Особенности и изменения государственной аккредитации вузов Круглый стол 14.03.12 РГПУ им. А.И. Герцена А.А. Шехонин, проректор НИУ ИТМО Санкт-Петербургский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
© Подходы к разработке модели АПИМ для оценки освоения требований ФГОС Капустин А.В., Масленников А. С., Петропавловский М.В. Национальное аккредитационное.
Advertisements

Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
О ПОДГОТОВКЕ ВУЗА К АККРЕДИТАЦИИ Проректор по УР, проф. Никулина С. Ю. Ученый Совет, 18 апреля 2012г.
Петрозаводский государственный университет Заседание ректората О разработке комплексного плана- графика мероприятий по подготовке к аккредитации.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования.
1 Национальное аккредитационное агентство в сфере образования © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Организационно-техническое.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ И ПРОГРАММАХ А.А. Шехонин, проректор В.А. Тарлыков, профессор Национальный исследовательский.
1. Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие процедуру государственной аккредитации.
1 Национальное аккредитационное агентство в сфере образования © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Оценка качества подготовки.
Показатели, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учреждений высшего профессионального образования требованиям.
Нормативное обеспечение и система организации процедуры государственной аккредитации федеральных образовательных учреждений и научных организаций Татаринова.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Часть 2 Лепестковая диаграмма (эпюра) критериев показателей государственной аккредитации на фоне статистики критериев показателей для университетов 29.
Национальное аккредитационное агентство в сфере образования © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования О показателях и критериях деятельности.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Сибирский федеральный университет СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ «АККРЕДИТАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА» 22 декабря 2011 г. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА.
LOG O О подготовке к государственной аккредитации университета: образовательная деятельность Харитонова О.В., начальник отдела образовательных стандартов.
Особенности государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам Рощин С.Ю.
Транксрипт:

Особенности и изменения государственной аккредитации вузов Круглый стол РГПУ им. А.И. Герцена А.А. Шехонин, проректор НИУ ИТМО Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики СПбГУ ИТМО

Общая информация о государственной аккредитации вузов государственная аккредитация устанавливает (подтверждает) государственный статус вуза (тип, вид): отсрочка от призыва студентов на срочную военную службу, государственный стипендиальный фонд, бюджетное финансирование, право на выдачу документов об образовании государственного образца.

Нормативные и правовые документы государственной аккредитации образовательных учреждений Закон Российской Федерации от «Об образовании»Закон Российской Федерации от «Об образовании» Федеральный закон от ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»Федеральный закон от ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации а связи с совершенствованием контрольно- надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования»Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации а связи с совершенствованием контрольно- надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от

Нормативные и правовые документы по государственной аккредитации образовательных учреждений Приказ Минобрнауки от «Об утверждении Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)»Приказ Минобрнауки от «Об утверждении Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» Приказ Минобрнауки от «Об утверждении перечней показателей деятельности образовательных учреждений высшего, среднего, начального профессионального образования, необходимых для установления их государственного статуса»Приказ Минобрнауки от «Об утверждении перечней показателей деятельности образовательных учреждений высшего, среднего, начального профессионального образования, необходимых для установления их государственного статуса» Приказ Рособрнадзора от «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования»Приказ Рособрнадзора от «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования»

Основные нововведения при государственной аккредитации образовательных программ 1. Государственная аккредитация по ФЗ 293 с г. проводится в отношении тех образовательных программ, к которым установлены ФГОС или ФГТ (проблемы для программ дополнительного профессионального образования, аккредитованных до этого закона). 2. Государственная аккредитация образовательной программы, реализуемой в вузе, проводится при наличии обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году.

Основные нововведения при государственной аккредитации образовательных программ 3. Государственная аккредитация проводится комиссией по аккредитационной экспертизе, утверждаемой Рособрнадзором, новый порядок формирования и работа которой определяется ФЗ 293, Положениями о государственной аккредитации. 4. Аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации в отношении каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей, к которой относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени).

