Комплекс психолого - педагогических методик Инновационный продукт : Комплекс психолого - педагогических методик «Заниженный уровень самооценки как условие развития девиантного поведения подростков» ГБОУ СОШ 84 Петроградского района Санкт - Петербурга
Классификация девиаций школьные девиации – неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками и учителями, эмоциональные и поведенческие отклонения; социальные девиации – подростковый алкоголизм, бродяжничество, склонность к другим вредным привычкам, нарушение общественного порядка.
Цели и задачи мониторинга Спланировать и провести исследование по определению уровня самооценки у учеников школы. Изучить влияние заниженного уровня самооценки на становление девиантного поведения у подростка. Провести опрос учителей о наличии у учеников проявлений девиантного поведения для сравнения с полученными данными учащихся. Предложить возможные воспитательно- коррекционные мероприятия, направленные на повышение самооценки у подростков с выявленным её низким уровнем; разработать службе сопровождения мероприятия по работе с родителями по устранению причин заниженной самооценки.
Актуальность Актуальность данной проблемы подтверждается тем, что дети в настоящий момент находятся в очень сложной социально- педагогической ситуации, своеобразной исторической яме, когда в очень короткое время изменился государственный строй, идеологические ориентиры, жизненные ценности и нравственные нормы. Подростки в большей степени подвержены влиянию окружающих. И многие из них при наличии проблем пытаются с ними справиться в одиночку или присоединившись к компании асоциального поведения. Поэтому, предупреждение и профилактика отклонений в поведении является актуальной задачей. Наш продукт – подобранный комплекс методик по исследованию самооценки позволяет не только выявить детей, склонных к девиантному поведению, но и увидеть проблемные точки каждого ребенка, получить дополнительную информацию и произвести коррекцию в воспитательной работе и работе с семьей, чтобы проблема не получила развития.
Актуальность Школьная среда и уклад школьной жизни в большой степени оказывают влияние на социализацию учащихся, приобщают к участию в общественной жизни, учат пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя. Важную роль при этом играет самосознание и «внутренняя позиция» личности, которая обуславливает ее отношение к действительности, к окружающим и к самому себе. Происходит переход от воспитания всех к воспитанию каждого. Как правило, одной из рекомендаций по работе с детьми с девиантным поведением является привлечение их к активной общественной жизни. А одной из причин появления девиантного поведения у подростков является привлечение к себе внимания, проявление лидерских качеств (только с отрицательной стороны). Таким образом, вовлечь таких детей в социально-значимую деятельность или направить их активность на общественно полезные дела становится одной из главных задач воспитательного процесса.
Механизм внедрения инновационного продукта Исследование проводится для подростков 13 – 16 лет, то есть 7-х – 10-х классов. Практическая часть предполагает три этапа (два основных и дополнительный): 1 этап (сентябрь): - Проведение исследования уровня самооценки школьников. - Выявление возможных причин заниженной самооценки учеников. - Опрос учителей о проявлениях девиантного поведения у учащихся. 2 этап (октябрь): - Анализ материалов. - Рекомендация учителям педагогических и воспитательных мероприятий для повышения уровня самооценки школьников, попадающих в первую «группу риска». 3 этап (ноябрь через год): - После проведения коррекционных работ предполагается произвести повторное исследование самооценки и опрос учителей о поведении учеников. Исследование проводится в классе за урок.
Технологическая карта мониторинга
Методики исследования Учитывая, что подростки еще дети, к ним необходимо применять полудетские и полувзрослые формы диагностики. Основной из них должна оставаться игровая форма, а тестовые задания должны привлекать внимание, быть интересными. Тогда подросток с большим желанием и более честно будет отвечать на вопросы, выполнять задания. В нашей разработке мы попытались учесть эти правила. Методики состоят из трех разных по форме диагностик и несложные в применении.
Методики исследования Таким образом, были выбраны: 1) рисуночная методика «Человек под дождём» и 2) методика диагностики самооценки Дембо- Рубинштейна. Если на первую при обработке результатов может повлиять субъективный фактор (интуитивный взгляд на рисунок исследователя – преподавателя), то вторая методика исключает этот фактор. Для выработки мер воспитательного и педагогического характера нужно выяснить, какие конкретно факторы негативно воздействуют на становление положительного Я – образа у подростка. Наиболее надёжным способом это выяснить является опрос самого ученика. Для этого был самостоятельно разработан и составлен «опросник», в котором школьнику предоставляется возможность отнести предлагаемые факторы в группу мешающих, или помогающих чувствовать себя успешнее и комфортнее в коллективе.
