Обоснование выбора образовательной программы Когда я пришла работать в школу, передо мною стоял широкий выбор образовательных программ. Программа «Развитие»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельностный подход в обучении учащихся хоровому пению Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Озерненская.
Advertisements

1. Формирование у обучающихся свободного владения певческим голосом, умение технически грамотно и художественно выразительно исполнять музыкальные произведения.
1. Наглядный, словесный, практический методы. Проблемные методы. Развивающий характер обучения. 2. Специфика методов и приемов музыкального воспитания.
Предмет « Музыка » ( со стр. 81). Выпускник научится : воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.
Развитие музыкально- творческих способностей детей.
Урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе. Урок музыки должен иметь тематическое единство по любой программе, логику развития.
МУЗЫКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ МУЗЫКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ.
ДОКЛАД. Музыкальное воспитание, как средство раскрытия творческого потенциала детей с ограниченными возможностями. Вихрова О.А.
Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий.
МБОУДОД «Центр детского творчества г. Чебоксары ЧР» Дополнительная образовательная модифицированная программа Вокальной студии«НОТКИ» Для детей от 4до.
Наглядный, словесный, практический методы. Проблемные методы. Развивающий характер обучения. Специфика методов и приемов музыкального воспитания и обучения.
ГМО музыкальных руководителей Использование музыкально-игрового материала в разных видах музыкальной деятельности, как средство развития музыкальности.
Организация театрализованной деятельности с детьми младшего школьного возраста 900igr.net.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» Развитие музыкального восприятия Музыкальный руководитель: Карпова И.А.
МБДОУ Детский сад комбинированного вида 42 «Рябинка» г.п. Лесной Пушкинского района Московской области музыкального руководителя Рантюк Т. Н.
Использование фольклора в музыкальном воспитании и в развитии творческих способностей дошкольников КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Ермакова Светлана Владимировна.
Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Эстетическое развитие ребенка как одно из направлений целостного развития младшего школьника.
«Роль музыкальной деятельности в повышение самооценки и самореализации учащихся»
Транксрипт:

Обоснование выбора образовательной программы Когда я пришла работать в школу, передо мною стоял широкий выбор образовательных программ. Программа «Развитие» (Л.А. Венгер и др.) направлена на становление у детей умственных и художественных способностей. На мой взгляд, в данной программе полнее представлен раздел воспитания умственных способностей, чем художественных. Об этом говорит отсутствие раздела музыки. В программе Б.Д. Критской рассматриваются пути формирования музыкальной интонации детей в процессе пения на уроках музыки; Т.Е. Вендрова подчеркивает интонационное учение Б.В. Асафьева как одно из основ программы по музыке для общеобразовательной школы. Программа «Музыкальное искусство» (В.О. Усачева, Л.В. Школяр) предусматривает следующую сверхзадачу – раскрыть и сделать доступным восприятия детей запечатленный в музыке духовный опыт человечества, рассматривающий вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций. Программа «Радуга» (Т.Н.Дорониной) ориентирована на положительное эмоциональное развитие ребенка, его отношения к предметному миру, другим людям, к самому себе. Новый вариант программы по музыке, разработанной Д.Б. Кабалевским (редакция Э.Б. Абдулина, Т.А. Бейдер, Г.Е. Вендровой, И.В. Кабодновой, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Г.С. Тарасова) дополнен теми направлениями музыкального развития учащихся, которые изложены в нормативных документах образовательной области «Искусство». В данном варианте программы отсутствуют указания на конкретные виды музыкально-практической и творческой деятельности учащихся, что предполагает широкую палитру использования разнообразных форм музыкальных занятий: слушание и размышление о музыке, хоровое и ансамблевое пение, пластическое интонирование, разнообразные виды импровизации. Анализ программ позволил мне определить свой выбор. Преподаю уроки музыки по программе Д.Б. Кабалевского. Начальные классы по учебнику Э.Б Абдуллина, Т.А. Бейдер, дополняю учебником Ю.Д. Изментьевой, Г.С. Ригиной (по системе Занкова), Е.Д. Критской. 5-7 классы по учебнику В.В. Алеева, Т.И. Науменко по дополняю учебниками И.В. Коневой, Н.В. Терентьевой.

