ИКТ на уроке литературы Мультимедийные презентации, организующие читательскую деятельность, помогающие пробудить чувства и мысли Интернет, открывающий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Старуха Изергиль. Легенда о Данко» Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить.
Advertisements

ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Литература как искусство слова 5 класс «Шаг за горизонт» (первый урок литературы в 5 классе)
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум.
Проблемы подростков в произведениях современной литературы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ». Выполнена учителем русского языка и литературы МОБУ «СОШ 5» НАСЫРОВОЙ Э.С. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Обобщающий урок по теме: « Осень пришла» 2 класс УМК « Планета знаний» Подготовила: учитель МОУ « ООШ с. Ленинское» Чинченко Л.А.
Презентация к уроку чтения (3 класс) по теме: мини- презентация К.Паустовский Мой дом.
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Романтизм Романтизм в литературе - (конец XVIII – вторая половина XIX в.) – наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт,
Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль») Учитель русского языка и литературы Бражникова С.В. Учитель русского языка и литературы.
Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро». Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный.
Стихотворение «Зимнее утро» А.С. Пушкин. Александр Сергеевич Пушкин Родился 26 мая 1799 в Москве, умер 29 января 1837 в Санкт-Петербурге. Александр Сергеевич.
В жизни всегда есть место подвигу. Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! М. Горький.
Исследовательская работа Ученицы 10 В класса РЦ Свириной Елизаветы Преподаватель: Шальнева Е.А.
. Исаак Левитан. Золотая осень. И.И.Левитан. Осенний дождь.. Тойво Ряннель. Осень. В.В.Мешков. Золотая осень в Карелии. …Унылая пора! Очей очарованье!
Александр Сергеевич Пушкин «Осень».
Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Транксрипт:

ИКТ на уроке литературы Мультимедийные презентации, организующие читательскую деятельность, помогающие пробудить чувства и мысли Интернет, открывающий всемирное пространство культуры Использование цифровых образовательных ресурсов Публикации учащихся и дидактический материал учителя в программах WORD и PUBLICHER

Организация читательской деятельности при помощи мультимедийной презентации

МОТИВАЦИЯ - титульный слайд, создающий позитивный эмоциональный настрой, организующий читательские ожидания, формирующий угол зрения на произведение; - возможен слайд-фильм, содержание которого – исторический или культурологический комментарий к произведению; монтаж из фрагментов текста и изображений, помогающий войти в художественный мир литературного произведения.

А. Н. Островский «Гроза»

Рассказ Андрея Геласимова

Настало время нужды в героическом…

Целеполагание: установочное задание

В течение сегодняшнего урока мы подумаем над вопросом: Чем обусловлено обращение М.Горького – писателя ХХ века - к романтизму?

Организация первичного восприятия художественного текста -фоновый слайд для чтения текста в классе, помогающий войти в художественный мир произведения; - вопросы и задания на выявление первичного восприятия текста.

Однако сюжет немецкой баллады перенесён Жуковским в мир России… Постарайтесь представить её события, увидеть героев «внутренним взором»

Анализирующее наблюдение - оформление на слайдах текстового материала для наблюдения: цитатная таблица с «текстовыми пустотами» для организации сопоставительного анализа; -цитатный рассказ, привлекающий внимание к определенной сюжетной линии или литературному герою; -эмоциональная партитура, помогающая проанализировать изменение настроения литературного героя или эмоционального тона текста; -цветовая палитра для анализа смыслового наполнения «цветовых» слов; -эмоциональная цепочка, цель которой – привлечь внимание к духовной эволюции героя; -лингвистический эксперимент: художественный текст с пустотами, цель – восстановление пропущенных слов, предположение, какими могут быть эти слова, затем по щелчку появляется авторский вариант, и школьники сопоставляют со своими предположениями; -выделение цветом, размером, шрифтом отдельных фрагментов текста, необходимых для наблюдения.

Надоело. Как меня все достали. В школе одни дебилы. Интересно, сколько стоит хороший автомат? Мне бы в нашей школе он пригодился. Дома тоже автомат бы не помешал. Переводишь автомат на стрельбу очередями и начинаешь их всех поливать. Достали меня все. И этот дневник меня тоже достал. Снова смотрел «Каникулы». Невероятно. Дочитал книжку Оскара Уайльда. Круто. Позвать Семёнова на день рождения? Я умею играть «Moon River» на пианино. Надо жалеть друг друга, пока он внутри. Ты понимаешь? Я говорю – чего непонятного? Скелет внутри, значит, всё нормально. Больше не буду писать. Не буду. Всмотритесь в эмоциональную цепочку: как и почему меняется душевное состояние героя Геласимова?

