«Технология критического мышления как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках истории и обществознания». Колохматов Сергей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Технология критического мышления как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках истории и обществознания».
Advertisements

В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением,
Современные методы обучения математике Из опыта работы учителя математики МБОУ СОШ 4 Леонтьевой Л.Л.
Авторы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Чарльз Темпл Курт Мередит Джинн Стил Джинн Стил.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Козицина Л.А. учитель ИЗО, технологии МБОУ «Куртуковская ООШ» Новокузнецкого района.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы.
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕКСТОМ.
Технология развития критического мышления «Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж. Тэрбер Г. Н. Иванова, учитель начальных классов,
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Приёмы и методы технологии развития критического мышления Флимина Жанна Борисовна учитель начальных классов МОУ «СОШ 4 г. Ртищево»
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Воробьёвицкая средняя общеобразовательная школа» Из опыта работы учителя истории и обществознания высшей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Руководитель РМО учителей математики И.К.Воробьёва 14 января 2010 года Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
L/O/G/O Использование технологии критического мышления при обучении младших школьников.
Транксрипт:

«Технология критического мышления как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках истории и обществознания». Колохматов Сергей Георгиевич, первая квалификационная категория, МОУ Кировская СОШ Кирово 2011

Целевой доминантой исторического образования становится формирование способности анализировать аргументы, выдвигать предположения, осмысливать, дискутировать, понимать. Концепция «новый школы», новый исторический подход в философско- методологическом плане стали ответом на вызовы постмодернизма.

Цель: воспитание личности, которая способна использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения жизненно-практических задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, действовать в соответствии с общественными ценностями. Технология критического мышления

– один из способов превратить учение в личностно-ориентированное. естественный способ взаимодействия с идеей и информацией предусматривает «проблемный» характер обучения

Технология развития критического мышления является интерактивной, применение обеспечивает взаимодействие субъектов образовательного процесса в различных режимах: учитель-ученик, ученик- учебник, ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа, ученик-класс.

Концептуальное обоснование Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце ХХ века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). Технология развития критического мышления стала известна в России с 1997 года. С 2000 года проект в России развивается самостоятельно.

Технология «Развитие критического мышления» имеет достоинства: 1. Высокая самостоятельность учащихся; 2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; 3. Развитие мыслительных способностей обучающихся; 4. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Недостатки: Применяется в меньшей степени, чем другие подходы в обучении при формировании практических умений и навыков; 2. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы; Большая подготовка для учителя.

«Обучать - исследуя, исследовать – обучая».

Основа технологии - трехфазовая структура урока: 1 стадия 2 стадия 3 стадия Вызов: -актуализация имеющихся знаний; -пробуждение интереса к получению новой информации; -постановка учеником собственных целей обучения. Осмысление содержания: -получение новой информации; -учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия: -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения.

Функции стадий технологии развития критического мышления Вызов РеализацияРефлексия Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Приёмы технологии Прием «корзина идей» (понятий, имен…). Прием «составление кластера». Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ». Прием «учебный мозговой штурм». Прием «написание синквейна».

Ожидаемые результаты: реализация личностно-ориентированного подхода в обучении, организация на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных интеллектуальных способностей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ТЕМА УРОКА : ЛИБЕРАЛЬНЫЕ НАЧИНАНИЯ В ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА I История России XIX века. 8 класс.

1 этап урока - вызов. В 1801 году русским царем стал Александр I, сын Павла I, вольно или невольно участвовавший в заговоре против отца, который закончился убийством Павла. Он вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. А вот что он понимал под этими словами – счастливая страна? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать? Итог работы – обще классный кластер на доске.

2 этап - осмысление Учащимся предлагается проанализировать планы Сперанского по реформированию сословного строя России и государственного управления. Задания группам: Группа. Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 18. Выполните следующее задание: 1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России: а) какие сословия должны были быть созданы по его проекту; б) какие права получили бы эти сословия. Подготовьте схему (на доске) и рассказ.

3 этап урока – рефлексия - проводится в виде написания синквейна. Примеры синквейнов, подготовленных учащимися: Александр Мыслящий, наивный Мечтает, планирует, но не осуществляет. Он – сфинкс, не понятый до гроба. Он самодержец. Сперанский Умный, мечтающий, Планирует, разрабатывает, стремится. Он мечтает о свободе в России. Напрасно. Россия Огромная, сильная, Создает, трудится, развивается.

Литература: Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. –СПб: Издательство «Альянс «Дельта», Стратегия и тактика учителя. Сборник. Составитель О.Варшавер. –М.:ЦГЛ, Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О.Варшавер. – М.:ЦГЛ, Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров и др.; под. ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская Развитие способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин через использование элементов технологии критического мышления М.Просвещение Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. – М.Русское слово, Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. Ж-л « Директор школы», 4, Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление. Ж-л « Методист», 2, 2002.

Интернет-ресурсы Critical Thinking - (Университетское КМ) Библиотека PsyFactor - htm Перемена: Программа развития критического мышления через чтение и письмо - net.net/ru/rwct_tcp_ruhttp:// net.net/ru/rwct_tcp_ru Образовательная технология развития критического мышления.