Ифраструктура менеджмента в сфере сервиса и туризма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 6 План Видение организации Определение миссии организации Определение целей в стратегическом управлении Эффективность целей Дерево целей.
Advertisements

Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Миссия и цели организации Тема 3. План Формирование видения Формирование видения Определение сферы и миссии бизнеса Определение сферы и миссии бизнеса.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Менеджмент и менеджер
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Среда косвенного воздействия внешней среды Среда косвенного воздействия внешней среды Среда прямого воздействия внешней среды Среда прямого воздействия.
ТЕМА 1.13 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЛАНИРОВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Лекция 10.
Этапы планирования потребности в персонале
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии ПОДГОТОВИЛ: ШАШОК ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ СТУДЕНТ 601 ГРУППЫ.
Кадровая политика и стратегия управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 9.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Транксрипт:

Ифраструктура менеджмента в сфере сервиса и туризма.

Стратегическое управление - это система комплексных мероприятий, ориентированных на долгосрочные цели, отражающие миссию фирмы с учетом непосредственного реагирования в рамках оперативного управления на возникающие риски и угрозы в ходе сложившихся деловых ситуаций. - это система комплексных мероприятий, ориентированных на долгосрочные цели, отражающие миссию фирмы с учетом непосредственного реагирования в рамках оперативного управления на возникающие риски и угрозы в ходе сложившихся деловых ситуаций. Отсутствие стратегического управления проявляется, прежде всего, в следующих двух формах: Отсутствие стратегического управления проявляется, прежде всего, в следующих двух формах: 1. Организации планируют свою деятельность, исходя из того, что окружение либо не будет вообще меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений. 1. Организации планируют свою деятельность, исходя из того, что окружение либо не будет вообще меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений. 2. При нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей ресурсов организации. (ссылка) 2. При нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей ресурсов организации. (ссылка)(ссылка)

Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд недостатков и ограничений по его использованию, которые указывают на то, что и этот тип управления, равно как и другие, не обладает универсальностью применения в любых ситуациях для решения любых задач: Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд недостатков и ограничений по его использованию, которые указывают на то, что и этот тип управления, равно как и другие, не обладает универсальностью применения в любых ситуациях для решения любых задач: Во-первых, стратегическое управление в силу своей сущности и дает, да и не может дать точной и детальной картины будущем. Во-первых, стратегическое управление в силу своей сущности и дает, да и не может дать точной и детальной картины будущем. Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем. Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем. В-третьих, требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. В-третьих, требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. В-четвертых, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. В-четвертых, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. В-пятых, при осуществлении стратегического управления зачастую основной упор делается на стратегическое планирование. (ссылка) В-пятых, при осуществлении стратегического управления зачастую основной упор делается на стратегическое планирование. (ссылка)(ссылка)

Структура стратегического управления Анализ среды Определение миссии и целей Выбор стратегии Выполнение стратегии Оценка и контроль выполнения

Внешняя среда туристского бизнеса. Внешняя среда – это совокупность внешних субъектов и факторов, активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность ее деятельности. Внешняя среда представляет собой совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружение, или макросреды; макроокружение, или макросреды; непосредственно окружения, или микросреды. непосредственно окружения, или микросреды. (ссылка)

Непосредственное окружение представлено теми составляющими внешней среды, с которыми туристское предприятие находится в непосредственном взаимодействии. Основные составляющие непосредственной внешней среды маркетинга представлены: Туристское предприятие Конкуренты Смежники Контактные аудиторы Потребители (ссылка)

Первой важнейшей составляющей непосредственной внешней среды являются потребители, их изучение позволяет лучше уяснить то, какие услуги в наибольшей степени будут ими приниматься, на какой объем продаж можно рассчитывать, насколько можно увеличить круг потенциальных клиентов. Первой важнейшей составляющей непосредственной внешней среды являются потребители, их изучение позволяет лучше уяснить то, какие услуги в наибольшей степени будут ими приниматься, на какой объем продаж можно рассчитывать, насколько можно увеличить круг потенциальных клиентов. Следующей составляющей непосредственной внешней среды являются конкуренты, и именно они задают те показатели, которые фирме предстоит достичь или превзойти. Следующей составляющей непосредственной внешней среды являются конкуренты, и именно они задают те показатели, которые фирме предстоит достичь или превзойти. Практически ни одна компания не в состоянии самостоятельно организовать тур, обеспечив клиентов всеми необходимыми транспортными средствами, жильем, организовать питание и т.д. Для этого обычно привлекаются соответствующие предприятия и организации – смежники, обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании. Практически ни одна компания не в состоянии самостоятельно организовать тур, обеспечив клиентов всеми необходимыми транспортными средствами, жильем, организовать питание и т.д. Для этого обычно привлекаются соответствующие предприятия и организации – смежники, обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании. Существенное влияние на деятельность турфирмы оказывают отношения с контактными аудиториями. Это организации, учреждения, потенциально или реально воздействующие на деятельность предприятия. Существенное влияние на деятельность турфирмы оказывают отношения с контактными аудиториями. Это организации, учреждения, потенциально или реально воздействующие на деятельность предприятия. (ссылка)