Что отличает Данко от других членов племени? Проследите развитие взаимоотношений Данко и племени: Дружно все пошли за ним – верили в него Напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. … и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко…И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как! …усталые и злые, стали судить Данко …они – как звери… и не было на лицах их благородства… А он шел впереди их и был бодр и ясен. «Ты умрешь! Ты умрешь!» - ревели они. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти… в его очах засверкали лучи того могучего огня. … он разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Сопоставьте «увертюры» легенд: выявите общие составляющие и проанализируйте их. Ларра Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво- красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и Выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей. «…Видишь, он стал уже как тень и таким Будет вечно». Какова эстетическая функция увертюр в рассказе? Данко С моря поднималась туча… Она ползла в степь… Воздух раздражал нервы странным запахом, щекотавшим ноздри. От облаков падали на землю густые стаи теней и ползли по ней, ползли, исчезали, являлись снова… На месте луны осталось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый клочок облака. И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. «…Только один осторожный человек… наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…».

В чём своеобразие художественного времени в рассказе Даниила Гранина? Ночью он упал с кровати, а ему показалось, что скатился в воронку от снаряда. Надо выбраться, иначе он замёрзнет. С ним однажды это уже было на фронте под Мгой. Он стал карабкаться обратно в кровать. Он, успокоенный, лежал, слушал, как бухает сердце. Госпиталь горел. Раненые прыгали из окон… Йодистое дыхание утихающего боя...

В чём своеобразие художественного времени в рассказе Даниила Гранина? Ночью он упал с кровати, а ему показалось, что скатился в воронку от снаряда. Надо выбраться, иначе он замёрзнет. С ним однажды это уже было на фронте под Мгой. Он стал карабкаться обратно в кровать. Он, успокоенный, лежал, слушал, как бухает сердце. Госпиталь горел. Раненые прыгали из окон… Йодистое дыхание утихающего боя...

Евгений – кто он? «Молодой повеса» «Добрый мой приятель» «Dandy лондонский» «Ученый малый, но педант» «Глубокий эконом» «Проказник» «Забав и роскоши дитя» «Философ в осьмнадцать лет» «Повеса пылкий» «Красавиц модных враг» «Отступник бурных наслаждений» «Порядка враг и расточитель»

Слайд-фильм, также актуализирующий необходимый для анализа текстовый материал, однако подающий его более эмоционально.

- тематически и эмоционально близкие тексту изображения, помогающие представить героя или место действия; - анализ художественных интерпретаций литературного произведения: иллюстраций к тексту, музыкальных произведений, фрагментов из спектаклей или художественных фильмов; - сопоставительный анализ художественного текста и тематически близких произведений смежных видов искусства.

ГАМЛЕТ КОРОЛЬ ЛИР Оформление изображений

В сказе действительно есть переход героя в иной мир: «И вот пошли. Она впереди. Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые… И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется». Реален ли мир Хозяйки или волшебен? Докажите!

Текст сказа содержит бытовые реалии России 19 века. Вспомните все явления жизни, характерные для того времени, которые мы встречаем в тексте. Шахты, затопление шахт, профессиональные болезни шахтёров; крепостное право, вольная грамота; Санкт-Петербург – центр жизни России…

Меж ними всё рождало споры Какие черты характера хотел подчеркнуть иллюстратор в портретах Онегина и Ленского?

Картина В.Ходова называется «Возвращение из похода князя Игоря Северского». Вспомните в «Слове…» строки, которые могли бы стать еще одним названием картины.

«Мировой водоворот засасывает в свою воронку почти всего человека». Как эти слова Александра Блока отражаются в стихотворении поэта и на картине Константина Юона? Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы – Кровавый отсвет в лицах есть. Есть немота – то гул набата Заставил заградить уста. В сердцах, восторженных когда-то, Есть роковая пустота. И пусть над нашим смертным ложем Взовьётся с криком вороньё, - Те, кто достойней, Боже, Боже, Да узрят царствие твоё! 1914

Женщина – мать, сестра, жена – всегда воплощает спасительное, оберегающее начало, а потому раздоры и войны испокон веков оплакивались женщинами (строки из «Слова о полку Игореве»): Ходит горе по всей Руси, По всей Руси стоит зарево, Стоит зарево-пожарище, Жёны русские восплакались, Восплакались, приговаривая: «Уж мужья вы наши, лады милые, Вас и мыслями не помыслишь, Вас и думами не сдумаешь, И очами вас не выглядишь».