На уроках применяю технологии программы «Музыка» Т.И. Баклановой, где специальный акцент сделан на арт-терапических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам учащихся, интегрированному подходу к преподаванию музыки. Пение – это основная деятельность на уроке музыки и эффективная форма работы с детьми. Проблема неумения учащихся чисто интонировать мелодию, петь каноном, исполнять элементы двухголосия, (которые включены в программу Д. Кабалевского), послужила необходимостью внедрения новых, интересных методов и приемов воспитания вокальной культуры. Это и стало основанием для разработки программы, отвечающей основным целям и задачам музыкального воспитания и включающей нужное количество фактического материала для творческого самовыражения личности. Разрабатывая авторскую программу вокального ансамбля, я делала много наработок по музыкотерапии, рисования музыки, занимательных упражнений на релаксацию, снятия зажимов голосового аппарата и т.д. Все эти наработки, согласно теме, цели и задачам урока, я включаю в свои поурочные разработки. Иногда отказываюсь от трафаретных, застывших форм урока, ищу для него разнообразные конфигурации построения. Такой поиск новых приемов и необычных и интересных нетрадиционных видов организации певческой деятельности учащихся, превратился у меня в самоцель. В этом и состоит педагогическая целесообразность моей авторской программы вокального ансамбля. Таким образом, параллельно с программой Д.Б. Кабалевского, (испытанную не одним десятилетием), и, в школе одной из важнейших задач является активное введение в образовательный процесс разнообразных развивающих приемов, направленных на развитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Разработки на все эти компоненты музыкальных способностей учащихся и есть основа моей авторской программы. Обоснование выбора образовательной программы (Продолжение)

Программа вокального ансамбля (который я назвала «Цветущий сад» имеет четкую структуру и учитывает нарастание вокальных возможностей школьников. Рассчитана на трехгодичное обучение детей в возрасте от 8 до 17 лет и имеет трехуровневую структуру. Она направлена на развитие певческой культуры, как важнейшей составной части общей музыкальной культуры школьников и состоит из учебно-тематического плана, теоретического и практического блоков, методического обеспечения, диагностических методик, планируемого результата и рекомендаций для педагогов и родителей относительно развития музыкальных способностей детей. Цель программы: развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности. Реализация задач осуществляю через усвоение теоретического материала, вокальных упражнений, интегрировании разных видов музыкальной и немузыкальной деятельности. Наряду с традиционными используются и нетрадиционные методы, помогающие формированию музыкальности детей; музыкотерапия; рисование средств музыкальной выразительности; пластическое интонирование; элементы театрализации. Занятия по этой системе позволяют каждому ребенку развивать свои певческие возможности, как в процессе коллективного пения, так и пения соло, дуэтом, трио, квартетом. В нашем «Цветущем саду» это трио «Колокольчики», дуэт «Незабудки» и так далее на фантазию детей и педагога. Репертуар органично вплетает образцы народной, классической, современной музыки, фольклора, это пение: а cappella; в сопровождении фортепиано и детских музыкальных инструментов; под минусовую фонограмму. Важнейшей особенностью программы является ее тематическое построение, Все занятия состоят из тематических блоков, которые раскрывают их содержание (теоретическую и практическую части). Теоретическая часть включает в себя изучение строения голосового аппарата, композиторов-песенников, жанров вокальной музыки, манеры исполнения произведений, историей музыки, фольклором, творчеством русских и зарубежных исполнителей, великими вокалистами прошлого и т. д. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений, восприятие музыкальных произведений, рисованием под музыку, применение музыкотерапии. Требования (условия), предъявляемые к процессу обучения пению, помогающие развитию музыкального слуха и голоса ребенка, следующие: Творческий характер обучения, оптимальный уровень его трудности; Должная мотивация и обеспечение положительного и эмоционального настроя в ходе и по окончанию выполнения деятельности ребенком; Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию (превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность ребенка). Эти требования носят эмоционально-волевой характер, и направлены на формирование голосового аппарата и певческих способностей школьников, развитию музыкальности. Описание авторской программы вокального ансамбля «Цветущий сад»

