ОСШ 3 г.АКСАЯ ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общение и презентация системы работы по формированию нравственных ценностей через ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Advertisements

Непомнящая О.В., Ищенко А.М., Кунавина В.В., Циркунова Е.А.
Формы деятельности классного руководителя по духовно- нравственному направлению воспитательной работы Стрельникова Т. Н.,
Нравственно - духовное образование «Самопознание».
Программа гражданско- патриотического и духовно- нравственного воспитания. «Социализация личности в современных условиях». Разработала учитель истории.
Простые и вечные истины. Есть ценностей незыблемая скала. Есть ценностей незыблемая скала. О.Мандельштам О.Мандельштам Ценности – это тот стержень, который.
Формирование гражданских качеств учащихся Учитель ГБОУ СОШ 350 Невского района СПб Тарасевич Е.В.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «Я – БУГУРУСЛАНЕЦ» Автор: Шаляпина И.И., старший воспитатель МАДОУ.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Педагогический Совет « Духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся в современной школе »
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ: 1.ГАРМОНИИ 2.ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ 3.СВЯЗЬ С ДЕТСКИМ САДОМ,СЕМЬЁЙ 4.ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5.НАПРАВЛЕННОСТЬ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ,СВЯЗЬ.
«Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
Новое – это хорошо забытое старое Муниципальное общеобразовательное учреждение Новотроицкая средняя общеобразовательная школа Константиновский район Амурская.
Программа развития классного коллектива Автор: Муданова Светлана Александровна, классный руководитель 7 класса МБОУ «Сыресинская ООШ»
Цель: Привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских.
Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
Духовно - нравственное развитие и воспитание патриотических чувств на ступени начального общего образования через внеурочную деятельность.
Транксрипт:

ОСШ 3 г.АКСАЯ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ.

Лобанова Татьяна Анатольевна Учитель истории первой категории общеобразовательной средней школы 3 г.Аксая, Бурлинского района, Западно- Казахстанской области

Воспитание есть прежде всего пробуждение чувств, развитие духовной сферы ребёнка. Воспитывать чувства - значит учить ребёнка находить удовольствие, радость в поступках общественно ценных, несущих благо людям. Нравственно то, что служит человечеству. Сара Назарбаева Трудно назвать такой период в истории государства, когда бы вопросы воспитания гражданина-патриота не были значимыми и актуальными, цена просчётов в области духового и нравственного воспитания предельно возросла. Вне всякого сомнения то, что настоящего гражданина – патриота не на словах, а на деле отличают высокие человеческие качества – способность понять другого человека, активно сопереживать горестям и радостям других людей, прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Разве не аксиома, что доброта, способность к состраданию, чувство милосердия – родовые признаки человека? Участившиеся случаи ничем не оправданной жестокости среди подростков лишний раз убеждают в необходимости формирования доброго, отзывчивого, милосердного человека. Резко возросла значимость уроков человечности, получаемых будущими гражданами в школе, особенно в среднем звене, когда эффект, воспитательного воздействия чрезвычайно весом.

Великий Абай сказал, что: Начало человечности – Любовь и Справедливость. Они присутствуют во всём и решают всё. Это венец творения Всевышнего. Проблему нравственно – духовного воспитания исследовали философы, психологи, педагоги, учёные. Но и сейчас она актуальна. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий мотивационной, содержательной, операционной деятельности. Учить детей духовности и нравственности надо постоянно, требовательно, настойчиво с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Вспомним Ибрая Алтынсарина, который говорил, что:Только постоянная забота и нравственное воспитание формируют самые лучшие нравственные качества. Главными средствами нравственного воспитания являются труд и пример родителей.

Нравственно – духовное воспитание в наиболее обобщённом виде трактуется как важнейший механизм репродукции и трансляции культурных ценностей, идеалов и смысла жизни, форма и содержание которых, детерминированы историей, языком, философией, культурой. Специфика Нравственно – духовного воспитания определяется господствующими общественными отношениями и духовными ценностями, общественной моралью и необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение человека. Успех нравственно – духовного воспитания во многом зависит от характера нравственного пространства. В него входят отношения и общение в коллективе, в семье, с родителями, родственниками, педагогами, и со сверстниками, отношение к себе, к природе, к внешнему миру. Это состоянии консервации или сужения, оно может быть комфортным или дискомфортным, может рождать возвышенные переживания или чувство неудовлетворённости жизнью. Таково проявление противоречия между идеей духовно – нравственного воспитания и стихийными влияниями реальной действительности. Это противоречие и его негативные для общества последствия можно и следует снимать путём совершенствования системы нравственно – духовного воспитания. Его ведущая идея заключается в сохранении жизненно параметров общества, а это возможно в условиях духовной безопасности. В соответствии с этим целью нравственно – духовного воспитания является обеспечение устойчивого и гармоничного развития человека на основе формирования ценностного отношения к жизни.

