Методика работы с текстами на уроках ОРКСЭ Круглый стол ГМО учителей ОРКСЭ г.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС второго поколения)
Требования ФГОС второго поколения к воспитательному результату освоения курса воспитательный результат подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности».
Концепция курса «Основы религиозных культур и светской этики» Цель: формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально- государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ в свете требований ФГОС второго поколения смысловое чтение текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; готовность вести диалог и признавать различные точки зрения, уважать право каждого человека иметь собственное мнение; умение понимать тему сообщения, логику развития мысли автора, извлекать нужную информацию (полно или частично), систематизировать материал, составлять простой и развёрнутый план.
Метапредметные результаты (информационные и коммуникативные компетенции) адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий… излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий…
Тексты по содержанию: истории притчи фрагменты священных книг фрагменты священных книг художественные рассказы художественные рассказы агиографические повествованияагиографические повествования диаграммы, графики, таблицы, карты, рисунки диаграммы, графики, таблицы, карты, рисунки
Виды текстов: Сплошные: Сплошные: описание, рассуждение, повествование, объяснение, аргументация, инструкция Несплошные:Несплошные: формы, информационные листы, расписки, сертификаты, призывы, объявления, таблицы, графики, диаграммы, матрицы, списки, карты
Назначение текстов: помогают раскрыть пространство религиозной культуры ; помогают проникнуть в смысл символического языка; учат понимать главную нравственную идею, заключенную в этих текстах.
Универсальные учебные действия адекватное использование адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач ; овладение навыками овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Универсальные учебные действия умение осуществлять умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; готовность слушать готовность признавать излагать свое мнение и аргументировать готовность конструктивно решать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.
Коммуникативные умения и навыки умение понять умение понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания; умение собирать и систематизировать умение, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, совершенствовать высказывание; умение ведения умение ведения диалога и построения монологического высказывания.
Основные познавательные и коммуникативные задачи: понимание (общее, полное, критическое);понимание (общее, полное, критическое); нахождение конкретной информации;нахождение конкретной информации; интерпретация содержания.интерпретация содержания.
Основные виды чтения: ознакомительное чтение ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; рефлексивное чтение рефлексивное чтение заключается в овладении большим комплексом умений.
Рефлексивное чтение умение предвосхищать умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; умение понимать умение понимать основную мысль текста, прогнозировать последовательность изложения идей текста; умение выполнять понимать умение выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; понимать назначения разных видов текстов; умение ставить умение ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
Рефлексивное чтение умение сопоставлять умение переносить умение сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; умение переносить информацию текста в виде кратких записей; умение сопоставлять умение сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; умение анализировать умение анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
Формы работы с текстом: «чтение-погружение» «поисковое» чтение аналитическое чтение логическое чтение чтение с выбором ответа составление конспекта словарная работа с текстом составление плана «восстановительное» чтение «неполный» текст чтение с составлением вопросов
Типы вопросов Простые вопросы Простые вопросы (отвечая на них нужно назвать какие-то факты, воспроизвести информацию); Уточняющие вопросы Уточняющие вопросы (обычно они начинаются со слов: То есть ты говоришь, что… или Если я правильно понимаю, то...); Творческие вопросы Творческие вопросы (когда в вопросе есть частица бы, а в его формулировке элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. Что бы изменилось, если бы...? Как вы думаете как будут развиваться события дальше?);
Типы вопросов Объясняющие вопросы Объясняющие вопросы (обычно начинаются с вопроса Почему?. Они направлены на установление причинно- следственных связей); Практические вопросы Практические вопросы (они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой Как бы вы поступили на месте героя?); Оценочные вопросы Оценочные вопросы (вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Почему одно хорошо, а другое плохо?, Чем один герой отличается от другого?, «Чем плох или хорош главный принцип эгоиста: Все для меня, все во имя меня); Проблемные вопросы Проблемные вопросы (побуждают обучающихся рассуждать, давать оценку. Расскажи ситуацию, которая соответствует пословице Сам погибай, а товарища выручай).
