КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С ОПФР, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЛАССАХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Мельникова В.А. – учитель-дефектолог.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов как основа орфографической грамотности» Учитель-логопед Татаринова Н.В. МКДОУ д/с 165 г.Новосибирск.
Advertisements

Развитие речевой деятельности на логопедических занятиях. Логопед Лупилова А.Е.
I этап Развитие фонематического слуха: - узнавание и различение неречевых звуков - узнавание и различение речевых звуков.
Федорова Наталия Александровна, учитель начальных классов «Моделирование в начальных классах на уроках русского языка» МБОУ «Цнинская СОШ 1»
Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н
Логопедическое занятие в старшей группе По теме: Звук [М] и буква М Подготовила и провела Учитель – логопед ГБОУ д/с 1144 Маньшина В.В г.
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа Работу выполнила Раковец Е.П. учитель – логопед ГДОУ 25 г.Ломоносов Петродворцовый район.
Неделя педагогического мастерства ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ.
Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение,
Мастер-класс для воспитателей Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста учитель-логопед Караванова Ирина Анатольевна МБДОУ.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ Добрынина Оксана Валентиновна ГБОУ СОШ 960 ДО
Игровое пособие по автоматизации звуков.
Формирование восприятия О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К О Г.
Барчугова Елена Александровна учитель-логопед МБОУ «СОШ 18» г.Череповец.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Дидактические игры и упражнения по теме «Звуковой анализ слова» Учитель-логопед Нагорная Елена Викторовна, детский сад «Звёздочка», г Ершов, Саратовская.
Аналитико-синтетический метод обучения грамоте и его особенности в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Что должен знать взрослый, начиная обучать ребёнка основам грамоты.
Подготовила учитель-логопед МБСКОУ СКО школы-интернат VIII вида: Базаева Ю.Ю. г. Шатура.
Обучение звуковому анализу слов детей старшего дошкольного возраста.
Транксрипт:

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С ОПФР, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЛАССАХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Мельникова В.А. – учитель-дефектолог высшей категории, учитель начальных классов высшей категории Рогачевский район, Гомельская область

Игра «Телеграфист» (отстукивание ритмов по образцу или графической схеме): - симметричных - !! !! !! !!, !!! !!! !!!; - ассиметричных - ! !!, !! !, !! ! !, ! !!!, !! !!!. Узнавание слова по ритмическому рисунку: учитель отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло быть слово (игра «Телеграф») - та – дом, том, рак, так, кот, ком, дым, сом, сын; - та - та – коза, лиса, рама, каша, роза; - та - та - та – малина, машина, калина, корова. Деление слов на слоги с отхлопыванием слоговой структуры слова, подсчет количества слогов в слове. Игра «Телеграф»: - собери слово (Слоги называются с паузами, например, мо-ло-ко); - собери слово (Называется слог, пауза заполняется интерферирующей речевой продукцией отвлекающей и затрудняющей удерживать слог в памяти. Например, первый слог МО, за ним идет слог ЛО, после него следует КО (МОЛОКО)); - собери слово (Учитель «кидает» слоги в корзинку одному из детей, называя их в неправильном порядке, ребенок собирает слово) КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха Письмо с помощью пальчиков В пальчиковом письме работают указательный и средний пальцы правой руки. это два пальца, э это один палец. При письме пальчики становятся контролерами. Они не позволяют написать лишнюю букву или, наоборот, потерять ее. Большую помощь «пальчики» оказывают при письме таких слов, где е, ё, ю, я в слабой позиции или Ъ и Ь. Алгоритм письма не должен отличаться от алгоритма чтения. Письмо и чтение должно быть орфографическим.

