Святые земли русской. Презентацию подготовил ученик 6 а класса МБОУ СОШ 2 г. Липецка Первеев Михаил.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Преподобный Серафим Саровский « В пребывание его в пустыни вся братия была его учениками ».
Advertisements

Выполнила: Пинчук Варя 9Б класс СОШ 2. Родился преподобный Сергий в окрестностях Ростова Великого около 1314 года. При крещении мальчик был назван Варфоломеем.
Святой - человек, исполненный при земной жизни благочестия и добродетели, после смерти канонизированный церковью и находящийся по церковному учению в раю.
Много раз мальчик в слезах тайно просил Бога послать ему способности к учению. И его молитва была услышана. Отрок Варфоломей священник Сергий Симаков.
700 лет со дня рождения. Преподобный Сергий Радонежский (1314 – 1393) Художник М. В. Нестеров.
МБОУСОШ 60 г. Пенза Учитель начальных классов : Венчакова Александра Васильевна.
Родился в селе Варницы 5 мая 1314 – Умер в Троице-Сергиевом монастыре 25 сентября 1392.
Биография Сергия Радонежского г. Старый Оскол МБС(К)ОУ «С(К)ОШ23» Учитель Юшина Светлана Николаевна.
Он был и именем и духом Серафим; В пустынной тишине весь Богу посвященный: Ему всегда служил, и Бог всегда был с ним, Внимая всем его моленьям вдохновенным…
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой хотел учиться, но грамота не давалась ему. По легенде, Варфоломей очень страдал.
(в миру Варфоломе́й); 3 мая3 мая 1314 (дата условная) 25 сентября 1392) сентября 1392 монах Русской церкви, основательмонахРусской церкви Троицкого.
Сергий Радонежский. Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; 3 мая сентября 1392) монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой.
Исторические основы православной культуры Урок 11 РАДОСТНЫЙ СТАРЕЦ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ.
СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ презентацию подготовила обучающаяся 2 «б» класса МБОУ «Полевской лицей» Вавуло Валерия.
Толковый словарик Угодник – лицо, возведённое в ранг святых за совершённые при жизни особо угодных богу дел. Добродетель – положительное нравственное.
Вопросы для повторения: Почему верующие люди называют природу Божиим творением? Есть ли какая связь понятий «Творец мира» и «Божья тварь»? Как вы считаете,
Родители Сергия Радонежского И гумен земли Русской, основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобный Сергий Радонежский р одился в 1314 году в семье.
Сергий Радонежский Работу выполнил ученик 5 класса Смирнов Вадим.
Серафим Саровский Презентация ученицы 11 Б класса МОУ СОШ 12 Степановой Екатерины.
Исторический портрет Сергия Радонежского Автор: Зайцева Марина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 3 г. Урюпинска Подготовка к ЕГЭ.
Транксрипт:

Святые земли русской

Презентацию подготовил ученик 6 а класса МБОУ СОШ 2 г. Липецка Первеев Михаил

Почитание святых – одна из главных традиций в православной Церкви. Святыми называют тех людей, кто, живя на земле, угодил Богу своей праведной жизнью. Пути святости различны. В Церкви ежедневно отмечается память святых разного чина : апостолов, мучеников, преподобных …

Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы, а затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры ( таковым являлся римлянин Леонид ). За ним последовало почитание выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа ( все знают самого почитаемого у нас святителя Николая Чудотворца ).

С укреплением христианства начали чтить благоверных правителей и правительниц ( таковыми были благоверный князь Александр Невский, сын его Даниил Московский - святой покровитель столицы ) и преподобных монахов ( Сергий Радонежский и Серафим Саровский ).

Александр Невский

Святой князь Александр Невский всегда был одним из любимейших исторических героев нашего народа. Великий князь родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле - Залесском. С ранних лет Александр сопровождал в походах отца. Наступило трудное время в истории Руси : с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались крестоносцы.

