Статистический метод в географии Автор : Кугут Ирина Анатольевна учитель географии 1 категории МОУ СОШ 32 «Эврика-развитие» г. Волжский Волгоградской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Статистический метод- один из основных в географии Кугут Ирина Анатольевна, учитель географии МОУ СОШ 32 « Эврика-развитие » г. Волжский.
Advertisements

Современные методы географических исследований уч.Кореневский А.Г.. Современные методы географических исследований уч.Кореневский А.Г..
Способы наглядного представления статистических данных.
Статистические графики Выполнила: Студентка группы АЛ-ДЛЭ-101 Коровченко Юлия.
Тема 4. «Способы наглядного представления статистических данных»
Г РАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ Л ЕКЦИЯ 5. Клобертанц Е.П. Красноярск, 2013 г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО.
Статистическое изображение данных. Статистические таблицы являются средством наглядного выражения результатов исследования Статистические таблицы являются.
1. Статистическая сводка и группировка 2. Статистическое изображение данных 3. Статистические графики 4. Абсолютные и относительные величины.
Схематизация (введение). Схематизация Схематизация – это способ организации понимания, который включает в себя знание: правил конструирования схем; схематичного.
География Земли в таблицах, графиках и диаграммах.
Тема занятия: « MS EXCEL:Построение диаграмм и графиков »
Геоинформационные системы (ГИС) Автор : Кугут Ирина Анатольевна учитель географии 1 категории МОУ СОШ 32 «Эврика-развитие» г. Волжский Волгоградской области.
Формирование исследовательских навыков на уроках географии.
Географическая и историческая карты. Их отличия..
Тематическое картографирование в ГИС (продолжение) Географические информационные системы Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ Выполнила ученица 10б класса Леонтьева Дарья.
Географическая карта. Определение элементов градусной сетки на карте Волгоградской области.
СРЕДСТВА АНАЛИЗА И ВИЗУАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ ОБРАБОТКА ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ.
Построение диаграмм в электронной таблице MS Excel.
Транксрипт:

Статистический метод в географии Автор : Кугут Ирина Анатольевна учитель географии 1 категории МОУ СОШ 32 «Эврика-развитие» г. Волжский Волгоградской области

Графический способ изложения статистических показателей Графиком в статистике называют наглядное изображение статистических величин при помощи геометрических линий и фигур (диаграмм) или географических картосхем (картограмм, картодиаграмм).

График имеет ряд признаков или элементов 1. Геометрические знаки (точки, линии, фигуры), с помощью которых изображаются статистические величины. 2. Пространственные ориентиры, определяющие размещение геометрических знаков на графике. 3. Масштабные ориентиры, которые дают графическим изображениям количественную определенность. 4. Поле, т. е. то место, где расположены геометрические знаки. 5. Заголовки и словесные пояснения: название графика чаще всего соответствует названию таблицы, на основе которой он построен. Он обязательно должен содержать наименования масштабных шкал: название отложенных на них единиц измерения и другие необходимые пояснения.

Виды графиков по способу построения Диаграммы КартограммыКартодиаграммы

Виды графиков в зависимости от целей Линейные СтолбиковыеКруговые ФигурныеТочечные И другие виды

Линейные графики используются для представления количественных переменных: характеристики вариации их значений, динамики, взаимосвязи между переменными.

Столбиковые диаграммы - это наглядные графические изображения для сравнения значений статистических показателей, характеризующих разные объекты или одни и те же объекты в разные годы. Участие крупных стран мира в международном товарообмене.

Полосовые диаграммы - это те же столбиковые, только столбцы в них расположены не вертикально, а горизонтально.

Секторные диаграммы наглядно раскрывают структуру явления и структурные сдвиги в нем в зависимости от территории, времени и других обстоятельств. Гидроэнергопотенциал регионов мира ( % )

Моделирование в психологической литературе трактуется по-разному. 1. В широком смысле слова моделированием можно считать любой из видов или уровней деятельности со знаково-символическими средствами. 2. В других исследования моделированием называется вариант, соответствующий уровню схематизации, когда модели используются как наглядные опоры для усвоения содержания текста.