Первый год обучения: «Я хочу учиться петь» Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток. Пение с сопровождением фортепиано, иногда пение а капелла (в фольклорных произведениях) с четко выраженной мелодической линией. Второй год обучения: «Мой голос звучит красиво» Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосовые импровизации, пунктирный ритм. Приобретают навыки цепного дыхания, пения в сопровождении фортепиано и минусовые фонограммы с мелодией и без. Третий год обучения: «Я эстрадный певец» Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет, становится сочным и обогащается тембровой красочностью. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре появляются популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Повышается исполнительское мастерство. Появляются двухголосные произведения с использованием различных музыкальных интервалов. Закрепляется умение держаться и двигаться на сцене, раскрепощенность перед зрителями и слушателями, что дает предпосылки для творческого нахождения на сцене, сценической импровизации. Это поднимает исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень. Технология воспитания вокальной культуры включает поэтапное развитие музыкальности детей на основе певческой деятельности и предусматривает три этапа: Мотивационный; эмоционально-интеллектуальный; познавательно-творческий. Описание этапов работы по внедрению программы

Логоритмическая гимнастика «Мохсоголлох» Содержание текста Деятельность детей У леса на опушке стоит не так уж плох Отвести правую руку в сторону Посёлок наш любимый, родной Мохсоголлох Отвести левую руку в сторону Здесь речка протекает,Изобразить речку, при этом тянуться на носочках вверх, ладони собраны, подняты вверх перед собой. Здесь синий небосвод.Развести руками над головой, показывая небосвод. На конец музыкальной фразы опуститься на пятки и сесть на корточки. И дети подрастают в посёлке каждый год.«Пружинить» на месте, постепенно вставая Припев: Мы как соколы летаем Размахивать руками изображая крылья. И на Лене плаваем Разводить руками, изображая плавание. Дружно в школу мы шагаем, Получаем знания. Маршировать на месте под музыку.

Кроме общеобразовательных и гимназических классов я провожу уроки в вспомогательных (школа 8 вида), где учатся дети с с отклонениями в развитии. Многие из них из неблагополучных семей и воспитанники детского дома. Таким детям нужен особый подход и внимание. Им нужна особая забота, не хватает доброты, это отражается на их поведении, обиды, несдержанность. Чтобы заинтересовать их музыкой, сконцентрировать их внимание и память, я сделала разработки игровых заданий по музыкотерапии, рисования под музыку, использую музыку для релаксации, провожу уроки-коррекции. Особенно помогают упражнения на релаксацию, снятие психического и мышечного напряжения, зажимов в области горла. Эти игровые упражнения нравятся всем детям. Они включены в авторскую программу вокального пнсамбля и иногда используются на уроках музыки со всеми детьми. Музыкотерапевтическое упражнение для снятия внутреннего напряжения, мышечных зажимов в области голосового аппарата «Переменка» Цель: развить внимание (внимательно следить за развитием музыки). При крике «Ура» каждый ребенок должен напрягать мышцы живота и выполнять упражнение с максимальным чувством уверенности в себе. Ход упражнения: 1. «Переменка» - дети поют: Переменка, переменка, мы тебя так долго ждали. Переменка, переменка, от уроков мы устали. Следует небольшой проигрыш, в конце которого в музыке звенит звонок. Дети должны сразу же после звонка прокричать «Ура» дружно и уверенно.

