3. Картель Картель – это объединение фирм, согласующих свои действия при установлении цен и объемов так, как если бы они были единой монополией.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация стран экспортёров нефти Подготовил: Ученик 10 «б» класса Батяркин Александр.
Advertisements

Нефтяная промышленность. Нефть Нефть занимает ведущее место в мировом топливно- энергетическом балансе: доля ее в общем потреблении энергоресурсов составляет.
Рынки с ослабленной конкуренцией Олигополия. Олигополия. Сущность олигополии. Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое.
Монополия и олигополия: анализ рыночных структур в современной экономике.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену.
Олигополия и олигопольное поведение 12 лекция. Вопросы: 1.Характеристика олигополии 2.Виды поведения олигополии 3.Модели олигополии 4.Выбор стратегии.
Картельные соглашения (на примере ОПЕК).. Картельное соглашение – это один из видов монополии (наряду с синдикатом и трестом), противозаконный сговор.
Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
ТЕМА 9 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ФИРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОЛИГОПОЛИИ.
Совершенная конкуренция Условия совершенной конкуренции Производимые товары примерно одинаковы.
М ОДЕЛЬ Э ДЖУОРТА Редок Полина, студентка 1 курса, группы э 122 б.
1. Cущность рынка чистой монополии. 2. Показатели монопольной власти 3. Ценовая дискриминация.
Глава 3. Экономика фирмы 18. Фирма на рынке. Глава 3. Экономика фирмы Фирма на рынке Рыночные структуры.
Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде Демонстрационный материал к уроку.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
ТЕМА 8. Олигополия и монополистическая конкуренция 8.1. Общая характеристика олигополии Модели олигополии Выбор стратегии поведения на рынке.
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
Управленческая экономика Рыночные структуры несовершенной конкуренции.
Транксрипт:

3. Картель

Картель – это объединение фирм, согласующих свои действия при установлении цен и объемов так, как если бы они были единой монополией

Картель – сговор явный. Запрещен законом

История создания ОПЕК Организация стран- экспортеров нефти (ОПЕК) была создана в 1960 году для координации нефтедобычи и контроля за мировыми ценами на сырую нефть, и оказания странам, входящим в организацию техническую и экономическую помощь.

ОПЕК – картель мирового масштаба Штаб-квартира ОПЕК первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия).

В настоящее время членами ОПЕК являются 12 стран: В этих странах сосредоточено около двух третей разведанных запасов нефти в мире. Страны ОПЕК поставляют на мировой рынок около 40% от общего объема мировых поставок нефти.

Страна Квота (01/07/05)Добыча (01/07) Возможность добычи Алжир 8941,3601,430 Ангола 1,9001,700 Эквадор Иран 4,1103,7003,750 Ирак 1,481 Кувейт 2,2472,5002,600 Ливия 1,5001,6501,700 Нигерия 2,3062,250 Катар Саудовская Аравия 10,0998,80010,500 ОАЭ2,4442,5002,600 Венесуэла 3,2252,3402,450 Всего 31,42230,45132,230

Страны ОПЕК, имеют возможность оказывать существенное влияние на предложение нефти в мире.

Стоимость добычи нефти в странах ОПЕК является одной из самых низких в мире

Представители Организации стран – экспортеров нефти регулярно проводят встречи для выработки единой позиции по изменению квот добычи нефти в целях изменения ее стоимости.

Принципы картельного соглашения 1. Соглашение между участниками по уровню цен и общему объему выпуска

Отрасль-картель Фирма-олигополия PP Q D S (MC Σ ) MR QCQC PCPC QMQM PMPM PMPM PCPC ATC MC MR=AR q*qCqC q OLIG A В КВОТА Q

Комментарий: Первоначальное равновесие в отрасли – квази конкурентное при Р С и Q С После образования картеля равновесие в отрасли устанавливается как для монополиста Р М и Q М

Каждая фирма, входящая в картель стремиться максимизировать прибыль при q* - это приведет к падению цены на рынке до Р С и ниже Каждой фирме устанавливается квота q olig

Принципы картельного соглашения 2. Достигается соглашение о размерах квот или разделе рынка

3. Установление квот сопровождается торгом

4. Возможен метод размежевания рынка по территории, регионам

После получения квоты возникает соблазн двойного выигрыша – по монопольно высокой цене отвоевать большую часть рынка

5. Установление единой политики по отношению к поставщикам ресурсов, чаще всего профсоюзам

6. Создание механизма контроля за выполнением принятых решений

Специфика России в установлении синдикатов

Комментарий:Комментарий: Картель сохраняет полную коммерческую самостоятельность фирм Происходит только раздел рынка и установление общей цены

Синдикат - способ организации картеля, сохраняет только производственную самостоятельность фирм Происходит объединение сбытовой сети и создание монополиста в сфере реализации

Трест – способ организации картеля, лишает фирмы самостоятельности Происходит объединение не только сбытовой сети, но и производственной Трест является полной монополией

4. Картелеподобная структура

Тайный сговор-это негласное соглашение о ценах, разделе рынка и других способах ограничения конкуренции, которое преследуется законом

- Модель лидерства в ценах -Ценообразование по схеме «издержки плюс»

Лидерство в ценах Крупнейшая фирма действует как ценовой лидер Конкурирующие фирмы устанавливают ту же цену и делят оставшийся рынок

Лидер заранее информирует фирмы об изменении цен

Р Р Q Q Фирма - лидер Остальные фирмы D отрасли DLDL MR L MC L Q отр Q L РLРL РLРL MC=S F Q F 10000

Комментарий: Фирма лидер оценивает спрос отрасли и вычитает из него объем других фирм Получается кривая спроса лидера – «чистый спрос»

Фирма лидер определяет свои MR и MC и устанавливает цену P L Остальные фирмы устанавливают цену лидера и выбирать свой объем Равновесие в отрасли достигается при Q L +Q F =Q D P=P L

Вывод: Модель лидерства в ценах создает в отрасли модель частичной монополии Прибыль ниже, чем у монополиста, но выше, чем в конкурентной среде

Ценообразование по схеме «издержки плюс» Фирмы отрасли ориентируются на примерно одинаковый нормальный процент прибыли Фирмы олигополии хорошо знают уровень издержек конкурентов

Если фирма начинает снижать уровень прибыли, то это принимается как «ценовая война»

Ценообразование по принципу: «издержки плюс» Вначале рассчитывается средний уровень издержек. При их планировании обязательно предполагается неполная загрузка мощностей (75-80%) для возможности гибкого реагирования на изменение конъюнктуры рынка. Наибольший удельный вес имеют переменные издержки (VC). К их средней величине прибавляется определенный %, который включает средние постоянные издержки (AFC) и нормальную прибыль.P = AVC+%.

Оценка олигополии Традиционная точка зрения: Олигополия – частный случай монополии, следовательно, она действует аналогично. Тайный сговор может привести к ситуации чистой монополии. Точка зрения Шумпетера-Гэлбрейта: Олигополии необходимы для достижения быстрых темпов НТП. Только крупные фирмы способны финансировать дорогостоящие НИОКР.

P= AVC(1+k)= AVC+ K AVC= AVC + AFC + Prof