Доклад на тему: «Храм святого великомученика Димитрия Солунского в селе Тесово» Выполнила: Ученица 11 «Б» класса Кашкина Ксения Руководитель: учитель истории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Святой Великомученик Дмитрий Солунский. Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции. Родители, тайные христиане, крестили его и наставили.
Advertisements

Церковь Святой Живоначальной Троицы. Подготовила ученица 7в класса Ермачкова Анна Преподаватель: Кузнецова Валентина Фёдоровна. При поддержке настоятеля.
История Храма Христа спасителя. История создания Храм Христа Спасителя в Москве был построен в честь победы над наполеоновской армией в Отечественной.
Выполнили : Гордеев Никита Илюшин Павел, учащиеся МОУ СОШ ст. Тарханы Саратовского района Саратовской области.
ИСТОРИЯ СОБОРА Церковь Смоленской иконы Божией МатериЦерковь Смоленской иконы Божией Матери расположена на речном острове Мариам, лежащем ниже места слияния.
Презентация По краеведению Презентация По краеведению Ученицы МОУ «Лицей 26» 5 л 5 класса Бодровой Дарьи.
Родился Дмитрий 12 октября 1350 года в Москве. В 1359 году, когда умер его отец, в биографии Дмитрия Донского появился опекун и наставник – митрополит.
Малые Иоанновские чтения «ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ПРИХОДА Г. МИРНЫЙ» Работу выполнил ученик 9 «в» класса Ермолаев Алексей.
Белые церкви плывут в бесконечности. в бесконечности. О, кладенцы неземной чистоты! Непокорённые граждане вечности. Белые церкви-святые кресты!
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ВЕРХНЕМАМОНСКОЙ ЗЕМЛИ «Палитра Топ Слайдов » vashabnp.info Номинация - Общеобразовательная школа ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ВЕРХНЕМАМОНСКОЙ.
МОУ «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» Тема: «История храмов села Усть-Кулом» Руководитель краеведческого музея – Корецкая Галина Александровна.
Соборы Санкт-Петербурга Нгуен Нгок Лан
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города.
Церковь Иконы Божией Матери Казанская.
Наша школа расположена на территории поселка с историческим названием Александро-Мариинский. Итак, небольшой экскурс в историю… 17 октября 1888 года.
Астраханский кремль Астрахань наш город старина, Волгой пополам разделена. Красавец-Кремль царственно стоит И солнце в куполах его горит... Учитель начальных.
Новомученики земли марийской. – Йошкар- Олинская и Марийская епархия, – 95 с. … Чтобы память о подвигах веры не прерывалась, чтобы мы имели перед.
Крестово – купольная композиция Церковь Ежово - Мироносицкого монастыря Возникновение этой обители относится к 17 веку.
Чертовская Ольга Алексеевна Учитель географии и православной культуры МОУ «Прохоровская гимназия» п. Прохоровка Белгородской области.
Храмы Оренбурга. Никольский кафедральный собор Был построен и освящен в 1886 г. В 1935 г. храм был закрыт и использован под общежитие, а в годы Отечественной.
Транксрипт:

Доклад на тему: «Храм святого великомученика Димитрия Солунского в селе Тесово» Выполнила: Ученица 11 «Б» класса Кашкина Ксения Руководитель: учитель истории Алексеева А.С. Гимназия 4

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ. В 2008 году тема краеведческой конференции «Храмы и монастыри Подмосковья – духовное наследие.» Предложенная для исследования тема очень затронула нас. Не секрет, что в нашей стране в годы советской власти всё, что касалось религии было под запретом. Людям не просто навязывали « новых» советских богов, им запрещали верить в Бога. Многие храмы и монастыри были разрушены и осквернены, а служители церкви репрессированы.Моральные и духовные ценности православия были в загоне. К сожалению,многое из того, что было уничтожено в те годы ( церкви, монастыри, иконы, священные книги) вернуть невозможно. Не менее сложно возрождать в людях нравственное начало, духовность, трепетное отношение к памятникам культуры, истинную, а не показную веру в Бога. Всё, что происходило в нашей стране – это наша история и мы не можем её переделать, но извлечь из неё уроки, не повторять ошибок прошлого мы обязаны. В деле духовного, нравственного, патриотического воспитания школа занимает ведущее место. В нашей школе уже не первый год проводятся факультативные занятия по темам: «Основы православной культуры» 6 «А» класс (казаки),, «Духовное краеведение Подмосковья» 9 «А» и 10 «Б» классы. Мы активно сотрудничаем со служителями церкви в вопросах воспитания наших гимназистов. К нам в гости приходят священники и беседуют с ребятами, поднимают важные вопросы, которые беспокоят молодёжь: почему молодёжь увлекается наркотиками, почему распадаются семьи, в чём смысл человеческой жизни, что такое моральный и нравственный долг человека и многие другие.

