- совершенная конкуренция; - монополистическая конкуренция; - олигополия; - монополия; - рыночная (монопольная) власть.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
Advertisements

Конкуренция и монополия. Типы товаров на рынке R=P·Q однородные стандартизированные базовые дифференцированные уникальные.
Конкуренция и типы рынков Сущность и роль конкуренции в экономике.
На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену.
Рынки с ослабленной конкуренцией Олигополия. Олигополия. Сущность олигополии. Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое.
Рынки факторов производства область экономических факторов производства, таких как: земля, природные ископаемые и сырьевые ресурсы, ресурсы труда различных.
РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ Типы рыночных структур характеризуют уровень конкуренции, преобладающей на рынке. Критерии классификации рынков по типу рыночных структур.
Конкуренция и монополия. Модели современного рынка. 900igr.net.
ТЕМА 9 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ФИРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОЛИГОПОЛИИ.
Сущность и виды конкуренции Конкуренция (от лат. Concurrentia – столкновение, состязание) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие.
Монополия и олигополия: анализ рыночных структур в современной экономике.
Монополистическая конкуренция Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции, которая существует в тех отраслях, где.
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
Презентация студента группы 2 А Солоухина Кирилла.
Тема 9: Типы рыночных структур. Доцент Ковальская Марика Ивановна.
1. Понятие конкуренция 2. Виды конкуренций 3. Значение конкуренции в экономике ТЕМА: КОНКУРЕНЦИЯ.
Типы рыночных структур Урок экономики 10 класс Учитель Якимова Т.В. МАОУ СОШ 1 п.Забайкальск.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Монополистическая конкуренция Лекция 13. Вопросы: 1. Характеристика рынка монополистической конкуренции 2.Краткосрочное равновесие фирмы при монополистической.
Транксрипт:

- совершенная конкуренция; - монополистическая конкуренция; - олигополия; - монополия; - рыночная (монопольная) власть.

По количеству фирм в отрасли, типу производимой продукции и барьерам для входа в отрасль Много фирм продают стандартизированный продукт и ни одна фирма не может влиять на цену своего продукта Много фирм продают стандартизированный продукт, но они могут влиять на цену своего продукта (монопольная власть) Несколько очень крупных фирм контролируют часть производства и сбыта и конкурируют друг с другом Единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей

Письменное или устное соглашение между фирмами одной отрасли, производящими одноименную продукцию. Установить контроль над рынком определенного товара, т.е. создать монополию на этом рынке. Цикл последовательных уменьшений цены конкурирующими на олигополистическом рынке фирмами с целью выживания конкурентов.

Возникает в отрасли с особым технологическим процессом (электроэнергетика) На их деятельность не распространяются антимонопольные законы Назначается государством (военная промышленность)

1. Приведите примеры отраслевых рынков, функционирующих в условиях совершенной конкуренции. (ОТВЕТ)ОТВЕТ 2.Объясните, почему совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как заданную рынком и не пытается ее изменить? (ОТВЕТ)ОТВЕТ 3. Важным признаком рынка совершенной конкуренции является однородность продаваемого товара, монополистической конкуренции – дифференциация продукта. Что можно сказать о товаре, продающемся в условиях чистой монополии? (ОТВЕТ)ОТВЕТ

4. Является ли фирма монополией, если она издает единственную утреннюю газету в данном городе? (ОТВЕТ)ОТВЕТ 5.Подумайте, связаны ли между собой монопольная власть фирмы и количество товаров, являющихся заменителем товара данной фирмы? Если да, то каким образом? (ОТВЕТ)ОТВЕТ 6. Приведите примеры существования монополии на отечественных или зарубежных рынках. (ОТВЕТ)ОТВЕТ 7. Придумайте примеры монополистической конкуренции на российских рынках. (ОТВЕТ)ОТВЕТ

8. Часто приходится слышать о том, что в условиях монополистической конкуренции фирмы, соперничая друг с другом, не используют ценовую конкуренцию, но зато активно используют способы неценовой конкуренции. Чем отличаются эти два вида конкуренции и какие способы неценовой конкурентной борьбы вы могли бы предложить, если бы были менеджером фирмы? (ОТВЕТ)ОТВЕТ 9. На олигополистических рынках преобладает неценовая конкуренция. Однако часто ведется и ценовая конкуренция, а иногда случаются целые ценовые войны между фирмами. Почему это происходит, ведь ценовые войны не выгодны фирмам? (ОТВЕТ)ОТВЕТ

Например, рынок яиц. Существует большое количество птицефабрик и птицеферм. Все яйца похожи друг на друга и являются однородным товаром. Т.к. один продавец имеет малую долю в общем выпуске и его продукция ни чем не отличается от продукции конкурентов, то он не может влиять на цену продукта. Значит, монопольная власть на рынке отсутствует.