Макроокружение (макросреда) создает общие условия среды, в которой находится туристское предприятие, каждое из них испытывает на себе влияние макросреды и не может управлять ею. Макросреда определяется факторами общего плана: Социально – демографические факторы Макросреда туристского предприятия Природно –климатические факторы Экономические факторы Культурные фактора Научно – технические факторы Политико – правовые Факторы Экономические факторы Культурные фактора (ссылка)

Экономические факторы Воздействие экономики на туризм представлено двумя группами факторов: Факторы, положительно влияющие на туризм: рост реально дохода; рост реально дохода; более равномерное распределение дохода; более равномерное распределение дохода; стабильное положение валюты и т.д. стабильное положение валюты и т.д. Факторы, отрицательно воздействующие на туризм: экономические кризисные явления; экономические кризисные явления; спад промышленности (рост безработицы, сокращение заработной платы, временная работа); спад промышленности (рост безработицы, сокращение заработной платы, временная работа); нестабильная ситуация с валютой; нестабильная ситуация с валютой; инфляция и т.д. инфляция и т.д. (ссылка) (ссылка) (ссылка)

Воздействие туризма на экономику проявляется в выполнении им основных пяти экономических функций: 1. Производственная функция. 2. Функция обеспечения занятости населения. 3. Функция создания дохода. 4. Функция сглаживания. 5. Функция нивелирования платежного баланса.

Социально – демографические факторы. Изучение влияния этой группы факторов предполагает анализ: изменение численности населения; изменение численности населения; размещения его по отдельным странам и регионам; размещения его по отдельным странам и регионам; возрастного состава населения с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров; возрастного состава населения с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров; типа семьи; типа семьи; пола; пола; рода занятий; рода занятий; образования. образования. (ссылка) (ссылка) (ссылка)

Природно – климатические факторы Взаимосвязь туризма с природой и ее охраной необходимо рассматривать по трем главным направлениях: Направления взаимосвязи туризма с окружающей средой Охрана природы для туризма Охрана природы с помощью туризма Охрана природы от туризма (ссылка) (ссылка) (ссылка)

Культурные факторы Объекты, имеющие культурную и познавательную ценность, являются одними из основных туристских ресурсов. В процессе освоения определенного региона туристами в контакт вступают четыре различные культуры. Это культура того региона, откуда приезжают туристы; Это культура того региона, откуда приезжают туристы; культура отдыха (стиль жизни и нормы поведения туристов во время отдыха); культура отдыха (стиль жизни и нормы поведения туристов во время отдыха); культура местных жителей культура местных жителей культура обслуживания. культура обслуживания. Все эти культуры влияют одна на другую. Взаимодействие двух различа­ющихся между собой культур называется окультуризацией. (ссылка) (ссылка) (ссылка)

Научно – технические факторы Анализ научно-технических факторов позволяет своевременно уви­деть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования об­служивания клиентов. Анализ научно-технических факторов позволяет своевременно уви­деть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования об­служивания клиентов. Технологии, обслуживающие туристскую отрасль, подразделяются на три сферы: Технологии, обслуживающие туристскую отрасль, подразделяются на три сферы: транспортная техника, транспортная техника, оснащение гостиниц и ресторанов, оснащение гостиниц и ресторанов, коммуникационная техника. коммуникационная техника. (ссылка) (ссылка) (ссылка)

Политико – правовые факторы Исследование политико-правовых факторов макроокружения должно проводиться, в первую очередь, для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти и управления в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство будет проводить в жизнь свою политику. Исследование политико-правовых факторов макроокружения должно проводиться, в первую очередь, для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти и управления в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство будет проводить в жизнь свою политику. является составной частью внутренней и внешней политики государства и представляет собой совокупность правовых, организационных, социальных, экономических и иных мер, а также способов (методов) государственного регулиро­ вания для создания в стране конкурентоспособной туристской индус­трии и в то же время условий для осуществления социальных функций государства по отношению к своим гражданам. Туристская политика России является составной частью внутренней и внешней политики государства и представляет собой совокупность правовых, организационных, социальных, экономических и иных мер, а также способов (методов) государственного регулиро­ вания для создания в стране конкурентоспособной туристской индус­трии и в то же время условий для осуществления социальных функций государства по отношению к своим гражданам. является обеспечение конституцион­ного права граждан России на отдых и досуг, свободу передвижения, охрану здоровья и иных прав при совершении путешествий Целью туристской политики является обеспечение конституцион­ного права граждан России на отдых и досуг, свободу передвижения, охрану здоровья и иных прав при совершении путешествий (ссылка) (ссылка) (ссылка)

