Методика работы с текстами на уроках ОРКСЭ Круглый стол ГМО учителей ОРКСЭ 06.03.2013 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
Advertisements

Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Результаты обучения личностные метапредметные общие предметные частные предметные.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Ищенко А.М., учитель нем.яз., МОБУ СОШ 6. ФОРМИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ ФОМРИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ И АНАЛИЗ СПЛОШНОГО.
Курс ОРКСЭ Автор: методист МБОУ ДПО ПКС ИМЦ Белово Шмакова Е.А.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Формирующая оценка: личностные и метапредметные результаты.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения- рассуждения ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения. Формирование умения планировать, контролировать,
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Транксрипт:

Методика работы с текстами на уроках ОРКСЭ Круглый стол ГМО учителей ОРКСЭ г.

Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС второго поколения)

Требования ФГОС второго поколения к воспитательному результату освоения курса воспитательный результат подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности».

Концепция курса «Основы религиозных культур и светской этики» Цель: формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально- государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ в свете требований ФГОС второго поколения смысловое чтение текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; готовность вести диалог и признавать различные точки зрения, уважать право каждого человека иметь собственное мнение; умение понимать тему сообщения, логику развития мысли автора, извлекать нужную информацию (полно или частично), систематизировать материал, составлять простой и развёрнутый план.

Метапредметные результаты (информационные и коммуникативные компетенции) адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий… излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий…

Тексты по содержанию: истории притчи фрагменты священных книг фрагменты священных книг художественные рассказы художественные рассказы агиографические повествованияагиографические повествования диаграммы, графики, таблицы, карты, рисунки диаграммы, графики, таблицы, карты, рисунки

Виды текстов: Сплошные: Сплошные: описание, рассуждение, повествование, объяснение, аргументация, инструкция Несплошные:Несплошные: формы, информационные листы, расписки, сертификаты, призывы, объявления, таблицы, графики, диаграммы, матрицы, списки, карты

Назначение текстов: помогают раскрыть пространство религиозной культуры ; помогают проникнуть в смысл символического языка; учат понимать главную нравственную идею, заключенную в этих текстах.

Универсальные учебные действия адекватное использование адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач ; овладение навыками овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Универсальные учебные действия умение осуществлять умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; готовность слушать готовность признавать излагать свое мнение и аргументировать готовность конструктивно решать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.

Коммуникативные умения и навыки умение понять умение понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания; умение собирать и систематизировать умение, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, совершенствовать высказывание; умение ведения умение ведения диалога и построения монологического высказывания.

Основные познавательные и коммуникативные задачи: понимание (общее, полное, критическое);понимание (общее, полное, критическое); нахождение конкретной информации;нахождение конкретной информации; интерпретация содержания.интерпретация содержания.

Основные виды чтения: ознакомительное чтение ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; рефлексивное чтение рефлексивное чтение заключается в овладении большим комплексом умений.

Рефлексивное чтение умение предвосхищать умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; умение понимать умение понимать основную мысль текста, прогнозировать последовательность изложения идей текста; умение выполнять понимать умение выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; понимать назначения разных видов текстов; умение ставить умение ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

Рефлексивное чтение умение сопоставлять умение переносить умение сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; умение переносить информацию текста в виде кратких записей; умение сопоставлять умение сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; умение анализировать умение анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

Формы работы с текстом: «чтение-погружение» «поисковое» чтение аналитическое чтение логическое чтение чтение с выбором ответа составление конспекта словарная работа с текстом составление плана «восстановительное» чтение «неполный» текст чтение с составлением вопросов

Типы вопросов Простые вопросы Простые вопросы (отвечая на них нужно назвать какие-то факты, воспроизвести информацию); Уточняющие вопросы Уточняющие вопросы (обычно они начинаются со слов: То есть ты говоришь, что… или Если я правильно понимаю, то...); Творческие вопросы Творческие вопросы (когда в вопросе есть частица бы, а в его формулировке элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. Что бы изменилось, если бы...? Как вы думаете как будут развиваться события дальше?);

Типы вопросов Объясняющие вопросы Объясняющие вопросы (обычно начинаются с вопроса Почему?. Они направлены на установление причинно- следственных связей); Практические вопросы Практические вопросы (они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой Как бы вы поступили на месте героя?); Оценочные вопросы Оценочные вопросы (вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Почему одно хорошо, а другое плохо?, Чем один герой отличается от другого?, «Чем плох или хорош главный принцип эгоиста: Все для меня, все во имя меня); Проблемные вопросы Проблемные вопросы (побуждают обучающихся рассуждать, давать оценку. Расскажи ситуацию, которая соответствует пословице Сам погибай, а товарища выручай).