Первыми были шведы. Александр долго молился в храме Святой Софии. Выйдя из храма, он укрепил дружину исполненными веры словами : " Не в силе Бог, а в правде. Иные с оружием, иные на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовём !" Александр повёл с молитвой войско на шведов. За победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал Александра Невским.

В 1241 г. молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на Чудском озере.

Имя Александра прославилось по всей Святой Руси. В 1253 г. он отразил набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией. В 1256 г. - ходил в поход в финскую землю. Святой князь Александр Невский и хан Сартак в Орде

Александр нёс свет Евангельской проповеди и православной культуры.

Перед смертью Александр Невский принял монашеский чин. Умирающий Александр Невский принимает монашеский чин.

Смерть наступила 14 ноября 1263 года. Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове : " Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле ".

Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом " чудо дивно и памяти достойно ". Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось на Московском соборе 1547 г. 3 июня 1989 года мощи святого князя Александра Невского были перенесены в Свято - Троицкий собор Александро - Невской лавры.

Свято - Троицкая Александро - Невская Лавра

Памятники Александру Невскому

Серафим Саровский Один из наиболее почитаемых русских святых - Серафим Саровский. Он прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II.

Преподобный Серафим Саровский ( в миру Прохор Исидорович Мошнин ) родился 19 июля 1759 года. Его родители были жителями Курска. В возрасте 7 лет Прохор упал с колокольни строящегося Сергиево - Казанского собора, но остался невредим. Камень, установленный на месте, где с колокольни упал Прохор Мошнин, будущий Серафим Саровский ( город Курск )

В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым : во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы. Мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.

Ещё в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Он с паломниками отправился пешком из Курска в Киев. Старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. 20 ноября 1778 года он пришёл в Саров.

Уже в эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве читал Иисусову молитву. Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним.

Болезнь длилась около трёх лет, но ни разу никто не услышал от него слова ропота. Тогда же Прохору было видение : явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну : « Сей от рода нашего ». Затем она коснулась жезлом бока больного, и он быстро поправился. Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял постриг с именем Серафим. Во время церковных служб он неоднократно видел святых Ангелов.

В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля преподобный Серафим взял благословение и ушёл в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря, в глухой лес. Здесь он предавался уединённым молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, и возвращаясь к себе в келию после литургии.

Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Он выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келии он развёл огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг.

По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.

В летнюю жару он собирал на болоте мох для удобрения огорода ; комары нещадно жалили его, но старец терпел это страдание. Около трёх лет преподобный питался только одной травой с нитью, которая росла вокруг его келии. К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение о том, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии.

К преподобному Серафиму приходили грабители. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. Святой, опустив топор на землю, сказал : « Делайте, что вам надобно ». Разбойники стали его бить, обухом проломили голову, сломали несколько рёбер. Связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келию в поисках денег. Всё сокрушив и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный Серафим, придя в сознание, дополз до келии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь.

Наутро с великим трудом он добрёл до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран. К нему во сне явилась Царица Небесная с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление. Старец ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать.

После смерти настоятеля он взял на себя подвиг молчальничества. Весной 1810 года преподобный Серафим возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил ещё и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве. В этом затворе преподобный Серафим приобрёл высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров прозорливости и чудотворения.

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келии для всех.

Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям : « радость моя, сокровище моё ». Выходя из келии, старец всегда нёс за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал : « Томлю томящего меня ».

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своём любимом детище Дивеевской женской обители. Он был подлинным отцом для сестёр, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. В последние годы жизни преподобного Серафима один исцелённый им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти. Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца.

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришёл в церковь, причастился Святых Таин, после этого благословил братию и сказал, простившись : « Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся ».

Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келии и почувствовал запах гари, исходивший из келли преподобного. В ней всегда горели свечи, и он говорил : « Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром ». Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже без - дыханный. В 1903 году преподобный был причислен к лику святых.