Внутренняя среда туристского бизнеса Внутренняя среда – совокупность субъектов, процессов, придающих компании конкретное лицо. По сути, это хозяйственный организм компании, ее структура. Основные элементы внутренней среды: Внутренняя среда организации Цели организации Организационная структура Задачи Технологии Люди (ссылка) (ссылка) (ссылка)

Анализ потенциала должен включать все сферы деятельности организации: менеджмент (руководство, структура управления); менеджмент (руководство, структура управления); маркетинг; маркетинг; технологию производства; технологию производства; персонал; персонал; финансы; финансы; организационную культуру. организационную культуру. (ссылка)

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации. Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре, является специализированное разделение труда - закрепление определенной работы за специалистами. В соответствии со структурой организации каждой должности предписан ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижении целей организации: Цели Структура Должность, задачи

Для сравнения информации анализ внутренней среды должен проводиться по тем же направлениям, что и анализ ближайших конкурентов, но также должен отличаться возможностью получения в полном объеме такой информации, которая необходима для обоснованных выводов и принятия эффективных решений. Анализ должен включать: оценку действующих; оценку действующих; анализ использования потенциала организации; анализ использования потенциала организации; сравнительный анализ конкурентных преимуществ; сравнительный анализ конкурентных преимуществ; выявление сильных и слабых сторон; выявление сильных и слабых сторон; вычленение стратегических проблем (задач). вычленение стратегических проблем (задач). (ссылка)

Показатели эффективности деятельности организации 1. Выделение показателей внешней и внутренней эффективности стратегии. Внешняя эффективность стратегии отражает уровень соответствия деятельности предприятия требованиям среды (насколько эффективно поведение последнего на рынке) и обычно выражается через показатель достижения целей. Внутренняя эффективность стратегии иллюстрирует результаты изменений, произошедших в процессе преобразования ресурсов в продукте (насколько эффективны идущие внутри предприятия процессы, во многом определяющие издержки производства) и выражается через показатели экономичности. 2. Использование общесистемных и частных показателей: показателей достижения результатов и показателей состояния системы. 3. Дополнение экономических показателей эффективности поведенческими показателями организации. 4. Использование ситуационного подхода к отбору критериальных показателей. (ссылка)

Показателями, характеризующими действующие стратегии, могут быть: результативность организации – степень достижения поставленных перед ней целей; экономичность – степень использования ресурсов; прибыльность – соотношение между доходами и издержками; продуктивность, выраженная через рентабельность; изменение (увеличение или уменьшение) доли рынка и др. Анализ этих показателей дополняется оценкой основных областей бизнеса и характеристикой проектов, осуществляемых фирмой и имеющих наибольшее значение. (ссылка)

SMART- анализ На основе миссии организации разрабатываются главные цели ее деятельности. Цели должны отвечать SMART – принципу, т.е. быть: конкретными (specific); измеримыми (measurable); согласованными (agreeable, accordant); достижимыми (realistic); определенными во времени (timebounded). В непроизводственной сфере выделяют четыре наиболее важные специфические цели (подцели): маркетинг (уровень продаж, диверсификация услуг и товаров, система сбыта, организация рекламы и связей с общественностью); инвестиции в развитие фирмы (техника, компьютеризация, технологический уровень); производство (издержки, качество услуг, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция); финансы (структура и источники финансирования, денежные потоки, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения). (ссылка)

Swot - анализ SWОТ-анализ, т. е. анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз, результа­ты которого могут использоваться при оценке конкуренто­способности, конкурентного потенциала и при определении круга стратегических вопросов, стоящих перед организацией SWОТ-анализ, т. е. анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз, результа­ты которого могут использоваться при оценке конкуренто­способности, конкурентного потенциала и при определении круга стратегических вопросов, стоящих перед организацией (ссылка)

Сильные стороны организации: наличие необходимых финансов ресурсов; наличие необходимых финансов ресурсов; умение профессионально вести конкурентную борьбу; умение профессионально вести конкурентную борьбу; статус признанного лидера; статус признанного лидера; полноценное использование производственного и маркетингового эффекта масштаба и освоения; полноценное использование производственного и маркетингового эффекта масштаба и освоения; наличие собственных технологий; наличие собственных технологий; относительно низкие затраты; относительно низкие затраты; эффектная реклама; эффектная реклама; навыки осуществления продуктов инноваций; навыки осуществления продуктов инноваций; надежный, профессиональный менеджмент; надежный, профессиональный менеджмент; эффективные производственные мощности и т.д. эффективные производственные мощности и т.д. (ссылка)