Упражнения для развития музыкальных способностей с использованием изобразительной деятельности Методический прием «Мозаика» Цель: развить чувство сходства в настроении между музыкой и цветом Необходимо подобрать цветовые карточки или «мозаику» в зависимости от цвета и настроения прослушиваемого произведения. «Рисование музыкальной формы» Цель: сделать переход от целого к частному, анализу музыки при помощи рисования музыкальной формы. Дети знакомятся с простой одночастной, контрастной трехчастной формой и рондо. Нужно проследить, в какой момент дети начинают рисовать по-другому по сравнению с началом и как это соотносится с изменением характера музыки. Особо отмечается способность детей уловить момент перехода от второй части к третьей, вернуться кпервоначальному цвету. Примеры музыкальных произведений: Одночастные произведения: Ф. Шопен «Прелюдия ми минор», К. Сен-Санс «Кукушка в чаще леса». Контрастные трехчастные произведения М.И.Глинка «Арагонская хота», М.П. Мусоргский «Слеза». Форма рондо В.А. Моцарт «Турецкий марш»; К.Сен-Санс «Аквариум» из цикла «Карнавал животных, В рисовании формы рондо детям нужно послушать пьесу и сосчитать количество частей. При повторном прослушивании, после беседы об особой форме этих пьес и рассказа о музыкальном круге, дети рисуют точками эпизоды.

Музыкально-дидактическая игра «Тоника» Цель: развить чувство ладового тяготения, чувство тоники. Тоника обозначается определенным цветом, например, красным. Учитель играет комбинацию из аккордов, а дети должны, услышав тонику, отмечать её красной краской у себя в альбоме штрихом или точкой. «Графическая музыка» Детям предлагается чистый лист бумаги и фломастеры. Под звучание музыкального произведения («Утро» Э Грига, «Танец Феи Драже», А. Вивальди и др.). Дети должны начертить на листе бумаги разные линии (плавные, волнообразные, прямые, изогнутые). Линии должны соответствовать направлению движения мелодии, динамике, музыкальным штрихам (staccato, legato, nоn legato). Они могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента. Затем из начертанных линий составить рисунок, разукрасив его в разные цвета, соответствующие форме и настроению музыки.

Для подведения итогов разработана диагностика музыкальных способностей. Диагностика включает разнообразные виды музыкальной деятельности и тестирование. При их разработке я стремилась, чтобы они, во-первых, были собственно музыкальными; во-вторых, соответствовали возрасту и степени музыкальной обученности детей; в-третьих, давали возможность судить об уровне развития исследуемой способности в совокупности составляющих ее компонентов. Используемый в моей практике диагностический материал разрабатывался (видоизменялся, дополнялся и совершенствовался) в течении шести лет. Он предусмотрен для каждого компонента музыкальности, которые проверяются в непринужденной обстановке, чтобы ребенок мой проявить свои умения и навыки. Определить уровень развития мухзыкальных способностей можно согласно этим критериям Критерии уровней развития музыкальных способностей Уровень А (низкий) Эмоциональная зажатость, «ровное», спокойное отношение к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, способности к самостоятельности. Неумение давать характеристику эмоционального содержания музыки, ввиду слабо развитого словарного запаса «словаря эстетических эмоций». Нечистое интонирование мелодии. Познавательный интерес к певческой деятельности лишь занимательного характера, ситуативный. несоответствие ритма движений ритму музыкального произведения. Неспособность придумать танцевальные движения в соответствиис характером и темпом музыки. 0-3 балла Уровень В (средний) Эмоциональный интерес, потребность и желание включиться в музыкальную деятельность, но при этом затруднение в выполнении некоторых заданий (требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ). Чистое интонирование только в сопровождении музыкального инструмента. Воспроизведение ритмического рисунка мелодии с ошибками, недостаточная точность соответствия ритма движений ритму музыкального произведения. Стремление вносить элементы нового в образцы собственного песенногои музыкально-ритмического творчества, но недостаточная сформированность певческих навыков, объема знаний баллов Уровень С (высокий) Высокая, ярко выраженная эмоциональная отзывчивостьна музыку. Быстрое осмысление и точное, выразительное выполнение заданий без помощи взрослого Умение рассказыватьо содержании и характере музыки. Быстрое запоминание и чистое интонирования мелодии. Точное воспроизведение ровного, пунктирного, синкопированного ритма. Творческая оценка, активность, самостоятельность, инициатива во всех видах музыкальной деятельности баллов