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха Артикуляция гласных

Детям предлагаются следующие задания: - произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике; - произнести звук О столько раз, сколько раз учитель хлопнул в ладоши; - пропивание серий звуков с четкой артикуляцией, повто­рение звуков за учителем, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО; -чтение рядов гласных на основе артикуляционных схем; выделение ударного звука: АУА, АУА, АУА; - узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их учителем; - отстукивание ритма с определенным звуком, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; АА- АА; ААА-АА; -повторение пар, троек и большее количество звуков ребенком за учителем, от более контрастных к менее контрастным; А-ИА-И-ОУ-Э-А-И А-УИ-О-ЫА-И-О-Ы И-ОУ-А-ИЭ-У-А-И Коррекционная работа по развитию фонематического слуха

Формирование слоговой структуры на основе звуковых упражнений Включение звуковых упражнений в структуру уроков в период «Введения в школьную жизнь» помогут ребенку с ОПФР войти в мир чтения. В ходе проведения специальных упражнений используйте артикуляционно-слуховой метод обучения. Помните, для успешного введения ребенка в мир звуков, избегайте приема называния буквы (ЭР, ЭС, ТЭ, ЭМ), называйте звук (Р, С, М, Н). Если ребенок с ОПФР с трудом запоминает буквы, не стремитесь к тому, что бы он запомнил весь алфавит специальных звуковых упражнений будет достаточно букв, произносимых только как звук (А О У Ы И). Согласные выбираются те, которые хорошо знакомы ученику, например, М, Р, Л. В данной системе упражнений основное значение имеют не буквы, а звуки, умение их слышать, различать на слух и правильно произносить. Упражнение «Учимся слышать и произносить звук» Ученики с ОПФР учится слушать и произносить звуки. Учитель читает ребёнку стишок, а он произносит за ним лишь звуки, данные в скобках. Совсем не обязательно заучивать все стишки наизусть. Важно научить ученика акцентировать внимание на отдельных звуках, на умении произносить и слышать их. - Пролетел веселый жук (Ж – Ж - Ж) - Зашумел в воде камыш ( Ш-Ш-Ш ) - Шуршит опавший лист ( Ш-Ш-Ш ) - Змеиный слышен свист ( С-С-С ) - Моторы тарахтят (Р-Р-Р ) - Самолёт летит: (Л-Л-Л ) - Автомобиль гудит: ( В-В-В )

Формирование слоговой структуры на основе звуковых упражнений Упражнение Учимся различать звуки по слуху (твёрдые и мягкие). На этом этапе при проведении звуковых упражнений формируется навык дифференциации твердых и мягких звуков. Это важный этап для дальнейшего процесса чтения и звукового анализа слова. Упражнение 1. Учитель читает стишок: Два самолёта мы с тобой Ты маленький, а я большой. Большом гудит, большой ревёт. Звук (ЛЛЛ) его в полёт зовет. Он твердо произносится И в небо прямо просится. А маленький гудит не гак, Он мягкий звук издать мастак: (ЛЛЛ(ь)) - звук несётся от него. Взлетает тоже высоко! - Как гудит большой самолет? (ЛЛЛ) – отвечает ученик. - А как гудит маленький самолетик? (ЛЛЛ(ь)) – отвечает ученик. - Правильно, большой самолёт гудит твердо (ЛЛЛ), а маленький самолётик гудит мягко (ЛЛЛ(ь)).

Формирование слоговой структуры на основе звуковых упражнений Упражнение 2. Игра в звуковые пары: "Большой и маленький" 2 комарика: (333) - твёрдо звенит большой комарик: (ЗЗЗ(ь)) - мягко звенит маленький комарик. 2 машины: (ВВВ) - твердо гудит большая машина; (ВВВ(ь)) - мягко гудит маленькая машина. 2 трактора: (РРР)- твердо тарахтит большой трактор. (РРР(ь)) - мягко тарахтит маленький трактор. 2 шарика: Лопнули 2 шарика - большой и маленький. У большого шарика" воздух выходит твердо (ССС). А у маленького шарика мягко (ССС(ь)).