Притча Притча Притча – дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость) обладает наибольшим воспитательным потенциалом; развивает логическое и критическое мышление; развивает аналитические навыки.
Способы использования притч в учебном процессе Обсуждение основной идеи и смысла истории; Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название); Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения); Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться; Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
Способы использования притч в учебном процессе Выделить ключевые понятия; Сравнение нескольких притч; Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли и т. п.); Найти или предположить (вставить) пропущенные слова; Инсценировка по рассказу (истории).
Игра «Шесть шляп» (Класс делится на 6 групп, в соответствии с цветом шляпы. Каждая группа готовит выступление в зависимости от задания, в течение 5 минут) - «Белая шляпа» - «Белая шляпа» - краткая передача содержания текста; - «Красная шляпа» - «Красная шляпа» – шляпа эмоций. Сюда входят интуиция, чувства и эмоции. Дети описывают эмоции, которые у них вызывает данный текст. Очень важно выразить ощущения открыто, поскольку иначе они могут стать скрытой причиной отвергания или поддержки текста детьми. - «Желтая шляпа» - «Желтая шляпа» – шляпа оптимизма. Дети находят положительные стороны в тексте, почему он должен работать и приносить выгоду. Каждый по очереди должен сказать, что он видит хорошего в данном тексте. Даже если ты думаешь, что идея плоха, ты должен найти в ней что-то хорошее.
Игра «Шесть шляп» - «Черная шляпа» – шляпа пессимизма, критики. Она предписывает осуждать и предостерегать. Каждый должен искать недостатки в тексте. Даже если это твоя собственная идея, которой ты очень горд, ты должен найти в ней недостатки и тайные угрозы. - «Зелёная шляпа» - «Зелёная шляпа» – шляпа роста и возможностей. Это шляпа творческого мышления, поиска интересных альтернатив, предложения изменений и внесения провокационных идей, предложение продолжения текста. Каждый должен предложить способ улучшения или адаптации идеи, чтобы она работала лучше. - «Голубая шляпа» - «Голубая шляпа» – шляпа процесса. Она оценивает не сам текст, а процесс размышления над ним. Она используется для того, чтобы выяснить, эффективен ли в данном случае этот метод оценки текста. Надевая голубую шляпу, люди обсуждают, используют ли они данный метод оценки наиболее эффективным способом.
Кластер Кластер (от англ. Cluster -гроздь) – Кластер (от англ. Cluster -гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
Последовательность действий: Посередине чистого листа – ключевое слово или тезис, который является сердцем текста. Вокруг накидать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого спутника в свою очередь появляются тоже спутники, устанавливаются новые логические связи.
Синквейн «cing» «пять»синквейн – это пятистрочная строка Синквейн Происходит от французского слова «cing» – «пять», синквейн – это пятистрочная строка Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет. синквейна Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Синквейн синквейна Правила написания синквейна : 1 строка 1 строка – одно ключевое слово, существительное, отражающее главную идею; 2 строка 2 строка – два прилагательных или причастие, описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного; 3 строка 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы; 4 строка 4 строка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица; 5 строка 5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание).
Примеры синквейна «Ромео и Джульетта» Книга. «Ромео и Джульетта» Романтическая, трагическая. Поражает, восхищает, завораживает. Нет повести печальнее на свете. Любовь. Книга. Вечная, торжествующая. Заставляет думать, решать, удивляться. Загадочная вещь существует в мире. Сфинкс.
Рекомендации к домашним заданиям Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит? Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...). Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...). Заучивание ( минимального количества дат, терминов, имен). Заучивание ( минимального количества дат, терминов, имен). Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных). Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных). Составление опорных конспектов к пересказам (по жела нию), планов, конспектов, выписки. Составление опорных конспектов к пересказам (по жела нию), планов, конспектов, выписки. Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.) Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.) Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.
Спасибо за внимание!