Задачами духовно – нравственного воспитания являются: - Передача и усвоение нравственных знаний на основе познания системы ценностей; - Формирование и присвоение нравственных убеждений на основе усвоенных знаний о системе ценностей; - Выработка и освоение нравственных умений и навыков на основе сформированных убеждений в необходимости приобщения к системе ценностей. - Развитие нравственно – познавательной деятельности на основе активизации способностей приобщения к общечеловеческим и этнокультурным ценностям. Детство – это яркий расцвет жизни, период, в который воспитывает каждое явление, каждый человек. Память детства самая «долгая» память: то что узнал, запомнил в детстве, остается на всю жизнь. Развитию любознательности способствует интересная содержательная и многогранная жизнь школы и семьи, которая стимулирует духовный рост ребенка. Каждый ученик - сложный организм, который, мы педагоги, должны изучать, направлять, обогащать. Душа изучается опытом и наблюдением, самосознанием своих внутренних душевных состояний и процессов. Главную сущность работы в формировании духовного облика личности учащихся я вижу в обеспечении единства обучения, воспитания и развития как деятельностного процесса, направленного на достижение цели.

Культура народов, живущих в Казахстане. Межнациональное единство и согласие. Школа – мой второй дом. Взаимоотношения между одноклассниками и учителями. Любовь к родителям, отчему дому, духовная близость и теплота. Как прекрасен этот мир… Развитие познавательных интересов. Души прекрасные порывы… Формирование гуманного отношения к окружающему миру, развитие чувства прекрасного. Всё начинается с любви… Любовь к друзьям, Родине, родному краю. Духовно–нравственная культура человека

Формирование духовно-нравственных навыков будет протекать успешнее, если учитель будет последовательно применять на практике морально-этические знания и убеждения. Уважение результатов чужих усилий, признание прав других детей Создание ситуации морального выбора Смена социальных ролей Использование на практике морально – этических знаний и убеждений Развитие самосознания школьников Формирование собственного «Я» Формирование моральных представлений к нарушению требований морали Продуктивное взаимодействие со сверстниками Формирование групповых норм, контролируемых детьми Формирование психологических предпосылок морального поведения Алгорит м действий учителя

На уроках истории в 5 – 6 классах я уделяю большое внимание духовно- нравственному и патриотическому воспитанию. Так по истории древнего Казахстана есть такая тема: «История отдельного человека, предков, поколений». Тема очень интересная, так как считаю, что народная педагогика – это многовековая мудрость народа, познания, вера, понятия, привычка, культура, обычаи и традиции. История мудрой многовековой народной педагогики помогает воспитывать у детей доброжелательность, уважительное отношение к окружающим, чувства собственного достоинства. Во вступительной беседе я спрашиваю ребят о том: знают ли они генеалогию своих семей? Ведь жизнь нескольких поколений одной семьи тесно связана с историей государства. И дело не только во времени, в совпадении возраста. В большинстве семей представители разных поколений были участниками знаменательных событий. На этом же уроке даю учащимся задание: нарисовать генеалогическое дерево и записать свою родословную. Эта работа увлекла моих пятиклассников, они не только нарисовали дерево, но оформили альбомы с фотографиями своей семьи. Некоторые ребята к фотографиями своих дедушек и прадедушек написали сочинения. У нас дружная большая семья: мама, папа, дедушка, бабушка, мои братья – Серик, Берик и я – Аида. Я люблю, когда по вечерам, после ужина, дедушка с бабушкой, иногда вспоминают свою молодость, рассказывают нам, своим внукам, о том, как им приходилось трудно, когда была война. Не доедали и не досыпали, трудились все, даже дети. Но люди были добрые, отзывчивые, помогали друг другу и верили в Победу. ( 5В класс. Аида К).