В построении моделей используют следующую классификацию схематизированных средств: СХЕМАТИЗИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА основные средства комбинированные средства схематизированный рисунок схема картограмма диаграмма фоновая график точечная картодиаграмма

Уровень схематизации отличается от уровня собственно моделирования тем, что схематизированные изображения используются преимущественно как средство анализа текста. Работа с моделью предполагает ее изменение в ходе анализа переведенной на графический язык информации, исключение и включение дополнительной информации, четкую "прорисовку" смысловых и функциональных связей.

Моделирование как деятельность имеет следующий состав, подлежащий специальному формированию: 1. Предварительный анализ: 1) семантический анализ текста (работа над отдельными словами и терминами, перефразирование, переформулированные); 2) постановка вопросов, определенный способ чтения текста (выделение "смысловых опорных пунктов" текста. 2. Перевод текста на язык символики (кодирование-декодирование): 1) выбор адекватных графических средств построения модели; 2) перевод текста на графический язык и построение модели. 3. Работа с моделью: 1) преобразование модели (достраивание, включение в модель новых элементов); 2) видоизменение модели (перегруппировка элементов модели, установление связей и отношений между элементами модели). 4. Соотнесение результатов решения, полученного на модели, с реальностью (текстом): 1) подстановка результатов решения, полученного на модели, в текст задачи с целью проверки его правильности; 2) придумывание обратной задачи.

Картодиаграмма карта, показывающая при помощи диаграммной фигуры суммарную величину (а иногда структуру и динамику) какого-либо статистического показателя в пределах каждой единицы нанесённого на картодиаграмме территориального деления. Например, картодиаграмма может показать по странам, областям или районам количество населения и его состав, валовую продукцию промышленности и её рост за определённый период, площадь пахотных земель, площадь лесов и её дифференциацию по породам и т.п. Следует учитывать, что картодиаграмма не отображает действительного размещения явления (населения, лесов и т.п.) внутри отдельных территориальных единиц. карта с размещенными на ней внутри территориальных единиц диаграммами, которые выражают суммарное значение показателя в пределах каждой территориальной единицы и таким образом передают, как распределяется какой-либо количественный показатель на изображенной поверхности.

Картосхема (от карта и схема) упрощённая карта, обычно лишённая картографической сетки. Схематизм изображения позволяет получить в наглядной форме общее представление о показанном на картосхеме явлении (событии) и подчеркнуть его существенные черты. Содержание картосхемы строго ограничено элементами, важными для понимания её сюжета. Для рукописных картосхем иногда используют в качестве основы уже изданные географические карты, на которых обобщённо, схематично и ярко вычерчивают содержание картосхем.

Правила работы с контурной картой. (оформление картосхемы) Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. Над северной рамкой (вверху карты, картосхемы) не забудьте написать название выполненной работы.

Практическая работа 1 группа Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов выгодных территориальных сочетаний; земельных, агроклиматических, водных, лесных ресурсов и ресурсов Мирового океана России. 1. Обозначить на контурной карте страны основные месторождения, бассейны, рудные пояса полезных ископаемых, обозначить районы выгодных территориальных сочетаний минеральных ресурсов 2. Обозначить обрабатываемые земли и другие виды земельных ресурсов. 3. Обозначить агроклиматические ресурсы. 4. Обозначить водные ресурсы и ресурсы Мирового океана. Природные ресурсы наносятся на контурные карты по картам атласа условными знаками, которые должны совпадать со знаками карт атласа.

Практическая работа 2 группа Построение картодиаграммы Центры мирового хозяйства. 1. На контурной карте мира, используя атлас (стр ), учебник Максаковского В.П. (стр. 344, табл. 16), заштрихуйте различными цветами главные центры мирового хозяйства; 2. Самостоятельно подберите масштаб для круговых диаграмм (диаметр кругов), отражающих долю каждого региона в мировом ВВП; 3. Постройте диаграммы, расположив их на карте в соответствии с центрами мирового хозяйства; 4. Подпишите центры мирового хозяйства и напишите их долю в мировом ВВП; 5. Сделайте вывод о размещении главных центров мирового хозяйства.

Д\З Выберите одну из таблиц в приложении и построите диаграмму, выбрав один из видов, наиболее подходящих для этих статистических показателей.