ситуации в школе. Диагностические портреты детей (карты диагностики, карты школьных трудностей). Характеристика групп учащихся Проектное Проектирование образовательных маршрутов. Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов Индивидуальные карты медико-психолого- педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ. Аналитичес кое Обсуждение возможных вариантов решения проблемы. Медико-психолого- педагогический консилиум. План заседаний медико- психолого-педагогического консилиума школы. Направления и задачи коррекционной работы

8. Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов: происходит в соответствии с планируемыми результатами и программой формирования УУД

Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов: - личностные результаты (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) не подлежат итоговой оценке; - объект оценки метапредметных результатов регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД (оценка умения учиться); - оценка предметных результатов происходит по отдельным предметам

Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов: В «Перспективной начальной школе»: - разработаны требования к уровню подготовки к концу каждого года обучения; - содержание учебников включает задания на контроль и оценку процесса и результата деятельности; - разработаны сборники самостоятельных и контрольных работ по каждому учебному предмету и классу; - имеется контрольная работа на основе единого текста «Белый медведь»

Управление разработкой Образовательной программы : 1. Создание рабочей группы по разработке программы (приказ директора): - определение состава рабочей группы; - назначение руководителя группы; - определение порядка и плана ее работы. 2. Разработка программы и ее утверждение. 3. Реализация программы.

Управление разработкой Образовательной программы Определение учебно-методических комплектов (учебников, учебных пособий), используемых в Образовательной программе в соответствии с ФГОС НОО

Управление разработкой Образовательной программы Определение и реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования по организации внеурочной деятельности

Разработка нормативно-правовой базы: - решение о введении ФГОС НОО - приказ об утверждении сетевого графика и создании рабочей группы - внесение изменений в должностные инструкции - дополнительное соглашение к трудовому договору - договор с родителями - внесение изменений в Устав и локальные акты, устанавливающие стимулирующие надбавки и доплаты

Управление разработкой Образовательной программы - Разработка и реализация плана методической работы образовательного учреждения - Повышение квалификации педагогов - Разработка плана и осуществление внутришкольного контроля - Обеспечение информационного сопровождения

Спасибо за внимание! Соломатин Александр Михайлович