Моя мама – Нарбулатова Роза Темировна - предприниматель. До 5-го класса мы жили с ней вдвоём. Потом она была на конференции Женщины Приуралья, где говорили о том, как много детей в детских домах нуждаются в теплоте и заботе взрослых. Мама приехала из Уральска очень взволнованная. Потом через два дня она сказала мне что хочет, чтобы у меня были братья и сёстры. У моей мамы доброе сердце. Она решила помочь детям и взяла из детского дома шестеро детей, и у нас стала большая семья. Наверное, месяца два дети привыкали к нам, но потом всё наладилось. Ребята увидели, что для мамы мы все равны. Сейчас они называют мою маму – мамой Розой. У нас всё хорошо. Я горжусь своей мамой. ( Фариза Н). Я люблю свою бабушку. Она очень добрая. Когда я приезжаю к ней в гости, то помогаю ей по хозяйству. Бабушка живёт в посёлкё, поэтому сажает огород. Моя бабуля очень вкусно готовит и печёт пироги. Этому она учит меня. А ещё я люблю рассматривать старинные вещи, которые лежат в бабушкином сундуке. Она так интересно рассказывает мне о каждой вещи, о традициях наших предков… (5Д класс. Салтанат И). Лучшие работы мы отдали в школьный музей. Таким образом, постижение истории семьи, Государства, способствуют формированию уважения к труду и людям труда, гордости за дела старших поколений дает изучение родословной семьи позволяет заложить основы патриотизма, духовно-нравственное воспитание, развивать которые можно в процессе изучения истории дома, улицы, города.

Переход нравственных знаний в устойчивые нравственные убеждения осуществляется более интенсивно, когда человек вовлекается в самостоятельный поиск. Осуществление человеком нравственно – познавательной деятельности обеспечит реальные условия для решения задачи выработки и привития нравственных умений и навыков практического обустройства собственной судьбы. Их позитивная направленность зависит от гуманистического характера мировоззренческой позиции как суммарного результата нравственных знаний и нравственных убеждений. Многие учащиеся нашей школы имеют дома компьютеры, подключенные к Интернету. Поэтому у нас нет проблем в поисках дополнительной информации. Ребята с удовольствием пишут рефераты. Так выполняя задание в рабочей тетради 5 на стр.10: «Как тебя зовут? Почему тебе дали это имя?» многие ребята рассказали о своем имени. Особенно содержательно описали свое имя ребята казахской национальности. Подводя итог этого урока, я обратила внимание ребят на то, что люди привыкают к своим именам. Время скрывает их первоначальный смысл и происхождение, которое имеет свою историю, и берут начало из глубины веков. Имена у казахов являются частью словарного состава и черпаются из общенародного языкового фонда и подчиняются законам родного языка. Основной состав казахских имен отражают культурно-историческую жизнь народа, начиная с древнейших времен. Провожу ребятам пример, что у казахов имена связаны: С животноводством – Бота (верблюжонок), Жилкыбай (богатый лошадьми). С явлением природы: Шолпан (Венера), Боран (буран). С названием диких зверей и птиц: Арыстан (лев), Карлыгаш (ласточка). С названием цветных металлов и драгоценностей: Алтын (золото), Жибек (шелк). С растениями: Райхан (красный цветок), Кызгылдак (тюльпан). С названием фруктов: Анар (гранат), Жангак (орех).

Выбор личных имен у казахов практически не ограничен. За последние годы в республике увеличилось количество национально-смешанных браков. Имена детям даются в одном случае по национальности отца, в другом по национальности матери, это соответствует интернациональному духу народов. Образование и воспитание – это единый процесс, который способствует развитию личности и формированию человека. Ещё древние мудрецы говорили о том, что нельзя стать человеком, не научившись действовать как человек. Семена знания, нравственности, благочестия. Это приобретается с помощью учения, деятельности, молитвы. Поэтому никто не сможет стать человеком, если его не обучать. Таким образом, начиная уже с 5 класса я стараюсь дать школьникам знания о нравственных принципах, общечеловеческих ценностях как милосердие, чувство собственного достоинства, благородства.

Литература Литература: Сухомлинский В.А.: « Как воспитать настоящего человека» Гришин Д.М.: «Воспитательная работа классного руководителя» Бабанский Ю.К.: «Воспитание детей в семье» Свадковский И.Ф.: «Нравственное воспитание» Жарикбаев К.Б.: «Особенности этики казахского народа» Марьенко И.С.: «Нравственное воспитание школьника» Республиканский журнал «Воспитание школьников»