Притча Притча Притча – дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость) обладает наибольшим воспитательным потенциалом; развивает логическое и критическое мышление; развивает аналитические навыки.

Способы использования притч в учебном процессе Обсуждение основной идеи и смысла истории; Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название); Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения); Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться; Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;

Способы использования притч в учебном процессе Выделить ключевые понятия; Сравнение нескольких притч; Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли и т. п.); Найти или предположить (вставить) пропущенные слова; Инсценировка по рассказу (истории).

Игра «Шесть шляп» (Класс делится на 6 групп, в соответствии с цветом шляпы. Каждая группа готовит выступление в зависимости от задания, в течение 5 минут) - «Белая шляпа» - «Белая шляпа» - краткая передача содержания текста; - «Красная шляпа» - «Красная шляпа» – шляпа эмоций. Сюда входят интуиция, чувства и эмоции. Дети описывают эмоции, которые у них вызывает данный текст. Очень важно выразить ощущения открыто, поскольку иначе они могут стать скрытой причиной отвергания или поддержки текста детьми. - «Желтая шляпа» - «Желтая шляпа» – шляпа оптимизма. Дети находят положительные стороны в тексте, почему он должен работать и приносить выгоду. Каждый по очереди должен сказать, что он видит хорошего в данном тексте. Даже если ты думаешь, что идея плоха, ты должен найти в ней что-то хорошее.

Игра «Шесть шляп» - «Черная шляпа» – шляпа пессимизма, критики. Она предписывает осуждать и предостерегать. Каждый должен искать недостатки в тексте. Даже если это твоя собственная идея, которой ты очень горд, ты должен найти в ней недостатки и тайные угрозы. - «Зелёная шляпа» - «Зелёная шляпа» – шляпа роста и возможностей. Это шляпа творческого мышления, поиска интересных альтернатив, предложения изменений и внесения провокационных идей, предложение продолжения текста. Каждый должен предложить способ улучшения или адаптации идеи, чтобы она работала лучше. - «Голубая шляпа» - «Голубая шляпа» – шляпа процесса. Она оценивает не сам текст, а процесс размышления над ним. Она используется для того, чтобы выяснить, эффективен ли в данном случае этот метод оценки текста. Надевая голубую шляпу, люди обсуждают, используют ли они данный метод оценки наиболее эффективным способом.

Кластер Кластер (от англ. Cluster -гроздь) – Кластер (от англ. Cluster -гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Последовательность действий: Посередине чистого листа – ключевое слово или тезис, который является сердцем текста. Вокруг накидать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого спутника в свою очередь появляются тоже спутники, устанавливаются новые логические связи.

Синквейн «cing» «пять»синквейн – это пятистрочная строка Синквейн Происходит от французского слова «cing» – «пять», синквейн – это пятистрочная строка Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет. синквейна Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн синквейна Правила написания синквейна : 1 строка 1 строка – одно ключевое слово, существительное, отражающее главную идею; 2 строка 2 строка – два прилагательных или причастие, описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного; 3 строка 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы; 4 строка 4 строка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица; 5 строка 5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание).

Примеры синквейна «Ромео и Джульетта» Книга. «Ромео и Джульетта» Романтическая, трагическая. Поражает, восхищает, завораживает. Нет повести печальнее на свете. Любовь. Книга. Вечная, торжествующая. Заставляет думать, решать, удивляться. Загадочная вещь существует в мире. Сфинкс.

Рекомендации к домашним заданиям Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит? Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...). Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...). Заучивание ( минимального количества дат, терминов, имен). Заучивание ( минимального количества дат, терминов, имен). Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных). Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных). Составление опорных конспектов к пересказам (по жела­ нию), планов, конспектов, выписки. Составление опорных конспектов к пересказам (по жела­ нию), планов, конспектов, выписки. Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.) Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.) Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

Спасибо за внимание!