прот. Александр Гудов

На одну из встреч со старшеклассниками был приглашён протоиерей Александр Гудов.Беседуя с ним, мы выяснили, что он – выпускник нашей школы. После школы он закончил Святотихвинский Богословский институт, а в 1995 году по назначению его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Ювеналия митрополита Крутицкого и Коломенского стал настоятелем церкви Великомученика Дмитрия Солунского в селе Тёсово Можайского района. Надо сказать, что учащиеся нашей гимназии не один год принимали участие в восстановительных работах при храмовой территории. В 2005 и 2006 году экологическая бригада нашей гимназии помогала убирать строительный мусор с территории храма.

Именно по этому наше НОУ « Музееведение» стало собирать материалы о храме святого великомученика Дмитрия Солунского. Мы восстановили по разным источникам историю создания храма, выяснили, почему храм получил такое название, проследили историю его восстановления уже в наше время. Огромную помощь нам оказал настоятель храма – протоиерей Александр Гудов: он предоставил нам исторические материалы по данной теме, многое сам рассказал о том, как восстанавливался храм, какие трудности возникали в процессе возрождения церкви.

План работы: 1. История строительства храма. 2. История названия храма. 3. Архитектурные особенности храма. 4. История возрождения храма. 5. Список используемой литературы.

1. ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАМА.

Сельцо Тёсово упоминается в документах с начала 17 века. Владел им Фёдор Дементьев, а затем его вдова. В 1657 году сельцо купил Артемий Богданович Камынин, потом оно перешло к его сыну Дмитрию Артемьевичу, который и построил в 1705 году церковь в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского. В приходских окладных книгах Патриаршего приказа записано: «1705 год декабря в 22 день по указу Великого государя по челобитью стольника Дмитрия Артемьева сына Камынина, велено новопостроенной церкви св.Дмитрия Солунского, которую построил он в Можайском уезде, в Дягилеве Стану в вотчине своей, в сельце Тёсове, на попа с причетника дани положить….».

В 1725 году вдова Дарья Григорьевна пристроила к церкви придел Михаила Архангела. В 1736 году с. Тёсово досталось Василию Дмитриевичу Камынину. По его просьбе в 1747 г. Был дан указ из Переяславской Духовной консистории на строительство в с. Тёсове, вместо обветшалой деревянной церкви, каменной – во имя Дмитрия Солунского с тёплым ( внизу) приделом Михаила Архангела. Сын Василия Дмитриевича – Дмитрий возвёл в 1811 году существующую поныне каменную церковь, имеющую пять престолов: Великомученика Дмитрия Солунского, Смоленской иконы Божией Матери, Казанской иконы Божией матери, Архангела Михаила и Святителя Николая. Кроме того,возле храма было построено отдельное здание колокольни, из-за этого на большом расстоянии храм казался очень большим.

Причт издавна состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В 1812 году храм был осквернён наполеоновскими солдатами, которые устроили в нём конюшню, но уже в 1814 году храм был восстановлен. Реконструированную церковь освящал казначей Можайского Лужецкого монастыря Иосаф, он же по просьбе Василия Дмитриевича в 1817 году освятил два придела этой церкви. В мае 1864 года в семье священника церкви с. Тёсово Михаила Уклонского родился будущий священномученик, протоиерей Сергей Михайлович Уклонский ( г.г.)..В годы советской власти протоиерей Сергий за церковную деятельность был осуждён и прговорён к году принудительных работ. В 1937 году протоиерей готовился к празднику святой Пасхи в селе Мшенцы, куда он был переведён после освобождения. Священник попросил монахинь обойти жителей села и получить согласие на его приход в день праздника с тем, чтобы, имея их подписи, получить на это разрешение в сельсовете. Священнику шёл восьмой десяток, он голодал и жил практически на милостыню.

Председатель сельсовета составил донесение в органы НКВД, и 2 сентября 1937 года Отец Сергий был арестован, а 19 сентября расстрелян.Протоиерей Сергий Михайлович Уклонский причислен к лику священномучеников и исповедников Русской Православной Церкви Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. В клиновой ведомости за 1916 год записано, что пятипрестольная церковь в Тёсове имеет штат из священника и псаломщика, В Тёсове отдельный приход. Церкви принадлежат здания церковноприходской школы и сторожка. В 1916 году при храме жила дочь умершего священника тёсовского храма Михаила Алексеевича Уклонского, Мария. В советское время, ещё до войны церковь была закрыта. С 1937 года началось разрушение и разграбление храма. До 1941 года помещения храма использовались как складские. После Великой Отечественной Войны храм был разрушен – колокольня и алтарная часть храма были взорваны, а кирпич пошёл на постройку свинофермы и молокозавода.

2. История названия храма.