Методики исследования Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейна. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личностных качеств. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определёнными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Инструкция: Испытуемым предлагается изобразить семь вертикальных отрезков высотой 10 см (20 клеточек). Под каждой линией подписывается её название: 1) здоровье; 2) ум, способности; 3) характер; 4) авторитет у сверстников; 5) умение много делать своими руками, умелые руки; 6) внешность; 7) уверенность в себе. Нижняя точка каждой линии будет символизировать самый низкий уровень развития данного качества, а верхняя – максимально высокий.
Методики исследования Опросник – «Причины заниженной самооценки». Инструкция: Предлагаемый перечень факторов распределите на две группы и впишите в таблицу в первую группу номера те из них, которые помогают вам чувствовать себя успешнее и комфортнее в коллективе, а во вторую группу те, которые мешают этому. (Факторы можно зачитывать). Перечень: 1. Просмотр телевизора; 2. Ваш внешний вид; 3. использование Интернет-сетей; 4. материальное положение в семье; 5. условия проживания; 6. взаимоотношения с братьями или сестрами (если они есть); 7. взаимоотношения с родителями; 8. взаимоотношения родственников; 9. компьютерные игры; 10. отношение к вам учителей; 11. взаимоотношения с друзьями; 12. взаимоотношения с одноклассниками; 13. нагрузка в школе; 14. нагрузка вне школе; 15. здоровье.
Методики исследования Для определения девиантного поведения у учащихся проводится опрос учителей. Классным руководителям нужно заполнить бланк «опросного листа», где необходимо для каждого ученика определить наличие или отсутствие следующих факторов: низкая успеваемость; конфликтность с преподавателями и/или сверстниками; поставлен ли на учёте в милиции; нарушения порядка и порча им школьного имущества; конформность; прогулы по неуважительной причине; использует ли в разговоре ненормативную лексику; при этом ходит ли на дополнительные внешкольные занятия и с желанием ли оказывает помощь школе.
Эффективность Результаты исследования позволят сделать вывод о том, что социально-значимое окружение конкретного ребенка с заниженной самооценкой не в полной мере обеспечивает удовлетворение его потребностей в признании личностных качеств, повышении уверенности в себе, комфортного существования в коллективе (класса, школы). Также можно сделать выводы о причинах заниженной самооценки. Полученные результаты помогут в выборе средств и форм воспитательной работы в школе в целом и в каждом конкретном случае выявленных отклонений у учащихся.
Эффективность Также при применении мер воспитательного и педагогического характера (привлечение к организационным школьным мероприятиям, улучшение взаимоотношений с одноклассниками и учителями, привлечение к творческим конкурсам и т.д.) к ученикам, имеющим заниженный уровень самооценки, предполагается целенаправленное снижение их девиаций. Таким образом, можно дать теоретическое и экспериментальное обоснование для создания программ, нацеленных на снижение развития девиантного поведения у школьников. Снижение уровня девиаций, вовлечение школьников в социально значимую деятельность и общественную жизнь школы, несомненно, влияет на повышение мотивации учащихся в частности и качества образования в школе в целом. У классных руководителей в документах класса будет наглядная оценочная таблица проблемных факторов по каждому ученику, что также поможет при составлении общей характеристики класса, корректировки индивидуальной воспитательной работы и работы службы сопровождения. Поскольку данная методика несложна в применении, она может быть частью мониторинга развития личности в любой школе.
Возможные рекомендации привлечение ученика к спортивным соревнованиям и активной спорт. подготовке; привлечение к организации творческих школьных мероприятий; привлечение к участию в школьных выступлениях и конкурсах; привлечение ученика к культурному отдыху в составе части или всего класса (походы, экскурсии, торжественные вечера, театры и т.д.); попытаться увлечь ребенка каким-нибудь хобби; менять отношение учителей к таким учащимся, находить положительные стороны; максимально поощрять (устно и оценками); по возможности снижать учебную нагрузку (в том числе, регулировать домашние задания); максимальная объективность в оценке учителями; оказание помощи в учебной деятельности ученика; привлечение профессиональных психологов
Анна Сергеевна Сиваченко заместитель директора ГБОУ СОШ 84 тел. 232 – 39 – 79