XYII – XYIII ВЕКА – ЭПОХА РАСЦВЕТА КЛАССИЦИЗМА АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ, ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКА
. Эпоху Возрождения, пережившую крах ренессансной гармонии, сменила в искусстве эпоха культа разума – классицизма Идеалом эпохи 18 века стал человек-гражданин, человек просвещённый и активный.
Людовик, «король-солнце» Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма. Монархом, правление которого во Франции явилось апогеем абсолютизма, был Людовик 14 Его называли король- солнце.
Людовик не получил глубокого образования, но обладал незаурядными природными способностями и превосходным вкусом. Согласно легенде, в 1655 году молодой король явился на заседание парижского парламента в охотничьем костюме и произнес: Государство – это я. Тем самым он дал присутствующим понять, что служение государству это прежде всего служение ему лично.
Арман Жан дю Плесси Ришелье Не менее знаменитой личностью при дворе Людовика XIV был кардинал Ришелье, Арман Жан дю Плесси. Политика Ришелье была такова: искусство призвано прославлять монарха, служить украшением двора, и потому первый министр всячески содействовал развитию культуры.
КЛАССИЦИЗМ Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке. Само название классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную классику.
Принципы классицизма Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного. Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее
Принципы классицизма Наследование античности как образцу (Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи) Подражание украшенной природе Главная категория – красота
Жак Луи Давид Наполеон при Арле Портрет Наполеона
Жак Луи Давид Смерть Марата Смерть Сократа
Жак Луи Давид Елена и Парис Смерть Гектора
Эжен ДЕЛАКРУА Греция НА РАЗВАЛИНАХ МИССОЛУНГИ Свобода НА БАРРИКАДАХ
Брюллов Турчанка Брюллов Всадница
Классицизм в архитектуре Воронцовский дворец в Санкт- Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. Арх. Ф.Б. Растрелли Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Екатерининский дворец в Царском Селе
Садово - парковое искусство ВЕРСАЛЬ
ВЕРСАЛЬ
ПЕТЕРГОФ
Самсон, разрывающий пасть льву
Петергоф ночью
Основные требования классицизма в литературе 1. Герои - образы без лиц. Они не меняются, являясь выразителями общих истин. Герою своему искусно сохраните черты характера среди любых событий. От недостойных чувств пусть будет он свободен И даже в слабостях могуч и благороден! Великие дела он должен совершать. 2. Исключалось использование простонародного языка Бегите подлых слов и грубого уродства. Пусть низкий слог хранит и строй и благородство 3. Требование композиционной строгости 4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места, действия
5. Строгое деление на жанры. Высокие: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны Они должны разрабатывать важные общественные проблемы, прибегая к античным сюжетам. Их сфера – жизнь государства и двора, религия. Язык торжествен, украшен эпитетами и мифологическими параллелями, эпитетами Низкие: комедии, сатиры, басни Их тематика – жизнь частных лиц, народный быт. Язык – просторечный. Смешивать жанры считалось недопустимым!