Слабые стороны организации: отсутствие четкой стратегии; отсутствие четкой стратегии; устаревшие производственные мощности; устаревшие производственные мощности; низкая прибыльность; низкая прибыльность; отсутствие требуемых навыков и профессионализма; отсутствие требуемых навыков и профессионализма; наличие проблем управления операциями; наличие проблем управления операциями; отстаивание в обновлении товара (например, в разработке новых маршрутов); отстаивание в обновлении товара (например, в разработке новых маршрутов); слишком узкая продуктивная линия; слишком узкая продуктивная линия; неблагоприятный или недостаточно сформировавшийся имидж; неблагоприятный или недостаточно сформировавшийся имидж; слабые каналы сбыта; слабые каналы сбыта; высокая по отношению к конкурентам удельная себестоимость и т.д. высокая по отношению к конкурентам удельная себестоимость и т.д. (ссылка)

К возможностям фирмы относят: обслуживание дополнительных групп потребителей; обслуживание дополнительных групп потребителей; выход в новый рынок или сигмент; выход в новый рынок или сигмент; расширение продуктовой линии с целью удовлетворения большого числа потребностей клиентов; расширение продуктовой линии с целью удовлетворения большого числа потребностей клиентов; связанная диверсификация; связанная диверсификация; вертикальная интеграция; вертикальная интеграция; падение торговых барьеров, затрудняющих доступ к привлекательным международным рынкам; падение торговых барьеров, затрудняющих доступ к привлекательным международным рынкам; благодушие и успокоенность конкурентов; благодушие и успокоенность конкурентов; увеличение темпов роста рынка и т.д. увеличение темпов роста рынка и т.д. (ссылка)

Угрозами следует считать: вхождение на рынок мощного конкурента; вхождение на рынок мощного конкурента; рост продаж товаров – заменителей; рост продаж товаров – заменителей; снижение темпов роста рынка; снижение темпов роста рынка; неблагоприятные изменения в обменных курсах валют; неблагоприятные изменения в обменных курсах валют; спад экономики; спад экономики; протекционистские меры, принимаемые правительствами иностранных государств по защите собственных производителей; протекционистские меры, принимаемые правительствами иностранных государств по защите собственных производителей; изменение во вкусах и предпочтениях потребителей; изменение во вкусах и предпочтениях потребителей; неблагоприятные демографические изменения и т.д. неблагоприятные демографические изменения и т.д. (ссылка)

Понятие цели и задач сервисного предприятия Одной из главных задач управления организацией сферы сервиса и туризма является определение целей, ради достижения которых она создается и функционирует и которые представляют собой субъективное отражение реальностей, характеризующих данную организацию, таких как ее роль в обществе, характер производственного потенциала. (ссылка)

Цели фирмы - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Цели фирмы - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. - это описание будущего результата какого-либо предполагаемого действия. - это описание будущего результата какого-либо предполагаемого действия. - общая характеристика будущего состояния, выраженная в удовлетворении потребностей на основе каких-либо действий. (ссылка) - общая характеристика будущего состояния, выраженная в удовлетворении потребностей на основе каких-либо действий. (ссылка)(ссылка)

Необходимость установления целей в системе управления организацией заключается в следующем. 1. Цели отражают философию организации, концепцию ее деятельности и развития. 2. Цели уменьшают неопределенность текущей деятельности как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентирами в окружающем мире. 3. Цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а так же материального и морального поощрения сотрудников организации, которые при этом в наибольшей степени отличились. 4. Цели, независимо от того, реальны они или мнимы, иллюзорны, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения. 5. Официально провозглашенные цели служат оправданием в глазах общественности необходимости и законности данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например загрязнение окружающей среды. (ссылка)

Цели носят официальный характер. Они влияют на деятельность всех уровней управления: Цели носят официальный характер. Они влияют на деятельность всех уровней управления: (ссылка) Top management Middle management Low management

Top: цели официальные, ориентированы на определенный период развития, отражают более конкретные фиксированные результаты. Цели фиксируются в виде концепций Цели фиксируются в виде концепций Способ достижения - стратегия. Способ достижения - стратегия. Разрабатываются также альтернативные стратегии. Разрабатываются также альтернативные стратегии. (ссылка)