Формирование слоговой структуры на основе звуковых упражнений Упражнение «Учимся различать звуки по слуху (гласные и согласные) Это самая важная серия звуковых упражнений, так как именно умение различать гласные и согласные звуки откроет ученику с ОПФР путь к словообразованию. Дидактическая сказка " Жили-были звуки " Целевое задание этой серии занятий посвящено исследованию самим ребёнком своего речевого аппарата и формированию умения различать звуки гласные и согласные. Сложное задание! Не пугайтесь, засеките время, именно через 10 минут Ваш ученик сможет отличить звуки гласные от согласных, а поможет ему в этом дидактическая сказка "Жили-были звуки". Итак, рассказываем сказку. Учительница в руках держит 2 карточки: одна синего цвета, другая - красного. "Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик у них вот какой хороший (покажи, раскрой ротик). Есть потолок (потрогай языком, нашёл потолок в своём домике, да?), добивайтесь, чтобы ученики потрогали языком верхнее нёбо. Пол - нижнее нёбо, двери - губы (сомкнуть, разомкнуть - чем не двери у домика звуков?). Есть даже костяные решетки для прочности - зубки сомкнуть и разомкнуть. Все эти операции делайте вместе с учениками, сопровождая этими упражнениями свой рассказ. …И всё было бы хорошо, да поселился в нём Змей Горыныч (пошевелите кончиком языка и ученик пусть сделает-то же самое)…И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускал свободно, вот так-повторяй за мной: ( А ), ( О ), ( У ), ( Ы ), ( И ). Эти звуки проходили свободно и носили вот такие красные платьица (покажите малышу красную карточку). А на пути других звуков Змей Горыныч строил разные преграды: то двери на пути закрывал ( М-М-М ). Попробуй сам -- чувствуешь, как звуку ( М ) двери-губки мешают пройти? То к потолку Змей Горыныч прижимает звук (Т). Попробуй сам, чувствуешь, как прижимает к потолку? Не свободно проходит этот звук. То заставляет Змей Горыныч звуки шипеть ( Ш ), фыркать ( Ф ), свистеть ( С ), хрипеть ( Х ). То бьёт Змей Горыныч хвостом звук (Р). Попробуй - трещит язычок? Произнеси ещё разок. Вот видишь, эти звуки не свободно приходят через рот и носят вот такие синие платьица (показывает ученику синюю карточку). Возьми это платьице и давай со мной произнесём эти звуки ( РРР) (ССС), (М), (Т), (XXX), (ШШШ) (ФФФ).

Упражнение «Чтение слоговой таблицы» Это уникальная табличка! По ней можно читать, если только ты уже умеешь читать одну букву и по две буквы вместе, т. е слог. И даже если учащиеся с ОПФР ещё не знают всех букв, можно учиться читать по неполной табличке, т. е. табличке, составленной на основе только знакомых ученику букв (для каждого ребенка это будет индивидуальная табличка). В варианте, если ученик не знает ни одной буквы, учитель артикулирует звук согласный, а гласный произносит без голоса и просит ученика произнести на основе наблюдения за артикуляцией полный слог, при этом произносит «Читаем на А (О, У, Ы, И)» А О У Ы И ММЬМАМОМУМЫМИ РРЬРАРОРУРЫРИ ЛЛЬЛАЛОЛУЛЫЛИ ННЬНАНОНУНЫНИ ККЬКАКОКУ КИ ТТЬТАТОТУТЫТИ ССЬСАСОСУСЫСИ Ш ШАШОШУ ШИ Формирование слоговой структуры на основе звуковых упражнений

Звуковые упражнения с краткой таблицей Игровое упражнение «Большой- маленький». Учитель называет звуки как большой медведь – твердо, ученики этот же звук называют как маленький медвежонок – мягко. Затем роли меняются. Дети – большие медведи, учитель – маленький медведь. Чтение слогов по вертикали. Инструкция «Всё читаем на А (О, У, Ы, И)». Чтение слогов по горизонтали. Инструкция «Читаем букву (М) на А (О, У, Ы, И)». Читаем слоги вразброс. Инструкция «Читаем слоги по указке учителя», «Отыщи в таблице слог (МА) и т.д.», «Отыщи слог (Ша) и (РЫ). Что получилось?» Чтение несложных слов (РА МА), (ЛУ НА), (НА ТА) и т.д. Чтение простых предложений (МЫ МА ЛЫ), (У НА С ША РЫ) и т.д.