На рынке совершенной конкуренции цена складывается под воздействием рыночного спроса и рыночного предложения. Если продавец поднимет цену, то его товар перестанут покупать. Если снизит – прибыль станет меньше. Выход один – снизить средние затраты на производство одной единицы продукции, тогда можно снизить цену на товар, не теряя прибыли.

Продукт монополии должен быть уникальным и не иметь заменителей. В этой ситуации у покупателя нет выбора: он должен покупать его у монополиста или обходиться без этого товара. Монополист может сам устанавливать цену на свой товар, значит он является ценой производителем и обладает сильной монопольной властью.

Ответ на этот вопрос зависит от того, существуют ли в данном городе товары- заменители утренней газеты. Например, две вечерние газеты, которые могут оказаться интереснее. Кроме того, жители могут слушать радио и смотреть телевидение. Если же в городе нет других средств информации, то мы можем говорить о монополии.

Степень монопольной власти продавца зависит от наличия хороших заменителей товара: чем больше таких товаров, тем меньше монопольная власть продавца. Главной причиной монопольной власти на рынке является ценовая эластичность спроса на товар. Чем меньше эластичен спрос по цене на товар, тем большей монопольной властью обладает производитель, и наоборот.

У нас в стране мощные транзисторы делает только один завод в городе Фрязино Московской области. Представьте себе глухую сибирскую деревушку, от которой до ближайшего населенного пункта верст, и в которой есть один единственный врач. Он обладает монопольной властью. Талантливые спортсмены, художники, певцы или артисты обладают монопольной властью при определении своих гонораров.

В Москве очень много кафе и ресторанов. Это небольшие предприятия и питание в них сильно отличается по качеству и ассортименту. Кроме того, каждое заведение имеет свое фирменное блюдо. Эти предприятия предлагают дифференцированный продукт и могут влиять на его цену. Новому предпринимателю очень сложно открыть кафе, т.к. нужно затратить большие средства, чтобы привлечь покупателей и успешно конкурировать с известными уже ресторанами. Если говорить о промышленных масштабах, то к отраслям с монополистической конкуренцией относятся текстильная, швейная, обувная и мясо- молочная промышленность.

Смысл ценовой конкуренции заключается в том, что предприятия стараются установить на свою продукцию цены более низкие, чем у конкурентов и привлечь тем самым покупателей. Для этого оно должно снизить издержки производства или сознательно пойти на потерю прибыли. Поэтому, более предпочтительна неценовая конкуренция, при которой производитель улучшает качество товара, сохраняя цену или даже повышая ее. Важную роль при неценовой конкуренции играет так же наличие торговых марок и имидж фирмы. При создании имиджа фирмы огромное значение имеет реклама. Это самый важный метод неценовой конкуренции. Умело созданная реклама – залог успеха фирмы в неценовой конкуренции.

Одной из причин ценовой конкуренции в условиях олигополии является создание барьера для входа в отрасль новых конкурентов. Сверхприбыли, получаемые олигополистами, будут привлекать в данную отрасль новые фирмы. Поэтому старые фирмы, имеющие прочное положение в отрасли, должны предпринять какие-либо действия, препятствующие появлению новых фирм или вытесняющие новые фирмы с рынка. Как только новая фирма вступает в отрасль, старые фирмы молниеносно увеличивают объем производства и наводняю рынок своим товаром, что приводит к снижению цены на него. Средние издержки новичка выше средних издержек старых фирм, а это грозит большими убытками. Он покидает рынок. Как только конкурент будет вытеснен, старые фирмы снова сократят объем выпуска, поднимут и цену и вернут себе все недополученные прибыли.