- эвристические и проблемные вопросы – крупные, определяющие направление анализа, более мелкие и детальные вопросы на слайде обычно не располагаются: они рождаются в процессе живой беседы с классом, и это помогает сохранить необходимую в диалоге свободу, импровизацию и гибкость; - проблемные вопросы на основе полярных высказываний критиков, литературоведов или читателей; - задание на поиск закономерности, отраженной в появившихся на слайде объектах и помогающей проанализировать литературное явление;

Портрет мира, который дан герою Андрея Геласимова для жизни: какую закономерность вы ощутили? жестокость даже между самыми близкими людьми разлом семьи школа без радости грубость человеческих отношений стереотипы «общества успеха»: теннис, джип, Швейцария.

Принимает герой-подросток этот мир, защищается от него или протестует против него?

ВОЙНА Какое графическое оформление более точно отражает ощущение времени главным героем рассказа? МИР 1 ВОЙНА МИР ВОЙНАМИР 2 3

Загадки стихотворения Пушкина «Унылая пора» - и вдруг так неожиданно «Очей очарованье!» Почему Пушкин использует такие противоречивые характеристики осени? «Пышное» - «природы увяданье». Но как может «увяданье» быть «пышным» - как вы это понимаете? «Люблю», - говорит Пушкин с вдохновением. Но как можно любить «редкий солнца луч», «отдалённые седой зимы угрозы»? Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы.

Протест против "темного царства" или минутная слабость отчаявшегося человека? Н. Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" писал: "В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина". Д. Писарев, напротив, так оценил самоубийство Катерины: "Она разрушает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданным для нее самой". А какую точку зрения разделяете вы? Почему?

Схемы, алгоритмы, модели, карты, таблицы

Ларра Данко внешность черты характера отношение к людям итог жизни Оформите свои выводы в виде таблицы

ОДА Для создания модели понятия «ода» понаблюдайте над: Система образов Художественное пространство Сюжет Особенности языка

Изображенные в стихотворении картины Чем интересна изображенная в стихотворении картина? Что поэту помогло создать картину именно такой? Как звучит изображенный в стихотворении мир? Как помогают цвет и свет создать настроение, передать своеобразие картины? Какая авторская мысль, какие чувства автора отражены в созданной картине?

Вспомним движение сюжета оды Ломоносова Вступление: восхваление мира как основы блага государства Хвала щедротам Елизаветы Заслуги Петра Первого перед народами России Неисчерпаемые богатства, просторы и красота России Наука и её роль в российском обществе Заключение: традиционная благодарность монархине за деяния на благо России Какая мысль скрепляет все сюжетные части оды?

Отметьте языковые особенности, позволяющие отнести оду к «высокому штилю». Старославянизмы Гиперболы Высокая, торжественная лексика Риторические вопросы и восклицания Сравнения Перифразы сей, толикий, оный, класы, токмо, зрак, глас, зиждитель, искони, отверзает, воззри с собой возвысил до небес; мы дар твой до небес прославим; там тьмою островов посеян; там тучи разных птиц летают Там Лена чистой быстриной, как Нил, народы напояет и бреги наконец теряет, сравнившись морю шириной. великое светило миру (солнце); бессмертия достойный муж, блаженства нашего причина (Пётр Первый); Тебе, о милости источник, о ангел мирных наших лет (Елизавета). Какая светлость окружает в толикой горести Парнас? Пространная твоя держава о как тебя благодарит! О, ваши дни благословенны! пламенные звуки, лира восхищенна, победами венчанну, божественны науки, отторжен роком Соотнесите примеры с названиями выразительных средств языка

Концептуальное осмысление - возврат установочного задания и его выполнение; - выбор эпиграфа к уроку или произведению из нескольких вариантов, расположенных на слайде; - выбор из размещенных на слайде репродукций обложки к воображаемой публикации текста; - письменная работа малой формы: отзыв на форуме в Интернет, ответ на вопрос, продолжение фразы; - игровые задания викторинного характера с настройкой навигации.

ЧЕЛОВЕК БОГИ ДОБРО И ЗЛО ПОДВИГ ХАОС И КОСМОС Каким предстает зло в мифах о Геракле и почему именно таким? Что прежде всего помогает Гераклу в его победах? Что такое подвиг: как ответил бы сам Геракл на этот вопрос? Мифы о Геракле – сыне Зевса и смертной женщины – подчеркивают его человеческую или божественную природу? Движение от хаоса к космосу – основная тема мифологии. Как это ощущается в мифах о Геракле?

Какая из этих картин могла бы стать обложкой для сборника, состоящего их двух стихотворений – Ф.Тютчева и Е.Баратынского?