Middle: цели оперативные. Они выступают как задачи, где расписывается в виде плана определенные конкретно направленные мероприятия. Middle: цели оперативные. Они выступают как задачи, где расписывается в виде плана определенные конкретно направленные мероприятия. Цели фиксируются в виде программных мероприятий – политика Цели фиксируются в виде программных мероприятий – политика Способ достижения – план. Способ достижения – план. (ссылка)

Low: цели операционные, носят характер технологических заданий. Четко отражают трудовые функции и носят конкретный результат. Low: цели операционные, носят характер технологических заданий. Четко отражают трудовые функции и носят конкретный результат. Цели фиксируются в технологических заданиях. Цели фиксируются в технологических заданиях. Способ достижения - стандарты рабочего места, должностные инструкции, наряды, задания рабочему. Способ достижения - стандарты рабочего места, должностные инструкции, наряды, задания рабочему. (ссылка)

На основе целей организация формулирует задачи, которые должны быть решены в процессе достижения этих целей. Задача – количественно и качественно выраженный результат запланированного мероприятия. На основе целей организация формулирует задачи, которые должны быть решены в процессе достижения этих целей. Задача – количественно и качественно выраженный результат запланированного мероприятия. (ссылка)

Задачи управления подразделяются на два класса: 1. Общие задачи создания устойчивой системы производства и развития. Их выполнение дает возможность создавать рациональные формы управления и оценить результаты жизнедеятельности всей системы, то есть ставить новые задачи. 2. Развитие производственной кооперации, совершенствование организационных структур системы производства, поддержание заданных режимов работы структурных подразделений, повышение заинтересованности работающих в результатах своего труда, организация учета и контроля за деятельностью объектов управления. (ссылка)

Классификация целей. Признак классификации Вид По степени важности Стратегические Тактические Исходя из периода времени Долгосрочные СреднесрочныеКраткосрочные По содержанию Технологические ЭкономическиеПроизводственные АдминистративныеМаркетинговые Научно-технические Социальные По форме выражения Количественные Качественные По уровню, к которому они относятся Общие Специфические (ссылка)

Система целей и задач организации Система целей туристского предприятия – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных общих и специфических целей. Система целей туристского предприятия – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных общих и специфических целей. (ссылка)

Общие цели отражают концепцию развития организации в целом и по важнейшим комплексным направлениям ее деятельности. Общие цели отражают концепцию развития организации в целом и по важнейшим комплексным направлениям ее деятельности. К общим целям, которые ведут к повышению прибыли, относятся такие, как: К общим целям, которые ведут к повышению прибыли, относятся такие, как: обеспечение оптимальной рентабельности при имеющемся наборе видов услуг; обеспечение оптимальной рентабельности при имеющемся наборе видов услуг; разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы; разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы; обеспечение экономической устойчивости положения фирмы и др. обеспечение экономической устойчивости положения фирмы и др. (ссылка)

В состав общих входят прежде всего генеральная цель, которая по-другому называется миссией, и 4-6 общеорганизационных целей, раскрывающих и конкретизирующих содержание миссии. В состав общих входят прежде всего генеральная цель, которая по-другому называется миссией, и 4-6 общеорганизационных целей, раскрывающих и конкретизирующих содержание миссии. В первом, и широком смысле миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации. Такая миссия может быть отражена в рекламном слогане, корпоративном лозунге и представлена в корпоративных кодексах или политике фирмы. В первом, и широком смысле миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации. Такая миссия может быть отражена в рекламном слогане, корпоративном лозунге и представлена в корпоративных кодексах или политике фирмы. Миссия может рассматриваться также как сформулированное утверждение (документ) относительно того, для чего или по какой причине существует организация, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Миссия может рассматриваться также как сформулированное утверждение (документ) относительно того, для чего или по какой причине существует организация, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. (ссылка)

Как считает Ф. Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов: Как считает Ф. Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов: история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.; история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.; существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала; существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала; состояние среды обитания организации; состояние среды обитания организации; ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей; ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей; отличительные особенности, которыми обладает организация. отличительные особенности, которыми обладает организация. (ссылка)

Общеорганизационные цели – это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления их реализацией. Общеорганизационные цели – это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления их реализацией. Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих целей, обычно они охватывают средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях. В отличии от общих, специфические цели бывают двух типов: операционные и оперативные. Первые ставятся перед отдельными работниками, вторые – перед подразделениями. Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих целей, обычно они охватывают средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях. В отличии от общих, специфические цели бывают двух типов: операционные и оперативные. Первые ставятся перед отдельными работниками, вторые – перед подразделениями. (ссылка)