На Руси существовала традиция – тот человек, который строил храм или давал деньги на его строительство мог выбирать имя святого в честь которого он построен. Так как святым покровителем Дмитрия Артемьевича Камынина был св. Димитрий Солунский, то храм получил это имя. Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название - Солунь).

Шел третий век христианства. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что родители Димитрия были славянского происхождения. Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солонскими христианами.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел молитвами святого угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу - пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия. На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам.

Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу. С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907 г.), как сообщает летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа. Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Можайском уезде было построено несколько церквей Великомученика Димитрия Солунского: в с. Шимоново, в с. Ивакино и в с. Тесово, что говорит о популярности этого святого на Руси.

3. АРХИТЕКТУРА ХРАМА

Церковь Великомученика Дмитрия Солунского в селе Тёсово. Прямоугольное в плане,кирпичное здание с белокаменным цоколем и карнизами – хороший образец московской классической школы. Ясная, чёткая композиция его наружных масс однако не вполне соответствует достаточно сложной внутренней планово- пространственной организацией,вызванной необходимостью размещения в церкви пяти престолов. Смысловым и композиционным стержнем здания служит высокая купольная ротонда храма, вписанная в квадратное основание.Поднимаясь над смежными двухсветными помещениями боковых приделов и трапезной, она образует массивный барабан с креповками по сторонам света и лёгким колонным бельведером. На фасадах ротонде отвечали торжественные колонные портики в антах. Западную часть здания занимает поперечно – ориентированная трапезная с двумя приделами, алтари которых включены в основной храмовый объём. Трапезная перекрыта лотковым сводом. Оси торцевых стен выделены крупными окнами верхнего света необычной для памятника стрельчатой формы. Апсида и трёхчастная в основании колокольня разобраны.В плоскостной детальной обработке здания широко использованы ленточный руст и оконные ниши. Все помещения церкви тяготеют к ротонде, с которой они связаны арочными проходами удлинённых пропорций. Ритмическое чередование проёмов с экседрами создаёт эффект высокой кольцевой аркады, что обогащает интерьер и усложняет его пространство. Западное полукружие храма охватывал балкон хоров, куда вела лестница, устроенная в толще юго- западного пилона. Иконостасы и внутренняя отделка утрачены за исключением имитации кессонов на поверхности купола.

4. ИСТОРИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ХРАМА.

Можно сказать, что история возрождения храма совсем короткая, т.к. началась она с 1995 года, когда настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Гудов.(мы уже упоминали об этом).Конечно, одного горячего желания восстановить храм было недостаточно. Главной проблемой стала проблема финансирования строительных работ по восстановлению разрушенного храма. К сожалению, за годы безверия было осквернено и уничтожено слишком много святынь, и восстанавливать всё, рассчитывая только на помощь государства невозможно. Огромную помощь в этом благородном деле оказывают верующие, да и просто неравнодушные люди. Как рассказал нам отец Александр, судьбоносным для его храма стало личное участие Владимира Александровича Ковалёва, который оказал огромную помощь в деле восстановления и возрождения храма. Кроме того, он помог освободить церковную пристройку, в которой долгое время находилась библиотека с. Тёсово.Когда финансовая сторона дела была решена, возникли новые сложности : найти грамотных профессиональных мастеров оказалось очень трудно. Не все мастера брались за столь сложное дело В очередной раз можно восхититься мастерством русских зодчих,которые строили на века при отсутствии таких технических возможностей как в наше время. Но, с божьей помощью, и эти трудности были преодолены.Новый иконостас делали в знаменитом Палехе.

Не менее важно было вернуть в храм прихожан. Учитывая то обстоятельство, что храм сельский и находится на периферии,то и здесь его судьба сложилась удачно – постепенно в храм потянулись прихожане В храм пришли работать хорошие люди : в церковном хоре поют преподаватели Можайской музыкальной школы во главе с её директором. До 2006 года, пока шли строительные работы, богослужения проходили в при храмовой пристройке, где была оборудована домовая церковь ( здесь ранее находилась сельская библиотека). В 2006 году на 300-летие освящения храма в церкви прошёл престольный праздник, первая служба. С этого времени жизнь в храме вошла в обычное русло, а настоятель церкви приглашает в свой храм новых прихожан.

5. Список используемой литературы.

«Можайский уезд Московской губернии(существующие и уничтоженные сельские церкви)».Москва Печатня А.И.Снегирёвой 1907 г. «Исторические материалы о церквах и сёлах ст.» выпуск 10. Москва 1901 г. Протоиерей Олег Пэнэжко «Город Можайск. Храмы Можайского района.».Владимир 2007 г. Материалы,собранные библиотекарем с. Тёсово Облавацкой Л.К. Материалы, предоставленные настоятелем церкви c.Тёсово протоиереем Александром Гудовым.