Цели государственной аккредитации: Установление (подтверждение): - соответствия качества образования по реализуемым образовательным программам ФГОС, ФГТ, а также образовательным стандартам, самостоятельно устанавливаемых университетами особой категории (ФУ, НИУ); - государственного статуса по типу (высшее учебное заведение) и по виду (институт, академия, университет).

Два вида экспертиз, проводимых при государственной аккредитации: обучающихся и выпускниковэкспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников вуза по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам ФГОС или ФГТ; экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения для определения его типа и вида.

Материалы, обязательно представляемые вузом для аккредитационной экспертизы ООП (содержание и качество подготовки) 1.Учебный план 2.Рабочие программы дисциплин 3.Рабочие программы практик 4.Перечень КП(КР), примеры выполненных КП(КР) 5.Перечень ВКР (приказ об утверждении) 6.Программы государственных экзаменов

типа Критерии показателя для определения типа ОУ, соответствия ГОС-2 Критерии (укрупненные)УниверситетАкадемияИнститут 1.1. Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы соотв Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы соотв Результаты освоения образовательной программы Усвоение дисциплин федерального (базового)компонента ООП по УГС – не менее 60%, Положительные оценки по ИГА – не менее 80%, тематика КП (КР) соответствует профилю ООП – не менее -90% 1.4. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса соотв Кадровое обеспечение учебного процесса не менее чем у 50% преподавателей по ООП базовое образование соответствует профилю дисциплин, 100% штатных преподавателей по ООП принимают участие в НИРи/ или НМР 43

типа Критерии показателя для определения типа ОУ, соответствия ФГОС Критерии (укрупненные) 1.1. Структура освоения основной образовательной программы 100 % наличия обязательных дисциплин базовой (обязательной) части ……… 1.2. Срок и трудоемкость освоения основной образовательной программы выполнение требований по нормативному сроку освоения основной образовательной программы ……… 1.3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы выполнение требований к проценту занятий, проводимых в активных и интерактивных формах …… Результаты освоения основной образовательной программы Усвоение дисциплин базовогокомпонента ООП по УГС – не менее 60%, Положительные оценки по ИГА – не менее 80%, тематика КП (КР) соответствует профилю ООП – не менее -90% …… 1.5. Учебно-методическое обеспечение реализуемой основной образовательной программы 1.6.Обеспечение реализуемой основной образовательной программы научно- педагогическими кадрами доступа всех обучающихся к фондам учебно методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в т.ч. доступ к электронно-библиотечным системам, …….. не менее чем у 50% преподавателей по ООП базовое образование соответствует профилю дисциплин, 100% штатных преподавателей по ООП принимают участие в НИРи/ или НМР 43

Правила принятия решения о соответствии (несоответствии) содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников ФГОС или ГОС Показатель оценки содержания и качества выполнен, если эксперт установил соответствие не менее половины критериев показателя требованиям ГОС Положительное решение о соответствии содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников принимается при условии выполнения всех показателей ООП по УГС В случае установления несоответствия требованиям ФГОС одного показателя, экспертная комиссия имеет право принять решение о несоответствии содержания и качества по всей УГС

Критерии оценки выполнения требований ГОС по критерию 1.3 Критерий Результаты освоения образовательной программы –3.1. Уровень освоения дисциплин ГОС (компьютерное тестирование студентов, АПИМы) –3.2. Содержание и уровень курсовых работ (проектов) –3.3. Организация практик –3.4. Содержание и уровень выпускных квалификационных работ –3.5. Порядок проведения и содержание государственных экзаменов

Критерий оценки освоения дисциплин ООП на основе ГОС-2 Результаты освоения основной образовательной программы: - доля студентов, освоивших дисциплины федерального компонента ГОС ВПО для каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей (далее – УГС) не менее 60%; ООП на основе ФГОС Результаты освоения основной образовательной программы: - доля обучающихся, освоивших обязательные дисциплины базовой части цикла ФГОС ВПО для каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей (далее – УГС) не менее 60%;