Процесс установления целей Процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. В одних организациях установление целей полностью централизовано, в других же организациях может быть полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный между полной централизацией и полной децентрализацией характер. Каждый из данных подходов имеет специфику, свои преимущества и недостатки. Процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. В одних организациях установление целей полностью централизовано, в других же организациях может быть полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный между полной централизацией и полной децентрализацией характер. Каждый из данных подходов имеет специфику, свои преимущества и недостатки. (ссылка)

В случае полной централизации при установлении целей все цели определяются самым верхним уровнем руководства организации. При таком все цели подчинены единой ориентации. Это является опре­деленным преимуществом. В то же время у этого подхода есть существенные недостатки, суть одного из которых состоит в том, что на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление. В случае полной централизации при установлении целей все цели определяются самым верхним уровнем руководства организации. При таком все цели подчинены единой ориентации. Это является опре­деленным преимуществом. В то же время у этого подхода есть существенные недостатки, суть одного из которых состоит в том, что на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление. В случае децентрализации в процессе установления целей участвуют наряду с верхним уровнем и более низкие уровни организации. Есть две схемы децентрализованного установления целей. При одной процесс установления целей идет сверху вниз. Декомпозиция целей происходит следующим образом: каждый из нижестоящих уровней в организации определяет свои цели, исходя из того, какие цели были установлены для более высокого уровня. Вторая схема предполагает, что процесс установления целей идет снизу вверх. В этом случае нижестоящие звенья устанавливают себе цели, которые служат основой для установления целей последующего, более высокого уровня. (ссылка) В случае децентрализации в процессе установления целей участвуют наряду с верхним уровнем и более низкие уровни организации. Есть две схемы децентрализованного установления целей. При одной процесс установления целей идет сверху вниз. Декомпозиция целей происходит следующим образом: каждый из нижестоящих уровней в организации определяет свои цели, исходя из того, какие цели были установлены для более высокого уровня. Вторая схема предполагает, что процесс установления целей идет снизу вверх. В этом случае нижестоящие звенья устанавливают себе цели, которые служат основой для установления целей последующего, более высокого уровня. (ссылка) (ссылка)

Процесс целеполагания в организации состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации. Процесс целеполагания в организации состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации. Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз: Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз: выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении; выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении; установление целей для организации в целом; установление целей для организации в целом; построение иерархии целей; построение иерархии целей; установление индивидуальных целей. установление индивидуальных целей. (ссылка)

Области и направления постановки целей Выделяются четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают цели, исходя из своих интересов. Этими областями являются: Выделяются четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают цели, исходя из своих интересов. Этими областями являются: доходы организации; доходы организации; работа с клиентами; работа с клиентами; потребности и благосостояние сотрудников; потребности и благосостояние сотрудников; социальная ответственность. социальная ответственность. (ссылка)

Наиболее распространенными направлениями являются: Наиболее распространенными направлениями являются: прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.п.; прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.п.; положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.; положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.; производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы произведет венных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.; производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы произведет венных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.; финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т.п.; финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т.п.; мощности организации, выражаемые в целевых показателях касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и т.п.; мощности организации, выражаемые в целевых показателях касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и т.п.;

разработка, производство продукта и обновление технологии описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта; разработка, производство продукта и обновление технологии описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта; сроки введения нового продукта, качество продукта и т.п.; сроки введения нового продукта, качество продукта и т.п.; изменения в организации и управлении, отражаемые в показате­лях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и т.п.; изменения в организации и управлении, отражаемые в показате­лях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и т.п.; человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, от­ражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, от­ражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны по­купателей и т.п.; работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны по­купателей и т.п.; оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотвори­тельных акций и т.п оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотвори­тельных акций и т.п

Дерево целей В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом. (ссылка) (ссылка)

Дерево целей Ключевые цели по подсистемам организации Производство маркетингперсоналфинансы Общая цель организации Подцели по подсистемам организации... (ссылка)

Модель в виде дерева целей – удобный и апробированный на практике инструмент, реализующий системный подход к определению состава целей и задач менеджмента. Посредством дерева целей описывается их упорядоченность. Модель в виде дерева целей – удобный и апробированный на практике инструмент, реализующий системный подход к определению состава целей и задач менеджмента. Посредством дерева целей описывается их упорядоченность. Возможные цели в различных областях: Возможные цели в различных областях: Инновации – приоритетными целями может быть завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции. Инновации – приоритетными целями может быть завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции. Маркетинг – выход на первое место по продажам определенного товара, создание определенного имиджа у товара. Маркетинг – выход на первое место по продажам определенного товара, создание определенного имиджа у товара. Производство – достижение наивысшей производительности труда, повышение эффективности. Производство – достижение наивысшей производительности труда, повышение эффективности. Управление персоналом – обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала работников, повышения уровня заинтересованности и удовлетворенности рабочего. Управление персоналом – обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала работников, повышения уровня заинтересованности и удовлетворенности рабочего. Менеджмент – определить критические области управленческого воздействия. Менеджмент – определить критические области управленческого воздействия. Для целеполагания важно не только моделирование иерархической структуры целей, но и анализ изменения целей за определенный момент времени. Для целеполагания важно не только моделирование иерархической структуры целей, но и анализ изменения целей за определенный момент времени. (ссылка)