Тихон Задонский

Будущий святитель Тихон Задонский родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской губернии в семье дьячка и назван был Тимофеем. Отец умер так рано, что Тимофей и не помнил его. Мать осталась с шестью детьми : у Тимофея было три брата и две сестры. Позже святитель Тихон рассказывал своему келейнику : "… А как в доме было есть нечего, то я у богатого мужика во весь день, бывало, бороню пашню, чтобы только богатый мужик хлебом накормил ".

Однажды его мать решила устроить ребёнку лучшую жизнь. Неподалёку жил богатый бездетный ямщик. Ему очень нравился маленький Тимофей. И ямщик стал уговаривать мать отдать Тимофея ему. Мать не соглашалась. Но однажды, не имея в доме ни крошки хлеба, повела Тимофея к ямщику. По дороге мать догнал старший сын : " Куда вы ведёте брата ?... Я лучше с сумою по миру пойду, а брата не отдам ямщику - постараемся обучить его грамоте, тогда он может в какой церкви в дьячки или пономари определится !". И мать с сыном вернулись в голодный дом.

В 1738 году Тимофей был записан в Духовную Славянскую школу в Новгороде. В 1740 г. он в числе лучших 200 учеников был устроен на казённый счет в Новгородскую духовную семинарию. Несмотря на все трудности, Тимофей был одним из лучших учеников семинарии. Он так преуспел в греческом языке, что стал его преподавать в этой же семинарии, сам ещё её не окончив ! Весной 1758 года он принял постриг с именем Тихон. Летом 1758 года - был посвящён в иеромонахи. В 1759 г. Тихон был определён ректором Тверской семинарии и учителем богословия.

В 1761 году, в день Пасхи, в Санкт - Петербурге члены Святейшего Синода избирали епископа в Новгород. Посредством жребия предстояло выбрать одного из семи кандидатов. Смоленский епископ предложил приписать также имя Тверского ректора Тихона. Жребий метали три раза, и всякий раз выпадал жребий Тихона. " Верно, Богу так угодно, чтобы он был епископом " - сказал Первоприсутствующий. На Новгородской кафедре святитель Тихон пробыл недолго. 3 февраля 1763 года императрица Екатерина II назначила его епископом Воронежским.

Но не только просвещением был озабочен святитель Тихон. Познав на себе бедность и нужду, всем сердцем он стремился помочь страждущим. По воспоминаниям келейников : " Людям бедным всегда был свободный к нему доступ. Чувствительное сердце его никаким предметом столь страстно не занималось, как вспоможением бедности и утешением скорби ". Народ любил своего пастыря. Про него говорили : " Надо его слушаться - а то он Богу пожалуется ".

Недолгим оказалось служение святителя Тихона в сане епископа Воронежского - всего 4 года и 7 месяцев. Но сделать за это время он успел гораздо больше, чем многие другие и до, и после него. Здоровье же его было совершенно подорвано. Не желая исполнять свои обязанности плохо, он подал прошение об увольнении и о дозволении избрать себе монастырь для проживания. C вятитель Тихон переехал в Толшевский монастырь. Болотистая местность, на которой монастырь был расположен, ещё более ухудшила состояние здоровья святителя, и он вынужден был перебраться в Задонский монастырь.

Св. Епископ Тихон Задонский и Св. Епископ Митрофан Воронежский

Именно из кельи Задонского монастыря просиял на всю страну своими творениями величайший духовный писатель - Тихон Задонский. Многие поколения православных были воспитаны на его книгах " Об истинном христианстве ", " Сокровище духовное, от мира собираемое ", и других. И в наше время книги святителя не только не утратили своего значения, но и приобрели ещё большую актуальность.

Помимо непрестанной молитвы, чтения и написания книг, не оставил святитель Тихон и дел милосердия к ближнему. Келейники вспоминают : " Всю почти свою ежегодную пенсию он употреблял на дела благотворения ; а для себя оставлял самую малую часть …". Из денег и припасов, щедро присылаемых ему богатыми почитателями, он почти всё раздавал нищим, сиротам, вдовам, старикам … " Бедные, слыша о его мило - сердии, стекались к нему со всех сторон, объясняли свои нужды и просили помощи, которую и получали ".