Формирование слоговой структуры на основе звуковых упражнений АУОЫИ ННАНУНОНЫНИНЬ ММАМУМОМЫМИМЬ ТТАТУТОТЫТИТЬ ККАКУКО-КИКЬ ХХАХУХО-ХИХЬ ББАБУБОБЫБИБЬ ВВАВУВОВЫВИВЬ ГГАГУГО-ГИГЬ ДДАДУДОДЫДИДЬ ЗЗАЗУЗОЗЫЗИЗЬ ЛЛАЛУЛОЛЫЛИЛЬ ППАПУПОПЫПИПЬ РРАРУРОРЫРИРЬ ССАСУСОСЫСИСЬ ФФАФУФОФЫФИФЬ Таблица 2. Чтение по большой неполной таблице (варианты заданий такие же, как и на маленькой таблице)

Формирование слоговой структуры на основе звуковых упражнений ЭЕЭЕ АЯАЯ ОЁОЁ УЮУЮ ННЕНЯНЁНЮ ММЕМЯМЁМЮ ТТЕТЯТЁТЮ ККЕ-КЁ- ХХЕ--- ББЕБЯБЁБЮ ВВЕВЯВЁВЮ ГГЕ-ГЁ- ДДЕДЯДЁДЮ ЗЗЕЗЯЗЁЗЮ ЛЛЕЛЯЛЁЛЮ ППЕПЯПЁПЮ РРЕРЯРЁРЮ ССЕСЯСЁСЮ ФФЕФЯФЁФЮ Таблица 3. Чтение по большой неполной таблице (варианты заданий такие же, как и на маленькой таблице) Таблица 4. Чтение по полной таблице (варианты заданий такие же, как и на маленькой таблице

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха Многократное произнесение учеником слова вслух, затем звуковой анализ слова с составлением из букв, чтение слова с отбиванием слогового ритма, запись слова. Запись слов с проговариванием (для детей с сохранным звукопроизношением). Составление условно-графических схем. Запись слов с опорой на схему. Заполнение пропущенных букв в словах. Произношение слов по слогам под такт, отбиваемый рукой, последующей записью также под такт. Подсчет количества звуков и букв в слове до его записи и обозначение количества звуков и букв цифрой под словом. Упражнения на преобразование слов: - подстановочные упражнения - сор – сыр – сон сын – сом; - обратные трансформационные упражнения - кот – ток, сон – нос, мок – ком; - упражнения на добавление в начале, конце, середине слова буквы, которая меняет смысл слова - рот – крот, сор – сорт, пар – парк, сор - спорт, дача – сдача, шар – шарф, метр – метро. - упражнения на исключение буквы в слове коса – оса, брак – рак, ствол – стол, столб – стол, трубач – труба, шутки – утки, экран – кран, моряк – моря. - упражнения на перестановку букв и слов в слове - марка – рамка, рады – дыра, лоси – соли, наши - шина, насос – сосна.

Коррекционные приемы работы, увеличивающие скорость чтения Чтение согласных Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда: Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу. Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у]. БТМПВЧФКНШЛЖЦСЗ КЛПФХЧШБРПТСТКЛ МНДГИКТФТРМГНЖЗ ВДГМКТФРМГСБВМН ПКЗРМГБФКЗРДВТБ ЗСЧКТФЩБСДЖЛЛМН ДГРТКНСБМНКЗХФЧ ТРГХКЗВФПЛДЖТМС МХСФКНГШЩЖВДБВТ БСЛРЛЦМНГНЗВХМБ ЧБСТПРШЗКМГБСЧЖ ФЩМГЗКЗЧДЛТБСЗХ КПШЗКРХСМНГЖВДБ РМПТЛБМЗВСДЛВЖЗ ВГНБНЖТСДШЖСНКГ

УДАЧИ В РАБОТЕ