Названием какой из этих картин И.Левитана могла бы стать строка из стихотворения Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»

Отзывы на форумах в Интернет Советую познакомиться. Мне понравилось. Хотя «понравилось» звучит серо как-то, мелко… А это было гораздо ярче и глубже… Нежное произведение, нежный возраст, нежная актриса, мысли, слишком нежные для мозгов школьника…Рассказ хороший, наводит на мысли, вызывает такие редкие для обыденной жизни чувства…

Каким мог быть Ваш отзыв? Сформулируйте его…

Оформление текста

ВСТРЕЧИ РАЗЛУКИ НЕЖНОСТЬ РАЗОЧАРОВАНИЕ РЕВНОСТЬ ВИНА ГОРДЫНЯ ТОСКА ВСЕПРОЩЕНИЕ

Фон слайда

Какие детали помогают создать атмосферу тайны, ожидания загадочных, страшных событий? …Вдруг метелица кругом, Снег валит клоками, Чёрный вран, свистя крылом, Вьётся над санями! Ворон каркает: печаль! Кони торопливы Чутко смотрят в тёмну даль, Подымая гривы… …В страшных девица местах; Вкруг метель и вьюга…

Душевный мир Светланы Как могу, подружки, петь? Милый друг далёко; Мне судьбина умереть В грусти одинокой… Ах! А им лишь красен свет, Им лишь сердце дышит… Это первые строки, которые раскрывают душевный мир Светланы. Что можно сказать об отношении автора к своей героине?

Прослушайте отрывок из оперы «Князь Игорь» и постарайтесь представить, какой сцене созвучна эта мелодия.

Содержательность анимационных эффектов

Почему стихотворение, названное «Зимнее утро», включает описание прошедшего вьюжного и мрачного вечера?

Бесконечность великолепной зимней равнины сменяется в четвертой строфе пространством человеческого дома. Почему для поэта оказалось важным изменить художественное пространство?

«Поля пустые», «леса, недавно столь густые». А еще так недавно поля и леса были иными. Почему эта изменчивость мира становится для Пушкина источником печали – хотя и лёгкой, светлой?

Смена времён года – движение самой природы.

Обещаешься ли служить мне с усердием? Или ты не веришь, что я великий государь? Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы, и в князья. Как ты думаешь? А коли отпущу, так обещаешься ли по крайней мере против меня не служить? Так и быть. Казнить так казнить, миловать, так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь. Почему Пугачёв милует Гринёва во всех этих ситуациях и после всех отказов ?

8 В полях кровавых Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках, И с трепетом Нептун чудился, Взирая на российский флаг.российский флаг. В стенах внезапно укрепленна И зданиями окруженна,зданиями окруженна, Сомненная Нева рекла: "Или я ныне позабылась И с оного пути склонилась, Которым прежде я текла?" Почему в рассказах о деяниях Петра Ломоносов упоминает олимпийских богов Марса и Нептуна?

Вспомните основные черты романтического произведения Романтическое двоемирие Романтический герой Романтический пейзаж Особенности стиля

Романтическое двоемирие – противостояние реальности и мечты. Реальность, серая, обыденная, усреднённая, отвергается романтиком ради высокого, однако недостижимого идеала, потому одна из основных категорий романтизма – категория идеала. Романтическое двоемирие

Романтический герой Романтики утверждали: личность превыше всего. Романтический герой – личность исключительная, яркая, обуреваемая сильными страстями. Романтический герой может быть бунтарём, мятежной, страстной натурой, а может – мечтателем, но в любом случае его не удовлетворяет реальная действительность, он устремлён в мир, созданный его воображением, его мечтой, его идеалом зачастую становится свобода, ничем не скованная и не приемлющая ограничений. В характере героя, при всей противоречивости и сложности его личности, укрупняется одна ведущая черта – «одна, но пламенная страсть». Романтики не стремились объяснить своеобразие внутреннего мира героя временем, общественной средой. Судьба романтического героя чаще всего трагична: бросая вызов обществу, толпе, судьбе, всему миру, романтик оказывается одиноким, изгнанным, непонятым и часто в этом противостоянии с судьбой гибнет.

Романтический пейзаж Природа в изображении романтиков столь же исключительна, мятежна, неукротима в борении стихий и яркости красок, как и романтический герой. Излюбленный пейзаж романтиков – лунная ночь, гроза, бушующее или таинственное в своём спокойствии море, беспредельная степь, ветер, буря, Вселенная, Космос. Природа живёт своей жизнью (поэтому часто олицетворяется в произведении), она может быть дружественна или враждебна по отношению к человеку.

Стилевые особенности Основой композиционного построения романтических произведений зачастую становилась антитеза как проявление романтического двоемирия. Сочетание комического и трагического, фантастического и реального также обусловлено стремлением романтиков к исключительному, уникальному. Яркость эпитетов, необычность метафор и сравнений, усложнённость синтаксиса, олицетворения, языковая экспрессия – всё это служило для изображения сильных страстей, драматических событий, поражающих воображение картин.