Святитель Тихон всегда помнил о том, что духовная милость выше материальной. Он " имел дар врачевателя язв души, утешителя, мудрого наставника, миротворца ". Не только на словах, на своём собственном примере он показывал, как надо уметь прощать, не обижаться, не осуждать - как безропотно принимать всё, нам посылаемое. Бывало, и ему несладко жилось в обители.

В праздник Рождества Христова 1779 года в последний раз он был в храме на Божественной литургии. 29 января 1782 года святитель составил духовное завещание, в котором, воздав славу Богу за все Его благодеяния к нему, выразил упование на милость Божию и за пределами земной жизни.

Скончался святитель в воскресенье, 13 августа 1783 года. « Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул ». Погребён святитель Тихон был в Задонском Рождество - Богородицком монастыре, где и ныне почивают его мощи. Благодаря многочисленным свидетельствам о чудесах, совершавшихся при его мощах, Тихон Задонский был причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 1861 году.

Сергий Радонежский

В первой половине XIV века возникла знаменитая Троице - Сергиева Лавра. Основатель её преподобный Сергий ( в миру Варфоломей ) был сыном Ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца. Монах молился. Мальчик подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Благодать сошла на Варфоломея : Господь дал ему память и разумение, и он стал легко усваивать книжную мудрость. После этого чуда в юноше ещё более окрепло желание служить только Богу.

Родители удивились перемене сына. Прощаясь, старец предсказал о Преподобном Сергии : " Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа ". С особым усердием Варфоломей стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой. Варфоломей был скромен, тих и молчалив, со всеми был кроток и ласков, никогда не раздражался и обнаруживал повиновение родителям.

После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном поселился в 10 верстах от Радонежа, в глубоком лесу около речки Кончуры. Братья рубили лес своими руками и построили келью и малую церковь. Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия.

Вскоре Стефан оставил брата. Варфоломей же, постриженный в монашестве с именем Сергий, около двух лет был один в лесу. Его терпение и молитва преодолели все трудности. Мимо келии преподобного Сергия целыми стаями пробегали волки, приходили и медведи, но ни один из них не причинял ему вреда. Однажды святой пустынник дал хлеба пришедшему к его келье медведю, и с тех пор зверь стал постоянно навещать преподобного Сергия, который делил с ним свой последний кусок хлеба.

Ещё при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным.

Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространилась и привлекла к нему других иноков, желавших спасаться под его руководством. Они стали просить Сергия принять сан священника и игумена. Сергий долгое время не соглашался.

Жизнь и труды преподобного Сергия в истории русского монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общиножитием. Обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю нужду. Через несколько лет после основания обители около неё стали селиться крестьяне. Невдалеке шла большая дорога к Москве и на север, благодаря чему средства обители стали возрастать, и она стала щедро раздавать милостыню, принимать на своё попечение больных и странников.

Преподобный Сергий. По воду Преподобный Сергий. За хворостом

Митрополит Алексей любил преподобного Сергия, как друга, поручил ему примирять враждовавших князей, возлагал на него важные полномочия и готовил себе в преемники. Но Сергий отказался от этого избрания. Однажды митрополит Алексей хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но Сергий сказал : « От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете ». Он решительно отклонил от себя эту почесть.

Великий князь Дмитрий Иванович, прозванный Донским, чтил преподобного Сергия, как отца, и просил у него благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем. « Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию », сказал ему святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков : Пересвета и Ослябю, которые пали героями в Куликовской битве.

Ещё при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберётся в его обители.

Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания : Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную … 25 сентября 1392 года Сергий скончался. Сергий Радонежский один из самых почитаемых русских святых, ему посвящено большое количество храмов. Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе ( Москва )

Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома, о подвиге тысяч никогда не будет известно … Скрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир. Но в наших силах читать книги, узнавать о жизни святых, почитать их. Каждый может хотя бы в малом уподобиться святым, подражая их делам.

Собор Русских святых