«ПИРАМИДА» КОМПЕТЕНЦИЙ КОМПЕТЕНЦИИ НАВЫКИ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА (психофизические особенности, мотивация, установки, дисциплина и др. УМЕНИЯ ЗНАНИЯ

Рамочный характер компетенций выпускника по ФГОС ВПО - по структуре два крупных класса – общекультурные и профессиональные, большое число до компетенций (есть в ФГОС до компетенций) - неоднозначность и сжатость формулировок - слабая дифференциация и операционализация по уровням освоения и образования - неадекватность связи требований к результатам обучения по циклам дисциплин и разделам ООП с компетенциями выпускника просто дублируют их или носят явно содержательный характер образования

Формирование и оценивание результатов обучения и компетенций КМВ вуза Укрупнение Кластеризация компетенций ООП ПОРТФОЛИОРО ВКР ИГА Защита ВКР ГосэкзаменДИПЛОМ Портфолио компетенций Тарификатор Дескрипторы РО З У Лк Кластеры компетенций Руководитель, Рецензент ФГОС ВПО

Структура требований ФГОС. Раздел 6 Проектируемые результаты обучения по циклам ГСЭ и ЕН: –Знать: Разделы по дисц. 1 Разделы по дисц. 2 … –Уметь (вариант 1):Уметь (вариант 2) Разделы по дисц. 1 Требования по дисц. 1, 2,3 Разделы по дисц. 2 для проф.дисц. или проф.деят. … –Владеть: Разделы дисциплин для проф.дисциплин и для объектов проф. деятельности

Структура компетенций и результатов обучения в ООП в соответствии с ФГОС ВПО КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА Знания Умения Владения Знания Умения Владения Знания Умения Владения Компетенции по дисциплинам (модулям) Знания Умения Владения З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк Компетенции по учебным циклам З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ ГСЭ ЕН ОПДПроф. Уровень дисциплин (учебных модулей)

Технологии достижения результата обучения по дисциплине СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (актуальность, направленность, широта, глубина) ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИ Технологиипреподавания Технологии (средства) оценивания К О М П Е Т Е Н Ц И И Технологииобучения

0 4 Среднегодовой объем финансирования научных исследований (млн. руб.)* Объем НИР на единицу ППС Объем фундаментальных и прикладных научных исследований на единицу ППС Наличие результатов научных исследований (подтвержденных в законодательном порядке) по 4 отраслям науки / Востребованность НИР (объем внешних исследований на единицу ППИ) Количество монографий (на 100 человек ППС) Наличие ( Количество ) учебников и учебных пособий ( на 100 человек ППС ) (наличие по каждой УГС) Реализация программ переподготовки (или) повышение квалификации, 6 лет, по 2 УГС Процент ППС с учеными степенями и/или званиями Процент в ППС докторов наук, профессоров Число профилей реализуемых основных ОП Соответствие базового образования ППС профилю преподаваемых дисциплин, % Процент штатных преподавателей, принимающих участие в научной и/или научно-методической деятельности, % Число отраслей науки, в рамках которых выполняются НИР, ед. Конференции на базе вуза (с изданием сборников) по 4 отраслям наук, ед. Число отраслей наук по специальностям аспирантуры, ед. Число УГС реализуемых основных образовательных программ, ед. Процент аспирантов, защитившихся в срок (2-х лет после окончания), % Среднегодовой контингент по программам переподготовки и (или) повышения квалификации (чел.), 6 лет, не менее 2 УГС Число аспирантов на 100 студентов приведенного контингента Количество защит диссертаций на 100 человек ППС Диссертационные советы Процент штатных преподавателей ,2 2,69 N×3 1,98 1,14 2,22,2 0,34 5,05,0 3,03,0 2,02,0 0,5 2, ,9 8,08,0 2, , , , ,0 5 5 ИЗМЕНЕНИЕ КРИТЕРИАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ (на примере университета) + Наличие методических, педагогических школ + Повышение квалификации преподавателей по профилю реализуемых УГС * N - число отраслей наук, соответствующих реализуемых УГС

Спасибо за внимание