Цели можно ранжировать по таким основаниям, как: Цели можно ранжировать по таким основаниям, как: Вклад в реализацию миссии организации; Вклад в реализацию миссии организации; Возможность их достижения в заданный срок в условиях ограниченности ресурсов; Возможность их достижения в заданный срок в условиях ограниченности ресурсов; Величина выгоды, которая может быть получена в процессе их реализации; Величина выгоды, которая может быть получена в процессе их реализации; Число попутно решаемых проблем или, наоборот, возникающих неблагоприятных последствий. Число попутно решаемых проблем или, наоборот, возникающих неблагоприятных последствий. Ранжируются темы путем перемножения на основе экспертных оценок самостоятельных рангов каждой из них и их вклада в процентах или в долях единицы в итоговый результат, а затем расположения в порядке убывания полученных баллов. Ранжируются темы путем перемножения на основе экспертных оценок самостоятельных рангов каждой из них и их вклада в процентах или в долях единицы в итоговый результат, а затем расположения в порядке убывания полученных баллов. Таким образом, в процессе формирования развития предприятия ставится множество целей, имеющих определенную соподчиненность иерархичность) и приоритетность реализации с учетом ограничений по времени, финансам, ресурсам. Таким образом, в процессе формирования развития предприятия ставится множество целей, имеющих определенную соподчиненность иерархичность) и приоритетность реализации с учетом ограничений по времени, финансам, ресурсам. (ссылка)

Модели организаций закрытого и открытого типа Модели организаций закрытого и открытого типа Существуют модели организаций закрытого и открытого типов. К модели закрытого типа относятся организации, выступающие как механистические конструкции, и организации, являющиеся коллективами, построенными на разделении труда. К модели открытого типа относятся организации со сложной иерархической структурой и организации, выступающие в качестве общественных организаций. (ссылка) Существуют модели организаций закрытого и открытого типов. К модели закрытого типа относятся организации, выступающие как механистические конструкции, и организации, являющиеся коллективами, построенными на разделении труда. К модели открытого типа относятся организации со сложной иерархической структурой и организации, выступающие в качестве общественных организаций. (ссылка)(ссылка)

Организации закрытого типа Для организаций закрытого типа характерна ориентация на управление внутренними факторами, и поэтому здесь используются преимущественно административные методы в рамках концепции управления производством (человек - "винтик в механизме"): В организациях механистического типа все возникающие проблемы решаются за счет интересов организации. Выделяют два типа подобных организаций - бюрократическая, где преобладает управление производством, и демократическая, где на первом месте стоит управление персоналом. В организациях, построенных на разделении труда, действует механизм поощрительных мероприятий и управления персоналом. Вертикальное разделение труда - права и обязанности, а также уровень ответственности нижестоящего перед вышестоящим за определенный результат труда. Горизонтальное разделение труда подразумевает координацию. Здесь фиксируются трудовые функции, подразумевающие объем компетенции (закрепление руководителя). (ссылка)

Организации открытого типа Организации со сложной иерархической системой построены на принципах управления по целям. Подчинение в таких организациях осуществляется не только с точки зрения определенной зависимости одного элемента от другого, но и с точки зрения отношения к координации действий. Иерархия - вертикаль власти. Мы видим ее, как правило, трех уровневой - top-менеджмент, middle-менеджмент и low- менеджмент. Главная идея заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимости элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой. Ключевые факторы успеха организации находятся в двух сферах: во внешней (из которой она получает все виды ресурсов) и во внутренней (сильные и слабые стороны которой создают предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги). В данной модели главным направлением менеджеров становится стратегическое управление. Эффективность организации при этом оценивается как системная целесообразность, учитывающая ее к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий. В центре внимания при оценке эффективности оказываются ресурсы, получаемые из окружающей среды. (ссылка)

В организациях, построенных по принципу общественных организаций, основными методами являются управление проектами и социопартнерство. Данная модель представляет предприятия как общественные объединения, в деятельности которых заинтересованы различные группы как внутри, так и вне их границ. Взаимосвязь предприятий проявляется в том, что они для производства товаров и услуг используют ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых также удовлетворяются продукцией других предприятий. Цели предприятия трактуются с позиций удовлетворения запросов, связанных с ними групп. Подход означает принятие стратегии ограниченной оптимизации, при которой достижение какой-либо одной цели лимитируется требованием выполнять другие. Это приводит к необходимости соблюдения баланса между такими разными по значению целями, как объем продаж, прибыль, интересы персонала и местных органов власти, защита окружающей среды. Главными функциями менеджмента становятся: достижение высокой производительности и эффективности путем укрепления духа сотрудничества и вовлеченности работников в дела организации. Определение эффективности базируется на выборе ценностей и определении политической ориентации организации. В организациях, построенных по принципу общественных организаций, основными методами являются управление проектами и социопартнерство. Данная модель представляет предприятия как общественные объединения, в деятельности которых заинтересованы различные группы как внутри, так и вне их границ. Взаимосвязь предприятий проявляется в том, что они для производства товаров и услуг используют ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых также удовлетворяются продукцией других предприятий. Цели предприятия трактуются с позиций удовлетворения запросов, связанных с ними групп. Подход означает принятие стратегии ограниченной оптимизации, при которой достижение какой-либо одной цели лимитируется требованием выполнять другие. Это приводит к необходимости соблюдения баланса между такими разными по значению целями, как объем продаж, прибыль, интересы персонала и местных органов власти, защита окружающей среды. Главными функциями менеджмента становятся: достижение высокой производительности и эффективности путем укрепления духа сотрудничества и вовлеченности работников в дела организации. Определение эффективности базируется на выборе ценностей и определении политической ориентации организации. (ссылка)

Глоссарий Внешняя среда – это совокупность внешних субъектов и факторов, активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность ее деятельности. Внутренняя среда совокупность субъектов, объектов, процессов, придающих компании конкретное лицо. Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации. Задача – это предписанная работа, часть ее или серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях. Выбор стратегии этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей и реализовывать свою миссию. Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей. Конкуренты те, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремиться получить из внешней среды, чтобы обеспечит свое существование. (ссылка)

Макроокружение создает общие условия среды, в которой находится туристское предприятие. Макроокружение создает общие условия среды, в которой находится туристское предприятие. SWOT анализ, т. е. анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз, результа­ты которого могут использоваться при оценке конкуренто­ способности, конкурентного потенциала и при определении круга стратегических вопросов, стоящих перед организацией SWOT анализ, т. е. анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз, результа­ты которого могут использоваться при оценке конкуренто­ способности, конкурентного потенциала и при определении круга стратегических вопросов, стоящих перед организацией Миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации. Миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации. Цели – представляют собой субъективное отражение реальностей, характеризующих данную организацию, таких как ее роль в обществе, характер производственного и кадрового потенциала. Цели – представляют собой субъективное отражение реальностей, характеризующих данную организацию, таких как ее роль в обществе, характер производственного и кадрового потенциала. Непосредственное окружение представлено теми составляющими внешней среды, с которыми туристское предприятие находится в непосредственном взаимодействии. Непосредственное окружение представлено теми составляющими внешней среды, с которыми туристское предприятие находится в непосредственном взаимодействии. (ссылка)

Покупатели тот, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Покупатели тот, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Поставщики субъекты, снабжающие организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п, от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта. Поставщики субъекты, снабжающие организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п, от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта. Смежники обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании. Смежники обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании. Контактные аудитории – это организации, учреждения, потенциально или реально воздействующие на деятельность предприятия. Контактные аудитории – это организации, учреждения, потенциально или реально воздействующие на деятельность предприятия. Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование. Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование. Анализ внутренней среды вскрывает т внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели организации. Анализ внутренней среды вскрывает т внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели организации. (ссылка)

Список литературы Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. Учебник. - М.: Гардарика, Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. Учебник. - М.: Гардарика, Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. - Мн.: БГЭУ, Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. - Мн.: БГЭУ, Моисеева Н.К, Стратегическое управление туристской фирмой. – М.: Финансы и статистика, Моисеева Н.К, Стратегическое управление туристской фирмой. – М.: Финансы и статистика, Саак А.Э, Пшеничных Ю.А Менеджмент в СКСТ. Учебное пособие. – Спб.: Питер, Саак А.Э, Пшеничных Ю.А Менеджмент в СКСТ. Учебное пособие. – Спб.: Питер, Зайцева Н. А. Менеджмент в СКСТ: Учебное пособие. М.: «Академия», 2005 Зайцева Н. А. Менеджмент в СКСТ: Учебное пособие. М.: «Академия», 2005